Консультации для воспитателей

В консультации  раскрывается основная цель и задачи для развития  сенсорных эталонов, указываются основные направления работы по возрастам, приводится перечень дидактических игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развитие восприятия сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения»

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2019

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование его представлений  о внешних свойствах предмета: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.[1] Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

У детей с нарушением зрения недостаточно развито восприятие цвета, форма, величины. Поэтому «формирование представлений у дошкольников с нарушением зрения осуществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормальновидящих детей»[2].

Основной целью является формирование полного и целостного восприятия в развитии познавательной деятельности детей.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Формирование сенсорных эталонов, как признака опознания предмета посредством отражения полисенсорного характера окружающего мира.
  2. Развитие и активизация зрительных функций, дистантного восприятия, зрительно – моторной координации, общей и мелкой моторики.
  3. Развитие системы основных умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Развитие зрительного восприятия осуществляется при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Игры включаются в индивидуальную и подгрупповую  работу и проводятся 2 раза в неделю, а также во все виды детской деятельности: игра, прогулка, различные режимные моменты. В основе содержания игр лежит тематическое планирование (см. Программу по формированию предметных представлений).

В связи с особенностями развития дошкольников с нарушением зрения необходимо создавать условия для обучения с применением коррекционных игр:

  • обеспечение повышенного уровня освещенности помещения, где проводится игра (не менее 500 люкс);
  • при подборе наглядного материала должна учитываться острота и характер зрения (для детей с низкой остротой зрения используется объемный дидактический материал крупного размера, а для детей с высокой остротой зрения – объемный и плоскостной материал меньшего размера).
  • применение щадящей зрительной нагрузки: 5-10 мин. непрерывной зрительной нагрузки.
  • выявление и учет педагогом уровня формирования у детей сенсорных эталонов, на основе которых могут быть выполнены предлагаемые им задания.

Выполнение специальных условий для дошкольников с нарушением зрения способствует формированию полного и целостного восприятия в развитии познавательной деятельности детей.

Средняя группа

I полугодие

Содержание

Задачи

Игры

Цвет

  • Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет».
  • Учить узнавать и называть точным словом основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), коричневый, черный и белый.
  • Учить соотносить заданный цвет с цветностью окружающих предметов в малом и большом пространствах.

«Воздушные шары», «Украсим чайник»,  «Составь букет», «Улетающие шары» «Игрушки» «Цветик – семицветик», «Коврик и цветы», «Собери цветы»,

«Радуга - дуга», «Найди предмет такого же цвета».

Форма

  • Формировать обобщающее понятие «форма», активизировать речь в применении этого понятия в практической деятельности.
  • Учить зрительным способом узнавать квадрат, круг, треугольник, (в силуэтном и контурном изображениях) с подключением мануальных обследовательских действий.
  • Учить узнавать осязательно – зрительным способом шар, куб и активизировать эти понятия в речи.

«Выкладывание орнамента», «Подбери по форме геометрические фигуры», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Дай желтые большие круги (зеленые квадраты)», «Найди пару: предмет – фигура».

Величина

  • Формировать обобщающее понятие «величина».
  • Учить зрительно выделять и располагать в ряд 4 предмета в малом и большом пространствах, учить выбирать одинаковые по величине предметы из множества разно расположенных в пространстве (3-4 предмета).
  •  Учить воспринимать высоту и длину натурального предмета, развивать способность зрительно дифференцировать однородные предметы по высоте (1-2 предмета) и  по длине.

«Размести вкладыши (форма, величина)», «Найди елочки», «Сломанная лестница», «Собери фрукты», «Расставь по росту», «Построй лесенку», «Спортсмены строятся».

II полугодие

Содержание

Задачи

Игры

Цвет

  • Закреплять в речи обобщающее понятие «цвет».
  • Совершенствовать представления об основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), черный и белый.
  • Познакомить с голубым и  фиолетовым.
  • Развивать способность различать 2 оттенка основных цветов.
  • Совершенствовать соотнесение  заданного цвета с цветностью окружающих предметов в малом и большом пространствах.

«Составь цветной коврик из квадратов», «Составь букет», «Улетающие шары», «Цветик – семицветик», «Воздушные шары»,  «Коврик и цветы», «Радуга - дуга», «Найди предмет такого же цвета»,

«Украсим чайник», «Составь узор».

