работа с воспитателями
Педагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – является важным условием в реализации ОО Художественно-эстетическое развитие по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. От взаимодействия зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на музыкальные произведения; приобщение детей к профессиональному искусству, в том числе и музыкальному; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Приоритет общекультурного и личностного развития дошкольника, заявленный в Федеральных государственных требованиях по дошкольному воспитанию означает, что дошкольное образование должно быть ориентированно на развитие индивидуальных способностей ребенка, на его самореализацию. Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от педагогов создание в дошкольном образовательном учреждении соответствующей предметно- развивающей среды на основе которой реализуется личностно – ориентированный, интегративный подход к ребенку.
Наше дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад № 234 ОАО «РЖД» работает по программе «Детство» (Т.И, Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.).
Эта программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление здоровья и, что особенно важно, приобщает к миру общечеловеческих ценностей.
В рамках реализации данной программы особое внимание уделяется музыкальному воспитанию и развитию творческих способностей детей. Для ребенка, который воспитывается под влиянием музыкального искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.
Музыкальное воспитание – это наиболее привлекательный для детей вид деятельности, развивающий творческие способности адекватно возрастным и индивидуальным возможностям. Музыка тренирует творческие способности ребенка, а значит, его активность, самостоятельность, оригинальность в создании продукта творчества, свободу и привлекательность в общении. Способности к творческому мышлению формируются в процессе художественной деятельности и являются движущей силой развития личности.
Общеизвестно, что влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Правильно и интересно организованная музыкально – развивающая среда будет способствовать формированию интереса к музыке и развитию творческих способностей дошкольников.
Исходя из этого, была сформулирована цель: создание музыкально – развивающей среды (музыкальные мини – центры, музыкальные уголки, музыкальные зоны и т.д.), обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в музыкально – художественной деятельности.
При создании музыкально – развивающей среды и организации творческой деятельности детей необходимо учитывать ряд факторов:
формирование среды соответствующей возрасту детей;
создание модели, свободной от ограничений, полностью подвластной ребенку;
отсутствие загромождения «лишними» предметами, сочетание проблемных и консервативных компонентов, разнообразие атрибутов и пособий;
включение элементов новизны, которая всегда привлекает детей и достигается сменой обстановки или функционально закладывается на этапе построения среды.
Музыкально – развивающие центры должны предоставить каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определённое эмоциональное состояние. Они должны служить основой для проявления и развития музыкальных способностей детей, эмоциональному отношению к процессу взаимодействия, интереса к исполнительской деятельности.
В свою очередь педагоги имеют возможность занять разные позицииво взаимодействии с детьми:
«воспитатель – экспериментатор» - вместе с детьми изменяет среду, вносит новизну, дополняет, обогащает в соответствии с запросами, потребностями ребенка;
«воспитатель – тьютор» - выступает как советчик, помощник, соучастник;
«воспитатель – конструктор» образовательного пространства – организует новые поведенческие ситуации;
«воспитатель – тренер» - побуждает детей к выполнению неоднократных действий в разных видах деятельности (музыкально – ритмической, пении, драматизации и т.д.)
Кроме того, в созданной музыкально – развивающей среде педагоги организуют деятельность воспитанников на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности. Мотивируют детей к посильному участию в музыкальной деятельности, овладевают системой упражнений для эффективного погружения дошкольников в атмосферу творчества.
В музыкальном уголке дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные па, водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать простые мелодии на музыкальных инструментах. По собственной инициативе дети могут играть в музыкально – дидактические игры и организовывать «концерты» и «театры» с игрушками, плоскостными фигурками и куклами.
Для развития творческого музицирования можно изготовить музыкальные инструменты из бросового, природного материала: маракасы из фломастеров, банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, пшеном, гречкой; бубен из пробок, пуговиц; орешки – кастаньеты, колокольчики, шуршалки, гремелки, шумелки и другие инструменты.
Сам процесс создания детских самодельных игрушек – инструментов помогает воспитателю решить важные задачи: расширять кругозор детей, способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, вовлекать дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности, поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т.п.). На нижней полке – барабаны, ложки, трещотки, маракасы.
Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены, некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребенка.
В музыкальных уголках, по нашему мнению должны находиться:
1. Озвученные игрушки:
- игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, молоточки);
- игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки);
- игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики, шарманки).
Эти игрушки используются с целью привлечения внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.
2. Музыкальные инструменты: металлофоны, пианино, флейты, баяны, гармоники, губные гармошки, гусли и др.
Воспитатель постепенно знакомит детей с этими инструментами и их звучанием.
3. Неозвученные музыкальные игрушки:
(фабричные или самодельные): пианино, гармошка, балалайка, гитара, скрипка и т.п.; звуковые книжки и картинки.
Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах.
К ним относится и «звуковая» книжка, изготовленная из картона. На каждой странице – цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Малыши устанавливают книжки на пюпитр неозвученного пианино и поют свою любимую песенку. Принцип работы со «звуковыми» картинками – аналогичный. Каждой песне соответствует отдельная карточка – картинка. Ими удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен.
4. Атрибуты: рули, цветы, листочки, лошадки, султанчики, ленточки, платочки, шарфы и т.д.
5. Костюмы: косыночки, шляпы, фартучки, шапочки.
6. Наглядные пособия: картины, рисунки, видеопрезентации
и музыкально – дидактические игры: на развитие звуковысотного, ритмического, ладогармонического слуха, на закрепление программного материала.
Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданных музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально – сенсорные, а так же общие музыкальные способности. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
Кроме того, в музыкальных уголках используются аудиозаписи с произведениями классической музыки, песен, музыкальных сказок, колыбельных.
Оформляя музыкальные мини-центры в группах (музыкальные уголки, зоны) нужно учитывать, что в группах младшего дошкольного возраста нужно опираться на сюжетную основу, в старших и подготовительных – на дидактическую.
Хочется еще раз подчеркнуть, что при создании музыкальных зон рекомендуется продумывать:
Учет возрастных особенностей детей.
Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
Разнообразие оборудования.
Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
Возможность переноса оборудования в другие места.
В организации музыкальных зон важна роль взрослого – воспитателя. Самостоятельная деятельность дошкольников должна осуществляться при тактичном, почти незаметном руководстве, в котором основная линия поведения взрослого – это соучастие. Он как бы советуется с детьми. Педагог то включается в совместную игру, демонстрируя свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей.
Таким образом, определяющей задачей воспитателей должно стать создание условий для свободного экспериментирования. Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Кроме того, в процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.
Кроме того, создание музыкально – развивающей среды способствует закреплению знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования; дает возможность воспитателю осуществлять личностно – ориентированный подход, а так же способствует раскрытию творческого потенциала педагогов и детей, формированию умений творчески и оригинально мыслить, решать творческие задачи.
Список литературы:
1. Девятова Т.Н. Звук – волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006
2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986
3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. Для воспитателей и муз. Руководителя дет. Сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990
4. «Музыкальная палитра» № 1 2012 стр.3
5. «Музыкальный руководитель» № 3 2010 стр.16
6. «Справочник старшего воспитателя» № 1 2012 стр.41
Приложение 1
Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ
При создании музыкальных зон рекомендуется продумывать:
Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
Разнообразие оборудования.
Учет возрастных особенностей детей.
Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
Материал для творческих сюжетно – ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные инструменты предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
Детские музыкальные инструменты и игрушки для творческого музицирования:
с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
с одним фиксированным звуком (дудки);
шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
музыкально – дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты.
Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальной зоны для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2 младшие группы):
куклы – неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки;
игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
музыкально – дидактические игры:
- «Матрешка учит танцевать»
- «Где мои детки?»
- «Птицы и птенчики»
- «Музыкальные волчки»
- «Угадай, на чем играю»
- «Кого разбудило солнышко?»
- «Где мои детки»
«Чудесный мешочек» (лучше иметь два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «Кто как поет») и др
- «Подумай и отгадай»
- «Курица и цыплята»
- «Кто в домике живет»
- «Найди игрушку»
- «Прогулка»
- «К нам гости пришли»
- «Что делают дети?»
- «Зайцы»
- «Нам игрушки принесли»
- «Колпачки»
набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, палочки, яркие ленточки, осенние листочки. снежинки и т.п. для детского творчества (по сезону);
ширма настольная;
перчаточные игрушки (для воспитателя);
магнитофон и набор программных аудиозаписей;
поющие и двигающиеся игрушки;
перчаточные игрушки (для ребенка);
музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельных красочных иллюстраций.
Примерное наполнение музыкальной зоны для детей 4 – 5 лет (средняя группа):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы:
куклы – неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки;
игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
музыкально – дидактические игры:
- «Матрешка учит танцевать»
- «Где мои детки?»
- «Птицы и птенчики»
- «Музыкальные волчки»
- «Угадай, на чем играю»
- «Кого разбудило солнышко?»
- «Где мои детки»
«Чудесный мешочек» (лучше иметь два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «Кто как поет») и др
- «Подумай и отгадай»
- «Курица и цыплята»
- «Кто в домике живет»
- «Найди игрушку»
- «Прогулка»
- «К нам гости пришли»
- «Что делают дети?»
- «Зайцы»
- «Нам игрушки принесли»
- «Колпачки»
набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, палочки, платочки, цветы, яркие ленточки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского творчества (по сезону);
ширма настольная;
перчаточные игрушки (для воспитателя);
магнитофон и набор программных аудиозаписей;
поющие и двигающиеся игрушки;
перчаточные игрушки (для ребенка);
музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельных красочных иллюстраций.
А так же дополнительно к этому:
металлофон;
шумовые инструменты для детского оркестра;
книжки – малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песням);
фланелеграф или магнитная доска;
музыкально – дидактические игры:
- «Три медведя»
- «Узнай и назови»
- «В лесу»
- «Наш оркестр»
- «Цветик – семицветик»
- «Угадай колокольчик»
музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или матрешки;
Примерное наполнение музыкальной зоны для детей 5-6 лет (старшая группа):
Музыкальные игрушки:
куклы – неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки;
игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
музыкально – дидактические игры:
- «Матрешка учит танцевать»
- «Где мои детки?»
- «Птицы и птенчики»
- «Музыкальные волчки»
- «Угадай, на чем играю»
- «Кого разбудило солнышко?»
- «Где мои детки»
«Чудесный мешочек» (лучше иметь два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «Кто как поет») и др
- «Подумай и отгадай»
- «Курица и цыплята»
- «Кто в домике живет»
- «Найди игрушку»
- «Прогулка»
- «К нам гости пришли»
- «Что делают дети?»
- «Зайцы»
- «Нам игрушки принесли»
- «Колпачки»
набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, палочки, яркие ленточки, осенние листочки. снежинки и т.п. для детского творчества (по сезону);
ширма настольная;
перчаточные игрушки (для воспитателя);
магнитофон и набор программных аудиозаписей;
поющие и двигающиеся игрушки;
перчаточные игрушки (для ребенка);
музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельных красочных иллюстраций.
Дополнительный перечень материала для средней группы:
металлофон;
шумовые инструменты для детского оркестра;
книжки – малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песням);
фланелеграф или магнитная доска;
музыкально – дидактические игры:
- «Три медведя»
- «Узнай и назови»
- «В лесу»
- «Наш оркестр»
- «Цветик – семицветик»
- «Угадай колокольчик»
- «Качели»
- «Эхо»
- «Курицы»
- «Кто как идет»
- «Веселые дудочки»
- «Два барабана»
- «Узнай свой инструмент»
музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или матрешки;
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
музыкальные игрушки – инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
иллюстрации по теме «Времена года»;
музыкальные игрушки – самоделки (шумовой оркестр);
портреты композитор;
музыкально – дидактические игры:
- «Пчелка»
- «Музыкальное лото»
- «Узнай и назови»
- «Ступеньки»
- «Повтори звуки»
- «Три поросенка»
- «Волшебный волчок»
- «Музыкальный паровозик»
- «Угадай, что звучит»
- «Лесенка»
- «Труба»
- «Кто скорее уложит кукол спать»
- «Ритмические кубики»
- «Определи по ритму»
- «Музыкальные загадки»
- «Песня – танец – марш»
детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
лесенка семиступенчатая;
атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
разноцветные перышки, перчатки для музыкальных импровизаций и другие атрибуты;
атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т.п.
