Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.
Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.
Отличительными особенностями программы является то, что содержание раскрывает эстетические, нравственные ценности культуры и истории Донского края, создает условия для открытия дошкольниками личностных смыслов, так как народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов музыкальной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.
Отличительными особенностями программы является то, что содержание раскрывает эстетические, нравственные ценности культуры и истории Донского края, создает условия для открытия дошкольниками личностных смыслов, так как народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов музыкальной деятельности
Основные принципы программыдля детей первого года обучения:
1. Региональности (ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно – воспитательном процессе).
2. Гуманитаризации (широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания).
3. Раскрытие исторической обусловленности тех или иных процессов, явлений.
4. Культуросообразности.
5. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
6. Комплексности и интеграции.
Задачи программы:
1. Формировать представления детей о музыкальном наследии Донского края.
2. Приучать детей вслушиваться в звучание мелодий, создающих художественно – музыкальные образы казачьего народа, эмоционально на них откликаться.
3. Обучать музыкально – ритмическим движениям казачьих плясок, синтезируя имеющийся опыт, выражать свои чувства, эмоции, фантазию в танцевальных композициях.
4. Развивать эмоционально – эстетическую сферу дошкольников в процессе восприятия литературных и изобразительных произведений искусства Дона.
5. Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему Донского края.
Содержание программы включает в себя четыре раздела.
Старшая группа:
«Разродимая моя сторонка».
«Казак без коня, что пуля без ружья».
Подготовительная группа:
«Играй и пой казачий Дон»
«Казаку на Дону и камешек подпевает»
Педагогические мероприятия составляют 40% от «Основной общеобразовательной программы» ДОУ, проводятся с сентября по май, 2-3занятия в месяц, продолжительность 25 – 30 минут.
Старшая группа.
Слушание.
Знакомство детей с произведениями донских композиторов, с народными песнями, музыкальными былинами о природе Дона, о его жителях, о любви казаков к своей земле.
Развитие умения различать средства музыкальной выразительности, жанры музыкальных произведений; умения высказываться о характере, настроении, музыкально – художественном образе, детально анализировать произведение.
Музыкальный репертуар:
Гимн Донского казачества- «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», «Ой, да ты станица Белая Калитва» сл. М Солодило, муз. А Браславского, «Посадила я сады» казачья песня, «Казачье сердце»- казачья колыбельная.
Пение.
Знакомить детей с жанрами казачьих песен: колыбельная, хороводная, лирическая. Учить детей петь чисто интонируя мелодию, петь по подражанию музыкального руководителя с колоритом присущим казакам Донского края. Петь ярко, эмоционально, выразительно, с музыкальным сопровождением и без него. Развивать тембровый и динамический слух.
Музыкальный репертуар:
Казачья колыбельная «Казачье сердце», «Ой, на горе –то калина», «а горушке, на горе», «Ай, во поле липонька», «Косил сено казачок»
Музыкально – ритмические движения.
Формировать музыкально-ритмические навыки средствами казачьего фольклора. Обучать детей движениям казачьего пляса: для девочек - казачий шаг (шаг с припаданием) и плавные движения с согнутыми в локтях руками; кружения с припаданием; для мальчиков – движения «штаны», «хлопота», «топота», «молоток».
Различные виды танцевального шага: простой хороводный, шаг кадрили, дробный шаг, «топающий».
Музыкальный репертуар:
Пляска «Варенька», хоровод «Ох, аленький, лазоревый цветочек», пляска для мальчиков «У плетня».
Музыкальные игры, хороводы.
Содействовать проявлению творчества детей, активизировать их творческие проявления, побуждать детей участвовать в играх – драматизациях, инсценировках. Обучать детей, используя творческие задания придумывать комбинации танцевальных движений, создавать образные ситуации.
Музыкальный репертуар:
Хороводная игра «Селезень», «Сокол и лебедушка», игра «На горушке, на горе», «Колечко».
Игра – драматизация
Познакомить детей с театральным искусством на Дону
Формировать представления детей о традициях и обрядах Донского края. Побуждать детей участвовать в праздниках и развлечениях, досугах и спектаклях. Развивать творческие способности, артистичность.
Праздники: «Посвящение в казаки», «Покровская ярмарка», ,«Щедровочка щедровала», «Святая Пасха», «Зеленые святки».
Спектакли по мотивам казачьих сказок «Черная коровушка и Аннушка», «Кот Бромбеус»
Подготовительная группа
Слушание
Знакомить детей с героическими песнями Донских казаков. Активизировать знания о жанрах в музыке, умения выделять средства музыкальной выразительности, анализировать произведения, выделять музыкальные части.
Активизировать внимание детей на то, что конь являлся главным в жизни казака.
Музыкальный репертуар:
Казачьи песни: «Про Атамана Платова», «Конь бьявой с походным вьком», «Судьба казака» сл. и муз. В Волкова. Казачья притча «Сон Степана Разина», «Ты воспой в саду соловейко», «Славьтесь, славьтесь казачки».
Пение
Совершенствовать певческие навыки, петь естественным голосом, без напряжения, подчеркивая характерную манеру казачьего народного пения. Знакомить с жанрами казачьих песен: плясовая, военная, частушка.
Музыкальный репертуар:
«Всадники – други» (марш – сигнал, казачьи песни «Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку», «Как донские казаки», «Молодая, молода», «Ой, долина», «Ой сад во дворе».
Музыкально – ритмические движения.
Формировать интерес дошкольников к танцевальным движениям. Учить движениям казачьего пляса: «на нижнем уровне «подвал», т. е. упражнения на полу (сидя, лёжа, в перекатах, на среднем уровне — упражнения в стойке и упражнения в прыжках», «молоток», «хлопушка», «мячик», «козлик» - движения для мальчиков; «выбрасывание платочка», кружения с шагом припадания.
Закреплять выразительное исполнение движений, умение передавать а пластике характер музыки, танцевальный образ. Активизировать словарный запас дошкольников
Музыкальный репертуар:
Пляска для мальчиков – «Оседлаю я коня»
Пляска для девочек – «Ясен то ли сокол»
Общий перепляс – «Казачок»
Музыкальные игры, хороводы.
Формировать музыкально – игровое творчество. Побуждать инсценировать музыкальные игры и хороводы, умение импровизировать разных персонажей, отражающих содержание фольклорного материала.
Музыкальный репертуар:
«На горушке, горе»- казачья хороводная песня, «Тетера», «Кони и всадники», «Яшка», «Ремешок», «Клубочек», «Кот на квашне», «Ай, во поле липонька»,
«Я у батюшки жила», «Капусточку я полола».
«Из- за леса, леса копий и мечей», «Ой при лужку, при лужку»
Игра – драматизация
Продолжать знакомить детей с театральным искусством Дона, дать понятие «Театр балаган». Совершенствовать знания детей об обрядовых праздниках казаков. Развивать творчество, умение импровизировать в диалогах и монологах, в танцевальных композициях.
Музыкальный репертуар:
Постановка «Проводы казака в армию», «Казачьи посиделки», «Казачья свадьба».
Праздники «Святой вечерок», «Пасха на Дону», «Святая Троица»
Кукльный спектакль «В гости к нам пришел Чигуша».