Система оценивания

Некипелова Ирина Анатольевна

в данном разделе представлены приемы оценивания работы обучающихся на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_samootsenki.docx27.35 КБ
Файл sistema_otsenivaniya.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Начиная с 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
  3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. На уроках и при выполнении домашнего задания учащиеся используют для оценивания своей работы лист самооценки (возможны разные варианты):

Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома

Критерии оценки

На сколько баллов я

оцениваю свою работу (от 1 до 5)

Оценка учителя

1. готовясь к уроку дома, я поработал на …

2.        я        выучил        (повторил)        необходимую        лексику,

грамматику на …

3. я выполнил письменное задание на …

4. я работал со словарѐм на …

5. я использовал дополнительный материал на …

6. я подготовил устное задание на …

7. моѐ участие в работе на уроке можно оценить на …

8. моя реальная отметка за урок

9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил …

Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат:

1. быть внимательнее на уроке

2. активнее работать на уроке

3. сразу просить объяснить то, что непонятно

4. получить консультацию учителя

5. воспользоваться помощью товарищей

6. увеличить количество времени на подготовку к уроку

дома

7. другое

Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения

Что делаем на уроке

Отметка о выполнении:

«!» - всѐ верно,

«+» - есть ошибки,

« –» - не справились.

Дополнение учителя к оценке

Скороговорка

Игра «Составь слова»

Работа с текстом.

Вставь пропущенные слова и вспомни

авторов произведений.

6. Общий итог по уроку.

Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики

Задание

Правильность выполнения

Оценка

о выполн ении

(!, +, –)

« Посчитай»

«Реши задачу»

Кр. запись

Решение

Ответ

Схема

«Подумай и сравни»

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала

Ф.И.

Задание по русскому языку

Проверяемое

Проверочное

ед.ч. или мн. ч.

уменьш. – ласкательное

Другое

однокоренное

Оценка работы обучающегося

«!» - всѐ правильно

«+» - есть ошибки, но сам исправил

«-» - не выполнил задание

Оценка учителя

Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Лист взаимооценки выразительного чтения

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом        выделены        ключевые        слова

каждой смысловой части

Соблюдены  паузы  внутри  и  в  конце

высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст        прочитан        с        необходимой

громкостью

Удачно        нарисован        голосом        словесный

образ….

Слушателям понятно то, о чѐм было прочитано

Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

Лист оценивания на уроке технологии

Название группы         

Фамилия и имя         

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). Все ли члены группы принимали участие в работе?

А. Да, все работали одинаково. Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. В. Нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы.



Предварительный просмотр:

В своей работе применяю:

1.Традиционную пятибалльную систему оценивания:

 Устный опрос

Ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика  руководствуюсь  следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»          1. Содержание работы полностью соответствует теме.

                        2. Фактические ошибки отсутствуют.

                              3. Содержание излагается последовательно.

                              4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

                              5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»  1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

                               2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

                               3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

                               4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

                               5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»           1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

                               2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

                               3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

                               4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

                               5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2»            1. Работа не соответствует теме.

                                2. Допущено много фактических неточностей.

                                    3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

                                4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

                                5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

 

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

2.Критериальную систему оценивания

        В начале учебного года на первых уроках с обучающимися обговариваются общие критерии, по которым будет оцениваться работа в учебном году, а именно: ведение тетради,  читательского дневника, выполнение докладов, сообщений, качественное выполнение проверочных,  контрольных работ, литературных диктантов. В начале изучения каждой темы обучающимся сообщается, когда и в какой форме (тест, сочинение, диктант) будет проводиться контрольная работа по пройденному материалу, по каким критериям она будет оцениваться. Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся.

Критерии оценивания устного ответа:

- логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;

- использование научной терминологии в контексте ответа;

- объяснение причинно-следственных и функциональных связей;

- умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Обучающийся способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Обучающийся не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.

Повышенный уровень достижений планируемых результатов. Обучающийся не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Обучающийся способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Обучающийся не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.

Критерии оценивания тестовых заданий:

После изучения темы обучающимся сообщается о контрольной работе (к примеру) в форме тестов и по каким критериям она будет оцениваться. Письменная контрольная работа включает 1- 2 варианта из 10-25 заданий, которые составляют необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины. Задания письменной контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре. Оценка выставляется по следующим критериям: Например, если проверочная работа состоит из 25 заданий с выбором ответа:

1-10 правильных ответов – «2»

11-16 правильных ответов – «3»

17-21 правильных ответов – «4»

22-25 правильных ответов – «5»

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%). Повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Обучающийся не способен работать с тестами.