кружок
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа кружка «Театр» составлена на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова. - М.: Баласс, 2008.
Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М. : Баласс, 2012
Цель программы: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи программы:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать развитию и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения; учить детей навыкам сценического общения – главному процессу воздействия партнеров друг на друга;
- формирование культуры общения, стремления к творчеству, самореализации, интереса к искусству, познанию действительности в художественных образах, развитие воображения младших школьников;
- формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: подавлять в сердцах детей недоброжелательность друг к другу (при выборе ролей), уделять внимание взаимосвязанным действиям при сценическом общении детей, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров;
- развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу, умение анализировать прочитанные тексты, сопоставлять, выделять главное и существенное, сравнивать способы изображения событий и характеры героев;
- формирование через театр интереса к русской художественной культуре, а также к культуре других народов мира;
- познакомить учащихся с театром как видом искусства, через игровые и тренинговые упражнения помочь учащимся избавиться от психологических зажимов и комплексов;
- развивать такие качества личности, как ответственность, коллективизм, коммуникабельность, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие.
Также программа учитывает возможности коллектива с полиэтническим составом учащихся и предусматривает диалог культур современного общества.
Пути достижения цели:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
В организации педагогической деятельности используются следующие принципы:
1. Принцип научности, основанный на Системе Станиславского, которая в свою очередь представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.
2. Принцип системности и последовательности;
3. Принцип сознательности и активности;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип доступности.
6.Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
7.Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4. Демонстрационные
Методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем
2) комментированное чтение;
3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
4) тренинги
5) чтение фрагментов из художественных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием;
6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов содержания;
3.Содержание программы.
Третий год (34 ч)
Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля (4 ч)
Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».
Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным (5 ч)
Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».
Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» (6 ч)
Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.
Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (4 ч)
Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия.
Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч)
Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.
Раздел 6. Искусство декламации, или «Штранная иштория» (4 ч)
История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности. Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из
скороговорок.
Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч)
Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тара-
барском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…». «Я – животное, растение, насекомое».
Раздел 8. Дом для чудесных представлений (2 ч)
Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как
самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра. Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате освоения программы «Театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
Планируемые результаты:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и термина- ми: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
Календарно– тематический план.
№ п\п | Темы | Кол-во час. | Дата план. | Дата факт. | Характеристика деятельности |
Повторение. Магия слов. Создание спектакля | 4 | 08.09 | |||
1 | Драматургия – основа театра. | 1 | 15.09 | Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. Создание образов предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. | |
2 | Работа драматурга. | 1 | 22.09 | Знать театральные термины: «драматург», «пьеса», «действие», «инсценировка»,«событие»;профессии в театре. | |
3. | Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. | 1 | 29.09 | пользоваться интонациями, выражающими различныеэмоцио- нальные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах ивыделять их голосом; владеть на уровне исполнительским мастерством актера,выразительно читать пьесы, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |
4 | Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка». | 1 | 06.10 | пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах ивыделять их голосом; владеть на уровне исполнительским мастерством актера; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию; умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | |
Язык жестов, или как стать воспитанным | 5 | ||||
5 | Основной язык литературы – речь, слово. | 1 | 13.10 | владеть на уровне исполнительским мастерством актера | |
6. | Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени». | 1 | 20.10 | создавать образы с помощью жестов и мимики;анализировать работу свою и товарищей, правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). | |
7 | Разыгрывание историй «Объяснение в любви». | 1 | 27.10 | создавать образы с помощью жестов и мимики;анализировать работу свою и товарищей;правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.) | |
8 | Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. | 1 | 10.11 | создавать образы с помощью жестов и мимики;анализировать работу свою и товарищей;правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). | |
9 | Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима». | 1 | 17.11 | пользоваться словесными воздействиями, размещать тело всценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнятьэтюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемымипредметами | |
Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» | 6 | ||||
10 | Дикция. Осанка. Самомассаж. | 1 | 24.11 | развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | |
11. | Тренинг гласных. | 1 | 01.12 | уметь самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения, владеть комплексом артикуляционной гимнастики | |
12. | Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). | 1 | 08.12 | уметь пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом | |
13. | Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. | 1 | 15.12 | менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |
14. | Чтение стихотворения в разных темпах. | 1 | 22.12 | менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса, произносить стихотворные тексты в движении; выразительно читать стихи | |
15. | Содержание текста и темп речи. | 1 | 29.12 | Составлять диалог с партнёром на заданную тему; овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста выразительно читать стихи, | |
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | 4 | ||||
16. | Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. | 1 | 12.01 | знать профессии в театре, умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий | |
17. | Сравнение литературных произведений. | 1 | 19.01 | уметь сравнивать литературные произведения, развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь | |
18. | Жанры в драматургии: комедия, драма. | 1 | 26.01 | знать жанры в драматургии: комедия, двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки; | |
20. | Жанры в драматургии: мелодрама, трагедия. | 1 | 02.02 | знать жанры в драматургии: комедия, драма; мелодрама, трагедия; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий. | |
Рифма, или Похожие «хвосты | 4 | ||||
21. | Рифма. Поэты. Сочинение стихотворений | 1 | 09.02 | подбирать к словам рифмы, сочинять четверостишия;правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). | |
22. | Поэты. Сочинение стихотворений | 1 | 16.02 | разыгрывать сценки на темы сказочных сюжетов; сочинять коллективную сказку с добавлением по одному предложению.выразительно читать стихи, подбирать к словам рифмы, сочинять четверостишия | |
23. | Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. | 1 | 02.03 | передавать коллективно и индивидуально заданный ритм по кругу или цепочке; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий. | |
24. | Детские считалки. Сочинение считалок. | 1 | 09.03 | выполнять упражнения на развитие речевого дыхания; знать и чётко произносить считалки; читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения. | |
Искусство декламации, или «Штраннаяиштория» | 4 | ||||
25. | История возникновения ораторского искусства. | 1 | 16.03 | знать историю возникновения ораторского искусства, умение поиска и выделения нужной информации. | |
26. | Лучшие ораторы древности. | 1 | 06.04 | знать лучших ораторов древности; умение поиска и выделения нужной информации. | |
27. | Выразительноечтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». | 1 | 13.04 | выразительно читать стихи, умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; знание правил вежливого поведения, культуры речи; формирование бережного отношения к труду других людей. | |
28. | Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. | 1 | 20.04 | уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах; знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок. | |
Играем в слова, или МояВообразилия. | 3 | ||||
29. | Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. | 1 | 27.04 | уметь запоминать заданные мизансцены;первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. | |
30. | Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськибятые» и её разыгрывание. | 1 | 04.05 | создавать пластические импровизации на заданную тему; формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. | |
31. | Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…». «Я – животное, растение, насекомое» | 1 | 11.05 | выполнять упражнения на развитие речевого дыхания; знать и чётко произносить считалки, читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения | |
Дом для чудесных представлений | 2 | ||||
32. | Импровизация. Понятие импровизации. | 1 | 18.05 | уметь создавать пластические импровизации на заданную тему; умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном; волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | |
33. | Экспромт «Сказка» | 1 | 25.05 | разыгрывать сценки на темы сказочных сюжетов; сочинять коллективную сказку с добавлением по одному предложению. |