Форма

  • Закреплять обобщающее понятие «форма». Учить правильно применять словосочетания «круглая (треугольная, квадратная) форма».
  • Учить узнавать и называть прямоугольник, отличать его от квадрата  и овал – отличать его от круга.
  • Учить узнавать осязательно – зрительным способом кирпичик и активизировать это понятие в речи

«Выкладывание орнамента», «Подбери по форме геометрические фигуры», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Дай красные большие прямоугольники (синие овалы)», «Найди пару: предмет – фигура», «Составь из ниток круг (овал)», «Составь из палочек квадрат (прямоугольник)».

Величина

  • Закреплять обобщающее понятие «величина». Активизировать словарь за счет слов: длинный – короткий, высокий - низкий
  • Учить зрительно выделять и располагать в ряд 4-5 предметов в малом и большом пространствах, учить выбирать одинаковые по величине предметы из множества разно расположенных в пространстве (4-5 предметов).
  •  Учить воспринимать высоту и длину натурального предмета, развивать способность зрительно дифференцировать однородные предметы по высоте (2-3 предмета) и по длине.

«Размести вкладыши (форма, величина)», «Найди елочки», «Сломанная лестница», «Расставь по росту», «Построй лесенку», «Спортсмены строятся», «Составь пирамидку», «Построй заборчик», «Найди в группе самые высокие (низкие) предметы», «Положи каждый предмет в свою коробку», «Найди такой же предмет».

Старшая группа

I полугодие

Содержание

Задачи

Игры

Цвет

  • Совершенствовать представления об основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), черный и белый.
  • Учить узнавать и называть точным словом голубой и фиолетовый цвета.
  • Познакомить  с тремя оттенками основных цветов, учить различать их в большом пространстве.

«Воздушные шары», «Украсим чайник»,  «Цветик – семицветик», «Коврик и цветы», «Разноцветный сарафан», «Построй дорожку»,

«Радуга - дуга», «Найди предмет такого же цвета», «Бочата».

Форма

  • Познакомить с ромбом, учить отличать от других четырехугольников: квадрата, прямоугольника.
  • Учить составлять предмет, конфигурация которого включает 3-4 разнородные или 2-3 однородные формы.
  • Учить различать плоскостные и объемные формы (шар – круг, куб – квадрат).
  • Формировать обобщающие понятия «круглая форма», «угольная форма». Включать их в описательную речь ребенка.

«Выкладывание орнамента», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Найди пару: предмет – фигура», «Фигурки из мозаики», «Найди такой же узор», «Танграм».

Величина

  • Учить зрительно выделять и располагать в ряд6-7 предметов в малом и большом пространстве.
  • Расширять знания детей об объектах одного рода, отличающихся по величине (растения, животные, транспорт).
  • Учить сопоставлять величину натуральных объектов в глубине пространства; показать, чем дальше предмет, тем он кажется меньше по величине.
  • Учить при рассматривании объекта выделять его величину и величину его частей как опознавательный признак (животные).

«Расставь матрешек по росту», «Найди елочки», «Сломанная лестница», «Расставь по росту», «Построй лесенку», «Спортсмены строятся», Какое дерево самое высокое?», Кто из зверей самый большой?». Что близко, а что далеко?», «Какая часть тела самая большая (маленькая)?»

II полугодие

Содержание

Задачи

Игры

Цвет

  • Совершенствовать представления о цветах радуги
  • Познакомить с серым и коричневым цветами.
  • Совершенствовать соотнесение  заданного цвета с цветностью окружающих предметов в малом и большом пространствах.

«Разноцветные предметы», «На встречу радуге», «Улетающие шары»,  «Цветик – семицветик», «Воздушные шары», «Построй дорожку» (3-4 оттенка), «Коврик и цветы», «Найди предмет такого же цвета», «Украсим чайник», «Составь узор», «Праздничный салют».

Форма

  • Учить анализировать сложную геометрическую форму, выделять в ее конфигурации простые составные части.
  • Учить выделять овал в конфигурации предмета.
  • Познакомить с предметами окружающего мира, имеющими цилиндрическую форму.
  • Учить различать цилиндры разной высоты и толщины.

«Выкладывание орнамента», «Расставь цилиндры», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Найди пару: предмет – фигура», «Назови предметы цилиндрической формы», «Составь из ниток», «Фигурки из мозаики».

Величина

  • Развивать тонкую зрительную дифференцировку по величине (по высоте, толщине).
  • Учить соотносить предметы по величине (5-6 объектов).
  • Развивать способность зрительно определять и сравнивать размеры движущихся объектов.

 «Сравни деревья по высоте – толщине ствола», «Сравни листья комнатных растений», «Что больше, а что меньше» (транспорт).


[1] Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1988.  144с.

[2] Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М. 1995.