Проектная деятельность

Дик Алла Ивановна

В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения -  метод проектов.

Основа этого метода:

- самостоятельная деятельность детей;

– исследовательская,

- познавательная,

- продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

В переводе с греческого проект – путь исследования.

Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проекты в детском саду могут быть:

- Творческие (оформление результата в виде детского праздника),

- Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее),

- Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы),

- Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап Подражательно-исполнительский. Его реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – Развивающий. Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.

Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этапТворческий. Он характерен для детей 6–7 лет.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Последовательность работы педагога над проектом:

- Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- Вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- Обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- Вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

- Собирает информацию, материал;

- Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

- Даёт домашние задания родителям и детям;

- Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

- Организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми; -подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Этапы проектной деятельности.

1 этап «Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?

2 этап «Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

3 этап «Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

4 этап «Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Зачем же нужны проекты?

Проекты:

- Помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- Помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-Способствуют развитию творческих способностей детей;

- Способствуют умению наблюдать и слушать.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

-у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

-возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

-участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

-расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания.

Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, (удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых) порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.

Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Руководитель проекта: Воспитатель Дик Алла Ивановна МКДОУ Веселовский детский сад «Сказка» Проект «Лес, грибы, ягоды»

Слайд 2

Паспорт проекта Вид проекта: «Информационно – творческий ». Сроки реализации : 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Слайд 3

Актуальность проекта: Лес необычайно красив и дарит нам много вкусного и полезного: ягоды, грибы. Многие дети вместе с родителями ездили в лес за грибами и ягодами, а в группе делились впечатлениями о сборе грибов и ягод. Мы заметили, что дети, как правило, использовали в речи обобщение: «Грибы» «Ягоды», и при этом не уточняли, какие именно и как собирали. Поэтому возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о ягодах и грибах. Было решено целенаправленно заниматься этой темой.

Слайд 4

Цели проекта: Закрепить обобщающие понятия «Грибы», «Ягоды»; названия различных грибов и ягод; место их произрастания; существенные признаки; Вызвать интерес к окружающему миру; Формировать реалистическое представление о природе; Активизировать внимание и память детей; Развивать воображение, творческое мышление.

Слайд 5

Задачи проекта: Познавательное развитие: Закрепить представления о ягодах и грибах, как одном из объектов в пищевой промышленности; Закрепить представления детей о ядовитых лесных ягодах и грибах, о мерах предосторожности; Уточнить и систематизировать знания детей о ягодах и грибах; Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать. Художественно эстетическое развитие: Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства; Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово, музыку, картины; Развивать творческую фантазию, умение видеть красоту живой природы.

Слайд 6

Речевое развитие: Развивать навыки речевого общения в совместной деятельности; Знакомство с художественной литературой по теме; Активизировать и обогащать словарь детей по теме; Учить связному монологическому высказыванию. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, как живому объекту; Учить детей взаимодействовать с природой не нанося ей вреда (урона); Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности. Физическое развитие: Обучать подвижным играм с правилами; Развивать координацию речи и движений; Развивать мелкую и крупную моторику.

Слайд 7

Предполагаемые результаты: Освоить умения различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды и грибы, различать их по внешнему виду; Дети смогут рассказать о ягодах и грибах, их полезных свойствах, о правилах безопасности и бережном отношении к природе; Освоить новые стихи, загадки, сказки о грибах и ягодах.

Слайд 8

Этапы работы над проектом: 1 этап: подготовительный. Предварительная работа педагога: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, наблюдений, игр с детьми; Подбор наглядных и дидактических материалов: фото, видеосюжеты, мультфильмы, тематические картинки, раскраски по теме «Грибы, ягоды», репродукции картин по теме; Изготовление папки передвижки «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды», книжки – малышки «Лексические темы. Грибы. Ягоды»; Изготовление настольно-дидактических игр по теме, плакатов, разрезных картинок; Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, загадок по теме, русских народных сказок; Создание картотеки: стихов, пословиц, физкультминуток, пальчиковых игр, игр на общую моторику, загадок по теме «Лес, грибы, ягоды». Работа с родителями: Консультация для родителей и педагогов: «Лечебное взаимодействие звуков леса»; Участие в совместной с детьми фотогазете «Как мы ходили в лес за грибами и ягодами», в выставке «Грибная поляна»; Совместное участие с детьми в сборе полезной информации; Рисование совместно с детьми рисунков на тему проекта и разучивание стихотворений к мероприятию.

