Мастер- классы
Мастер-классы для родителей, детей, педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Картины из природного материала" | 1.73 МБ |
Мастер-класс "Мнемотаблицы стихотворений" | 47.26 КБ |
Мастер-класс "Эбру" | 247.56 КБ |
Мастер-класс "Рисуем осень" | 262.27 КБ |
Веселый снеговик | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»
Цель: Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
- Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
- Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
- Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения).
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые
относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок
текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте (приклеивая картинки). Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.
Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.
Сегодня у нас есть возможность поработать не с компьютером, а с интерактивной доской. Преимуществом доски является то, что на ней можно работать как при помощи мышки, так и при помощи руки. Можно рисовать маркерами, что очень нравится детям, они могут участвовать в создании собственной картинки.
З.Н. Александрова
Капель
На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.
В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!»
В. Жуковский
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
я здесь пою приход весны!»
мы попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению «Весна»
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.
Виктор Лунин
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т.е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».
Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Желаю всем удачи!
Предварительный просмотр:
МДОУ №1 группа №6
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
«КРАСКИ ВЕСНЫ. ЭБРУ»
Подготовлен: Афанасьевой Т.И.
Приозерск-2023
Описание: мастер-класс предназначен для родителей и воспитанников подготовительной к школе группы.
Назначение: хобби для ребенка; рисунок; подарок своими руками.
Цель: обучение рисованию в технике «Эбру».
Задачи:
Обучающие:
- учить создавать рисунки в новой технике;
- прививать навыки работы с водой и красками;
- совершенствовать трудовые навыки
- формировать знания, умения, навыки исполнения новой техники рисования.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать умения ручного труда.
- способствовать приобщению участников мастер-класса к элементам художественной культуры, формированию творческого подхода к выполнению заданий.
Воспитательные:
- пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа;
- формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;
Организационный момент:
- приветствие
-проверка готовности участников мастер-класса к предстоящей работе.
Вводный инструктаж: объявление темы, цели и задач мастер-класса.
Теоретическая часть:
Слово педагога:
Этот особый метод рисования предполагает использование в качестве холста необычную поверхность – воду. Конечно, вода эта должна быть не простая, а подготовленная специальным образом. Краски тоже используются особенные: на натуральной основе. В результате получаются невероятные по красоте картины, повторить которые практически невозможно. Рисованием на воде можно занять не только себя, но и ребенка: такой необычный способ увлечет маленького непоседу на несколько часов.
Хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.
Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи. Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный по такой технологии, становится понятно, почему его так называли.
В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму. По окончании рисунка его можно перенести на бумажный лист, а профессионалы способны использовать и другие поверхности: дерево, ткани, керамику, кожу.
Практическая часть.
- демонстрация приемов работы
- совместная работа взрослого и ребенка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
МАСТЕР-КЛАСС
«РИСУЕМ ОСЕНЬ»
Воспитатель: Афанасьева Т.И.
ПРИОЗЕРСК -2023
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Цель: способствовать развитию у детей и родителей познавательного интереса, образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости, через знакомство с нетрадиционной техникой рисования.
Задачи:
- Познакомить детей и родителей с новым приёмом рисования (ватные палочки); развивать художественные навыки;
- Закрепить навыки рисования деревьев, использование гуашевых красок, умение составлять осеннюю цветовую гамму.
- Воспитывать любовь к природе родного края, малой Родины, умение действовать совместно.
Образовательные области: художественно-эстетическая, познавательная, речевая.
Материал: листы бумаги, кисточки для каждого, стаканчики с водой, губки, гуашевые краски, тряпочки, салфетки, ватные палочки, вилки одноразовые, втулки, листья деревьев.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Родители занимают места в зале за столами (музыкальная презентация «Осень-красавица»).
- Здравствуйте, дорогие родители! В этот осенний вечер мы рады видеть Вас!
- Вы любите подарки? Прежде чем приступить к созданию осеннего подарка, отправимся в лес за листочками.
Раз, два, три, четыре, пять- (шагают на месте)
Будем листья собирать. (наклоны)
Листья берёзы (изображают деревья)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листик дуба
Мы соберём. (имитируют сбор листьев)
Маме осенний (шагают на месте)
Букет отнесём.
-Ой, что это. Да это же волшебный сундучок. Давайте его откроем. А там письмо от самой осени. Она пишет, что очень хочет раскрасить всё вокруг яркими цветами. Но она одна не справится. И просит вас ей помочь. Она сложила в сундучок листочки белой бумаги. Давайте возьмем их и поможем осени. На них мы с вами нарисуем осенние деревья.
ВАРИАНТ 1:
Воспитатель по ходу объяснения рисует образец.
- С помощью кисти и гуаши коричневого цвета мы нарисуем ствол и ветки дерева. Чего ещё не хватает?
- Правильно, листьев. Их мы будем рисовать с помощью ватной палочки. Обмакиваем ее в воду. Набираем краску и прикладываем к ветке. Посмотрите, какой красивый красный листок получился. А теперь я возьму новую палочку и нарисую зеленый листок.
- Вот такое осеннее дерево у меня получается. Получится и у вас.
ВАРИАНТ 2:
- Прорисуем листву не 1 палочкой, а несколькими, связанными в пучок.
ВАРИАНТ 3:
-Рисуем листву с помощью втулки, разрезанной по одному краю на
полосочки.
ВАРИАНТ 4:
- Рисуем отпечатками листьев
ВАРИАНТ 5:
- Рисуем листву кисточкой, метод «примакивание»
ВАРИАНТ 6:
- Рисуем листву кисточкой, методом «тычка»
ВАРИАНТ 7:
- Рисуем листву , используя восковые мелки и листья, используя штриховку.
Выбирайте технику, которая вам понравилась и – творите!
Практическая работа.
Самостоятельная совместная деятельность родителей и детей. (Звучит музыка)
- Попробуйте как настоящие художники, нарисовать осенний пейзаж. Но не забудьте, что вы рисуете яркую, золотую осень, значит нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. (В процессе работы осуществляю индивидуальную помощь, нуждающимся в поощрении, одобрении).
3. Заключительная часть.
Анализ работ.
- Давайте посмотрим наши осенние пейзажи. Удалось ли нам рассказать о том, какая нарядная осень?
- Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (обсуждение совместных работ)
- Молодцы! Вы подобрали красивые краски, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники.