Учительская

Кожина Эржена Намсараевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика, УМК «Школа России», 4 класс

Тема: Письменное умножение на трехзначное число .

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательные цели: Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме «Письменное умножение на трехзначное число»; познакомить с письменными приемами умножения на трехзначное число; совершенствовать умение решать уравнения, задачи с величинами «скорость, время, расстояние». Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала.

Развивающие цели: Содействовать формированию умения решать примеры и задачи; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.
Воспитательные цели: Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:
 Развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание  в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно – следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.
Коммуникативные УУД: Развивать умения работать в паре, группе, вести диалог с одноклассниками, формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: Формировать у учащихся умения планировать учебные действия   и ставить учебные задачи в сотрудничестве  с учителем; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные УУД: Формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности; осуществляют личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач)

Планируемые результаты обучения

1.Познавательные

- познакомить с письменным приемом умножения на многозначное число.

-выработать алгоритм письменного умножения на многозначное число.

2. Развивающие:

        - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. Воспитывающие:

        - создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядный материал: презентация к уроку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, учебник.


Этап урока

Деятельность учителя

Деят-сть учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Прозвенел звонок – начинается урок.  

Тихо сядет  первый ряд, остальные постоят  

Тихо сядет ряд второй, подружившись с тишиной.

Сядет третий ряд у нас.

И урок начнем сейчас.

       И так, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.

Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие по океану, на остров «Сокровищ». На острове сокровищ нам предстоит выполнить задание, чтоб найти сундуки с сокровищами.

         Работу на уроке мы будем выполнять индивидуально, в парах и в группах. В каждом группе, есть капитан, который будет назначать ответственного за  выполненное задание, а остальные члены экипажа будут сообща решать возникшие на пути задачи.

Впереди нас ждут трудные испытания, а преодолеть их помогут ваши знания в области математики.

- Настраиваются на работу.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать

учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

2.1. Устный счет

(3 мин)

2.2. Игра

«Верно  ли, что…»

(3 мин)

Чтоб выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, нам нужно решить цепочку примеров. Эту работу мы будем выполнять в группах. У каждого  группы свое задание. При нахождении последнего числа, вы увидите какой транспорт мы будем использовать.

- Какое число получилось? 

Корабль – 80

Плот – 120

Лодка – 60




Молодцы, справились с заданием.

Конечно, мы в путешествие отправляемся на корабле. И так в путь!

Остров очень большой, поэтому мы будем плавать вдоль берега, выполнять задания, чтоб найти сундук с   сокровищами…...

И перед нами бухта «Разминка»

 

Необходимо высадиться  и пополнить запасы пресной воды. Прежде, чем мы возьмем ее, нам нужно ответить на вопросы:

  1. Вопрос:

Верно ли, что площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 8 см, будет равна 27 кв. см? Почему?   (24 кв. см)

Решение:
S = a * b
1) 3 * 8 = 24 (см²)

  1. Вопрос:

Верно ли, что у 38 мышат, 38 ушей?  Почему? (76 ушей)

  1. 38 +38= 76
  1. Вопрос:

Верно ли, что волк за 30 мин – пробегает 8 км, а за 4 часа он пробежит 66 км? Почему? (64 км)

В 4 часа это 8 раз по 30 мин. Следовательно,  8*4= 64

  1. Вопрос:

Верно ли, что частное чисел 240 и 30 равно 80? Почему? (8)

  1. 240 : 30 = 8
  1. Вопрос:

Верно ли, что третья часть от произведения 90 и 30 равна 90? Почему? (900)

  1. 90 * 30= 2700 2) 2700: 3= 900
  1. Вопрос:

Верно ли, что у Саши урок длится 35 минут?

Если Саша…..

5 минут смотрел в окошко,

Позевал еще немножко,

Посмотрел по сторонам,

Всех детей пересчитал.

 И на это и на то

Минуты 3 еще ушло.

Ручки не было в пенале-

7 минут искал в кармане.

 Ничего там не  нашел –

Стал писать карандашом.

А потом пытался Ире

Рассказать о событиях в мире.

Событий много произошло –

На это 10 минут и ушло.

20 минут только думал о том,

Как быть хорошим учеником

1) 5+3+7+10+20=45


- Верно ли, что у Саши урок длится 35 минут? Почему?
(45 минут)

- Может ли Саша быть хорошим учеником?

