Проектная деятельность

Тишкина Светлана Викторовна

Проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №9

г. Ярцева Смоленской области

Образовательный проект

«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»  

Подготовила:

воспитатель

Тишкина С.В.

Ярцево, 2021г.

Современные этапы развития дошкольного воспитания характеризуются повышением его качества. Одним из условий повышения качества является работа учреждения в поисковом режиме. Методическая работа в нашем учреждении часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, развитию творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Еще несколько лет назад управление и педагогическая деятельность нашего детского сада строилась на традиционных способах разработки перспективных и календарных планов и контроля за их реализацией. В современной же образовательной системе педагоги учреждения вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Проанализировав работу в этом направлении, было предложено акцентировать внимание на следующих вопросах:

  • Усилить работу по развитию устной речи дошкольников по всем направлениям (произносительная сторона, словарь, грамматический строй, связная речь и т.д.).
  • Развитие речи рассматривать как составную часть общей системы обучения и воспитания ребёнка.

В связи с этим становится очевидной необходимость корректировки традиционных методов речевого развития ребенка, как по форме, так и по содержанию.

Поэтому актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольников инновационной деятельности, требующей использования новых методов и технологий в работе по развитию речи, в которых есть место инициативе ребенка, сочетания свободы познания, речевой деятельности и культуры, принятой в обществе. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную познавательную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное - раскрывают возможности для педагогического творчества.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его речевых, познавательных и творческих способностей.

Тема образовательной  деятельности «Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности», целью которой являлось:

Обоснование факторов эффективного развития речи детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах речевой деятельности дошкольников. Освоение и внедрение вариативных образовательных программ, технологий, новых форм, видов, методов, интеграция содержания детской деятельности. Совершенствование речевой среды. Проектирование сотрудничества с родителями.

Для решения этой цели ставятся следующие задачи:

  • проанализировать состояние, основные тенденции развития массовой практики, а также организации передового опыта работы по познавательно-речевому развитию с дошкольниками
  • разработать системы диагностики и оценки освоения детьми речевых знаний и умений;
  • выделить круг теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо для педагога по реализации проектной деятельности;
  • создать предметно-развивающую среду для осуществления данной технологии;
  • использовать передовые технологии для познавательно-речевого развития дошкольников.

В процессе организации работы по познавательно-речевому развитию с дошкольниками осуществляется комплекс мер, включающий в себя:

  • дифференцированный подход к детям в процессе реализации проектной работы;
  • конкретизация задач по речевому развитию воспитанников;
  • создание развивающей среды для познавательно-речевого развития дошкольников,
  • диагностику речевого развития дошкольников,

Этот комплекс мер приводит к достижению максимально - возможных условий для познавательно-речевого и интеллектуально-творческого развития детей, поддержку его способностей семьей.

Новизна решения данной проблемы в том, что сформулированы и обоснованы, а также проверены в ходе инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения оптимальные условия познавательно-речевого развития каждого ребенка, в которые входят:

  • алгоритм выбора оптимального для конкретных условий варианта системы воспитательно-образовательной работы;
  • условия для создания и применения проектного метода, активизирующего методическую деятельность педагога образовательного учреждения;
  • разработка диагностических методик педагогической деятельности и условия работы по интеллектуальному развитию детей;
  • комплекс учебно-воспитательных проблем, оказывающих определенное влияние на ход и результативность педагогической деятельности.

Для внедрения в практику работы проектного метода используется следующая модель реализации программы:

участники-дети, родители, педагоги. Работа с детьми начиналось с проведения диагностики речевых умений и навыков, создания условий.

работы:

С детьми:

  • Развитие основы речевой и языковой культуры.
  • Развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях.
  • Развивать природную детскую любознательность
  • Наблюдение, познавательное общение.
  • Знакомство детей с родным краем.

С родителями

  • Дни открытых дверей.
  • Совместная организация праздников и развлечений, выставок совместного творчества взрослых и детей.
  • Родительский клуб «Творческая гостиная»

С педагогами

  • Работа творческой группы по наработке практического материала
  • Методические объединения специалистов
  • Семинары
  • Консультации
  • Тематические лекции
  • Курсы повышения квалификации
  • Работу по инновационной деятельности «Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности» рекомендовано проводить
  • В ходе инновационной деятельности изучаются теоретические источники по проблеме моделирования проектной деятельности в работе с дошкольниками.

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»;
  • «Коммуникативное развитие дошкольников»;

Составляется картотека дидактических игр, систематизирован материал по речевому развитию детей.

Разработаны перспективные планы, критерии оценки речевого развития, серии конспектов занятий, сценариев развлечений, проектов. Составляется картотека дидактических игр, систематизирован материал по речевому развитию дошкольников. Готовится диагностический материал для проведения тестирования детей по речевому развитию.

Проекты: «Бабушкин двор», «Моя малая Родина», «Россия – Родина моя», «Планета земля», «Земной поклон солдатам России», основной целью которых является создание в детском учреждении предметно - развивающей среды, способствующей познавательно-речевому развитию детей и нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

«Учимся играя» - проект для детей среднего дошкольного возраста. Речь начинает формироваться в самом раннем возрасте и продолжает совершенствоваться всю жизнь. Дидактические игры направлены на развитие речи на всех этапах ее становления.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. Включение в НООД дидактических игр сделал процесс обучения интересным и занимательным, создавал у детей бодрое рабочее настроение, облегчал преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра помогала сделать учебный материал увлекательным, вызывала у детей глубокое удовлетворение, стимулирование работоспособности облегчала процесс усвоения знаний.

Метод проекта позволил:

- развить логическое мышление через дидактические игры, познавательную активность детей через игровой опыт,

- активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения,

- обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения,

- воспитать самостоятельность в выполнении заданий, доброжелательное отношение между детьми в совместных делах.

Реализация проектной деятельности повышает эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми, активизировалась и совершенствовалась работа с родителями.

«Книга в гости к нам пришла» - проект для детей старшего дошкольного возраста. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

Первый этап — подготовительный (разработка проекта):

- определение проблемы;

- постановка цели и задач;

-подбор методической и, дидактической, художественной литературы, практического материала.

Второй этап — исследовательский:

- выполнение проекта;

- диагностика.

Третий этап — заключительный:

- анализ поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение результатов работы;

- формулировка выводов.

Четвертый этап — презентация проекта;

Распространение данного опыта среди коллег.

В завершении озвучиваются результаты полученные в результате реализации проекта:

- возрос уровень развития связной речи посредством включения детей в продуктивные виды деятельности;

- расширился словарный запас дошкольников;

- выросла самостоятельность выполнения творческих работ детьми;

- участие в художественно ориентировочной деятельности с желанием и интересом; - выполнен намеченный план проекта, изучены все материалы, разработаны рекомендации.

«Сказочники», «А я знаю наизусть!», «В театр играем-речь развиваем!» взаимосвязанные, вытекающие один из другого проекты.

Красной нитью сквозь все выше указанные, познавательно – творческие долгосрочные проекты проходила театрализованная деятельность, элементы которого в том или ином объеме в обязательном порядке имели место быть как в непосредственно организованной деятельности, так и в ходе реализации режимных моментов. Своего рода заключительным этапом в работе, стала реализация проекта «В театр играем – речь развиваем!», рассчитанного на детей подготовительной группы. Актуальность проекта заключается в том, что именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Особое внимание уделяется работе с родителями. Анализ достижения целей и полученных результатов:

- у детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности,

- усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа,

- расширились представления детей об окружающей действительности,

- обогатился и активизировался словарь детей,

- усовершенствовалась интонационная выразительность речи,

- дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое.

Проводя целенаправленную, систематическую работу по развитию у детей устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности, мы не только благотворно влияем на развитие всех сторон речи дошкольников, но и расширяем их культурный диапазона.

Как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством, которое возможно только посредством яркой и образной речи. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, подпевки, песни, разные виды театральной деятельности находят отклик в душе каждого ребенка.

Особое внимание уделяется проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями.

Проект «Птицы леса». Основной задачей является развитие познавательно-речевых способностей дошкольников при ознакомлении с природой.

Развитие познавательно-речевых способностей детей, формирование начал экологической культуры, которая заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т.е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности.

Проект «Что за прелесть эти сказки».

Сказки А.С.Пушкина привлекает детей не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

Одна из важных задач - формировать самостоятельность, коммуникативность детей, развивать их творческие способности в театрально-игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности.

Проект «От музыки к движению и речи».

Воспитатели в работе над речью дошкольников используют логоритмические игры с пением и движениями под музыку, которые воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, в результате которого, то речевой материал усваивается детьми быстрее, и они незаметно учатся говорить правильно.

Мини-проект «Моя малая Родина». Групповой, исследовательски-творческий, краткосрочный. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому возникает необходимость создания условий для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Цель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду

Проект «Солнечные лучики». Природа - это неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

В возрасте 4 - 5 лет ребёнок начинает активно общаться с людьми, познавать мир природы, явлений, вещей, отношений, проявляет особенно активный интерес к природе живой и неживой: животным, растениям, сезонным и суточным изменениям.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Вслушиваясь в речь 4-5 - летних детей, посещающих наш детский сад, видно насколько недостаточны их познания о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

В процессе анкетирования выясняется, что в большинстве случаев не все родители знают возрастные особенности развития речи своих детей и мало уделяют внимания их речевому развитию. Многие родители часто не задумываются над этим вопросом. Непонимание важности развития речи детей, недостаточная компетентность – основные причины создавшейся ситуации.

В связи с этим возникает необходимость создания и реализации данного проекта.

Цель: Обогащение речи ребёнка в процессе познания природы, формирование интереса к явлениям природы.

Проект способствовал:

• обогащению и расширению представлений у детей о природе;

• значительному улучшению показателей развития речи по основным критериям (активизация словарного запаса детей, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение).

• заинтересованности родителей в общении с ребенком для его успешного речевого развития;

• повышению уровня педагогической компетентности родителей в развитии речи детей.

Работая над проблемой речевого развития, в работе используется основной критерий в работе с детьми по развитию речевых навыков - доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Для решения поставленных задач в процессе реализации проектной деятельности педагогами могут используются следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника:

  • Триз (Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)
  • Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)
  • Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)
  • Сочинительство (Сочинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)
  • Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)
  • Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом, и звукоподражанием)
  • Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал: подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста.

Для выполнения поставленных задач были предусмотрены следующие виды деятельности, осуществляемые проектированием:

  • Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Конструирование;
  • Музыка, театрализованная деятельность;
  • Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами орудиями, строительным материалом;
  • Игровая деятельность;
  • Экологическое воспитание;
  • Работа с родителями.

Могут использоватся такие формы и методы работы как:

индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ, анализ образца, словесная инструкция воспитателя, поощрение самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово, игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, подражание игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, изменение игрового материала, имитирование, сравнение, игровые приемы, беседа, консультации, наглядная агитация, анкетирование, оформление папок-передвижек, родительские собрания, Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.

Когда инновационная деятельность по данному направлению подойдет к концу, можно будет сделать следующие выводы:

Метод проекта позволит развить у детей творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольников, определенные реализуемой программой «Детство» знания, умения и навыки. Создаются условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности. Повышается качество речевой активности детей, обогащается и активизируется словарь, достаточно развивается связная речь, планирующая функция речи, ее грамматическая правильность и выразительность. А так же метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском садуТемы многих проектов, реализуемых в группах, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволит достигать высоких результатов в усвоении детьми речевых навыков и умений.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.