кружки
Предварительный просмотр:
РИТОРИКА
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Секреты речи» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Авторской программы Т.А. Ладыженской
Программа кружка предназначена для обучающихся первых классов. Она рассчитана на 33 учебные недели, в неделю 1 час. Возраст первоклассника имеет огромные потенциальные возможности для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое.
Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.
Задачи:
- научить правильной речи,
- развивать коммуникативные умения,
- научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях,
- решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение театра, библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Данный кружок способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Театрализованная игра направлена на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, так как это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Описание ценностных ориентиров содержания.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы организации занятий: игровая программа, показ спектакля; организация выставки работ; проект.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа кружка реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения.
Личностными результатами изучения курса «Секреты речи» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Секреты речи» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы .
Предметными результатами изучения курса «Секреты речи» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
3. Содержание учебного предмета
В структуре курса «Секреты речи» можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
ОБЩЕНИЕ (17 ч).
Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. (16 ч.)
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Экскурсии:
Вывески на магазинах нашего микрорайона.
4. Тематическое планирование
Учебно-тематический план
Четверть | Всего часов | Экскурсии |
1 | 9ч | 1 ч |
2 | 7ч | |
3 | 9ч | |
4 | 8ч | |
Итого: | 33 ч | 1 ч |
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Общение | 17 ч |
2 | Текст. Речевые жанры | 16 ч |
Итого: | 33 ч |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Учебные пособия:
1. Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс: учебник: в 2 ч. / Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, 2012.
2. Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе. 1 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей / Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, 2012.
Тематическое планирование по Риторике 1 класс.
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Дата | |
11 | Для чего люди общаются. Понятие о риторике | Объяснять значение речи, общения в жизни людей Познакомиться с учебником | 05.09 | |
22 | Учимся вежливости. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения Объяснять, зачем нужны вывески | 12.09 19.09 | |
33 | Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | 26.09 | ||
44 | Вывески, их информационная роль. | Различать вывески – слова и вывески-рисунки Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе | 03.10 | |
55 | Экскурсия | 10.10 | ||
66 7 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить | 17.10 | |
77 | Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | 24.10 | ||
88 | Давайте договоримся | Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | 07.11 | |
99 | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | Называть виды речевой деятельности Различать устную и письменную речь | 14.11 | |
110 | Устная речь. Громко–тихо.Быстро–медленно. Узнай по голосу. | Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. | 21.11 | |
111 | Правила разговора по телефону. | Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения | 28.11 | |
112 | Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | Называть средства несловесного общения , объяснять их значение при устном общении Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач . Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств | 05.12 | |
113 | Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Рефлексия. | 12.12 | ||
114 | Прощаемся в разных ситуациях общения. | Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения | 19.12 | |
115 | Правила вежливого поведения во время разговора. | Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре Называть правила вежливости при разговоре Объяснять, почему их следует соблюдать | 26.12 | |
116 | Благодарим за подарок, услугу. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения | 16.01 | |
117 | Повторение и обобщение | Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. | 23.01 | |
118 | Текст – что это такое? | Различать текст и набор предложений Определять тему текста Объяснять роль заголовка Озаглавливать текст | 30.01 | |
119 | О ком? О чём? (Тема текста). | 06.02 | ||
220 | Заголовок. | 20.02 | ||
221 | Разные заголовки. | 27.02 | ||
222 | Извинение. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения | 06.03 | |
223 | Очень важные слова | Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях | 13.03 | |
224 | Знакомые незнакомцы. | Выделять незнакомые слова в тексте Выяснять значение непонятных слов | 20.03 | |
225 | Ключ к тексту (основная мысль текста). | Определять основную мысль текста | 03.04 | |
226 227 | Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. | Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте | 10.04 | |
228 | Как построен текст. | Выделять начало, основную часть, конец текста Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях | 17.04 | |
229 | Как построен текст. Рефлексия. | 24.04 | ||
330 | Обращение. | Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач | 08.05 | |
331 | Обращение. | 15.05 | ||
332 | Повторение и обобщение | Называть изученные признаки текста Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей | 22.05 | |
333 | Праздник русской речи. | 29.05 |