Примерное наполнение музыкальной зоны для детей 6 -7 лет (подготовительная группа):
Перечень материала для младших групп:
куклы – неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки;
игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
музыкально – дидактические игры:
- «Матрешка учит танцевать»
- «Где мои детки?»
- «Птицы и птенчики»
- «Музыкальные волчки»
- «Угадай, на чем играю»
- «Кого разбудило солнышко?»
- «Где мои детки»
«Чудесный мешочек» (лучше иметь два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «Кто как поет») и др
- «Подумай и отгадай»
- «Курица и цыплята»
- «Кто в домике живет»
- «Найди игрушку»
- «Прогулка»
- «К нам гости пришли»
- «Что делают дети?»
- «Зайцы»
- «Нам игрушки принесли»
- «Колпачки»
набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, палочки, яркие ленточки, осенние листочки. снежинки и т.п. для детского творчества (по сезону);
ширма настольная;
перчаточные игрушки (для воспитателя);
магнитофон и набор программных аудиозаписей;
поющие и двигающиеся игрушки;
перчаточные игрушки (для ребенка);
музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельных красочных иллюстраций.
Дополнительный перечень материала для средней группы:
металлофон;
шумовые инструменты для детского оркестра;
книжки – малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песням);
фланелеграф или магнитная доска;
музыкально – дидактические игры:
- «Три медведя»
- «Узнай и назови»
- «В лесу»
- «Наш оркестр»
- «Цветик – семицветик»
- «Угадай колокольчик»
- «Качели»
- «Эхо»
- «Курицы»
- «Кто как идет»
- «Веселые дудочки»
- «Два барабана»
- «Узнай свой инструмент»
музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или матрешки;
Дополнительно к материалам средней группы в старшей группе используется следующее:
погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
музыкальные игрушки – инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
иллюстрации по теме «Времена года»;
музыкальные игрушки – самоделки (шумовой оркестр);
портреты композитор;
музыкально – дидактические игры:
- «Пчелка»
- «Музыкальное лото»
- «Узнай и назови»
- «Ступеньки»
- «Повтори звуки»
- «Три поросенка»
- «Волшебный волчок»
- «Музыкальный паровозик»
- «Угадай, что звучит»
- «Лесенка»
- «Труба»
- «Кто скорее уложит кукол спать»
- «Ритмические кубики»
- «Определи по ритму»
- «Музыкальные загадки»
- «Песня – танец – марш»
детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
лесенка семиступенчатая;
атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
разноцветные перышки, перчатки для музыкальных импровизаций и другие атрибуты;
атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т.п.
Перечень материалов для подготовительной группы:
музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.;
альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
графическое пособие «Эмоции» 9карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т.п.;
музыкально – дидактические игры:
- «Три цветка»
- «Музыкальный зонтик»
- «Ритмическое лото»
- «Найди землянички»
- «Назови композитора»
- «Веселая пластинка»
- «Музыкальные птенчики»
- «Лесенка-чудесенка»
- «Узнай песенку по двум звукам»
- «Бубенчики»
- «Повтори звуки»
- «Прогулка»
- «Учитесь танцевать»
- «Музыкальный магазин»
- «Музыкальные инструменты»
- «Три танца»
атрибуты для детского танцевального творчества (косынки, веночки, шляпы);
разноцветные перчатки, перышки, султанчики, газовые платки, шарфы, ленты, веревочки.
Рекомендуемая литература:
По публикациям журнала «Музыкальная палитра»
Приложение 2
Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ
Рекомендуемые музыкально-дидактические игры
Для детей 2 – 3 лет
Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного слуха и закрепление программного материала:
Где мои детки?
Чудесный мешочек
Подумай и отгадай
Птицы и птенчики
Курица и цыплята
Угадай-ка
Кто в домике живет?
Найди игрушку
Музыкально – дидактические игры на развитие чувства ритма:
Прогулка
К нам гости пришли
Что делают дети?
Зайцы
Музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха:
Нам игрушки принесли
Колпачки
Для детей 4 – 5 лет
Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного слуха:
Качели
Эхо
Курицы
Музыкально – дидактические игры на развитие чувства ритма:
Кто как идет
Веселая дудочка
Два барабана
Музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха:
Узнай свой инструмент
Для детей 5 – 6 лет
Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного слуха:
Лесенка
Труба
Кто скорее уложит кукол спать
Угадай колокольчик
Музыкально – дидактические игры на развитие чувства ритма:
Ритмическое лото
Ритмические кубики
Определи по ритму
Музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха:
На чем играю?
Музыкальные загадки
Музыкально – дидактические игры на определение характера музыкального произведения:
Солнышко и тучка
Музыкально – дидактические игры на определение музыкального жанра:
Песня – танец – марш
Для детей 6 – 7 лет
Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного слуха:
Лесенка-чудесенка
Узнай песенку по двум звукам
Бубенчики
Повтори звуки
Музыкально – дидактические игры на развитие чувства ритма:
Прогулка
Наше путешествие
Учитесь танцевать
Музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха:
Музыкальный магазин
Музыкальные инструменты
Музыкально –дидактические игры на определение характера музыкального произведения:
Весело-грустно
Музыкально – дидактические игры на определение музыкального жанра:
Песня – танец – марш
Три танца
Рекомендуемая литература
1.Н.Г.Кононова, Музыкально-дидактические игры для дошкольников, М., Просвещение, 1982.
2.Л.Н.Комисарова, Э. П. Костина, Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников, М., Просвещение, 1989.
3.Л.Ф.Островская, Игрушки и пособия для детского сада, М., Просвещение, 1987
Приложение 3
Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УСВОЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ
Три цветка
День рождения
Вот так, зайцы
Удивительный светофор
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Три медведя
Веселые подружки
Веселые гудки
Глашенька учится танцевать
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Сладкий колпачок
Музыкальный секрет
Поможем Дюймовочке
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (ВЫСОТА, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ПОТУПЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ВНИЗ, ВВЕРХ)
Музыкальное окошко
Солнышко
Музыкальная поляна
Цветик – семицветик
Зонтик
Домик – крошечка
Веселый паровозик
Сладкое дерево
Музыкальные птенчики
Воздушные шары
Рекомендуемая литература:
З.Я. Роот «Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста»: Москва, 2004
Приложение 4
Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ
РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
Кто в домике живет
Слушай внимательно, повторяй старательно
Звуки мы идем искать
Волшебные ложечки – 4 варианта
Окружающие звуки
Кто больше звуков слышал
Что там, за окном
Игры Угадая – 6 вариантов
Озвучьте голосом
Путаница
РАЗВИВАЕМ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПАМЯТЬ
Что шумит, а что звучит
Слышу шум
Две шкатулки
Чародеи
Четыре цвета
Времена года
Музыка весны
Что в корзинке
Угадай настроение
Мелодичные колокольчики
Что получается
Как петь
Карусель
Молодой дроздок
РАЗВИВАЕМ РИТМИЧЕСКИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИЙ СЛУХ
В ушки
В перевертушки
Ладушки
Назови пьесу
Угадай мелодию
Что изменилось
Определи характер
Характер и настроение
Подарим мелодию
Времена года
ИЗУЧАЕМ СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ
Громко и тихо
Как звучит
Правильно – неправильно
Окошко откроем – окошко закроем
Сирена
Угадай характер
Игра с погремушками
Переводчики
Динамический поезд
Кто за кем
Автомобили
Игра в эхо – 2 варианта
Тонкий и толстый
Великаны и лилипуты
У кого какой голос
Выбери игрушку
Кто достанет
Кошечка в домике живет?
Птицы и птенчики
Катерок и баржа – 4 варианта
Игры с колокольчиком
Где звенит колокольчик
Цветные колокольчики
Тик и так
Поющая тучка
Песенки облаков
Капельки поют
Чудо – лесенка
Колыбельная для зверят
Послушаем гамму
У каждой ступеньки название
Матрешки
Сложим пирамидку
Пирамидка с секретом
Звуковая пирамидка
Музыкальные капитаны
Долго и коротко
Часы с будильником
Музыкальный калейдоскоп
Игра – считалка
Раз и два – шагают доли
Ритм
Ритмические карточки
Веселый поезд
Прибаутки
Ритмические импровизации – 8 вариантов
Хлопы – топы
Наши имена – 4 варианта
Дуб, елка, береза
Ритмические орнаменты
Дед Мороз и Фея
Волшебная палочка дирижера
Кто сказал мяу?
Кто поет
Телефон
Музыкальное лото
Испорченный телефон
Мы ходили на концерт
Кто больше назовет
Ролевые и образные игры
Чей теремок
Цветы
Венок
Найди себе пару
Осенний букет
Листопад
Снежинки
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Бубен
Веселый музыкант
Угадай, на чем играю
У каждого свой инструмент
Дуда
Рекомендуемая литература:
З.Н. Бугаева «Музыкальные занятия в детском саду»: Сталкер, АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2005 г.
Приложение 5
Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ
Песенное творчество
Игровые задания для развития предпосылок песенного творчества у детей
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК
Для игры потребуется любой неозвученный музыкальный инструмент, например, пианино с «немой» клавиатурой (можно нарисовать клавиатуру и положить ее на детский столик) и звуковая книжка (вместо звуковой книжки возможно использование звуковых картинок).
Ход игры. Ребенок усаживает рядом с собой любимые игрушки, ставит на пюпитр (подставку) звуковую книжку (это импровизированные ноты) и проводит со своими зайками, кисками, куклами музыкальное занятие. Он поет им любимые песни, подыгрывает себе на воображаемом пианино или гармошке, разучивает новые песни, просит повторить, прохлопать ритм. За ответы ребенок ставит своим игрушкам отметки.
Примечание. Звуковые книжки делаю из картона или плотной бумаги (размер 30x20). На каждой странице книги - цветная иллюстрация (можно сделать аппликацию или рисунок), сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Кроме того, под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии данной песни (достаточно написать одну музыкальную фразу) и текст песни (не обязательно весь). В книге может быть 5-6 песен.
Звуковая картинка - то же, что и звуковая книжка, только оформление каждой песни представлено отдельно (размер 30x20 или 15x10). Все картинки должны храниться в красивой коробочке. Ими удобно пользоваться: часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество песен.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
Для игры потребуется самодельный проигрыватель с набором пластинок.
Ход игры. Играющих может быть любое количество. Из их числа выбирается продавец, который предлагает покупателям выбрать и купить пластинку (или диск) с хорошей песней. Покупатель просит продавца дать ему возможность прослушать мелодию. Устанавливается пластинка (диск), «включается» проигрыватель, и ребенок-продавец сам исполняет песню, которую предлагает покупателю. От выразительности исполнения песни, чистого, нефальшивого ее звучания, будет зависеть, понравится песня покупателю или нет. Если песня нравится, продавец с улыбкой и добрыми пожеланиями отдает пластинку покупателю.
Примечание. Проигрыватель изготавливают из картонной или фанерной коробки с диском, который крепится на стержне, в центре коробки. Пластинку необходимо сделать чуть больше размера диска, в середине с отверстием для стержня (пластинку нужно изготовить из картона).
На каждую пластинку должна быть наклеена картинка по содержанию знакомой «продавцу» песни. Пластинки желательно хранить в самодельной коробочке (по размеру пластинок) или красочном конверте.
ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ
Для игры используется игрушечный телевизор. Игра проводится по типу передачи «Веселые нотки». На экране появляются рисунки с изображением картинок, соответствующих содержанию любимых песен. «За кадром» исполнитель озвучивает эти песни. Все слушатели реагируют на выступление громкими аплодисментами.
Примечание. На передней стенке ящичка (из картона или фанеры) вырезается небольшое окошко-экран. Слева и справа экрана укрепляется подвижно в вертикальном положении два стержня, на которые наматывается пленка-калька (или клеенка) с нарисованными квадратами по сюжетам песен. Кадры просвечиваются сзади фонариком или электрической лампочкой. Можно отдельные кадры - картинки вставлять в прорезь, сделанную на верхней стенке телевизора.
ВОЛШЕБНЫЙ ВОЛЧОК
На большом картонном круге вдоль его края наклеиваются иллюстрации к песням. В центре круга небольшой фанерный диск со стрелкой. Направление стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. Игру можно провести как концерт для именинника.
Примечание. Для поддержания интереса ребенка к этой игре можно заменить волчок на другие пособия: музыкальный телефон или волшебный маятник. Задание при этом остается прежним: выбор песни определяется стрелкой маятника или номером телефона, по которому звонит играющий.
Любое из пособий можно использовать для организации концерта детской самодеятельности. Для этого необходимо заменить картинки с изображением сюжета песни на рисунки, изображающие вид исполнительской деятельности: движение (танцующая пара), игру на музыкальных инструментах (зайка на балалайке), чтение стихотворения (ребенок, читающий стих) и т.д. Стрелка маятника или волчка покажет, какой номер концертной программы будет исполнен.
НАРИСУЙ ПЕСНЮ
Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.
ИГРА С МАШИНОЙ
Взрослый предлагает ребенку поиграть с автомобилем. Ребенок возит его и гудит: «Би, би, би» Взрослый дает малышу разные по величине машины, предлагая показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяет наиболее удачные сочетания звуков, отличающиеся по высоте.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ КУКЛЕ
Взрослый предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.
КУКЛА ТАНЦУЕТ
Взрослый просит ребенка показать, как кукла танцует или шагает, напевая свою интонацию на слог «ля».
ИГРЫ - МИНУТКИ
Попросите ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.)
Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна (тра-та-та).
Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
Петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.
Вести певческую перекличку. Взрослый поет: «Ау, где ты?» Ребенок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.
Импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги «ля - ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО
Играющим раздаются карточки с изображением 2-3 картинок (на картинках могут быть нарисованы: зайка, белка, пароход, картины природы и т.д.). Картинки-дубликаты находятся у ведущего.
Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек.
Ведущий читает текст:
Рыжий маленький зверек по деревья прыг да скок.
Ребенок, у которого на карточке оказался рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку - дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребенка не получилось ни мелодии, ни ритма, ведущий оставляет карточку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше.
Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого. Здесь уже можно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок), то становится ведущим. Стишки - попевки можно взять из детских песенок, стихов.
ВРЕМЕНА ГОДА В ЦВЕТЕ И ЗВУКЕ
Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения прелагает педагог Е.И.Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Теперь надо закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Лучше всего использовать для этого акварель. Задание можно видоизменить, закрасив прямоугольники не одним каким-то цветом, а сочетаниями разных цветов, подходящих к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна.
Теперь, глядя на свои творения, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний» и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов. Кстати, можно при этом аккомпанировать на чем угодно (барабане, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т.п.).
Чтобы легче было выполнить игровое задание, можно представить себя в жаркий день купающимся в реке, издавая нужные возгласы и звуки. Можно вспомнить, как чувствует себя человек хмурой осенней порой, кутаясь от дождя в теплый плащ и провожая взглядом улетающую стаю птиц. Будет ли в этом случае напев таким оке радостным и восторженным, как первый? А что бывает, когда мороз больно пощипывает озябшие руки? Чем отличается весеннее настроение, когда ярко начинает зеленеть трава, везде распространяется запах тополиной листвы и солнце совсем по-иному греет землю? Если зима, весна, лето и осень запомнились как-то по-другому, значит это тоже должно отразиться в четырех коротких напевах.
Рекомендуемая литература:
М.А. Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.