Окружающий мир

Хомушку Айзанак Эдуардовна

Технологическаякарта урока 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_tehnologicheskaya_karta_uroka_okr_mira_2_klass.docx27.17 КБ
Файл volga.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

окружающего мира

 2 КЛАСС (УМК «Школа России», Плешаков А. А.)

Тема:  Россия на карте.

Тип урока:  открытие нового знания.

Цели:

  • Ввести понятие «Географическая карта».
  • Познакомить с условными знаками на карте.
  • Формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, что такое карта (давать определение).
  • Осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков).
  •  Находить на карте государственную границу Российской Федерации, Москву – столицу России.
  • Правильно показывать объекты на настенной карте.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, отнесения к известным понятиям.
  • Использовать знаково – символические средства (условные знаки карты) для решения учебных задач.
  • Использовать карту как источник информации.

Регулятивные УУД:

  • Понимать и сохранять целевые установки урока.
  • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в ходе освоения приёмов чтения карты.
  • Формулировать выводы из изученного материала.
  • Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.
  •  Взаимодействие в паре при выполнении учебных заданий.

Личностные:

  • Испытывать чувство гордости за свою Родину, ценить разнообразие и красоту её природы.
  • Осознавать значение умения читать карту для своей повседневной жизни.

Ресурсы урока:

  • учебник (ч.2), рабочая тетрадь, карточки с номерами для обозначения объектов на карте.
  • компьютер, проектор, презентация к уроку, глобус, настенная физическая карта России

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Орг.момент

Словесный метод: слово учителя.

      Динь, динь, динь

        Звенит звонок

 А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

- Повернитесь назад и поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь и подарите частичку своего хорошего настроения.

-Садитесь!

Кто настроен на хорошую работу, хлопните в ладоши.

- Хорошо!

Приветствовать учителя.

Организовать свое рабочее место.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

1. Самоопределение к деятельности.

Предлагаю послушать вам стихотворение.

Родина

Родина слово большое, большое!

 Пусть не бывает на свете чудес,

 Если сказать это слово с душою,

 Глубже морей оно, выше небес!

 В нем умещается ровно полмира:

 Мама и папа, соседи, друзья.

 Город родимый, родная квартира,

 Бабушка, школа, котенок … и я.

 Зайчик солнечный в ладошке,

 Куст сирени за окошком

 И на щечке родинка –

 Это тоже Родина.

Слушают учителя и одноклассницу.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний.

- О чём это стихотворение? (о Родине)

- Что для нас означает это слово? (высказывания детей)

- Когда мы слышим или произносим слово родина, каждый думает о том, что ему дорого и близко. Но это слово имеет для нас и общее значение. Это страна, в которой мы с вами живём – Россия, наша общая Родина.

- У страны есть свои символы (герб, флаг, гимн). Много городов, рек, озёр. Столица – Москва.

- Как вы думаете, территория нашей страны большая или маленькая? (огромная)

- Где мы можем увидеть изображение территории нашей страны? (на глобусе, на карте)

- Сравним изображение на глобусе и на карте. На глобусе изображение более точное, но на карте можно увидеть больше объектов.

- Сегодня я предлагаю совершить путешествие по нашей стране с помощью карты.

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

3. Целеполагание.

- В путешествие мы отправляемся с любимыми сказочными героями, а кто они  - догадайтесь. (музыка)

- Да, это Чебурашка и крокодил Гена. Они пришли к нам с вопросами.

Что такое карта?

Как читать карту?

Как показывать объекты на карте?

- Что такое карта? (высказывания детей)

Формулируют тему урока. Слушают песню из м./ ф. Угадывают сказочных героев.

Определяют учебные задачи.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

4. Изучение нового материала.

Учебник стр. 91. Дать определение.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

- Почему изображение на карте «уменьшенное»? Что значит «на плоскости»? Как понять слова «с помощью условных знаков»?» Почему на карте применяют условные знаки?

Что такое карта? Определение.

Немного позже мы подробно познакомимся с условными знаками карты, а пока отправимся в наше долгожданное путешествие.

- В путешествие обычно с собой берут багаж. А мы какой багаж должны взять с собой? (учебник, тетрадь, главный багаж в голове – багаж знаний)

Применим свои знания и определим на карте стороны горизонта.

Север на карте вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

Вспомним формы земной поверхности и определим, каким цветом они обозначены на карте.

Голубым цветом на карте обозначена вода, а зелёным, жёлтым и коричневым – суша.

Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым  - горы.

Равнины обозначены разным цветом. На равнинах есть низкие места – низменности и более высокие места – возвышенности.

