трансляция опыта

17.01.2014год  Педсовет:  "Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность"

11.12.2014год РМО: " Разработка диагностического инструментария для выявления прфессиональных затруднений педагогов  в период перехода на ФГОС ДО. Организация стартовой психологической диагностики педагогов"

05.11.2015год РМО: " Семья и школа. Новые проблемы , пути решения и пути сотрудничества в вопросах внедрения ФГОС НОО и ФГОС ДО"                                               

18.03.2016год РМО завкдующих ДОУ: Семинар-практикум " Индивидуализация как условие эффективной реализации ФГОС ДО"

23.04.2018год РМО " Педагог и ребенок: барьеры в общении" " Приемы эффективного взаимодействия с детьми"

 28.10.2014год "Ярмарка пкдагогических идей"

7.09.2017год Педсовет:Событие, как средство формирования социальной компетентности старших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Так, оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа. Именно операции с множествами являются той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического материала мы определяем  на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизируем  умственную деятельность, заинтересовываем математическим материалом, увлекаем и развлекаем детей, развиваем ум, расширяем, углубляем математические представления, закрепляем полученные знания и умения, упражняем в применении их в других видах деятельности.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Дидактические игры включаются  непосредственно в содержание занятий по математическому развитию  как одно из средств реализации программных задач. Они могут быть использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, мы все занятия проводим в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного материала. В средней группе на занятиях по математическому развитию после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств геометрических фигур используем игру. На занятих по математическому развитию широко применяем разнообразные дидактические игровые упражнения. В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводим упражнение “Помоги Незнайке найти и исправить ошибку”.

В своей работе мы используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры “Как найти такой же узор”, “Сложи квадрат”, “Каждую фигуру на свое место”, “Подбери по форме”, “Чудесный мешочек”, “Кто больше назовет”.

Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры мы обращаем внимание  на присутствие на занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество логических задач и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Я предлагаю использовать игру «Кармашки с секретом».

Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) или цифр (от 1 до 5).

Задачи:

Закрепить умение узнавать на ощупь геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Закрепить умение узнавать на ощупь цифры и называть их (от 1 до 5)

Формировать умение оценивать расположение фигур и цифр.

Формировать пространственную ориентировку.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать тактильное восприятие, внимания.

Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры:

Ребенку предлагаются все кармашки с вложенными в них карточками.

Воспитатель: ребята посмотрите, что я вам принесла. Это кармашки с секретом. Вы хотите узнать в чем секрет?

Дети: Да

Все вкладыши достаются, рассматриваются

Воспитатель: ребята скажите что вы видите?

Дети: разные фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, цифры – одни, два, три, четыре.

Воспитатель: правильно. А из чего сделаны фигуры и цифры.

Дети: из пуговиц.

Воспитатель: да, ребята, все выложено из пуговичек. Ощупайте из своими пальчиками. Какие пуговки?

Дети: гладкие, круглые, большие, маленькие, разного цвета

Воспитатель: Как вы думаете, а если у вас будут закрыты глаза с помощью чего вы сможете узнать что изображено на карточке?

Дети: с помощью пальчиков.

Воспитатель: правильно. Давайте попробуем, узнать с закрытыми глазами, что изображено на карточке.  Закрывайте свои глазки (дети обследуют карточки с закрытыми глазами). А теперь положите карточку на стол пуговками вниз, откройте глазки и скажите, кто догадался, что изображено у него на карточке?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: а теперь переверните карточки и проверьте, правильный ли вы дали ответ.

Дети переворачивают карточки, убеждаются в правильности или неправильности своего ответа.

Воспитатель: Вам легко было догадаться что изображено на вашей карточке?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, когда мы ничего не видим нам не так то просто. Глаза и руки – это то, с помощью чего мы познаем мир, который окружает  нас. Есть люди, которые лишены зрения – слепые. Эти люди очень умело пользуются своими руками, они даже читают с помощью пальцев. Книги для чтения представляют собой листы с выпуклыми рисунками, обследуя их пальцами  – они узнают буквы и составляют из них слова. Но хоть наши с вами глаза и хорошо видят, наши пальчики тоже стоит приучить узнавать кое-что на ощупь. Вы хотите, чтоб ваши пальчики тоже были умными?

