Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 36 КБ |
raspisanie_na_bash.yaz_.docx | 18.1 КБ |
rezhim_na_bash.yaz_.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 181 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
«Башкирский национальный костюм»
Дата проведения
29 октября 2020
Воспитатели:
Вагадиева А.С.
Чернышева И.Р.
Уфа 2020
Башкирский национальный костюм
Почему у башкир семь вариантов традиционного наряда.
Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.
Головные уборы
Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
В северных деревнях можно было встретить – полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера.
Башкирские девушки до вступления в брачный возраст ( до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.
В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.
Одним из таких платков был кушъяулык – головной убор молодых жен северо-восточных и зауральских башкир. Он отличался большими размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс – маленький ситцевый платок.
Другой вид головного убора – покрывала – таскар. Его повязывали пожилые женщины.
Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.
Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах – меховая шапка.
По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые - светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном.
Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.
Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.
Женский костюм
Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале XX века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.
Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.
Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху – расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.
Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже – эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но элен более длинный и расклешенный по подолу.
На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.
Мужской костюм
Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоялся из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых камзол или легкий халат. На юг Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.
Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халата из домотканых материалов.
Зимой мужчина надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).
Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.
Предварительный просмотр:
Раҫланды:
бойроҡ № _____ «___» _____ 2020й.
Мөдир _________
Өлкән төркөмдөң дәрестәр теҙмәһе
Дүшәнбе
1. Телмәр үҫтереү (Телмәр үҫтереү ) ………… 9.00-9.20
2. Физик үҫеш (саф һауала) ...............................9.30-9.55
Шишәмбе
1. Танып –белеү үҫеше (ФЭМП) ……… ......... 9.00-9.20
2. Художество-эстетик үҫеш (Музыка )…….... 9.30-9.50
Көндөң икенсе яртыһы
Художество-эстетик үҫеш (һүрәт төшөрөү)
Шаршамбы
1. Художество-эстетик үҫеш
(әүәләү/ аппликация) …………………………… 9.00-9.20
2. Физик үҫеш ………………………... ..............9.40-10.00
Кесаҙна
1. Телмәр үҫтереү (Телмәр үҫтереү /башҡорт теле) …………………………………………………… 9.00-9.20
2. Художество-эстетик үҫеш (Музыка) .............9.30-9.50
Көндөң икенсе яртыһы
Танып – белеү үҫеше ...............................................
Йома
1. Физик үҫеш ………………………… .............9.00-9.20
2. Художество-эстетик үҫеш (һүрәт төшөрөү) …9.30-9.50
Предварительный просмотр:
Раҫланды:
бойроҡ № _____ «___» _____ 2019й.
Мөдир _________
..
Өлкән төркөмдөң көн тәртибе
(йылдың һыуыҡ ваҡыты)
Ҡабул итеү. Үҙаллы эшмәкәрлек. .................………………….7.00-8.00
Иртәнге гимнастика ……………………………………………8.00-8.08
Иртәнге ашҡа әҙерлек. Иртәнге аш. …………………………..8.05-8.25
Үҙаллы эшмәкәрлек, белем биреү эшмәкәрлегенә әҙерлек….8.25-9.00
Ойошторолған белем биреү эшмәкәрлеге……………….........9.00- 9.50
Уйындар, уҙаллы эшмәкәрлек ……………………………........9.50-10.20
Икенсе иртәнге аш …………………………………………....10.00-10.10
Саф һауала йөрөү ………………………………....................... 10.30-12.00
Возвращение с прогулки………………………………………...12.00-12.20
Төшкө ашҡа әҙерлек, төшкө аш ……………………………… 12.20-12.50
Йоҡоға әҙерлек. Йоҡо.…………………………………………...12.50-15.00
Йоҡонан тороу. Гигиеник процедуралар, уҙаллы эшмәкәрлек 15.00-16.15
Икенде ашҡа әҙерлек, икенде аш ……………….........................16.15-16.35
Уйындар, нәфис әҙәбиәт уҡыу ....................……………………16.35-17.00
Саф һауала йөрөү . .. ……………………………........................17.00-19.00