1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Коррекционно-развивающая   работа  в  детском  саду- это  полное  или  частичное  или  смягчение  недостатков  развитие  ребенка  с  целью  его  социальной  адаптации  в  обществе , этот  процесс   может  полностью  сливаться   с учебно-воспитательным  при  условии  продуманностти  и  четкости  постановки  коррекционных  целей  воспитателя. Коррекция  недостатков  развития  может  осуществляться  на  специально-организованных  занятиях , преимущественно  индивидуально. Я  в  основном    использую  своей  работе  с  детьми  артикуляционную  гимнастику.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики», «Качели», «Окошко», «Улыбочка», «Грибок» и др.

Вначале малышей учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, бусы, камушки и т.д.

Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Посчитаем зубки», «Варенье» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом - перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед- назад, вверх- вниз).

В настоящее время существует разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

1.Упражнения выполнять обычно перед завтраком или после ужина - спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторять 2-3 раза.

         2.В зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполнять от 2-3 до 5-6 дней в неделю.

3.Необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные выработку и закрепление правильного звукопроизношения.

4.При выполнении новых упражнений обязательно закреплять «старый» комплекс артикуляционной гимнастики.

5.Каждое упражнение выполнять в течение 1-2 минут с постепенным увеличением темпа движений.

6.Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, речевого, зрительного и слухового восприятия.

Комплекс включает в себя и специальные артикуляционные упражнения, направленные на выработку тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Широко использованы упражнения на выработку правильного произношения разных звуков.

 

 

Окошко (Бегемот)

-Широко открыть рот – «жарко».

-Закрыть рот – «холодно».

Чистим зубки

-Улыбнуться, открыть рот.

-Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Месим тесто

-Улыбнуться

-Пошлепать языком между губами – «ля-ля-ля-ля-ля»

-Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

-Улыбнуться

-Широко открыть рот

-Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

-С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

заборчик (лягушка)

-Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

-Губы в улыбке

-Приоткрыть рот

-Кончиком языка погладить («покрасить») небо

Грибочек

-Улыбнуться

-Поцокать языком, будто едешь на лошадке

-Присосать широкий язык к небу

Киска

-Губы в улыбке, рот открыт

-Кончик языка упирается в нижние зубы

-Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

-губы в улыбке

-приоткрыть рот

-произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

-вытянуть губы

-приоткрыть рот

-поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход губит

-губы в улыбке

-открыть рот

-с напряжением произнести долгое  «ы-ы-ы…»

Слоник пьет

-вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника»

-«набирать водичку», слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

-Языком быстро двигать по верхней губе - «бя-бя-бя-бя…»

Орешки

-Рот закрыт

-Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки

-На щеках образуются твердые шарики- «орешки»

Качели

-улыбнуться

 -открыть рот

-Кончик языка за верхние зубы

-Кончик языка за нижние зубы

Часики

-Улыбнуться, открыть рот

-Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

-улыбнуться

 -приоткрыть рот

-положить широкий язык на нижнюю губу