Низменности обозначают на карте зелёным цветом, а возвышенности – жёлтым.

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

Определяют стороны горизонта на настенной физической карте России.

Осваивают приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков).

Регулятивные:

Ориентируются по  карте; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Личностные:

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

5. Работа над новым материалом.

Работа в парах.

1 вариант – учебник открыт на стр. 90 – 91

2 вариант – учебник открыт на стр. 92 – 93.

Рассмотрите фотографии. Найдите эти места (объекты) на карте.

Задача детей — соотнести фотографии с картой. Основным ориентиром служат подписи к фотографиям, где точно указан «адрес» каждого объекта.

Фото № 1 Белые медведи живут во льдах Северного Ледовитого океана. (на севере карты № 1)

Фото № 2 Охотское море. (на востоке цифра № 2)

Фото № 3 Чёрное море (на юге цифра № 3)

Фото № 4 Уральские горы (слайд № 1 презентация цифра № 4)

Фото № 5 Волга. Вспомнить части реки.

 (слайд № 2, 3, 4, 5, 6 презентация, цифра № 5)

На берегах Волги расположено много красивейших городов России. Название одного из них начинается с той же буквы, что и имя нашего сказочного героя – Чебурашка. Как называется город? Его название звучало в мультфильме. Это город – Чебоксары. слайд № 6

Фото № 6 Таёжные просторы Западной Сибири (тайга – это лес, цифра на карте № 6)

Фото № 7 Вулканы на Камчатке (слайд № 7 вулканы - геологическое образование в земной коре, цифра № 7)

Мы оказались в разных уголках нашей страны. В целом получается рассказ о разнообразии и красоте природы нашей Родины.

Теперь мы знаем, как выглядит на карте наша Родина. Мы совершили замечательное путешествие по карте и уже начали учиться её читать. Но читать карту — это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты — условные знаки.

Работают в паре по учебнику.

Находят и показывают объекты на настенной карте.

Слушают учителя, просматривают презентацию.

Познавательные:

Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, отнесения к известным понятиям.

Используют знаково – символические средства (условные знаки карты) для решения учебных задач.

Используют карту как источник информации.

Регулятивные:

Понимают и сохраняют целевые установки урока.

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей в ходе освоения приёмов чтения карты.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Личностные:

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

6. Включение нового знания в систему знаний.

Работа по карте. Все подходят к карте. Как показывать объекты.

1. Стоять у карты справа.

2. Показывать только указкой.

3. Показывать не надпись, а сам объект.

Показать границу, столицу, крупные города, моря, реки, острова.

Сравните территорию России с другими государствами.  (она огромная)

Работа в тетради

Практическая работа «Учимся читать карту». (стр. 61) по колонкам. Показ объектов на карте. Запись пропущенных слов.

Острова: Новая Земля, Земля Франца – Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля, Сахалин, Курильские острова.

Полуострова: Кольский, Таймыр, Камчатка, Крым.

Чебурашка с Геной решили посетить города, которые расположены на берегах Волги. Какие города они увидят?

Коллективное выполнение задания вариант № 4.

Все подходят к карте. 

Находят на настенной карте государственную границу Российской Федерации, Москву – столицу России, крупные города, моря, реки, острова.

Учатся правильно показывать объекты на настенной карте.

Выполняют практическую работу в тетради.

Коллективная проверка.

Познавательные:

Используют знаково – символические средства (условные знаки карты) для решения учебных задач.

Используют карту как источник информации.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Личностные:

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

7. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

Подходит к концу наше путешествие. Предлагаю вам полюбоваться красотой природы нашей страны.

Просмотр видеоролика на текст песни «Красно солнышко».

- Россия – огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые берёзовые рощи, поля. Наши путешествия по России будут продолжаться.

 Рефлексия.

- Закончите предложения:

Я научился...

Сегодня я узнал...

Мне было трудно...

Мне интересно было выполнять...

Домашнее задание. Выполнить задания в тетради.

Делают вывод, сопоставляют с выводом в учебнике (с. 95). Отвечают на вопросы в учебнике с. 95.

Личностные:

Испытывают чувство гордости за свою Родину, ценят разнообразие и красоту её природы.

Осознают значение умения читать карту для своей повседневной жизни.

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные:

Оценивают собственную деятельность на уроке.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Слайд 7

Источники Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс, Москва, Просвещение. Т. Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва, « Вако ». Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», Москва, «Экзамен». https://yandex.ru Картинки: Уральские горы, река Волга, вулканы, города России.