Консультации для воспитателей
В консультации раскрывается основная цель и задачи для развития сенсорных эталонов, указываются основные направления работы по возрастам, приводится перечень дидактических игр и упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
«Развитие восприятия сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения»
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
Калининград 2019
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предмета: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.[1] Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
У детей с нарушением зрения недостаточно развито восприятие цвета, форма, величины. Поэтому «формирование представлений у дошкольников с нарушением зрения осуществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормальновидящих детей»[2].
Основной целью является формирование полного и целостного восприятия в развитии познавательной деятельности детей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Формирование сенсорных эталонов, как признака опознания предмета посредством отражения полисенсорного характера окружающего мира.
- Развитие и активизация зрительных функций, дистантного восприятия, зрительно – моторной координации, общей и мелкой моторики.
- Развитие системы основных умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
Развитие зрительного восприятия осуществляется при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Игры включаются в индивидуальную и подгрупповую работу и проводятся 2 раза в неделю, а также во все виды детской деятельности: игра, прогулка, различные режимные моменты. В основе содержания игр лежит тематическое планирование (см. Программу по формированию предметных представлений).
В связи с особенностями развития дошкольников с нарушением зрения необходимо создавать условия для обучения с применением коррекционных игр:
- обеспечение повышенного уровня освещенности помещения, где проводится игра (не менее 500 люкс);
- при подборе наглядного материала должна учитываться острота и характер зрения (для детей с низкой остротой зрения используется объемный дидактический материал крупного размера, а для детей с высокой остротой зрения – объемный и плоскостной материал меньшего размера).
- применение щадящей зрительной нагрузки: 5-10 мин. непрерывной зрительной нагрузки.
- выявление и учет педагогом уровня формирования у детей сенсорных эталонов, на основе которых могут быть выполнены предлагаемые им задания.
Выполнение специальных условий для дошкольников с нарушением зрения способствует формированию полного и целостного восприятия в развитии познавательной деятельности детей.
Средняя группа
I полугодие | ||
Содержание | Задачи | Игры |
Цвет |
| «Воздушные шары», «Украсим чайник», «Составь букет», «Улетающие шары» «Игрушки» «Цветик – семицветик», «Коврик и цветы», «Собери цветы», «Радуга - дуга», «Найди предмет такого же цвета». |
Форма |
| «Выкладывание орнамента», «Подбери по форме геометрические фигуры», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Дай желтые большие круги (зеленые квадраты)», «Найди пару: предмет – фигура». |
Величина |
| «Размести вкладыши (форма, величина)», «Найди елочки», «Сломанная лестница», «Собери фрукты», «Расставь по росту», «Построй лесенку», «Спортсмены строятся». |
II полугодие | ||
Содержание | Задачи | Игры |
Цвет |
| «Составь цветной коврик из квадратов», «Составь букет», «Улетающие шары», «Цветик – семицветик», «Воздушные шары», «Коврик и цветы», «Радуга - дуга», «Найди предмет такого же цвета», «Украсим чайник», «Составь узор». |
Форма |
| «Выкладывание орнамента», «Подбери по форме геометрические фигуры», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Дай красные большие прямоугольники (синие овалы)», «Найди пару: предмет – фигура», «Составь из ниток круг (овал)», «Составь из палочек квадрат (прямоугольник)». |
Величина |
| «Размести вкладыши (форма, величина)», «Найди елочки», «Сломанная лестница», «Расставь по росту», «Построй лесенку», «Спортсмены строятся», «Составь пирамидку», «Построй заборчик», «Найди в группе самые высокие (низкие) предметы», «Положи каждый предмет в свою коробку», «Найди такой же предмет». |
Старшая группа
I полугодие | ||
Содержание | Задачи | Игры |
Цвет |
| «Воздушные шары», «Украсим чайник», «Цветик – семицветик», «Коврик и цветы», «Разноцветный сарафан», «Построй дорожку», «Радуга - дуга», «Найди предмет такого же цвета», «Бочата». |
Форма |
| «Выкладывание орнамента», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Найди пару: предмет – фигура», «Фигурки из мозаики», «Найди такой же узор», «Танграм». |
Величина |
| «Расставь матрешек по росту», «Найди елочки», «Сломанная лестница», «Расставь по росту», «Построй лесенку», «Спортсмены строятся», Какое дерево самое высокое?», Кто из зверей самый большой?». Что близко, а что далеко?», «Какая часть тела самая большая (маленькая)?» |
II полугодие | ||
Содержание | Задачи | Игры |
Цвет |
| «Разноцветные предметы», «На встречу радуге», «Улетающие шары», «Цветик – семицветик», «Воздушные шары», «Построй дорожку» (3-4 оттенка), «Коврик и цветы», «Найди предмет такого же цвета», «Украсим чайник», «Составь узор», «Праздничный салют». |
Форма |
| «Выкладывание орнамента», «Расставь цилиндры», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Найди пару: предмет – фигура», «Назови предметы цилиндрической формы», «Составь из ниток», «Фигурки из мозаики». |
Величина |
| «Сравни деревья по высоте – толщине ствола», «Сравни листья комнатных растений», «Что больше, а что меньше» (транспорт). |
[1] Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1988. 144с.
[2] Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М. 1995.