Проектная деятельность
В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения - метод проектов.
Основа этого метода:
- самостоятельная деятельность детей;
– исследовательская,
- познавательная,
- продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
В переводе с греческого проект – путь исследования.
Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проекты в детском саду могут быть:
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника),
- Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее),
- Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы),
- Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).
Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап - Подражательно-исполнительский. Его реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – Развивающий. Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.
Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап –Творческий. Он характерен для детей 6–7 лет.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Последовательность работы педагога над проектом:
- Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- Вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- Обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- Вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
- Собирает информацию, материал;
- Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- Даёт домашние задания родителям и детям;
- Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- Организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми; -подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Этапы проектной деятельности.
1 этап «Выбор темы»
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
2 этап «Реализация проекта»
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
3 этап «Презентация»
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
4 этап «Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Зачем же нужны проекты?
Проекты:
- Помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- Помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-Способствуют развитию творческих способностей детей;
- Способствуют умению наблюдать и слушать.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
-у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
-возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
-участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
-расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания.
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, (удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых) порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.
Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi-tvorcheskii-proekt-les-griby-jagody_v0i61_1.pptx | 579.31 КБ |
proekt_mnemotablitsy.pdf | 2.15 МБ |
proekt_pdd.docx | 655.42 КБ |
proektpdd.pdf | 2.05 МБ |
proektnitochka.pdf | 2.94 МБ |
proekt_mylo_penitsya_smotrite.pdf | 1.15 МБ |
proekt_barto.pdf | 1.66 МБ |
proekt_luk_-_zelenyy_drug.pdf | 2.36 МБ |
proekt_syuzhetno-rolevaya_igra.pdf | 1.98 МБ |
proekt_sinichkin_den.pdf | 1.77 МБ |
proekt_melkaya_motorika.pdf | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта Вид проекта: «Информационно – творческий ». Сроки реализации : 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: Лес необычайно красив и дарит нам много вкусного и полезного: ягоды, грибы. Многие дети вместе с родителями ездили в лес за грибами и ягодами, а в группе делились впечатлениями о сборе грибов и ягод. Мы заметили, что дети, как правило, использовали в речи обобщение: «Грибы» «Ягоды», и при этом не уточняли, какие именно и как собирали. Поэтому возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о ягодах и грибах. Было решено целенаправленно заниматься этой темой.
Цели проекта: Закрепить обобщающие понятия «Грибы», «Ягоды»; названия различных грибов и ягод; место их произрастания; существенные признаки; Вызвать интерес к окружающему миру; Формировать реалистическое представление о природе; Активизировать внимание и память детей; Развивать воображение, творческое мышление.
Задачи проекта: Познавательное развитие: Закрепить представления о ягодах и грибах, как одном из объектов в пищевой промышленности; Закрепить представления детей о ядовитых лесных ягодах и грибах, о мерах предосторожности; Уточнить и систематизировать знания детей о ягодах и грибах; Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать. Художественно эстетическое развитие: Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства; Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово, музыку, картины; Развивать творческую фантазию, умение видеть красоту живой природы.
Речевое развитие: Развивать навыки речевого общения в совместной деятельности; Знакомство с художественной литературой по теме; Активизировать и обогащать словарь детей по теме; Учить связному монологическому высказыванию. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, как живому объекту; Учить детей взаимодействовать с природой не нанося ей вреда (урона); Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности. Физическое развитие: Обучать подвижным играм с правилами; Развивать координацию речи и движений; Развивать мелкую и крупную моторику.
Предполагаемые результаты: Освоить умения различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды и грибы, различать их по внешнему виду; Дети смогут рассказать о ягодах и грибах, их полезных свойствах, о правилах безопасности и бережном отношении к природе; Освоить новые стихи, загадки, сказки о грибах и ягодах.
Этапы работы над проектом: 1 этап: подготовительный. Предварительная работа педагога: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, наблюдений, игр с детьми; Подбор наглядных и дидактических материалов: фото, видеосюжеты, мультфильмы, тематические картинки, раскраски по теме «Грибы, ягоды», репродукции картин по теме; Изготовление папки передвижки «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды», книжки – малышки «Лексические темы. Грибы. Ягоды»; Изготовление настольно-дидактических игр по теме, плакатов, разрезных картинок; Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, загадок по теме, русских народных сказок; Создание картотеки: стихов, пословиц, физкультминуток, пальчиковых игр, игр на общую моторику, загадок по теме «Лес, грибы, ягоды». Работа с родителями: Консультация для родителей и педагогов: «Лечебное взаимодействие звуков леса»; Участие в совместной с детьми фотогазете «Как мы ходили в лес за грибами и ягодами», в выставке «Грибная поляна»; Совместное участие с детьми в сборе полезной информации; Рисование совместно с детьми рисунков на тему проекта и разучивание стихотворений к мероприятию.
2 этап: основной. Работа с детьми по образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Мероприятия по работе с детьми: Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, беседы, проведение НОД, просмотр мультфильмов, наблюдение, продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные и малоподвижные игры, физкультминутки, настольно – печатные игры. Чтение художественной литературы: В. Даль «Война грибов с ягодами», Просмотра мультфильма: В. Г. Сутеева «Под грибом», Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы», А. Прокофьев «Боровик», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Т.А. Шорыгина « Голубая ягода», «В лес за земляникой». Дидактические игры: «Съедобный грибок положи в кузовок», «Помоги собрать ягоду в лукошко». Настольно – печатные игры: «Лото», «Грибники». Беседы: « О пользе ягод и грибов для человека»; «Если ты оказался один в лесу»; «Берегите леса, берегите от пожаров, от злых людей!». Подвижные игры: «Охотники и грибы»; «У медведя во бору». Аппликация: «Братец - гриб». Лепка : «Корзинки с грибами и ягодами». Рисование: (Нетрадиционная форма) «Клубничка» ; «Осенний натюрморт». ИЗО деятельность: Вырезывание силуэтов грибов по контуру, раскраски «Грибы и ягоды».
3 этап: заключительный. Выставка «Грибная поляна». Выставка фотогазеты «Как мы ходили в лес за грибами и ягодами». Проведение итогового мероприятия «Гриб Боровик в гостях у ребят».
Продуктивная деятельность Аппликация «Братец - гриб» Лепка «Корзинки с грибами и ягодами»
Рисование (нетрадиционная форма) «Клубничка» Рисование «Осенний натюрморт»
Настольно – печатная игра
ИЗО деятельность
Итоговые выставки
Итоговое мероприятие «Гриб Боровик в гостях у ребят»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Веселовский детский сад
ПРОЕКТ
«НАША БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
Воспитатель 1 кв. категории
Дик Алла Ивановна
Тема проекта: «Наша безопасная дорога»
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи:
1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4.Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
5. Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно - игровой, краткосрочный.
Сроки реализации: 1 неделя.
Участники проекта: дети старше – подготовительной группы, воспитатели, родители.
Итоговое мероприятие: Сюжетно – ролевая игра «Водители и пешеходы»
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
- Сборка лэпбука «Правила дорожного движения».
- Создание макета по ПДД в группе.
- Изготовление атрибутов для игр.
- Подготовка анкеты и папки передвижки для родителей.
- Изготовление презентации для детей.
- Подготовка литературы по теме проекта для детей.
- Изготовление дидактических игр по ПДД.
2. Основной – практический.
День 1
- чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль».
- Составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?».
- Рисование: «Улица нашего села».
- Знакомство и работа с лэпбуком.
- Конструирование из картона (из геометрических фигур) «Грузовик».
-Беседа «Какая фигура у знака».
День 2
-Дидактические игры «Угадай вид транспорта».
- Подвижные игры «Пешеходы и автомобили».
- Аппликация «Автомобиль».
-Чтение художественной литературы А. Северный «Три чудесных цвета».
-Раскраски по ПДД.
День 3
- чтение художественной литературы Б.Житков «Светофор».
- Беседа с детьми «Транспорт на улице села».
- Игра малой подвижности «Светофор».
- Продолжение работы с лэпбуком.
- Дидактические игры «Сложи картинку», «Зашумленные картинки»
- Вечер загадок по ПДД
День 4
- Составление рассказов по сюжетным картинкам.
- Дидактические игры «Половинки - транспорт», «Собери по образцу».
- Подвижные игры « Воробушки и автомобиль».
- Конструирование гаража из строительного материала.
- Настольно - печатная игра по ПДД (лото)
- Лепка « Веселый светофор»
День 5
- Беседа с детьми «Почему нужно знать и точно соблюдать правила дорожного движения».
- Чтение художественной литературы В. Иришин «Прогулка по городу».
- Сюжетно – ролевая игра «Пассажиры и автомобилисты».
Работа с родителями.
- Папка - передвижка
- Выставка фотографий
3. Итоговый.
Викторина «Помни правила движения – как таблицу умножения!»