ПЕРЕСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
ПЕРЕСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 89 «ДЕЛЬФИНЕНОК»
ПЕРЕСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Разработала воспитатель 2 группы раннего развития
Сафонова Е.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Цель кружка:
Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи кружка:
Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
Выполнение программы рассчитано на один год. Занятия проводятся один раз в две недели во второй половине дня; возраст детей 2-3 года; количество детей – 10 человек; всего занятий в год – 18.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Дата |
Сентябрь | ||
1 | «Моя семья» | 07.09. |
2 | «Наш малыш» | 21.09. |
Октябрь | ||
3 | «Шалун» | 05.10. |
4 | «Качели» | 19.10. |
Ноябрь | ||
5 | «Кисточка» | 02.11. |
6 | «Веер» | 23.11. |
Декабрь | ||
7 | «Белка» | 14.12. |
8 | «Елочка» | 28.12. |
Январь | ||
9 | «Встали пальчики» | 11.01. |
10 | «На работу» | 25.01. |
Февраль | ||
11 | «Пальчики здороваются» | 08.02. |
12 | «Мы делили апельсин» | 22.02. |
Март | ||
13 | «Капуста» | 06.03. |
14 | «Тетери» | 22.03. |
Апрель | ||
15 | «Паучок» | 05.04. |
16 | «Детки» | 19.04. |
Май | ||
17 | «Кот на печи» | 03.05. |
18 | «Курочка - рябушечка» | 17.05. |
Содержание программы
Сентябрь
Занятие 1.
«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Занятие 2.
«Наш малыш»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Октябрь
Занятие 3.
«Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Занятие 4.
«Качели»
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Ноябрь
Занятие 5.
«Кисточка»
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.
Занятие 6.
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер —
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Декабрь
Занятие 7.
«Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Занятие 8.
«Елочка»
Перед нами елочка (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)
Шишечки, (показывают кулачки)
Иголочки, (указательные пальцы)
Шарики, (пальцы сжимают в круг)
Фонарики, (показывают «фонарики»)
Зайчики, (показывают «ушки зайца»)
И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)
Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)
Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени).
Январь
Занятие 9.
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Занятие 10.
«На работу»
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» — широко расставить пальцы в стороны.
Февраль
Занятие 11.
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Занятие 12.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежат,
(поочередно загибают пальцы на правой руке)
Эта долька для стрижат,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
(Разводят руки.)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
(имитируют бег пальцами по столу)
Март
Занятие 13. «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим.
(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим.
(поочередно поглаживают подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем,
(потирают кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимают и разжимают кулачок)
Занятие 14.
«Тетери».
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу
(Разводим руки в стороны, изображая простор).
Стоит чашка творогу.
(Ладони вместе – горстью).
Прилетели две тетери,
(Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину).
Наклевались, улетели.
(Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную
горстью вторую ладонь).
Апрель
Занятие 16. «Паучок»
Паучок бежал по ветке,
(Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой – е – ей!
(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Смыло паучков водой.
(Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)
Занятие 17.
«Детки»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Май
Занятие 18.
«Кот на печи»
Кот на печи (стучат кулачком о кулачок)
Сухари толчет,
Кошка в окошке (показывают как шьют иголкой)
Полотенце шьет.
(Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз).
На печке сидят, и (качают головой вправо-влево)
На печке сидят
Да на котика глядят. (показывают руками «очки»)
Все на котика глядят
И сухарики едят. (щелкают зубками)
Занятие 19.
«Курочка – рябушечка»
Курочка – рябушечка
По двору гуляла, (не спеша «проходятся» указательным и средним
пальцем по бедрам)
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной руке)
Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять!» (загибают пальчики на другой руке)
Список литературы
- Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2013.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2014.
- Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2015.
- Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн,2016.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2010. – 18с., ил.
- Соколова Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2014.