Самоанализ результатов профессиональной деятельности
САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МБОУ «СОШ №5» КАРЛОВОЙ ОЛЬГИ РОБЕРТОВНЫ
Я, Карлова О.Р., 1967 года рождения, учитель математики и информатики МБОУ «СОШ №5» города Алексина. Образование: высшее, окончила в 1989 году Тульский государственный педагогический институт имени Л.Н. Толстого по специальности «Математики и физика».
Общий трудовой стаж: 23 года.
Стаж педагогической деятельности: 23 года.
Стаж работы в данном учебном заведении: 15 лет.
По итогам предыдущей квалификации имею первую квалификационную категорию. В 2011 году прошла курсы по программе «Теория и методика преподавания математики» на базе ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».
Целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка, поддержку, развитие и совершенствование личности каждого воспитанника. Достижение поставленной цели вижу в создании на уроках математики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности, в признании прав ученика на уникальность и внутреннюю свободу. Стараюсь организовать взаимодействие с детьми на основе сотрудничества, обеспечить комфортную психологическую обстановку в ходе образовательного процесса, создать благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующие Федеральному государственному стандарту. При этом необходимо не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить его учиться, развивать интерес к учению с учетом тенденций развития мирового сообщества XXI века.
Следует отметить, что большую роль в активизации мыслительной деятельности играет интерес учащегося к тому, что он делает. А одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой активности учащегося, является исследовательская работа. При этом следует учитывать, что цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания, а работа, осуществляемая с использованием средств информационных ресурсов, является движущей силой обучения.
В течении последних 2 лет работаю над методической темой «Формирование и развитие мотивационных установок учащихся к изучению математики в условиях внедрения компетентностно ориентированного подхода». Основные проблемы над которыми я работаю:
- Формирование стойких мотивационных установок к изучению математики на основе повышения практической значимости математических знаний.
- Развитие математической компетентности учащихся посредством современных интерактивных технологий и межпредметных связей на основе компетентностно ориентированного подхода.
- Создание условий для формирования и развития жизнетворческих компетенций и продуктивной творческой деятельности
- Внедрение мониторинга учебной деятельности учащихся как способа коррекции успешности и развития учебных компетенций учащихся.
Национальной доктриной развития образования выделена основная задача - создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина России, воспитание поколения людей, способных эффективно работать и обучаться на протяжении всей жизни. Проблемой сегодняшнего дня есть снижение интереса к математике у большинства детей, и как следствие, уровня ее усвоения, в силу отсутствия стойких личностно-значимых мотивов, работающих на перспективу. Вместе с тем современный человек без математического образования обойтись не может, т.к. математическое образование – это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития; элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире; математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом. Поэтому формирование стойких мотивационных установок к использованию математических знаний во всех сферах деятельности и повседневной жизни является объективной необходимостью.
В основе моей работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика. Использованы элементы технологий: теории личности как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский,.), проблемного обучения (авторы Дж. Дьюи, А.М.Матюшкин и др.) математики в 5-11 классах; развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов); информационных и здоровьесберегающих технологий. Интересной и близкой к моему опыту считаю теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукиной и теорию активизации учебной деятельности школьника А.К. Марковой.
Работая над данной проблемой, мною были определены следующие направления педагогической деятельности:
- Совершенствование содержания математического образования путем насыщения его прикладными и сюжетными заданиями;
- Использование игровых технологий на уроках математики;
- Проведение нестандартных уроков, основанных на материалах общественного, экономического, регионального компонента, исторического и экологического содержаний;
- Внедрение в обучение информационных, компьютерных и здоровьесберегающих технологий.
- Привлечение учащихся к активной внеклассной работе по предмету.
Задача, стоящая передо мной, – преодоление формальности в преподавании математики. Главный путь её решения - укрепление связи обучения с жизнью, с практикой, т.к. все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом мотивации ученика к познанию.
Реализацию этой проблемы осуществляю, прежде всего, через содержание задач - прикладных и сюжетных, которые вызывают у учащихся неподдельный интерес. При решении таких задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Так, решение задач, содержащих сведения о здоровом образе жизни и основанные на фактическом материале, заставляет по-новому взглянуть на эту проблему, призывают детей ценить, уважать и беречь свое здоровье. Интересными и познавательными для учащихся являются сюжетные задания, которые я использую в своей практике.
Таким образом, фактическое содержание задач способствует созданию внешней и формированию устойчивой внутренней мотивации к изучению математики, что в конечном итоге формирует жизнетворческие компетентности учащихся.
Работая по этой теме, я формирую у школьников основные приемы умственной деятельности: освоение методов и способов моделирования, анализа, синтеза, обобщения. Учу самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях, самостоятельно строить определения. Показываю, что в математике почти ничего не нужно зазубривать, следует понять и научиться применять, и тогда всё запомнится само собой.
Для поддержки и укрепления интереса к предмету я использую разнообразные формы работы: индивидуальные, коллективные, групповые, фронтальные. Формирую и применяю «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями. Реализую дифференцированный подход в обучении математике: индивидуальные задания, графические способы систематизации и обобщения материала, различные формы взаимоконтроля, математические диктанты, индивидуально-групповые задания разноуровнего характера. На этапах взаимопроверки по образцу и взаимооценки любого вида деятельности (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной работы) я использую формы работы в статической паре. На уроке школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем, индивидуально, в паре, самостоятельно под моим руководством. Систему домашних заданий я стою по принципу "минимум - максимум". Задания-минимум обязательны для всех. Задания - максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. Использую следующие виды инструктажа при задании уроков на дом:
- предлагаю выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе;
- объясняю способ выполнения задания на двух-трех примерах;
- разбираю наиболее трудных элементов домашнего задания.
Личностно-ориентированный подход в обучении направлен на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять своё творчество при выполнении заданий. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Обучение – это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.
Считаю в своей работе основными принципами преподавания математики:
- Дифференциация преподавания с учетом познавательных стилей учащихся.
- Гуманизация преподавания,
- Личностно-ориентированное обучение.
В своей работе использую элементы педагогических технологий:
- проблемное обучение;
- теорию уровневой дифференциации;
- идеи опережающего обучения;
- информационно-коммуникационных технологий;
- элементы интегрированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Эффективность моей работы подтверждается следующим:
- с уровнем государственного стандарта за последние три года справилось 100% учащихся;
- в 2010 году выпускники 9 классов успешно прошли итоговую аттестацию (уровень обученности – 100%).
Результатом профессиональной деятельности и сомообразования считаю накопленный теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях кафедры учителей математики, физики и информатики школы, методического объединения учителей математики города. В августе 2011 года выступила с докладом «Использование мультимедиа технологий на уроках математики». Провожу открытые уроки, ежегодно являюсь организатором на ЕГЭ.
Большое внимание я уделяю внеклассной работе, как с целью ликвидации пробелов в знаниях и формированию устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий, так и с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся. Критерием эффективности такой формы организации обучения являются позитивные изменения в знаниях, умениях учеников. Такая работа строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей. Мои ученики участвуют в международном математическом конкурсе «Кенгуру» (в 2012г. Царькова Е. – 1 место в районе) и Всероссийском «Молодёжном математическом чемпионате» (2012г. Латышева Д. – 1 место в районе). Занимаются учебно-исследовательской деятельностью. В рамках ежегодной недели математики в школе школьники принимают активное участие.
Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса. Родители посещают не только родительские собрания, но и часто общаются со мной в неформальных свободных беседах. Посещаю трудные семьи, провожу индивидуальные беседы, вовлекаю родителей во внеклассные мероприятия. Моими помощниками являются члены родительского комитета, которые участвуют в организации досуга детей в классе, оказывают помощь в ремонте классного кабинета, участвуют в других организационных вопросах. Выступаю с беседами на родительских собраниях: «Как помочь своему ребенку учиться», «Первые трудности подросткового возраста», «Режим дня школьника», «Детская агрессия», «Дети и алкоголь», «Внешность подростка», «Как отвлечь ребенка от компьютера», «Здоровье – это жизнь» и др.
В классах в которых я работаю, благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества и взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу, поскольку я стараюсь создать обстановку комфортности и безопасности для ребёнка на уроке, так и во внеурочное время. Стремлюсь научить ребят думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее.
Систематически веду работу над повышением уровня своего педагогического мастерства. Регулярно прохожу курсы повышения квалификации в институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. Моими незаменимыми помощниками являются методические журналы «Математика в школе», «Классный руководитель», «Первое сентября». Зарегистрирована на различных образовательных сайтах. Являюсь участником Всероссийских Педагогических видеоконференций по темам «Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства» и «». Имею свой личный сайт (http://nsportal.ru/karlovaolga), где размещаю свои разработки и портфолио. Мной был создан школьный сайт http://aleksin-school5.narod.ru/. В настоящее время руковожу работой школьного сайта и электронными журналами школы (http://school5.obraleksin.ru/school/35031).