Программа дополнительного образования "Мастерская Самоделкина"
Программа "Мастерская Самоделкина" можно использовать в Центрах дополнительного творчества и 1-2 клли во внеурочной деятельности. Данная программа предназначена для учащихся 1-2 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
555.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол методического совета Директор МБОУ ДОД
МБОУ ДОД «Центр детского творчества» «Центр детского творчества»
№ _ от ____________________ ____________ Хайдаров Р.М.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Возрастной состав обучающихся: 7-8 лет
Продолжительность обучения: 1 год
Составитель: Коновалова Алина Ильшатовна,
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
пгт Уруссу
2013 год
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.
Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких видов является декоративно-прикладное искусство.
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Данная программа кружка «Мастерская Самоделкина» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 6-8 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы -10 -15 человек.
Программа кружка: представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
Цель:
- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание условий для самореализации ученика в творчестве;
- формирование практических трудовых навыков;
- развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися
по окончании курса
Должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
- Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
- Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
- Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
- Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
- Инструменты и приспособления.
- Технологию выполнения изделий в технике аппликации.
- Инструменты и приспособления для плетения в технике макраме.
- Способы навешивания нитей.
- Технологию плетения изученных сувениров в технике макраме.
- Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
- Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место.
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
- Работать с электронагревательными приборами.
- Выполнять правила техники безопасности.
- Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек.
- Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
- Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.
- Работать по шаблону.
- Различать и называть основные узлы и узоры (макраме).
- Плести основные декоративные узлы и узоры.
- Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.
- Изготавливать разные игрушки и сувениры.
- Плести плоские декоративные элементы узлами макраме.
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Планируемые результаты
- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Работа с природным материалом | 8 | 1 | 7 |
2 | Работа с бумагой и картоном. | 36 | 1 | 35 |
3 | Квиллинг | 15 | 2 | 13 |
3 | Работа с бросовым материалом | 15 | 2 | 13 |
4 | Работа с пластилином | 15 | 2 | 13 |
5 | Работа с шерстяными нитками | 10 | 1 | 9 |
6 | Работа с соленым тестом | 10 | 2 | 8 |
7 | Работа с тканью | 10 | 1 | 9 |
8 | Работа с пластиковой посудой | 10 | 2 | 8 |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
| Итого | 133 | 17 | 116 |
Литература:
- ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009г №373)
- Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М., 2011
- Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010
- С. Гардт. «Разноцветные поделки из природных материалов» 2005г.
5. С. Деон. « Игрушки – помпоны своими руками» А. Блондель,2006г.
6. И. Хананова. «Солёное тесто».2008г.
7. Н. М.Конышева « Чудесная мастерская».2005г
8. Л.И.Трепетунова. « Природный материал и фантазия».2009г.