Программа дополнительного образования "Мастерская Самоделкина"

Коновалова Алина Ильшатовна

Программа "Мастерская Самоделкина" можно использовать в Центрах дополнительного творчества и 1-2 клли во внеурочной деятельности. Данная программа предназначена для учащихся 1-2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 555.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

     РАССМОТРЕНО                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

     Протокол  методического совета                                        Директор МБОУ ДОД

     МБОУ ДОД «Центр детского творчества»                       «Центр детского творчества»

     № _  от ____________________                                          ____________ Хайдаров Р.М.                      

                                                                

                                                                

                                                               

                           

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ

                                                                     Возрастной состав обучающихся: 7-8 лет

                                                                     Продолжительность обучения: 1 год

                                                                        Составитель: Коновалова Алина Ильшатовна,

педагог дополнительного образования МБОУ      ДОД «Центр детского творчества»

пгт Уруссу

2013 год

Пояснительная   записка

              Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

          Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как     дополнительной  среды развития ребенка.

           Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких  видов является декоративно-прикладное искусство.

             Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных     программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни.               Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.  

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,   ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Данная программа кружка «Мастерская Самоделкина» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 6-8 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы -10 -15 человек.

Программа кружка: представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

Цель:

-  всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

-  создание условий для самореализации ученика в творчестве;

-  формирование практических трудовых навыков;

-   развитие индивидуальных творческих способностей.

 Задачи:

- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

       

                                           Формы и методы работы

 

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором  педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

             Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися

                                   по окончании курса

 

Должны знать:

- Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

- Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

-  Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

-  Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

-  Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

-  Инструменты и приспособления.

-  Технологию выполнения изделий в технике аппликации.

-  Инструменты и приспособления для плетения в технике макраме.

-  Способы навешивания нитей.

-  Технологию плетения изученных сувениров в технике макраме.

-  Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

-  Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Должны уметь:

-  Правильно организовать свое рабочее место.

-  Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

-  Работать с электронагревательными приборами.

-  Выполнять правила техники безопасности.

-  Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек.

-  Соблюдать последовательность работ  при выполнении аппликации.

-  Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.

-  Работать по шаблону.

-  Различать и называть основные узлы и узоры (макраме).

-  Плести основные декоративные узлы и узоры.

-  Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.

-  Изготавливать разные игрушки и сувениры.

-  Плести плоские декоративные элементы узлами макраме.

-  Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

-  Сотрудничать со своими  сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

                                      Планируемые результаты

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных   универсальных   учебных   действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

Учебно-тематический план

п/п

                 Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с природным материалом

8

1

7

2

Работа с бумагой и картоном.

36

1

35

3

Квиллинг

15

2

13

3

Работа с бросовым материалом

15

2

13

4

Работа с пластилином

15

2

13

5

Работа с шерстяными нитками

10

1

9

6

Работа с соленым тестом

10

2

8

7

Работа с тканью

10

1

9

8

Работа с пластиковой посудой

10

2

8

9

Итоговое занятие

2

2

-

 

Итого

133

17

116

                                               Литература:

  1. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009г №373)
  2. Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М., 2011
  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010
  4. С. Гардт. «Разноцветные поделки из природных материалов» 2005г.

5. С. Деон. « Игрушки – помпоны своими руками» А. Блондель,2006г.

6. И. Хананова. «Солёное тесто».2008г.

7. Н. М.Конышева « Чудесная мастерская».2005г

 8. Л.И.Трепетунова. « Природный материал и фантазия».2009г.