"Для коллег"

Кострецова Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение             «Новозоринская средняя общеобразовательная школа»,

                            дошкольное отделение детский сад «Родничок»      

« Эффективность взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя группы для детей  с нарушениями речи»

                                                Воспитатель  

                                               Кострецова Марина Владимировна

                                           2017

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения  со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание.

         От слаженности работы логопеда и воспитателя зависит эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. Конечно, взаимодействие логопеда происходит не только с воспитателем, но и с музыкальным руководителем, родителями. Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.  

Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей.

 Дети, которыми занимается и логопед, и воспитатель, находятся в комбинированной группе, то есть в группе, где дети с нормой находятся рядом с детьми с различными речевыми нарушениями.

Конечно, речь является основой словесного мышления. Соответственно, если первичны речевые нарушения, далее следуют вторичные: отставание в развитии высших психических процессов: внимания, мышления, памяти, а особенно произвольности.

Именно над этим  должны работать логопед и в связке с ним воспитатель.

Работа проводится по следующим направлениям:

• звукопроизношение;

• лексика;

• грамматика;

• связная речь;

• мышление;

• внимание;

• память;

• произвольность.

Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила. У них возникнут в процессе обучения серьезные трудности, и здесь влияет достаточно большое количество факторов: систематичное посещение ребенком детского сада, успешная подборка материала, включенность родителей в образовательный процесс, различные мероприятия,занятия по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Лексический материал воспитатель отрабатывает в ходе режимных моментов, на прогулке, на экскурсии и т. д.

Здесь я хочу отдельно остановиться на тех приемах, которыми может руководствоваться воспитатель в своей работе. Поскольку наши дети - это дети с ОВЗ, это дети с особыми потребностями в обучении, поэтому изучаемый материал должен быть предоставлен для этих детей в разных ракурсах, на уровне всех анализаторов (слухового, зрительного, тактильного, двигательного)

Соответственно, такими приемами будут:

• четкая, в спокойном темпе речь;

• рассматривание картинок, иллюстраций;

• ощупывание, обыгрывание предметов, игрушек;

• воспроизведение детьми в предметной деятельности изучаемого лексического материала;

• как итог, обыгрывание детьми результатов собственной деятельности: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, бумаги и т. д.

Один из авторов советует для наших детей такой вид деятельности – оригами – как наиболее эффективный. Он утверждает, что в работу вовлекаются оба полушария головного мозга. А для детей с ОНР это является важным фактором при обучении. Здесь результативно будет развиваться речь, мышление, внимание, память, произвольность поведения. Действительно, основная часть информации усваивается в процессе собственной предметной деятельности.

Кроме разнообразного речевого материала по лексической теме, логопед дает задания воспитателю по отработке звуков с подгруппами детей. Это касается автоматизации и дифференциации звуков. На индивидуальных занятиях логопед занимается постановкой звуков.

 А далее воспитатель подхватывает и продолжает работу по закреплению этих звуков в речи. Конечно, воспитатель индивидуально не сможет заниматься с отдельным ребенком, но зная особенности конкретного ребенка, но он сможет наблюдать его, корректно поправлять его речь и самому быть образцом для подражания.

Кроме всего прочего, воспитатель проводит каждодневную артикуляционную и пальчиковую гимнастики, различные упражнения на мелкую моторику. Все эти упражнения дает логопед соответственно с лексической темой.

Все, что воспитатель будет делать для детей с нарушениями речи, будет полезно и эффективно и для детей с нормой.

И все, что мы делаем для наших детей, будет иметь результат только благодаря нашей общей налаженной работе учителя-логопеда и воспитателей  совместно с родителями и  позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Ибо один специалист не в состоянии справится со всеми задачами обучения. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Составила: Кострецова Марина Владимировна в оспитатель 2018г.

Слайд 2

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является – Развитие творческих способностей ребёнка. Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!

Слайд 3

Теория - Решения - Изобретательских - Задач Т Р И З

Слайд 4

ТРИЗ Эта теория была придумана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером , Михаилом Наумовичем Шустерман . Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности .

Слайд 5

Что нам дает использование технологии ТРИЗ? Развитие творческого мышления. Развитие логического мышления. Развитие воображения. Развитие внимания. Развитие речи.

Слайд 6

Цель ТРИЗ Не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения .

Слайд 7

Что дает творчество ребенку? Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развиваем потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Слайд 8

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить . Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. .

Слайд 9

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка НОД по образовательным областям Работа с родителями Индивидуальная работа с детьми Физминутки Вечера развлечений праздники ТРИЗ

Слайд 10

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию , изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии . Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?” В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Слайд 11

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться и друг у друга. Но и выполнение заданий только с мамой способствует развитию нестандартного, творческого мышления.

Слайд 12

Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)- (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Слайд 13

Метод каталога Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце . Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?

Слайд 14

Метод системного анализа Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Слайд 15

Метод золотой рыбки Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального. Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая. Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно. Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком-то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной. 10 заповедей творческой личности, введёнными

Слайд 16

Положительные стороны ТРИЗ У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; ТРИЗ помогает формировать логику, способствует продолжению застенчивости, радости. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.