Слайд 9

2 этап: основной. Работа с детьми по образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Слайд 10

Мероприятия по работе с детьми: Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, беседы, проведение НОД, просмотр мультфильмов, наблюдение, продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные и малоподвижные игры, физкультминутки, настольно – печатные игры. Чтение художественной литературы: В. Даль «Война грибов с ягодами», Просмотра мультфильма: В. Г. Сутеева «Под грибом», Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы», А. Прокофьев «Боровик», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Т.А. Шорыгина « Голубая ягода», «В лес за земляникой». Дидактические игры: «Съедобный грибок положи в кузовок», «Помоги собрать ягоду в лукошко». Настольно – печатные игры: «Лото», «Грибники». Беседы: « О пользе ягод и грибов для человека»; «Если ты оказался один в лесу»; «Берегите леса, берегите от пожаров, от злых людей!». Подвижные игры: «Охотники и грибы»; «У медведя во бору». Аппликация: «Братец - гриб». Лепка : «Корзинки с грибами и ягодами». Рисование: (Нетрадиционная форма) «Клубничка» ; «Осенний натюрморт». ИЗО деятельность: Вырезывание силуэтов грибов по контуру, раскраски «Грибы и ягоды».

Слайд 11

3 этап: заключительный. Выставка «Грибная поляна». Выставка фотогазеты «Как мы ходили в лес за грибами и ягодами». Проведение итогового мероприятия «Гриб Боровик в гостях у ребят».

Слайд 12

Продуктивная деятельность Аппликация «Братец - гриб» Лепка «Корзинки с грибами и ягодами»

Слайд 13

Рисование (нетрадиционная форма) «Клубничка» Рисование «Осенний натюрморт»

Слайд 14

Настольно – печатная игра

Слайд 15

ИЗО деятельность

Слайд 16

Итоговые выставки

Слайд 17

Итоговое мероприятие «Гриб Боровик в гостях у ребят»

Слайд 18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Веселовский детский сад

ПРОЕКТ

«НАША БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»

Воспитатель 1 кв. категории

Дик Алла Ивановна

Тема проекта: «Наша безопасная дорога»

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.

Задачи:

1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.

2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4.Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.

5. Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.

6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.

Паспорт проекта.

Тип проекта:  информационно - игровой, краткосрочный.

Сроки реализации: 1 неделя.

Участники проекта: дети старше – подготовительной группы, воспитатели, родители.

Итоговое мероприятие: Сюжетно – ролевая игра «Водители и пешеходы»

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

  • Сборка лэпбука «Правила дорожного движения».
  • Создание макета по ПДД в группе.
  • Изготовление атрибутов для игр.
  • Подготовка анкеты и папки передвижки для родителей.
  • Изготовление презентации для детей.
  • Подготовка литературы по теме проекта для детей.
  • Изготовление дидактических игр по ПДД.

2. Основной – практический.

День 1    

   - чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль».

   - Составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?».

   - Рисование: «Улица нашего села».

   - Знакомство и работа с лэпбуком.

   - Конструирование из картона (из геометрических фигур) «Грузовик».

   -Беседа «Какая фигура у знака».

      День 2

   -Дидактические игры «Угадай вид транспорта».

   - Подвижные игры «Пешеходы и автомобили».

   - Аппликация «Автомобиль».

   -Чтение художественной литературы А. Северный «Три чудесных цвета».

   -Раскраски по ПДД.   

День 3

   - чтение художественной литературы Б.Житков «Светофор».

 - Беседа с детьми «Транспорт на улице села».

   - Игра малой подвижности «Светофор».

   -  Продолжение работы с лэпбуком.

   - Дидактические игры «Сложи картинку», «Зашумленные картинки»  

 - Вечер загадок по ПДД

   День 4

   - Составление рассказов по сюжетным картинкам.

   - Дидактические игры «Половинки - транспорт», «Собери по образцу».

   - Подвижные игры « Воробушки и автомобиль».

  - Конструирование гаража из строительного материала.

   -   Настольно - печатная игра по ПДД (лото)

   - Лепка « Веселый светофор»

День 5

   - Беседа с детьми «Почему нужно знать и точно соблюдать правила дорожного движения».

 - Чтение художественной литературы В. Иришин «Прогулка по городу».

- Сюжетно – ролевая игра «Пассажиры и автомобилисты».

Работа с родителями.

  1. Папка - передвижка
  2. Выставка фотографий

   3. Итоговый.

Викторина «Помни правила движения – как таблицу умножения!»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: