1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
Коррекционно-развивающая работа в детском саду- это полное или частичное или смягчение недостатков развитие ребенка с целью его социальной адаптации в обществе , этот процесс может полностью сливаться с учебно-воспитательным при условии продуманностти и четкости постановки коррекционных целей воспитателя. Коррекция недостатков развития может осуществляться на специально-организованных занятиях , преимущественно индивидуально. Я в основном использую своей работе с детьми артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики», «Качели», «Окошко», «Улыбочка», «Грибок» и др.
Вначале малышей учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, бусы, камушки и т.д.
Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Посчитаем зубки», «Варенье» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом - перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед- назад, вверх- вниз).
В настоящее время существует разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться ряда рекомендаций:
1.Упражнения выполнять обычно перед завтраком или после ужина - спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторять 2-3 раза.
2.В зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполнять от 2-3 до 5-6 дней в неделю.
3.Необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные выработку и закрепление правильного звукопроизношения.
4.При выполнении новых упражнений обязательно закреплять «старый» комплекс артикуляционной гимнастики.
5.Каждое упражнение выполнять в течение 1-2 минут с постепенным увеличением темпа движений.
6.Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, речевого, зрительного и слухового восприятия.
Комплекс включает в себя и специальные артикуляционные упражнения, направленные на выработку тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Широко использованы упражнения на выработку правильного произношения разных звуков.
Окошко (Бегемот)
-Широко открыть рот – «жарко».
-Закрыть рот – «холодно».
Чистим зубки
-Улыбнуться, открыть рот.
-Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Месим тесто
-Улыбнуться
-Пошлепать языком между губами – «ля-ля-ля-ля-ля»
-Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка
-Улыбнуться
-Широко открыть рот
-Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка
-С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
заборчик (лягушка)
-Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр
-Губы в улыбке
-Приоткрыть рот
-Кончиком языка погладить («покрасить») небо
Грибочек
-Улыбнуться
-Поцокать языком, будто едешь на лошадке
-Присосать широкий язык к небу
Киска
-Губы в улыбке, рот открыт
-Кончик языка упирается в нижние зубы
-Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку
-губы в улыбке
-приоткрыть рот
-произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка
-вытянуть губы
-приоткрыть рот
-поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход губит
-губы в улыбке
-открыть рот
-с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»
Слоник пьет
-вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
-«набирать водичку», слегка при этом причмокивая
Индюки болтают
-Языком быстро двигать по верхней губе - «бя-бя-бя-бя…»
Орешки
-Рот закрыт
-Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
-На щеках образуются твердые шарики- «орешки»
Качели
-улыбнуться
-открыть рот
-Кончик языка за верхние зубы
-Кончик языка за нижние зубы
Часики
-Улыбнуться, открыть рот
-Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик
-улыбнуться
-приоткрыть рот
-положить широкий язык на нижнюю губу