Молодцы, вы  справились с заданием. Мы пополнили запасы пресной воды и можем отправляться в путь, чтоб найти сундук с сокровищами.

Включаются в учебную деятельность.

На листах написано задание для каждой пары.





Если пара выполнила задание, она показывает сигнал о готовности выполнения.

Каждый пара отвечает, подведение итогов.

Выполняют задание на черновиках

Если  выполнили задание,  показывают сигнал о готовности выполнения.

Регулятивные УУД:  оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные УУД:

Формируют умения

слушать и слышать собеседника, вести диалог.












Коммуникативные УУД: следить за действиями других участников в процессе учебной деятельности.

Личностные УУД: понимание роли математических действий.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные

УУД: допускать существование различных точек зрения,

приходить к общему решению в спорных вопросах;

3.

Самоопределение к деятельности  

Создание проблемной ситуации.

Во время всего путешествия мы будем вести бортовые журналы. Откройте их (тетради), запишите число, классная работа, задание № 1. После выполнения задания, на полях бортовых журналов, вы  самостоятельно должны оценить каждую  выполненную работу:

- если работу вам было легко выполнять, то на полях поставьте  вот такой смайлик http://stat8.blog.ru/lr/0b0d32286177231bf3fcf72dc6ab9f3b


- если небольшие трудности возникли  при выполнении, то вот такой    
https://c-a.d-cd.net/13b50fu-960.jpg 
- если очень трудно было выполнять, то  
http://thumbs.dreamstime.com/x/sad-8289979.jpg

- Внимание мы приближаемся к бухте «Новых знаний»

- Чтоб нам найти сундук с кладом, посмотрите внимательно на примеры и сравните их (побуждает к осознанию темы и цели урока)

1)425 · 6=             2) 425 · 62=                    3) 425 · 623=   

- Чем они похожи и чем отличаются?

(Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом выражении – однозначное число. Во втором – двузначное, в третьем – трехзначное число.)

- Какой пример может вызвать у вас затруднение? Почему?

(Потому что там умножение на трехзначное число).

- Какие примеры вы уже можете решить? (Первый и второй)

- Выполните решение 1 и 2 примера в своих бортовых журналах самостоятельно. (Работа в парах, два ученика (пара работает у доски, проверка)

-  Все ли согласны?

- При решении этих примеров, что вы использовали, что? (Алгоритм письменного умножения на однозначное и на двузначное число)

-  Что такое алгоритм – это пошаговое выполнение действий.

- Давайте вспомним алгоритм умножения на двузначное число

Внимательно слушают учителя.
Открывают тетради, пишут число и классная работа.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

- Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом выражении – однозначное число. Во втором – двузначное, в третьем – трехзначное число.

-  Потому что там умножение на трехзначное число.
- Первый и второй
- это пошаговое выполнение действий.

Познавательные УУД: Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

.
http://fs1.ppt4web.ru/images/5552/81684/640/img4.jpg
- Чем отличается решение второго примера от решения первого примера? (Во втором примере два неполных произведения).

- Где вы начинали записывать второе неполное произведение? (Под десятками)

- Как вы думаете, сколько неполных произведений будет в третьем примере? (Три)

- Где нужно записывать третье неполное произведение?

(Под сотнями.)

- Кто желает попробовать решить третий  пример?

(Желающие ученики выходят к доске и объясняют, как выполнить умножение.)

- Правильно ли они выполнили решение, мы узнаем позже, а сейчас…….

Вспоминают алгоритм.

Отвечают на вопросы учителя.
-
 Во втором примере два неполных произведения.
-Под десятками

-Три

-Под сотнями

Личностные УУД:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Постановка учебной задачи.

Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

-Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Тема урока: «Письменное умножение на трехзначное число»)

- А попробуйте поставить цель и задачи для класса на сегодняшний урок.

Задача урока:

Познакомиться с приемом письменного умножения на трехзначное число.

Цель урока:

Научиться выполнять письменно умножение на трехзначное число  

- Ребята, если мы что – то не знаем или не уверены, что это правильно, где мы сможем посмотреть? (в учебнике)

Стимулирует к деятельности.

- Посмотрите, как выполнена запись столбиком на стр. 48

- Обсудите в группах, как нужно выполнять письменное умножение на трехзначное число.

-Какая пара готова рассказать с чего начинать вычисления?

- На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение? (На один разряд)

- На сколько разрядов влево сдвинули третье неполное произведение? (На два разряда)

 ВЫВОД:  Чтобы выполнить умножение на трехзначное число, нужно хорошо знать алгоритм умножения на двузначное число.

- Обратите внимание на решение ребят этого примера (находят ошибки при решении).

- Значить, чтобы выполнить письменное умножение на трехзначное число нужно знать порядок или иначе алгоритм решения.

- Что такое алгоритм – это пошаговое выполнение действий.

- Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая  в группах, вы разложите карточки в нужном порядке.

- Какая пара готова?

 (Выводит учитель на экран) АЛГОРИТМ

1. Записываю десятки под десятками, единицы под единицами.

2. Умножаю данное число на число единиц второго множителя

3. Получаю первое неполное произведение

4. Умножаю данное число на число десятков второго множителя

5. Получаю второе неполное произведение

6. Умножаю данное число на число сотен второго множителя

7. Получаю третье неполное произведение

8. Складываю три неполных произведения

9. Читаю ответ  

Формулируют тему  урока.

-Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.

Дети работают с учебником.

Обсуждение в парах.
отвечают на вопросы учителя.

Дети формулируют вывод.

Ученики находят ошибки при решении у  доски

Пошаговое выполнение действий.

Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

АЛГОРИТМ

1. Записываю десятки под десятками, единицы под единицами.

 2. Умножаю данное число на число единиц второго множителя

3. Получаю первое неполное произведение

4. Умножаю данное число на число десятков второго множителя

5. Получаю второе неполное произведение

6. Умножаю данное число на число сотен второго множителя 7. Получаю третье неполное произведение

 8. Складываю три неполных произведения

9. Читаю ответ  

Регулятивные УУД:

Уметь формулировать тему и цель урока.


Регулятивные УУД:
Планировать решение учебной задачи, встраивать алгоритм действий

Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор.

Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность во взаимодействии.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Физкультминутка

1, 2,3, 4, 5!                                                        

Все умеем мы считать,                                        

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

 Раз – подняться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

Личностные УУД:

имеют установку на здоровый образ жизни

Закрепление изученного материала

6.1. Решение тренировочных упражнений.



6.2. Решение задач

- Ну вот, прошли   мы через испытания, плывем дальше.

Впереди у нас бухта «Познания и закрепления»

- Прежде чем мы заплывем в бухту, мы должны выполнить задание с.48  № 182 (1), чтоб найти сундук с сокровищем.


Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске.    

К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого».

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях.

- Задание мы выполнили, но в этом сундуке нет сокровищ.


Плывем дальше.

 - Сейчас мы плывем к берегу «Нерешенных задач»

- Вам предлагают решить задачу. Прочитайте задачу на с. 48 № 183.

- В бортовых журналах запишите № 183.

- Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж. 

(Выводит чертеж задачи на экран)-  

- О чем говорится в задаче?

- Как двигались поезда? (В противоположных направлениях.)

- Что говорится о первом поезде?

- Что говорится о втором поезде?

- Что нужно найти в задаче?

- Что можно найти, зная скорости поездов? (Общую скорость или скорость удаления.)

-- Какое дополнительное условие есть в задаче? (Города, из которых вышли поезда, находились на расстоянии 175 км.)

- Узнав расстояние, пройденное двумя поездами за 6 часов,  сможем  ли узнать общее расстояние между поездами? (Да)

Задачу вы решаете самостоятельно в группах (1 ученик решает у доски)

- Все согласны с решением задачи?

Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях.


- Выполняем задание на с. 48, где вопросительный знак.

В бортовых журналах записываем № 2 и решаем примеры самостоятельно. Взаимопроверка по образцу ответов: 138 777,170 160, 327.

- Обмен тетрадями. Взаимопроверка. Возьмите карандаши, проверьте, исправьте ошибки и поставьте оценку на полях.

Внимательно слушают учителя.

Два ученика работают у доски.





Ученик у доски решает  задачу. Остальные работают в тетрадях.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль








Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

Рефлексия

Мы сегодня весь урок путешествовали. Давайте подведем итоги в бортовых  журналах. Нарисуйте общий смайлик на полях.

