Я-классный руководитель

Кожина Эржена Намсараевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Цель: Развитие патриотизма, знать детям о полномочиях президента РФ; сколько национальностей живёт в России.                                                          

Оборудование: проектор, компьютер  

                                                                     Классный час.

                                              Здравствуйте, мои дорогие друзья!
                                            Вот мы и встретились с Вами опять!

Сегодня я приглашаю Вам совершить небольшое путешествие по нашей Родине.

Ребята, а с чего начинается Родина?

Наше Отечество.

«Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…»




Константин Дмитриевич Ушинский

Российская Федерация. Россия – наша Родина. Москва – столица нашей Родины.

                                     ПРЕЗИДЕНТ Российской Федерации

Дмитрий Анатольевич Медведев

                                 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Президент РФ – глава государства, живёт в Москве, работает в Кремле.

Президент руководит нашей великой страной, ведёт переговоры, подписывает международные договоры.

Президент заботиться о многих различных сторонах жизни людей.

Президент издаёт указы и распоряжения, сплачивает и вдохновляет нашу нацию.

Президент – Верховный главнокомандующий Вооружённых сил России.

Президент избирается гражданами РФ.

Президент заботится о процветании страны.

Президент – патриот нашей Родины.

Президент знает, что происходит в нашей огромной и необъятной стране.

Россия – огромная и необъятная страна.

Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь.

...Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь»!




С.Васильев

Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет более 141 млн человек.

А как всех их можно назвать одним словом?

Все люди, живущие на территории России – россияне.
Мы - РОССИЯНЕ!
Мы – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие.

Россия — единое многонациональное демократическое государство.

Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.







Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.







Текст для учителя.

В состав Российской Федерации входит 89 субъектов РФ.

Субъекты Российской Федерации

21 республика

6 краёв

49 областей

1 автономная область

10 автономных округов

2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)

Мир – это главное слово на свете,

Мир нужен нашей планете!

Мир нужен взрослым,

Мир нужен детям,

Мир нужен всем на свете!

Сергей Богомазов

Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.




Учащийся читает стихотворение

А. Прокофьева.




Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо все нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях — наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!



Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Как преодолеть лень»

1.Сказка «Ленивица»: автор  Кожина Э.Н..

Учебно-методическое обеспечение: 1. Тропинка к своему Я. Уроки психологии для начальной школы. О.В.Хухлаева – М.: Генезис, 2004.

2. Презентация.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, видеопроектор, доска, альбомные листы, краски

Задачи занятия:

Образовательные:

1. Ввести понятие лень.

2. Закрепить умения определять положительные и отрицательные последствия проявления характеров в различных ситуациях.

Воспитательные:

1. Прививать навыки работы в группе.

2. Совершенствовать умение высказывать свое собственное мнение.

3. Развивать и воспитывать навыки взаимопомощи и взаимоконтроля.

Развивающие:

1.Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

2.Развивать способность применения ранее изученного материала для восприятия нового материала.

Основные понятия и термины: лень, старательность, доброта, качества личности.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии сказкотерапии.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

2. Эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие творческого мышления);

3. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

                                                                Ход занятия

1. Организационный момент. 1 минута  дети стоят у парт.

Раз, два, три (хлопки в ладоши)

Слушай и смотри (показывают на уши, глаза)

Три, два, раз (хлопки в ладоши)

Мы начнем сейчас (дети тихо сели за парты)

Игра «Доброе утро» (слайд №2, №3)

Цель: психологический настрой на работу.

Доброе утро говорю мальчикам (мальчики машут рукой)

Доброе утро говорю девочкам (девочки машут рукой).

Доброе утро я говорю всем, кто настроился работать (машут рукой).

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Упражнение «Страна эмоций»  5 минут (слайд №4)

Ребята, мы в «Стране эмоций» с ее жителями: Добрин, Грустинка, Гневлинка, Застенчик, Обманка, Обидка, Веселинка, Медлитель, Непоседа, Растеряшка, Нерешительный, Храб Небоянов, Активность.                                                                             Водящий, которому ведущий бросил мяч, должен выбрать одного жителя,  изобразить его пантомимикой. Остальные обучающиеся угадывают. Затем водящему нужно описать его черты характера.

Упражнение «Оптимисты и скептики» 5 минут (работа в группах).

На счет 1-2 распределяю обучающихся на 2 группы. «Оптимисты» по-очереди защищают качества, начиная со слов: «….хорошо, потому что..». «Скептики» - «…. плохо, потому что…»

Учитель. Задачи урока:  Слайд № 5

  1. Расширить понятие о лени, старательности, активности;
  1. Познакомиться с основными понятиями темы «Как преодолеть лень»;
  2.  Научиться избавляться от лени.

  1. Объяснение новой темы. 18 минут

В некотором царстве, в некотором государстве существовало коварное маленькое создание по имени Лень, которое очень любило потихоньку запрыгивать то в карман, то в карандаш, то в ручку, то в ушки жителей страны Эмоций, мешая им думать, писать, выполнять самостоятельную работу, стараться быть успешными.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. Слайд №6

Однажды, гуляя по лесу, Активность ощутила сильный порыв ветра, кружащего   ели1IMAGE0083ели2                                                                                    

клубки пыли с маленьким существом  Лень. Поласкав прелестные волосы Активности, Лень задержалась на одном из волосков роскошной шевелюры. И тогда с нашей героиней стали происходить страшные перемены. Настроение ее стало безразличным. Она спала не только ночью, но и днем. В таком виде она могла появиться где угодно.

Слайд №7.

IMAGE0092                                              IMAGE0093

Многие жители стали называть ее Ленивицей. Лень сделала свое коварное дело. Она надолго поселилась на новом месте.

Задание для класса (слайд № 8)

Охарактеризуйте личность героини, какие последствия ожидают ее с таким стилем поведения. Опишите ситуации из ее жизни.

Слайд №9. «Собралась на совет добрая половина жителей страны Эмоций.

IMAGE0084 IMAGE0090 IMAGE0098 IMAGE0088                                                                          И все дружно решили спасать свою знакомую от разрушительной лени, предлагая разные советы».

Слайд №9. Задание: Придумать варианты советов, которые дадут Добрин, Веселин, Храб Небоянов, Обманка.

Слайд № 10.«Тем временем Ленивице приснился сон. Очутилась она на острове под пальмой, усыпанной бананами. Нужно сказать, что бананы ее самые любимые фрукты. Но видит око, да…лежит без движения, лень подняться, ждет, когда банан сам упадет. Видит мимо идет госпожа Старательность.

«Милая женщина, сорвите, пожалуйста, мне один банан!»- еле от голода проговорила Ленивица.

«У каждого существа во Вселенной свой путь и предназначение,- мудро ответила Старательность.

-У меня короткая жизнь, и я должна успеть еще многое, отдать все свое усердие на благо других. Но и ты не теряй времени даром! А то можно проспать всю жизнь».

От ужаса, что жизнь так быстро кончится, Ленивица вскочила. Оказалось, что это сон.

Слайд № 11. Она быстро причесала волосы, надела свое любимое платье, прибрав на свое место ночную сорочку, и побежала делать дела с таким азартом и старанием, что за один день «горы свернула».

День прошел, и заходящее солнце с прохладным вечерним ветерком проговорили:

- Смотри, какая трудолюбивая девочка! Она красавица, нашла свое предназначение!

Девочка нечаянно услышала этот разговор и приятно улыбнулась. Теперь она точно знала: если очень стараться и не лениться, обязательно добьешься всего, чего хочешь. Активность быстро побежала к своим жителям страны Эмоций. Слайд №12.                                        IMAGE0099

Долго не смолкали голоса друзей. Все обсуждали и радовались за свою подругу, за ее умение преодолевать собственную лень».

Ребята, а вы можете это подтвердить? Обучающиеся высказывают свои предположения. Затем делается вывод.

4. Закрепление полученных знаний. 12 минут

Беседа по сказке.

Вопросы для обсуждения:

-Почему сначала девочка не хотела стараться?

-Как вы понимаете слова «у каждого свой путь»?

- Как вы поняли смысл сказки?

5. Домашнее задание  1 минута

Обсудить с родителями пути преодоления лени.

Нарисовать рисунок по сказке.

6. Итог занятия 3 минуты (слайд №13)

Рефлексия: Понравилось, не понравилось занятие. Почему? Зачем мы это делали? Почему это важно?

Вывод по занятию.

Занятие окончено

Список  литературы:

1. О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе. – М.Генезис, 2004.



Предварительный просмотр:

Номинация «Воспитательная работа»

Тема «Путь к доброму здоровью»

Кожина Эржена Намсараевна,

учитель начальных классов 

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа Иволгинского района

Республики Бурятия

Классный час «Путь к доброму здоровью»

Цели: образовательная - расширение знаний детей о здоровом образе

            жизни,    о правилах   гигиены, правильном питании;

              воспитательная - воспитание чувства коллективизма, бережного

              отношения друг к другу;

              развивающая - развитие внимания, мышления, познавательной

              активности, чувства солидарности;

              оздоровительная - создание наилучших санитарно-гигиенических

              условий для  обучения.

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть.

Учитель: Как вы думаете, что важнее всего в жизни?

                Конечно же здоровье. Это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты.

Ученик читает стихотворение:

Чтобы были вы красивы,

  Чтобы не были плаксивы,

Чтоб в руках любое дело

    Дружно спорилось, горело,

      Чтобы громче пелись песни,

       Жить чтоб было интересней,

               Нужно сильным быть, здоровым_

                                              Эти истины не новы.

II. Игра – кричалка «Полезно – вредно».  Дети отвечают хором словами «Полезно», «Вредно».

Цель: закрепление знаний учащихся о полезных и вредных привычках.

- Читать лежа… (вредно)

- смотреть на яркий свет … (вредно)

- смотреть близко телевизор … (вредно)

Расстояние от телевизора до глаз должно быть не менее 3 метров, продолжительность 1,5 часа в день.

- оберегать глаза от ударов… (полезно)

- употреблять в пищу морковь, петрушку… (полезно)

- тереть глаза грязными руками … (вредно)

- заниматься физкультурой… (полезно)

III. Учитель: - Объясните, как вы понимаете пословицы. (Работа в парах)

  • Здоровье дороже денег.
  • Когда пьешь воду, помни об источнике.
  • Здоров будешь – всего добудешь.
  • Крепок телом – богат делом.
  • Зимой волка бойся, а летом мухи.
  • Болен – лечись, а здоров – берегись.
  • Живи разумом, так и лекаря не надо.
  • В здоровом теле здоровый дух.

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

- Выберите слова для характеристики здорового человека (записаны на доске):

красивый                              статный

   сутулый                                 стройный

сильный                                толстый

ловкий                                   крепкий

     бледный                                 неуклюжий

     румяный                                подтянутый

- Каким способом можно достичь этих качеств?

- Какого человека мы можем назвать здоровым?

- Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

                                                ( Нужно закаляться)

Крепким стать нельзя мгновенно,                      Вас вовек не одолеет.

Надо закаляться постепенно.                             Кто так не делает – болеет.

Утром бег и душ бодрящий!                               Еще полезно вам всем знать,

Как для взрослых – настоящий!                         Что летом нужно загорать,

На ночь окна открывать,                                   Солнце лучами кожу ласкает,

Свежим воздухом дышать.                               Кожа от солнца у вас загорает,

Ноги мыть водой холодной,                               И под влиянием солнца лучей

И тогда микроб голодный                                   Д – витамин образуется в ней.

Одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья является закаливание.

Закаливание воздухом может проводиться практически круглый год. Среди водных процедур, предназначенных для закаливания организма, выделяют обтирания, обливания и купания.

Обтирание – наиболее простая закаливающая процедура, которая может проводиться каждый день. После выполнения утренней гимнастики нужно смочить прохладной водой полотенце или специально сшитую из махровой ткани перчатку и обтереть ею тело. Начинать следует с ног, затем обтираются руки, грудь, спина. Основное условие – все движения выполняются по направлению к сердцу.

Еще одним весьма простым способом закаливания является хождение босиком.

При закаливании важно соблюдение определенных принципов:

  1. Закаливание должно быть постепенным, так, для обливания вначале следует использовать теплую воду, мало – помалу снижая ее температуру.
  2. Второе условие – систематичность. Выполнять закаливающие процедуры нужно регулярно, а не от случая к случаю.
  3. Третье условие – учет индивидуальных особенностей. Наше здоровье во многом зависит от того, каким воздухом мы дышим. Чистый свежий воздух укрепляет организм, делает его устойчивым к болезням. Поэтому каждый день вы должны проводить на улице не менее полутора часов. Не забывайте проветривать свою комнату. Свежий воздух не выносят микробы, зато они обожают душные комнаты.

Солнечный свет необходим всему живому, он дарит здоровье и красоту, делает кожу более чистой и гладкой. Солнечный свет очень полезен для глаз и помогает человеку сохранить зрение.

IV.  Кроссворд «Здоровье» (работа в группах)

  1. Утром рано поднимайся,                         2. Вот какой забавный случай:

      Прыгай, бегай, отжимайся,                         Поселилась в ванной туча,

      Для здоровья, для порядка                          Дождик льется с потолка

      Людям всем нужна … (зарядка)                 Мне на спину и бока!

                                                                             До чего ж приятно это -

3.   Хочешь ты побить рекорд?                         Дождик теплый, подогретый,

                        Так тебе поможет … (спорт)                      На полу не видно луж,

                                                                        Все ребята любят … (душ)

4.   Он с тобою и со мною                              5. В новой стене, в круглом окне

Шел степными стежками.                             Днем стекло разбито,

Друг походный за спиною                            На ночь вставлено.

На ремнях с застежками.(рюкзак)                                              (прорубь)

  1.  Кто на льду меня догонит?                       6. Ясным утром вдоль дороги

Мы бежим вперегонки,                                  На траве блестит роса.

А несут меня не кони,                                    По дороге едут ноги

А блестящие … (коньки)                                И бегут два колеса.

                                                                          У загадки есть ответ:

                                                                          Это мой … (велосипед)

  1. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

Вам поможет здесь сноровка

И, конечно … (тренировка)

                             

1. З

2. Д

3

О

4.Р

5

О

6. В

7

Ь

8

Е

Со здоровым дружен спорт,                       Станут мышцы ваши тверды,

Стадион, бассейн и корт,                             Только помните: спортсмены

Зал, каток – везде вам рады.                        Каждый день свой непременно

За старание в награду                                   Не играют с дремой в прятки,

Будут кубки и рекорды,                               Начинают с физзарядки.

V. О зарядке.

Зарядка делает тело человека сильным и красивым. У того, кто каждый день утром выполняет физические упражнения, хорошая осанка: голова гордо приподнята, плечи расправлены, спина прямая. Говорят, что у них королевская стать. Но красивая осанка – это не только привлекательная внешность, но и здоровье человека. Ведь при неправильной осанке, когда плечи опущены, а спина «кривая», легкие и сердце испытывают давление, им, оказывается, сложно выполнять свою работу.

Существуют определенные правила зарядки:

  • Делать ее нужно всегда в одно и то же время. Перед началом проветрите комнату.
  • Не забывайте, что кроме зарядки для здоровья полезны подвижные игры (футбол, догонялки и т.п.). вы можете заниматься в спортивной секции. Только при ее выборе обязательно посоветуйтесь с родителями.
  • Физические упражнения помогают человеку справиться с плохим настроением. Если вам кажется, что все вокруг серое и унылое, отправляйтесь на стадион, пригласите друзей поиграть в футбол или просто включите музыку и несколько минут попрыгайте так, как вам хочется.

Физминутка .

VI. О питании.

Чтобы расти и крепнуть, нам нужны определенный режим питания и сбалансированный рацион.

- Какие правила гигиены питания вы знаете?

VII. О микробах.

- Как попадают микробы в наш организм? (попадают при чихании, при кашле больного). Через рот – с грязными немытыми продуктами, через грязные немытые руки. Через кожу – раны или царапины, с чужими вещами.

- Существуют ли полезные микробы? (это кисло-молочные бактерии, которые улучшают пищеварение → содержатся в кефире, ряженке и т.д., а также в квашенной капусте, в соленых помидорах, огурцах.)

Посмотрю я на ребят:                                      Быстро, дружно все съедают,

Не сутулятся сидят,                                          Корки на пол не бросают,

Все умыты, все опрятны,                                 Чай на стол не проливают,

Ложки держат аккуратно,                                 Потому что точно знают …

Запись на доске:

  • Кто ест красиво, выглядит счастливо.
  • Не красен дом пирогами, красен едоками.
  • Когда я ем, я глух и нем.

- Объясните эти пословицы.

- Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим?

- Выберите те продукты, которые полезны вашему организму. Докажите.

рыба                       «Пепси»                жирное мясо                               подсолнечное масло

кефир                      чипсы                   торты                                           морковь                      

«Геркулес»             жвачка                  шоколадные конфеты                лук

VIII. Заключительная часть.

Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда

На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы. И легко вам будет жить.

IX. Подведение итогов классного часа.



Предварительный просмотр:

Классный час «Путь к звездам»

Цели и задачи мероприятия:

  • Систематизировать и расширять представления детей о космонавтике, формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос, познакомить с первыми космонавтами, рассказать о роли животных в исследовании космоса, показать значимость космоса в жизни и деятельности человека;
  • развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес учащихся  к космосу , формировать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувств гордости и уважения к российской космонавтике;
  • Расширять словарный запас учащихся, расширять кругозор, развивать познавательную активность, коммуникативные способности.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель. Рассмотрите рисунки на слайде(слайд 2).Что объединяет все эти предметы?
Дети. Все они способны к полёту.
У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (слайд 3)
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок?
(слайд 4)

– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли (слайд 5).Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:

(слайд  6)       Чудо-птица, алый хвост,
                      Прилетела в стаю звёзд.
(Ракета)

– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.

(слайд 7)   Он не лётчик, не пилот,
                Он ведёт не самолёт,
                А огромную ракету.
                Дети, кто, скажите это?
(Космонавт)

3. Постановка задач урока

У.Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

Д. О космосе.

4. Работа над лексическим значением слов.

У. Как вы понимаете, что такое космос?(слайд 8)

Словарь Ожегова так объясняет это слово.

Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.

С.И.Ожегов

– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

5. Беседа о празднике

У. А кто из вас знает, какой праздник посвящен космосу?

Д. День космонавтики.

У. Кто может назвать дату этого праздника?

Д. 12 апреля(слайд 9)

У.– Как вы думаете, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики?

Д. 12 апреля совершен первый полет в космос.

У.  Действительно, 12 апреля 1961 года человек впервые отправился в космическое путешествие.
– Посчитайте, сколько лет прошло со дня первого полёта в космос?

6. Физминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два
(стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре –
(основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.

7. Работа в группах. Маркированное чтение

У. Предлагаю вам узнать немного больше. Каждый из вас получил лист с текстом и заданием. Вы читаете текст, готовитесь отвечать по нему  на вопросы. Затем читаете текст для всего класса повторно. В тетради  отмечаете знаком «V» то, что уже знали раньше, новую информацию отмечаете знаком «+».

Класс делится на группы, каждая получает своё задание.

Тексты для каждой группы.

1 группа. Космическая орбитальная станция. (слайд 10)

– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

2 группа. Как работают космонавты.(слайд 11)

– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

3 группа. Животные-космонавты. (слайд 12)

– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

4 группа. Собаки-космонавты.  (слайд 13) 

– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.

5 группа. Первый космонавт. (слайд 14)

– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.

6 группа. Скафандр. (слайд 15) 

– В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

7 группа. Искусственные спутники. (слайд 16) 

– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.

8. Закрепление полученных знаний

У. А теперь попробуем ответить на вопросы.(слайд 17)

-Кто из живых существ первым полетел в космос?

– Почему это были животные, а не люди?

– Как готовили собак в космическое путешествие?

– Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт?

-Любой ли человек может стать космонавтом?

-Как называется второй дом космонавтов?
-Расскажите о специальной одежде для космонавтов.

9. Подведение итогов работы групп

У. Поднимите руку дети, которые до чтения текста всё это уже знали. Для кого прочитанное было незнакомо?
10.  Работа в парах. Игра «Собери слово»

У. Поиграем в игру.

На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них слово-качество настоящего космонавта.

Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный. 

У. Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются  карточки с названием качеств космонавтов.)
В полёте, космонавты должны выполнять специальные
«космические правила»(слайд 18). Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.

Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).

11. Физминутка

– Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание.
– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.
– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
У. Продолжим подведение итогов работы групп. В нашем городе есть улица Гагарина. В честь кого она названа?
12.  Подведение итогов.

Сегодня вы открыли много нового для себя. И благодаря вам на небе зажглась новая звезда(слайд 19)