Дети: ответ детей

Воспитатель: Я  вам предлагаю усложнить задачу. Давайте поместим наши карточки в кармашки из ткани, перемешаем их. Возьмите себе любой кармашек и попробуйте с помощью ваших ловких и умных пальчиков отгадать, что изображено на вашей карточке.

Дети обследуют карточку через ткань и называют то, что по их мнению изображено на карточке.

Воспитатель: давайте достанем карточки из кармашков и проверим правильные ли ответы вы дали.

Дети достают карточки и сравнивают свой ответ с изображением.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы быстро научились узнавать фигуры и цифры на ощупь. А теперь я хочу попросить вас положить кармашки на стол. А ты, Миша, найди среди всех кармашков тот, на котором изображен треугольник.

Миша обследует по очереди все кармашки, пока не найдет карточку с треугольником. Сережа, проверь действительно ли у Миши карточка с треугольником (возможны два способа проверки: достать карточку из кармашка или так же обследовать её на ощупь. Ребенок должен сам выбрать способ проверки и проверить ответ).

Воспитатель: ребята, а кто скажет мне, что бывает треугольной формы?

Дети: флажок, тарелка, платок и т.д.

Воспитатель: молодцы, как много вы знаете предметов треугольной формы.

Аналогичная работа проводится со всеми остальными карточками.

Эту игру можно немного изменить и тогда вы со своими детками можете получить гораздо больше удовольствия, от времени, проведенного вместе.

 Вариативность:

- отгадай на ощупь и назови

- отгадай на ощупь и найди пару

- отгадай на ощупь, и назови предмет такой же формы

Примечание: подобная игра может быть использована в работе и с более старшими по возрасту детьми, необходимо лишь увеличить число фигур (добавить овал, трапецию, ромб и т.д.) и цифр (до 10).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ярмарка педагогических идей 2014 Д идактическая игра по познавательному развитию « Кармашки с секретом» В ыполнила: воспитатель средней группы д/с « Ручеек» Городилова Татьяна Александровна

Слайд 2

Игра и мышление- основополагающие понятия в математическом развитии дошкольников. Л. С. Выготский

Слайд 3

Задачи по ФЭМП в средней группе -учить различать из каких частей составлена группа предметов - учить считать до 5 - учить различать и называть фигуры - учить находить в окружающей обстановке предметы похожие на фигуры - учить раскладывать предметы разной величины в убывающем и прибывающем порядке - учить определять направление движения от себя - учить определять части суток - учить определять правую и левую руку

Слайд 4

Принципы обучения математике - наглядность - деятельный подход - систематичность и последовательность - прочность - постоянная повторяемость - научность - доступность - развивающее обучение

Слайд 5

НОД образовательная область познание

Слайд 7

Игра « Кармашки с секретом»

Слайд 8

Цель игры: закрепить умение узнавать цифры и фигуры на ощупь и называть их.

Слайд 9

Ход игры: рассматривание.

Слайд 10

Ощупывание карточек

Слайд 11

Отгадывание фигур и цифр

Слайд 12

Усложнение задачи- отгадывание через ткань

Слайд 13

Проверка правильности

Слайд 14

Вариативность игры: угадай на ощупь и найди предмет такой же формы

Слайд 15

Вариативность игры: угадай на ощупь и найди пару.

Слайд 16

Вариативность игры: ориентация положения карточки( слева- справа, внизу вверху)

Слайд 17

Можно использовать в младшей группе

Слайд 18

С пасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад «Ручеек» 

р. п. Шаранга

Доклад

«Игра, как  условие и средство повышения качества

образования в ДОУ»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ д/с «Ручеек»

Городилова Т.А.

р.п. Шаранга

2014г.

         Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те качества и стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Кроме того, хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

            В жизни дошкольника игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. В современных условиях особый акцент следует сделать на роли игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.

          Известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса  в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые игры детям, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

            Анализ воспитательной работы в ДОУ показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Это отставание связано с разными причинами, но недостатки руководства игрой и слабая связь игры с жизненным опытом детей имеют один и тот же результат: дети не умеют играть. Попытки помочь им путем разучивания с ними ролевых действий, придумывания сюжетов не решают главного: остается несформированной  сама игровая деятельность, и, разумеется, не проявляется желания играть. Плохо играющие дошкольники, ждущие от взрослого подсказки каждого очередного действия,- это, как правило, те дети, у которых не сформирована  психологическая деятельностная основа игры ( видимость игры можно создать, научив ребенка игровым умениям, органически не связанным с необходимыми мотивами), либо те дети, которые в обстановке менторского руководства теряют инициативу.

        Кроме того, нельзя считать, что полноценная в воспитательном отношении игра может развиваться без влияния среды и определенного руководства со стороны воспитателя. Без знания внутренних закономерностей развития  игры как деятельности  попытки управлять ею могут разрушить ее естественные механизмы. Взрослому не менее важно знать и сам процесс протекания игровой деятельности. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к творческому отображению действительности.

      Остановимся подробнее на содержании метода комплексного руководства, направленного на формирование игровой деятельности.

1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально- нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план

 для усвоения детьми способов воспроизведения в игре действительности используются обучающие игры. Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний. Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта детям во время естественного общения.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное , творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметную среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных способов решения игровых задач. Для этого воспитатель организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

      Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста.

           Рассмотрение руководства детской игрой подвело нас к рассмотрению классификации детских игр.

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка:

 а)  игры – экспериментирования:

 - с природными объектами (с 4 лет)

 - с животными и людьми (с 5 лет)

- общение с людьми ( с 1,5 лет)

- со спец. игрушками для экспериментирования (с 1,5 лет)

 б) сюжетные самодеятельные игры:

- сюжетно-отобразительные (с 2 лет)

- сюжетно-ролевые (с 3 лет)

- режиссерские (с 4 лет)

- театрализованные ( с 5 лет)

2. Игры, связанные с исходной инициативой взрослого:

а) обучающие игры :

- автодидактические-предметные (с 1,5 лет)

- сюжетно-дидактические (с 2 лет)

- подвижные ( с 2 лет)

- музыкальные (с 2 лет)

- учебно-предметно-дидактические ( с 4 лет)

б) досуговые игры:

- интеллектуальные (с 5 лет)

- забавы ( с 2 лет)

- развлечения (с 3 лет)

- театральные (с 5 лет)

- празднично-карнавальные (с 3 лет)

- компьютерные (с 4 лет)

3. Игры народные, идущие от исторических традиций этноса:

а) обрядовые игры:

- культовые (с 7 лет)

- семейные ( с 3 лет)

- сезонные (с 3 лет)

б) тренинговые игры:

- интеллектуальные (с 5 лет)

- сенсомоторные ( с1,5 лет)

- адаптивные ( с 3 лет)

в) досуговые игры:

- игрища (с 6 лет)

- тихие ( с 1,5 лет)

- забавляющие (с 1,5 лет)

- развлекающие (с 3 лет)

        Таким образом, необходимо пропорциональное сочетание в воспитательном процессе разных видов игр для обеспечения всестороннего развития детей.

«Методика организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

           Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. Задача педагога ненавязчиво, не нарушая игру и не вмешиваясь в неё способствовать формированию в детях положительных чувств и побуждений. Пока идет обсуждение сюжета игры и дети не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ.

         Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он  должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям как к действующим лицам. Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе и  стать его активным членом. В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в игре не вызывает никакой тревоги педагога.

        Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мы категорически возражаем против деления детей на активных и пассивных. Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, воспитатель должен понять его интересы и при поддержке воспитателя можно видеть, как расцветают его творческие способности, организаторские умения. Во время игры от воспитателя требуется наблюдательность и находчивость, чтобы воспитать у детей уважение к взрослым и сверстникам.

          Умение считаться с мнением других ребят, отвлечь от подражания другому. Иногда у детей возникают любопытные споры о том, как ведет себя герой игры в жизни или как на самом деле устроена машина. Такие споры полезны для уточнения представления детей, воспитания в них любознательности.

         Воспитатель должен постараться каждого ребенка привлекать к коллективным играм, объясняя и показывая, что играть вместе интересно.

Методика организации игровой деятельности в каждой возрастной группе имеет свои особенности.

           В младших группах воспитатель сам организует игру и становится как правило её участником, чтобы своим примером показывать детям, как овладевать навыком совместной игры и прививать им навык и умение обращения с игрушками. Такой метод руководства помогает педагогу сблизиться с ребенком, найти к нему подход и реализовать обучающие задачи. Обязательно чередовать подвижные и спокойные игры.

         В старших группах методика организационно-игровой деятельности носит другой характер. Хотя детям и предоставляется самостоятельность в выборе игры и её организации, но за этой самостоятельностью скрывается напряженная работа педагога, и его роль в руководстве игрой не менее активна и ответственна.

         Методически правильно организованная игровая деятельность предусматривает правильный подбор воспитателем игрушек в групповой комнате. Для творческих игр должно быть много игрушек, передающих образ человека, животного, машины. Правильно подобранные игрушки побуждают к игре, помогают осуществить задуманное. В игре много воображаемого, но действия и переживания ребенка всегда реальны. При наличии игрушечных животных, групповая превращается в зоопарк или цирк.

         Методически правильно располагать игрушки, так, чтобы они были доступны детям и располагали и даже подталкивали ребенка для начала с ними игрового действия.

В формировании поведенческой модели в социуме огромную роль играют у детей сюжетно-ролевые игры. В старшей-подготовительной группе дети осваивают за год до 10 игр, в которых учатся дружескому отношению друг к другу, умению считаться с мнением других, вежливости, умению вести диалог, а также математическим способностям (игра «Магазин — продукты»), умение составлять описательный рассказ (игра «Магазин — игрушки»).

         Но для этого должна быть правильно выстроена методика организации, а именно:

1.    Заинтересовать детей этой игрой

а) внести новые игрушки или хотя бы одну игрушку, а затем подключить к игре уже имеющиеся игрушки (магазин игрушек — внести нового мишку, а другие игрушки подключить к игре.

б) готовить поделки для игры — конфеты (завернуть в старые фантики пластилин и т.д.)

2. Побуждать детей действовать самостоятельно, творчески, постепенно усложняя задания.

3. Побуждать применять в играх знания, умения и навыки, полученные в процессе познавательного развития, а также другой непрерывно непосредственно образовательной деятельности.

Литература

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика- Синтез, 2006.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.,

3. Игра дошкольника/ под ред. С.Л.Новоселовой. - М.:Просвещение, 1989.

4. Воспитание детей в игре/Сост.А.К.Бондаренко.- М.:Просвещение, 1983.



Предварительный просмотр:

«ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ» И «ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ»

Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. И ребенок нуждается в таком отношении не менее, чем взрослый.

Однако, нередко можно услышать от родителей следующее обращение в адрес своего ребенка: «Если ты будешь хорошо себя вести, я заберу тебя из детского сада пораньше». Или же: «Какой ты бездельник! Будешь работать дворником! «.

Трехлетний Ваня очень старался вести себя «хорошо» в детском саду — чтобы мама забрала его пораньше. Сдерживая слезы, он ел, занимался общими делами, гулял, первым ложился спать. Но даже постороннему человеку было видно, в каком эмоциональном напряжении находился этот малыш! И однажды утром он взмолился: «Мамочка, я умираю, пожалуйста, не веди меня в детский сад!».

Малышу сложно высказать свои чувства, он очень нуждается в принятии и поддержке, прежде всего, своих близких.

Безусловно принимать ребенка (применительно к любому человеку) — значит принимать без условий; любить его не за какие-то определенные заслуги или желательное поведение, а просто за то, что он есть.

Способность педагога к безусловному принятию детей — это, в первую очередь, учет индивидуальности ребенка, примерно в таком смысловом контексте: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть, а не подгоняю под какие-то рамки».

Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей (А.Маслоу). Ее удовлетворение — необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам небезразличен, нужен, важен, что он просто хороший. «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься» и пр. Кроме речевого сообщения, важную роль играет улыбка, интонация, взгляд, прикосновение.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать свое недовольство только отдельными, конкретными поступками ребенка, но не его личностью в целом. Не менее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную категорию. Сравните приведенные ниже реплики.

Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую машинку») — и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).

Временной язык: «Сегодня у тебя не получилось прыгать на скакалке» — и постоянный язык: «У тебя никогда ничего не получается!».

«Язык принятия»:

«Язык непринятия»:

оценка поступка, а не личности

отказ от объяснений

похвала

негативная оценка личности

комплимент

уравнение не в лучшую сторону

временной язык

постоянный язык

ласковые слова, поддержка

указание на несоответствие родительским ожиданиям

выражение заинтересованности

игнорирование

сравнение с самим собой

команды

одобрение

приказы

согласие

подчеркивание неудачи

позитивные телесные контакты

оскорбление

улыбка

угроза

контакт глаз

наказание

доброжелательные интонации

«жёсткая» мимика

эмоциональное присоединение

угрожающие позы

поощрение

негативные интонации

выражение своих чувств

 

отражение чувств ребенка

 

В таблицу попали вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) проявления «языка принятия» и «языка непринятия», так как от невербального оформления нашей речи зависит то, как воспримут наши слова другие люди [25].

Очень важно также не запрещать ребенку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию. Например, малыш, рассказывая о ссоре со своим приятелем по детскому саду, заявляет: «Я ненавижу Сашку!».

Запрет на чувства: «Ты знаешь, что ненависть — очень плохое чувство? Ты не должен никого ненавидеть. Тебе может просто что-то или кто-то не нравиться». Принятие чувств, попытка прояснить ситуацию: «Я вижу, ты расстроен (сердишься). Что между вами произошло?».

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребенком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

Э.Фромм еще в 50-е годы прошлого столетия писал о важности как безусловной, так и условной любви. Ребенка необходимо поощрять, за то и еще за что-то, тем самым показывая ему важность каких-то его проявлений. В первые годы жизни ребенку необходима всепоглощающая любовь матери, ее безусловное принятие, которое впоследствии формирует доверие к миру и чувство уверенности в себе. По мере взросления, ребенка следует учить соотносить поведение с социальными требованиями и запретами.

Вряд ли возможно быть абсолютно принимающим родителем, а тем более воспитателем. Это качество, скорее, относительно. У каждого человека существует определенная сфера принятия ребенка и сфера непринятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком, зависит от многих факторов, в частности:

  • от личности взрослого (родителя, воспитателя) — его характера, темперамента, ожиданий к ребенку, стереотипов в воспитании, собственного детского опыта и отношения к родителям;
  • личности ребенка — его воспитуемости, болезненности, способности, к научению, интеллекта, активности и др.;
  • особенностей ситуации — присутствия других людей, ситуации экзамена, проверки каких-либо знаний, появления новых членов семьи и т. д. Таким образом, если взрослый чаще пребывает в состоянии принятия ребенка, можно вести речь об относительном принятии, и наоборот, если для него наиболее характерны чувства, связанные с непринятием ребенка, то он, скорее всего, транслирует непринимающую позицию [25].

Задание для самоанализа:

В течение 2-3 дней проанализируйте свое общение с детьми. Каким образом вы проявляете свое положительное отношение к ним? Сколько раз вы обратились к ним с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Важно не только количественное соотношение, но и качественный анализ высказываний. Если отрицательные обращения перевешивают число положительных, то с общением у вас не все благополучно [6].

Задания практические:

1. Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», обсуждает вербальные и невербальные их проявления. Можно предложить каждому участнику сказать какую-либо фразу от лица ребенка, а члены группы и ведущий записывают фразу сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Участник, в роли ребенка, делится чувствами, которые вызывает у него то или иное высказывание.

В ходе выполнения этого упражнения важно акцентировать различие между принятием и согласием. Легко продемонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его как личность, считаетесь с ним, хотя имеете иную точку зрения.

2. Обсудите с детьми слово «комплимент» и скажите друг другу что-нибудь комплиментарное.

4. Используйте в общении с детьми элементы телесной терапии, такие, как: поглаживание перед сном, дружелюбное или ободряющее прикосновение; можно обнять ребенка при встрече (особенно это важно для малышей) или взять на руки. Это благоприятно влияет на детей и укрепляет ваши отношения, ведь телесный контакт возможен только при условии взаимного доверия и расположения.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык Принятия Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не даются от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Китайская пословица говорит: «мы можем стать умнее тремя путями: -путем опыта-это самый горький путь, -путем подражания-это самый легкий путь, -путем размышления-это самый благородный путь» Этот благородный путь и приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Слайд 2

Принятие Принятие-безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка- значит ценит его не за то, что он красивый. Умный, способный. Помощник и так далее, а просто так , за то, что он есть!

Слайд 3

Язык принятия Контакт глаз, приветливый взгляд. Доброжелательные приветливые интонации. Улыбка. Позитивные телесные контакты(поглаживание, прикосновение). Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности. Одобрение ,похвала, комплимент.

Слайд 4

Понимание Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.

Слайд 5

Поддержка Поддержка-это процесс, в котором: Взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки; Помогает ребенку поверить в себя и свои способности; Помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает при неудачах.

Слайд 6

Поддержка Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно: Забыть о прошлых неудачах ребенка, Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он вправится с данной задачей; Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха; Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Слайд 7

Язык принятия Оценка поступка, а не личности. Похвала. Комплимент. Временной язык. Ласковые слова, поддержка. Выражение заинтересованности. Сравнение с самим собой. Одобрение, согласие. Позитивные телесные контакты. Улыбка, контакт глаз. Доброжелательные интонации. Эмоциональное присоединение. Поощрение. Выражение своих чувств. Отражение чувств ребенка.

Слайд 8

Язык неприятия Отказ от объяснений. Негативная оценка личности. Уравнение не лучшую сторону. Постоянный язык, игнорирование, команды, приказы. Указание на несоответствие ожиданиям. Подчеркивание неудачи. Оскорбление, угроза, наказание. Жесткая мимика. Угрожающие позы. Негативные интонации.

Слайд 9

Позиция «рядом» Поддержка в трудной ситуации. Оценка поступка(мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушкой). «временный» язык(сегодня у тебя это задание не получилось). Положительные оценки, ласковые слова. Обращение по имени, использование ласковых форм.

Слайд 10

Позиция «над» Критика, высмеивание, подчеркивание неудач. Негативная оценка(ты очень плохой мальчик). «постоянный язык» (у тебя никогда ничего не получается как следует). Обсуждение поведения ребенка в присутствии других. Негативные оценки, высказывания. Команды, приказы. Придумывание прозвищ. Подчеркивание промахов.

Слайд 11

Ребенок, которого я воспитываю –человек! Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Я люблю когда меня принимают такой какая я на самом деле, поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю и прощаю!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» р. п. Шар ан га 606840, Нижегородская область, р.п. Шаранга ул . Большевиков, 23 Телефон: (83155) 2-13-11 Е- mail : super-rusheek@yandex.ru

Слайд 2

Городилова Татьяна Александровна МБДОУ д /сад «Ручеек» р.п. Шаранга воспитатель Городилова Т.А. Стаж работы: 6 лет Профессиональное кредо: « Мир детства сладостен и тонок!»

Слайд 3

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Слайд 4

Актуальность К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально- волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Слайд 5

1. Овладение речью как средством общения. 2.Обогащение активного словаря. 3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. 4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи 5. Развитие речевого творчества. 6 . Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Согласно Фгос ДО развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

Слайд 6

Цель : развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Задачи: · Развитие монологической речи посредством различных видов театра ( кукольный, игры- драматизации, игры-имитации); · Обучить детей приемам владения различными видами кукольных театров; · Способствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек ; · Развивать память и фантазию детей.

Слайд 7

В иды театров Старшая группа 1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3. Драматизация в шапочках 4. Пальчиковый театр 5. Театр ложек 6. Театр марионеток 7. Куклы с живой рукой 8. Теневой театр

Слайд 8

Результаты исследования связной речи детей сентябрь 2014

Слайд 9

Этюдный тренаж: « Покажи эмоцию» дополняем свою диалогическую речь мимикой, эмоциями

Слайд 10

Импровизация под музыку

Слайд 11

Игры с куклами: дети учатся строить диалог «Куклы на прогулке» « Уложи куклу спать»

Слайд 12

Разучивание потешек : обогащение словаря фольклорным текстом « Петя, П етя, Петушок» « Гуси- гуси…»

Слайд 13

Игры – драматизации: способствуют развитию выразительной стороны речи «Кот, петух и лиса» «Машенька и серый волк»

Слайд 14

Самостоятельная театрализованная деятельность совершенствует грамматический строй речи Импровизация « Теремок»

Слайд 15

Использование в работе различных видов театра Театр масок Плоскостной театр

Слайд 16

Пальчиковый театр

Слайд 17

кукольные спектакли

Слайд 18

предметно-пространственная среда

Слайд 19

Работа с родителями - практикум «Изготовление театральных кукол» - участие в совместных выставка «Поделки по сказкам» - изготовление атрибутов - участие в постановке спектаклей

Слайд 20

Результаты исследования связной речи детей на май 2015г

Слайд 21

Перспективы в работе Дальнейшую работу считаю нужным направить на: Совершенствование навыков детей в управлении настольными куклами знакомство с управлением верховых кукол различение эмоций с помощью мимики и жестов выразительность движений пополнение театральной зоны куклами- марионеткам и другими видами театра.

Слайд 22

выводы Благодаря проведенной работе у детей отмечается позитивная динамика в формировании навыков выразительности речи. При установлении соответствия навыков детей тому или иному уровню мы опирались на методические рекомендации ведущих отечественных учёных в области логопедии: Лазаренко О.И. и Ястребовой А.В. Большинство детей научилось интонировать, научились использовать силу и высоту своего голоса, правильному речевому дыханию, улучшилась артикуляция. Однако, у некоторых детей при воспроизведении ритмических рисунков возникали затруднения. Таким образом, в театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных и речевых процессов, эмоционально - личной сферы. Театрально – игровая деятельность способствует формированию выразительности речи и быстрейшей социализации детей, активизирует и развивает слухо – речевую память ребенка.

Слайд 23

Список использованной литературы 1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ – М., 2008. 2. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ – М., 2003. 3. Дуда О.В. Педсоветы в детском саду – Брянск, 2008. 4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М., 2007. 5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006. 6. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ – М., 2006. 7. Детский сад от А до Я, журнал № 4 2007г.



Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Ручеек»

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе по познавательному развитию

 «Поможем  братьям  нашим меньшим»

Выполнила:                               воспитатель старшей группы

                                                   Городилова Т.А.

2016 г.

Задачи: 

 Закреплять основы безопасности  жизнедеятельности  человека.

-  Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.

-Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

- Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.

- Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными   с ними профессиями, правилами поведения.

- Расширять  представления  о  малой  Родине.  

- Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).

- Воспитывать любовь к  Родине.

- Продолжать знакомить с комнатными, садовыми и  полевыми растениями.

-Развивать умение  свободно общаться  со взрослыми и детьми, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия   с окружающими.

- Закреплять умение отгадывать загадки.

- Продолжать развивать умение работать коллективно.

- Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между созда- ваемыми  постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции.

- Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.

Перед началом занятия дети смотрят видеоролик о бездомных животных.

Ход НОД:

-Ребята, сейчас мы посмотрели фильм о бездомных животных.

Как вы думаете, почему они остались одни? (ответы детей)

Да, иногда так случается, что люди бросают своих питомцев, это бывает по разным причинам. Как же можно позаботиться о них, что мы можем для них сделать? (ответы детей)

Да, для таких животных строят специальные приюты. И наши друзья тоже остались без дома. Давайте мы построим для них дом.

- А из чего мы будем его строить? Конечно, из кирпичиков. Давайте пройдем в группу и начнем. Ой, а кирпичиков осталось совсем мало, ведь ночью налетел ветер и разнес их по всему свету. Нам предстоит совершить путешествие и собрать кирпичики, а во время остановок мы будем отгадывать загадки и за правильные ответы получать в награду недостающие кирпичики.      

- Итак, все на корабль, мы отплываем!

Вот и первая остановка, слушаем загадку:

«Если хочешь умным стать, нужно много книг читать,

Чтоб найти все книги века приходи в…» (библиотеку).

-Молодцы правильный ответ! А для чего нужно много читать и быть образованным? (ответы детей) Молодцы правильный ответ, вот мы и получили свой первый кирпичик.

- И снова в путь. Посмотрите, пожалуйста, направо  мы держим путь мимо нашего поселка, какие достопримечательности вы узнаете?

Замечательно, а вот и следующая остановка и новое задание:

В салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)

С поварешкой она дружит
Кашу сварит нам на ужин
Её любит мама Юля.
Как зовут её? (Касрюля)

- Молодцы, ребята! А как все эти предметы можно назвать одним словом?

- Правильно это посуда. А понадобится она нашим друзьям! А для чего?(ответы детей). Вы замечательно справились и с этим заданием. Вот вам еще один кирпичик!

- Отправляемся дальше? Для этого отгадаем еще одну загадку:

«Артисты там работают,

 А зрители им хлопают ,

Спектакль идет на сцене….

- Верно, это театр!

-А вы любите ходить в театр? А сами ставите спектакли?

Каким бывает театр?(кукольный ,где играют люди ,пальчиковый и т.д.)

- А еще есть филармония куда люди ходят слушать музыку.  Мы сейчас тоже послушаем музыку и попробуем угадать какая музыка звучит(слушаем отрывки марша ,колыбельной и вальс)

Вы замечательно справились и с этим заданием, теперь еще один кирпичик наш.

Двигаемся дальше. Ой, ребята нам нужно перейти через дорогу , как же это сделать правильно?(ответы детей) Верно ,вот вам еще кирпичик.

 Физкультминутка:

Завели машину: ш-ш-ш.

Вращения руками перед грудью.

Накачали шину: ш-ш-ш.

"Насос".

Улыбнулись веселей

И поехали скорей. (2 раза).

Вращение воображаемого руля.

- А сейчас послушайте еще загадки:

 Что за чудо – длинный дом! 
Пассажиров много в нем. 
Носит обувь из резины 

И питается бензином…
Автобус

Силач на четырех ногах, 
В резиновых сапогах 
Прямиком из магазина 
Притащил нам пианино. ..
Грузовик

Он идёт, волну сечёт, 
Из трубы зерно течёт… 
Комбайн

Едет конь стальной, рычит, 
Сзади плуги волочит. ..
Трактор

Смело в небе проплывает, 
Обгоняя птиц полет, 
Человек им управляет. 
Что такое? 
Самолет

-  А все вместе мы это можем назвать одним словом…(транспорт).

Понадобится он нашим друзьям? А для чего?

- И вот еще один кирпичик наш!

 Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы

Ребята, а вы любите цветы? Как вы думаете,для чего они нужны?(ответы детей). Все правильно .Цветы бывают разные: полевые, комнатные и садовые. Давайте мы отгадаем загадки про цветы:

- Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка

 У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак

Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ: Кактус

Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчики

- Вы прекрасно справились и с этим заданием, и мы получаем еще один кирпичик. Теперь мы можем строить дом! (строим дом)

- Что ж новый дом для наших маленьких друзей готов, посмотрите. какой красивый он получился, можно и новоселье отмечать!

- Но как же идти в гости без подарков? Что же нам подарить?

- А давайте, чтобы наши маленькие друзья росли здоровыми и сильными, мы подарим им спортивный инвентарь! Только где же мы его возьмем? Ведь у нас нет денег, чтобы его купить?(ответы детей)

- Конечно, мы возьмем его в нашей группе. Идем за подарками!

- А сейчас мы оставим наших друзей в их новом доме, пусть они в нем осваиваются, а сами пойдем на прогулку.


Предварительный просмотр: