Самообразование педагога – одна из значимых форм повышения профессиональных компетентностей.

Самообразование  педагога – одна  из  значимых  форм  повышения  профессиональных  компетентностей.

 

Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей     ориентироваться в огромном информационном       поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
В.В.Путин

 

Сегодня  общество  испытывает  самые  глубокие  перемены.  На  смену  прежнему  стилю  жизни, когда  одного  образования  хватало  на  всю  жизнь,  приходит  новый  стандарт «Образование  через  всю  жизнь».  Одним  из  показателей  профессиональной компетентности  педагога  является  его  способность  к  самообразованию. Самообразование  есть  необходимое  условие  профессиональной  деятельности  педагога. Для  того  чтобы  учить,  нужно  знать  больше,  чем  все  остальные. К.Д.Ушинский  утверждал «Педагог  до  тех  пор  способен  воспитывать  и  образовывать,  пока  сам  работает  над  своим  собственным  воспитанием  и  образованием». Уровень  профессиональной   компетентности  должен  постоянно  расти  и  в  этом  случае  эффективность  различных  курсов  повышения  квалификации,  семинаров  и  конференций  невелика  без  процесса  самообразования  педагога.                                                                                                                 Самообразование – процесс  самостоятельной  познавательной  деятельности,  система  умственного  самовоспитания  личности,  влекущая  за  собой  волевое  и  нравственное  самосовершенствование.  В  чем  заключается  суть  процесса  самообразования?  Каковы  же  его  источники?                                                                                                                                                                       Технология  организации  самообразования  педагога  может  быть  представлена  в  виде  следующих  этапов:

1 этап  -  диагностический,  2  этап – обучающий,  3 этап – практический, 4 этап – теоретический, 5 этап – итогово – контрольный,  6  этап  внедренческий.                                                                                                              Первый  этап  предусматривает  создание  определенного  настроя  на  самостоятельную  работу,  выбор  цели,  исходя  из  методической  темы  образовательного  учреждения,  формулирование  личной  темы,  осмысление  последовательности  своих  действий.                                                                                         На  втором  этапе  педагог  знакомится  с  методической  литературой  по  выбранной  проблеме.                                                                                                        На  третьем – практическом  этапе – происходит  накопление  педагогических  фактов, их  отбор,  анализ,  проверка  новых  методов  работы.  Практическая  работа  продолжает  сопровождаться  изучением  литературы.                                                                                                                                                                             В  ходе  четвертого  этапа  происходит  осмысление,  анализ  и  обобщение  накопленных  фактов.  На  данном  этапе  целесообразно  организовать  коллективные  творческие  отчеты  о  ходе  самообразования  на  заседаниях  методического  объединения,  посещение  с  обсуждением  открытых  занятий.                                                                                                                                                                                  На  пятом  этапе  педагог  должен  подвести  итоги  своей  самостоятельной  работы,  обобщить  наблюдения,  оформить  результаты.  При  этом  главным  является  описание  проведенной  работы,  теоретическое  обоснование  результатов,  формирование  общих  выводов.                                                           На  последнем,  шестом  этапе,  педагог  в  процессе  дальнейшей  работы  использует  собственный  опыт,  а  также  занимается  его  распространением.                                                                                                  План  самообразования  педагога  должен  включать;                                                            формы  самообразования (индивидуальная,  групповая – работа  методического  объединения,  семинары,  практикумы,  дистанционное   обучение):                                                                                                                            срок  завершения  работы;                                                                                     предполагаемые  результаты (подготовка  доклада  по  самообразованию,  выступление  на  заседании  методического  объединения,  оформление  результатов  в  виде  отчета).                                                                                                                                                             Важное  значение  в  процессе  занятий  по  самообразованию  имеет  умение  работать  с  литературными  источниками:  делать  выписки, тезисы  прочитанного, конспекты.  Материал,  собранный  в  процессе  самообразования  сохранять  в  виде  тематических  папок.                                                                        Каждый  педагог  может  и  должен  заниматься  самообразованием.  Как  бы  ни  были  высоки  способности  педагога  к  самообразованию,  не  всегда  этот  процесс  реализуется  на  практике.  Но  ведь  самообразование  это  самосовершенствование,  а  самосовершенствование  должно  быть  неотъемлемой  потребностью  каждого  педагога.  Существуют  мотивы,  побуждающие  педагога  к  самообразованию.

Перечислим   мотивы, побуждающие педагога  к  самообразованию:

1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, воспитательному  мероприятию,   родительскому собранию,  у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

2. Желание творчества. Творческий педагог не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одно и то же занятие. Обязательно появится желание - большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

3. Стремительный рост  современной  науки,  особенно  психологии  и педагогики. Изменения, происходящие в  жизни  общества,  в  первую  очередь  отражаются  на  детях,  формируют  их  мировоззрение.Если  не  усваивать  новую  информацию,  может  сложиться  образ  педагога как  несовременного  человека.

4. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его хорошим или плохим работником. Плохим педагогом быть обидно, хорошим – престижно.  Никто  не  хочет  быть  плохим  педагогом.

5. Конкуренция. Не секрет, что многие родители приводят ребенка  к конкретному педагогу.

6. Материальное стимулирование. Без  постоянного  усвоения  новых  знаний  не  добиться  более  продуктивной  работы,  которая, естественно,  оплачивается  выше.

Как  выбрать  тему?  Тема  самообразования  выбирается,  исходя  из  проблем,  которые  обнаруживает  педагог  в  процессе  своей  педагогической  деятельности (для  совершенствования  своей  профессиональной  компетенции).  Например:  педагогу  необходимо  освоить  методику  групповой  работы,  следовательно  он,  планирует  на  2 – 3  лет  работу  над  темой  самообразования «Совершенствование  общеучебных  знаний,  умений,  навыков,  обучающихся  посредством  использования  групповых  форм  работы  на  занятиях  детского  объединения …»                                                                                                                                         Тема  самообразования  педагога  должна  быть  связана  с  методической  темой  образовательного  учреждения.  Темы  не  должны  быть:

-  слишком  общими  «Использование  инновационных  технологий  в  обучении  д – о» (Нельзя  освоить  в  совершенстве  все  инновационные  технологии,  это  может  быть  одна  технология)                                                               - слишком  повседневными: «Формирование  знаний,  умений, навыков  на  занятиях  детского  объединения …»  должно  быть  «Активизация  мыслительной  деятельности  на  занятиях»

Таким  образом,  темы  самообразования  в  традиционной  формулировке  звучат  так:                                                                                                      «Формирование  универсальных  учебных  действий  на  занятиях  детского  объединения  Друзья природы  посредством  использования  принципов  деятельностного  подхода»

После  того, как  выбрана  тема  самообразования,  необходимо  сформулировать  цели  и  задачи. Цель  должна  звучать  емко,  уточнять  тему  самообразования (изучение  и  внедрение  новых  педагогических  технологий,  форм, методов  и  приемов  обучения)

Задачи  самообразования – это  шаги  по  достижению  цели  самообразования.  Педагог  самостоятельно  добывает  знания  из  различных  источников,  использует  эти  знания  в  развитии  личности  и  профессиональной  деятельности.

Можно  определить  основные  виды  деятельности,  которые  составляют  процесс  самообразования  педагога:

- систематическое  прохождение  курсов  повышения  квалификации; 

- чтение  конкретных  периодических  изданий,  чтение  методической, педагогической  литературы;

- обзор  в  Интернете  информации  по  педагогике,  психологии;

- посещение  семинаров, конференций,  занятий  опытных  коллег;

- проведение  открытых  занятий  для  анализа  со  стороны  коллег;

- дискуссии,  совещания,  обмен  опытом  с  коллегами.

Все  перечисленные  виды деятельности  можно  разделить  на  способствующие  личностному  росту  и  способствующие  профессиональному  росту.

Личностный  рост  это  деятельность,  направленная  на  развитие  характера,  способностей  и  индивидуальности  работника.  Под  профессиональным  развитием  понимается  рост, становление  профессионально  значимых  качеств  и  способностей,  профессиональных  знаний  и  умений.  В  целом  это  процесс,   благодаря  которому  будут  достигнуты  следующие  результаты:

 - повышение  качества  преподавания;                                                                                                                          

 - разработка  новых  форм, методов,  приемов  обучения;                                                                                                         - выработка  методических  рекомендаций  по  применению  педагогических  технологий;                                                                                                                                                                                               - доклады,  выступления;                                                                                                                                                                                 - разработка  дидактических  материалов,  тестов,  наглядностей;                                                                                       - разработка  и  проведение  открытых  занятий;

В  личном  плане  самообразования  должен  быть  список  результатов,  которые  должны  быть  достигнуты  за  определенный  срок.                                                                                            Результаты  своей  самообразовательной  деятельности                                                                  желательно  афишировать  вне  зависимости  от  того,  какими  они  получились  -  положительными  или  отрицательными.  Положительные  результаты   сделают  педагога  образцом  в  определенной  сфере  педагогической  деятельности,  отрицательные  же  дадут  возможность  другим  педагогам  не  повторять  ошибок.  Афишировать  результаты  самообразования  можно  разнообразными  способами: выступления  на  различных  совещаниях,  публикации,  открытые  занятия,  мероприятия,  участие  в  конкурсах,  смотрах  и  т. д.                                                                                                             Таким  образом, самообразование  становится  одним  из  источников  профессионального  роста  педагога,  а  профессиональный  рост  педагога  является  основой  эффективного  педагогического  труда  и  помогает  повысить  качество  образования  в  образовательном  учреждении.

Но  самое  главное – это  желание  педагога  работать  над  собой  и  способность  педагога  творить, учиться,  экспериментировать,  делиться  своими  знаниями  и  опытом.                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagoga.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование  педагога – одна  из  значимых  форм  повышения  профессиональных  компетентностей.

Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей     ориентироваться в огромном информационном       поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
В.В.Путин

Сегодня  общество  испытывает  самые  глубокие  перемены.  На  смену  прежнему  стилю  жизни, когда  одного  образования  хватало  на  всю  жизнь,  приходит  новый  стандарт «Образование  через  всю  жизнь».  Одним  из  показателей  профессиональной компетентности  педагога  является  его  способность  к  самообразованию. Самообразование  есть  необходимое  условие  профессиональной  деятельности  педагога. Для  того  чтобы  учить,  нужно  знать  больше,  чем  все  остальные. К.Д.Ушинский  утверждал «Педагог  до  тех  пор  способен  воспитывать  и  образовывать,  пока  сам  работает  над  своим  собственным  воспитанием  и  образованием». Уровень  профессиональной   компетентности  должен  постоянно  расти  и  в  этом  случае  эффективность  различных  курсов  повышения  квалификации,  семинаров  и  конференций  невелика  без  процесса  самообразования  педагога.                                                                                                                 Самообразование – процесс  самостоятельной  познавательной  деятельности,  система  умственного  самовоспитания  личности,  влекущая  за  собой  волевое  и  нравственное  самосовершенствование.  В  чем  заключается  суть  процесса  самообразования?  Каковы  же  его  источники?                                                                                                                                                                       Технология  организации  самообразования  педагога  может  быть  представлена  в  виде  следующих  этапов:

1 этап  -  диагностический,  2  этап – обучающий,  3 этап – практический, 4 этап – теоретический, 5 этап – итогово – контрольный,  6  этап  внедренческий.                                                                                                              Первый  этап  предусматривает  создание  определенного  настроя  на  самостоятельную  работу,  выбор  цели,  исходя  из  методической  темы  образовательного  учреждения,  формулирование  личной  темы,  осмысление  последовательности  своих  действий.                                                                                         На  втором  этапе  педагог  знакомится  с  методической  литературой  по  выбранной  проблеме.                                                                                                        На  третьем – практическом  этапе – происходит  накопление  педагогических  фактов, их  отбор,  анализ,  проверка  новых  методов  работы.  Практическая  работа  продолжает  сопровождаться  изучением  литературы.                                                                                                                                                                             В  ходе  четвертого  этапа  происходит  осмысление,  анализ  и  обобщение  накопленных  фактов.  На  данном  этапе  целесообразно  организовать  коллективные  творческие  отчеты  о  ходе  самообразования  на  заседаниях  методического  объединения,  посещение  с  обсуждением  открытых  занятий.                                                                                                                                                                                  На  пятом  этапе  педагог  должен  подвести  итоги  своей  самостоятельной  работы,  обобщить  наблюдения,  оформить  результаты.  При  этом  главным  является  описание  проведенной  работы,  теоретическое  обоснование  результатов,  формирование  общих  выводов.                                                           На  последнем,  шестом  этапе,  педагог  в  процессе  дальнейшей  работы  использует  собственный  опыт,  а  также  занимается  его  распространением.                                                                                                  План  самообразования  педагога  должен  включать;                                                            формы  самообразования (индивидуальная,  групповая – работа  методического  объединения,  семинары,  практикумы,  дистанционное   обучение):                                                                                                                            срок  завершения  работы;                                                                                     предполагаемые  результаты (подготовка  доклада  по  самообразованию,  выступление  на  заседании  методического  объединения,  оформление  результатов  в  виде  отчета).                                                                                                                                                             Важное  значение  в  процессе  занятий  по  самообразованию  имеет  умение  работать  с  литературными  источниками:  делать  выписки, тезисы  прочитанного, конспекты.  Материал,  собранный  в  процессе  самообразования  сохранять  в  виде  тематических  папок.                                                                        Каждый  педагог  может  и  должен  заниматься  самообразованием.  Как  бы  ни  были  высоки  способности  педагога  к  самообразованию,  не  всегда  этот  процесс  реализуется  на  практике.  Но  ведь  самообразование  это  самосовершенствование,  а  самосовершенствование  должно  быть  неотъемлемой  потребностью  каждого  педагога.  Существуют  мотивы,  побуждающие  педагога  к  самообразованию.

Перечислим   мотивы, побуждающие педагога  к  самообразованию:

1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, воспитательному  мероприятию,   родительскому собранию,  у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

2. Желание творчества. Творческий педагог не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одно и то же занятие. Обязательно появится желание - большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

3. Стремительный рост  современной  науки,  особенно  психологии  и педагогики. Изменения, происходящие в  жизни  общества,  в  первую  очередь  отражаются  на  детях,  формируют  их  мировоззрение.Если  не  усваивать  новую  информацию,  может  сложиться  образ  педагога как  несовременного  человека.

4. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его хорошим или плохим работником. Плохим педагогом быть обидно, хорошим – престижно.  Никто  не  хочет  быть  плохим  педагогом.

5. Конкуренция. Не секрет, что многие родители приводят ребенка  к конкретному педагогу.

6. Материальное стимулирование. Без  постоянного  усвоения  новых  знаний  не  добиться  более  продуктивной  работы,  которая, естественно,  оплачивается  выше.

Как  выбрать  тему?  Тема  самообразования  выбирается,  исходя  из  проблем,  которые  обнаруживает  педагог  в  процессе  своей  педагогической  деятельности (для  совершенствования  своей  профессиональной  компетенции).  Например:  педагогу  необходимо  освоить  методику  групповой  работы,  следовательно  он,  планирует  на  2 – 3  лет  работу  над  темой  самообразования «Совершенствование  общеучебных  знаний,  умений,  навыков,  обучающихся  посредством  использования  групповых  форм  работы  на  занятиях  детского  объединения …»                                                                                                                                         Тема  самообразования  педагога  должна  быть  связана  с  методической  темой  образовательного  учреждения.  Темы  не  должны  быть:

-  слишком  общими  «Использование  инновационных  технологий  в  обучении  д – о» (Нельзя  освоить  в  совершенстве  все  инновационные  технологии,  это  может  быть  одна  технология)                                                               - слишком  повседневными: «Формирование  знаний,  умений, навыков  на  занятиях  детского  объединения …»  должно  быть  «Активизация  мыслительной  деятельности  на  занятиях»

Таким  образом,  темы  самообразования  в  традиционной  формулировке  звучат  так:                                                                                                      «Формирование  универсальных  учебных  действий  на  занятиях  детского  объединения  Друзья природы  посредством  использования  принципов  деятельностного  подхода»

После  того, как  выбрана  тема  самообразования,  необходимо  сформулировать  цели  и  задачи. Цель  должна  звучать  емко,  уточнять  тему  самообразования (изучение  и  внедрение  новых  педагогических  технологий,  форм, методов  и  приемов  обучения)

Задачи  самообразования – это  шаги  по  достижению  цели  самообразования.  Педагог  самостоятельно  добывает  знания  из  различных  источников,  использует  эти  знания  в  развитии  личности  и  профессиональной  деятельности.

Можно  определить  основные  виды  деятельности,  которые  составляют  процесс  самообразования  педагога:

- систематическое  прохождение  курсов  повышения  квалификации;  

- чтение  конкретных  периодических  изданий,  чтение  методической, педагогической  литературы;

- обзор  в  Интернете  информации  по  педагогике,  психологии;

- посещение  семинаров, конференций,  занятий  опытных  коллег;

- проведение  открытых  занятий  для  анализа  со  стороны  коллег;

- дискуссии,  совещания,  обмен  опытом  с  коллегами.

Все  перечисленные  виды деятельности  можно  разделить  на  способствующие  личностному  росту  и  способствующие  профессиональному  росту.

Личностный  рост  это  деятельность,  направленная  на  развитие  характера,  способностей  и  индивидуальности  работника.  Под  профессиональным  развитием  понимается  рост, становление  профессионально  значимых  качеств  и  способностей,  профессиональных  знаний  и  умений.  В  целом  это  процесс,   благодаря  которому  будут  достигнуты  следующие  результаты:

 - повышение  качества  преподавания;                                                                                                                          

 - разработка  новых  форм, методов,  приемов  обучения;                                                                                                         - выработка  методических  рекомендаций  по  применению  педагогических  технологий;                                                                                                                                                                                               - доклады,  выступления;                                                                                                                                                                                 - разработка  дидактических  материалов,  тестов,  наглядностей;                                                                                       - разработка  и  проведение  открытых  занятий;

В  личном  плане  самообразования  должен  быть  список  результатов,  которые  должны  быть  достигнуты  за  определенный  срок.                                                                                            Результаты  своей  самообразовательной  деятельности                                                                  желательно  афишировать  вне  зависимости  от  того,  какими  они  получились  -  положительными  или  отрицательными.  Положительные  результаты   сделают  педагога  образцом  в  определенной  сфере  педагогической  деятельности,  отрицательные  же  дадут  возможность  другим  педагогам  не  повторять  ошибок.  Афишировать  результаты  самообразования  можно  разнообразными  способами: выступления  на  различных  совещаниях,  публикации,  открытые  занятия,  мероприятия,  участие  в  конкурсах,  смотрах  и  т. д.                                                                                                             Таким  образом, самообразование  становится  одним  из  источников  профессионального  роста  педагога,  а  профессиональный  рост  педагога  является  основой  эффективного  педагогического  труда  и  помогает  повысить  качество  образования  в  образовательном  учреждении.

Но  самое  главное – это  желание  педагога  работать  над  собой  и  способность  педагога  творить, учиться,  экспериментировать,  делиться  своими  знаниями  и  опытом.