Поднимите руки :

- если работу вам было легко выполнять, то на полях поставьте  вот такой смайлик http://stat8.blog.ru/lr/0b0d32286177231bf3fcf72dc6ab9f3b

- если небольшие трудности возникли  при выполнении, то вот такой            https://c-a.d-cd.net/13b50fu-960.jpg 

- если очень трудно было выполнять, то ……… http://thumbs.dreamstime.com/x/sad-8289979.jpg

Подводят итог урока. Оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения.

Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вам больше всего запомнились?

Подошел к концу урок,

Прозвенел сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки-

- Всем спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя.

Д/з

№ 184, №182 (2) на с. 42

Записывают домашнее задание в дневник.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ  

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения изменять имена существительные по падежам, познакомить учащихся с понятием «падеж», названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; уточнить представление о начальной форме имени существительного – и. п. ед. ч.; способствовать развитию умения правильно определять падеж имен существительных в единственном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «падеж», названиями падежей, шестью парами падежных вопросов; научатся изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; формировать уважение к своему народу, другим народам, принятие ценностей других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Давайте улыбнёмся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесёт

Всем радость общения друг с другом.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяется  домашнее задание. Проводится  беседа о проделанной работе.

– Прочитайте отрывок стихотворения М. Лермонтова в задании 118.

– Назовите части речи.

– Выберите любое правило в упражнении 4. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило на письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают выполненное задание.

В (предл.) небесах (сущ.) торжественно (нареч.) и чудно (нареч.)!

Спит (гл.) земля (сущ.) в (предл.) сиянье (сущ.) голубом (прил.).

Выступают с сообщением о том, как применить орфографическое правило на письме. Приводят примеры слов.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Минутка чистописания.

Проводится  минутка чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложение и разберите его по членам предложения.

Выполняют чистописание.

Осень предстала во всей своей нежной, притихшей красе.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку.

Посадили вдоль дорожки 

Всех деревьев понемножку: 

Липы там и клены есть, 

Назови дорожку здесь.

(Аллея.)

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «аллея»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

К

А

Л

Л

Е

Я

К

Е

И

А

Н

П

Ц

А

И

Я

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаю вопросы. Комментируем ответы, предлагаю  сформулировать цель урока.

– Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам задать вопросы друг другу об этой части речи. Если ваш собеседник затрудняется, помогите ему. (См. РМ, Приложение 3.)

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем изменять имена существительные по падежам

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, делать выводы

IV. Объяснение нового материала.

Организуется  работа  по теме урока. Объясняю новый материал, отвечаю  на вопросы учеников.

– Сегодня мы с вами дополним имеющиеся знания

об имени существительном, познакомимся с очень

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение «Падежи» Фриды Полак.

Именительный.

Он – начинающий падеж, 

Вопросы – «кто?» и «что?».

В нем – мама, папа, слон, манеж, 

И школа, и пальто. 

Родительный.

Вопросы: Нет «кого?», «чего?».

Вот у меня нет брата 

И хомяков – ни одного… 

Всё мама виновата! 

Дательный.

Это яблоко, скажите, 

Я отдам кому? чему? 

Может, Лене? Или Вите? 

Нет, пожалуй, никому… 

Винительный.

Ой! В игрушках – кавардак! 

Не пойму сама никак: 

Обвинить кого? и что? 

Куклу? Кубики? Лото? 

Творительный.

Хочу я песни сочинять. 

С кем? с чем мне ноты изучать? 

Писать мне ручкой иль пером, 

Или цветным карандашом? 

Предложный.

Я думаю о ком? о чем? 

О школе, о глаголах. 

Верней, я думаю о том, 

Как надоела школа… 

Зато теперь все падежи 

Я твердо заучила. 

Попробуй тоже так учи, 

Ведь знанья – это сила!!! 

Понимать
на слух ответы учащихся. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

Наблюдение над языковым материалом

интересным явлением в русском языке. А поможет нам следующее упражнение. Прочитайте запись на доске: «Друг – это человек, который все поймет и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге».

– Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

(кто?) друг

(кого?) друга

(кому?) другу

(кого?) друга

(кем?) другом

(о ком?) о друге

– Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова, его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?

– В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из греческого языка и переводится «выпадение». Еще древние ученые заметили, что слова в речи «падают», то есть изменяют форму.

– Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках падежи? Да, в других языках мира тоже есть падежи: например, в немецком – 4, а в финском – 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво. В этом вам может помочь стихотворение о падежах. Послушайте

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 135).

Задаю вопросы. Комментирую и корректирую  ответы. Наблюдаю за работой учащихся. Помогаю, при необходимости проверяю  ответы. Комментирую  ход решения.

– Прочитайте. Что обозначает выражение «склоняется “весна”»?

– Какая часть в слове «весна» при склонении изменяется? (Изменяется окончание.)

– Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного «весна» по вопросам.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Записывают предложение, указывают падеж слова «весна». Выделяют окончание.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 136).

– Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

– Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните ответ.

– Начальная форма имени существительного – это

форма именительного падежа единственного числа.

Уточняют, что имена существительные неодушевленные отвечают на вопрос «что?», а одушевленные – на вопрос «кто?».

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 137)

– Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами. Имена существительные склоняются не только в единственном числе, но

и во множественном.

– Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные «лиса», «окно», «ежи». Просклоняйте эти существительные

письменно без вспомогательных слов.

– Выделите окончания имен существительных

Склоняют имена существительные. Выделяют окончания. (См. РМ, Приложение 4.)

VI. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися.  Предлагаю  детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Провожу беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Сколько падежей в русском языке? (6 падежей.)

– Давайте назовем их с вопросами и со словами-помощниками.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание

На ушко им поют

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговариваю и объясняю  домашнее задание. Формулирую задачи выполнения упражнения, даю сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 119 в рабочей тетради; выучить названия и вопросы падежей

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Давайте улыбнёмся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесёт

Всем радость общения друг с другом.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

АЛЛЕЯ – дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками, или дорожка в саду, в парке.

Выполняют рисунок к словарному слову.

Однокоренное слово: аллейка.

Предложения:

Мы шли по тенистой аллее парка.

После уроков ученики гуляли по липовой аллее.

В парке много тенистых аллей.

Приложение 3

Кроссворд

– Решите кроссворд. Прочитайте ключевое слово.

– Что обозначает слово «падеж»?

Читают вопросы к кроссворду.

1. Картина или рисунок, изображающие природу. (Пейзаж.)

2. Дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников. (Аллея.)

3. Руководитель  предприятия,  учреждения или учебного заведения.  (Директор.)

4. Местожительство определённого лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации. (Адрес.)

5. Твёрдый ковкий металл серебристого цвета. (Железо.)

Решают кроссворд. Читают ключевое слово «падеж».

1

П

е

й

з

а

ж

2

А

л

л

е

я

3

Д

и

р

е

к

т

о

р

4

б

и

л

Е

т

5

Ж

е

л

е

з

о

Приложение 4

Работа по учебнику (упражнение 137)

– Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание.



Предварительный просмотр:

Математика.

Урок - путешествие  «7 чудес света».

1 класс.

Тема: Числа 1-7.

Цель: помочь детям усвоить приёмы прибавления и вычитания числа 4 в  пределах 7;отрабатывать взаимосвязи между целым и частью; закрепить состав числа 7; развивать у детей мыслительные операции, внимание, память, речь; расширять кругозор учащихся; повышать  интерес к математике.

Оборудование:  набор цифр, сигнальные круги, смайлики, презентация «7 чудес света», набор геометрических фигур, карточки с числовыми выражениями, листы с заданиями для каждого ученика, корабль «Знания», карта путешествия.

I. Организационный момент.

-Я предлагаю в начале урока подарить свои улыбки друг другу и, конечно же, гостям! Пусть это утро принесёт нам радость общения. Я желаю вам удачи, новых знаний и открытий!

II. Постановка целей и задач урока.

-Сегодня, ребята,  у нас с вами необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие по морским просторам и познакомимся  с 7 чудесами света. Поможет нам в этом карта путешествий и корабль, который назовём «Знания». Именно знания позволяют нам совершать новые «открытия». Итак, в путь!

III. Актуализация опорных знаний.

В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. (что-то замечательное, великолепное).

-Люди, которые построили эти чудеса, могли в совершенстве выполнять такие задания. Попробуйте выполнить и вы.

1. Работа с геометрическим материалом.

- Посмотрите на доску и на 1 задание у вас на листе:

-Как назвать одним словом то, что вы видите?

  (геометрические фигуры)

-На какие группы можно разделить все фигуры?

            (по цвету, по форме, по размеру)

-Сколько всего фигур?

                ( 6 )

-Найдите закономерность и продолжите ряд на 1 фигуру.

                (        )

-Сколько фигур стало?

                 ( 7 )

-Как получили число 7?

                  ( 6 + 1 = 7 )

в) Рассказ о числе 7.

-Расскажите всё, что вы знаете о числе 7.

    натуральное число

    нечётное

    в числовом ряду следует за числом 6,

    предшествует 8

    на 1 > 6

    на 1 < 8

    слева от 8

    справа от 6

    соседи 6 и 8

    состав числа 7 ( 1 и 6, 2 и 5, 4 и 3,1 и 1.1.1.1.1.1)

-Молодцы, надеюсь, из вас получатся неплохие архитекторы.

-Ну, а сейчас: Добро пожаловать в Египет! Перед вами первое чудо света:  пирамиды – гробницы египетских царей фараонов.

Слайд №1

IV. “Открытие” нового знания.

1)Прибавление числа 4 разными способами.

Только очень умные люди способны творить такие чудеса. И без математики здесь не обойтись.

-Как вы думаете, что нужно сделать в следующем задании?

(записать числовые выражения и найти их значения)

Рассмотрите внимательно и скажите: что общего во всех выражениях?

( 3+4)

 (Дети по желанию выходят к доске и записывают значения выражений. Проверка сигнальными кругами)

Вывод:         

        -Как  прибавили к трём четыре?

            (разными способами: сразу число 4 и по частям)

-Как еще можно прибавить к трём четыре? (1+1+1+1;3+1;1+3)

-Спасибо! Когда вы подрастете, вы тоже сможете создать какое-нибудь грандиозное сооружение.

-А сейчас наш корабль находится в самом большом и богатом городе Древнего Востока – Вавилоне.

    Слайд №2.

И мы с вами можем взглянуть на второе чудо света: висячие сады царицы Семирамиды, которые были созданы по приказу царя Навуходоносора. Опасаясь врага, царь построил свой дворец на высоте 6-этажного дома. Сады, окружавшие его, были действительно чудом древней техники.

Y. Первичное закрепление.

1)Составление выражений по рисунку. (Взаимосвязь целого и частей.)

-Царица очень любила сады, т.к. они напоминали  ей родину. Она хотела бы  и вас приобщить к прекрасному. Запишите выражения по рисунку.

-На какие группы можно разбить все пальмы? (высокие и низкие)

-Сколько высоких? Сколько низких? Сколько всего пальм? И т. д.

http://festival.1september.ru/articles/211970/img10.jpghttp://festival.1september.ru/articles/211970/img10.jpghttp://festival.1september.ru/articles/211970/img10.jpghttp://festival.1september.ru/articles/211970/img10.jpg                                 4+3=7

http://festival.1september.ru/articles/211970/img10.jpghttp://festival.1september.ru/articles/211970/img10.jpghttp://festival.1september.ru/articles/211970/img10.jpg                                3+4=7        

                                                7-3=4

                                                7-4=3

Вывод: Спасибо, я думаю, что вы по достоинству оценили  висячие сады царицы Семирамиды.

Слайд №3.

 -А наш корабль «Знаний» уже находиться  в Малой Азии, в городе Эфесе, где  был выстроен  храм греческой богини Артемиды, покровительницы зверей и птиц.

Храм охраняют львы.  

2 )Работа над составом числа.(Пропедевтика уравнений)

 Артемида  предлагает вам  выполнить задания, тем самым проверить насколько вы смелые.

Вставьте в “окошко” нужные числа.

                                   

                       +2         7                      

               

        -1

Вывод:        Ц=Ч+Ч

                Ч=Ц-Ч

-Молодцы!  Вы действительно смелые. Мы  практически преодолели половину пути  и уже находимся на родине Олимпийских Игр, в городе Олимпии.

Слайд №4.

 Перед вами скульптурное изображение главного бога древних греков -Зевса Олимпийского, в честь которого назвали Олимпийские игры. Его высота 13 м. И коли речь зашла об Олимпийских играх, я предлагаю вам провести разминку.

Игра на внимание:

 1-сели

2-хлопок

3-прыжок

4-погладим себя по голове

5-три притопа

6-2 кивка головой

7-«молодцы»!

(чередовать цифры).

Слайд №5

VI. Тренировочные упражнения и  задания на повторение.

Пока мы отдыхали, наш корабль доставил нас в столицу  небольшого Карийского царства, где находиться 5 чудо- гробница царя Мавсола, которую построила царица после  его смерти.  Память о гробнице Мавсола  живет и поныне  в слове «мавзолей».

  1. Нахождение значения числовых выражений.

-Венчало здание несколько коней с колесницей.

-Найдя последнее число в « цепочке», узнаете количество коней.

     7       -4            +3          +1           -3     ?                  

                   

(Результат  показывают цифрой. Каждое действие выполняют разные дети  у доски. Проверка  с помощью сигнальных кругов.)

Ну, что ж, вы делаете успехи!

Вывод:  Что необходимо знать, чтобы не допускать ошибок при сложении и вычитании?(знание состава чисел)

Слайд №6.

А мы прибываем на остров Родос и видим  6 чудо света: бронзовый юноша  ростом 36 м- это бог солнца Гелиос, жители этого города считали его своим покровителем.

2).Задание на смекалку

а) Бог солнца Гелиос  предлагает вам кое - что узнать о себе, если справитесь с заданием:

-Расставьте цифры с буквами по порядку.

5

1

6

2

3

7

4

д

м

ц

о

л

ы

о

1

2

3

4

5

6

7

м

о

л

о

д

ц

ы

б) Бог солнца Гелиос угостил вас веточкой винограда, отведать сможете тогда, когда вставите недостающие числа.

  3    2    

    4  3  3    

       

-Как угощение, понравилось?

Слайд 7. 

Благодаря вашим  знаниям мы имеем возможность взглянуть на 7 чудо света. Это самый большой  маяк древности. Высота этой трехъярусной   башни  достигала 120 м. На ее вершине  в открытой каменной беседке  день и ночь пылал костер, указывая путь кораблям.

 Этот маяк поможет нам благополучно  вернуться обратно в  класс, так как он будет освещать нам путь.

YII.Итог урока:

-Наше путешествие подошло к концу.

  • Ребята, вам понравилось путешествовать?
  • Что нового узнали? (познакомились с 7 чудесами света)
  • Чему вы учились? (прибавлять к трём четыре)
  • Что закрепляли? (состав числа 7)
  • Значит, состав числа 7 знают все?

Проверим?

-Я говорю высказывание, а вы оцениваете его с помощью сигнальных кругов.

    -7 это3 и 4…

YIII.Рефлексия.

Я предлагаю оценить свою работу на уроке самостоятельно.

  • Если вы считаете, что урок  для вас прошел с пользой, вы многое узнали, прикрепите на доске « веселый смайлик»
  • Если  все поняли, но еще допускаете ошибки  - «серьёзный смайлик».
  • Если ничему не научились – «грустный смайлик».

Ребята, как вы думаете, нам есть над, чем работать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семь чудес света Урок закрепления знаний по математике 1 класс Тема: Числа 1-7

Слайд 2

«7 чудес света !» Что это? В древности семью чудесами света называли 7 сооружений, поражавших своей грандиозностью, что-то замечательное, великолепное .

Слайд 3

Египетские пирамиды 1 чудо света: самое высокое из Чудес -пирамиды-гробницы египетских царей фараонов. Оно сложено из обтесанных кирпичей. Сохранилось до наших дней.

Слайд 4

Висячие сады Семирамиды 2 чудо света: создано по приказу царя Навуходоносора в самом большом и богатом городе Древнего Востока- Вавилоне. Опасаясь врага, царь построил свой дворец на высоте шестиэтажного дома. Сады, окружавшие его были действительно чудом древней техники

Слайд 5

Храм Артемиды в Эфесе 3 чудо света: храм греческой богини луны Артемиды-покровительницы птиц и зверей. Строился из мрамора около 120 лет. Его украшали 127 колонн.

Слайд 6

4 чудо света: скульптурное изображение главного бога древних греков-Зевса Олимпийского, в честь которого названы олимпийские игры . Его высота 13 метров. Статуя Зевса

Слайд 7

Галикарнейский мавзолей 5 чудо света: гробница царя Мавсола, которую построила царица после его смерти. Память о гробнице Мавсола живёт и поныне в слове «мавзолей».

Слайд 8

Колосс Родосский 6 чудо света:бронзовый юноша ростом 36 метров- это бог солнца Гелиос, покровитель жителей острова Родос.

Слайд 9

ФАРОССКИЙ МАЯК 7 чудо света: самый большой маяк древности. Высота трёхъярусной башни достигала 120 метров. На её вершине в открытой каменной беседке день и ночь пылал костёр, указывая путь кораблям.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр: