ФГОС

Бадмаева Светлана Васильевна

УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ФГОС НОО385.39 КБ
Microsoft Office document icon Оценка развития УУД76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Оценка эффективности программы развития УУД

Оценка результатов Программы формирования УУД осуществляется посредством внутреннего неперсонифицированного мониторинга системы формирования и развития универсальных учебных действий младших школьников.

Цель мониторинга: получение информации о состоянии и динамике системы формирования УУД в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для своевременной коррекции образовательного пространства гимназии.

Задачи мониторинга:

  1. оценить  достаточность ресурсов образовательного пространства для формирования УУД младших школьников;
  2. оценить психологический комфорт образовательного пространства в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения;
  3. определить результативность модели взаимодействия основного и дополнительного образования по формированию универсальных учебных действий младших школьников;
  4. определить приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка.

Объектами мониторинга являются:

  1. Предметные и метапредметные результаты обучения.
  2. Психолого-педагогические условия обучения (ППМС-сопровождение, содержание основных и дополнительных образовательных программ; комплексно-целевые проекты в рамках внеклассной деятельности)
  3. Ресурсы образовательной среды (кадровые, материально-технические, информационные).

Субъекты мониторинга

В системе мониторинга результативности формирования УУД младших школьников основным субъектом оценивания является учитель. Смещение контрольно-оценочной функции в сторону педагога-психолога нежелательно, поскольку наличие посредника-интерпретатора лишает педагога самостоятельности суждений и возможности гибко направлять образовательный процесс. Педагог-психолог может создавать условия для социально-оценочных ситуаций, принимать участие в разработке диагностических карт, оценивать социально-психологический комфорт образовательного пространства. Оценку психолого-педагогических условий и ресурсов образовательного пространства школы проводят:

  • администрация школы;
  •  методическое объединение учителей начальных классов;
  • методическое объединение классных руководителей.

Методами мониторинговых исследований являются:

  • анкетирование;
  • сбор информации;
  • собеседование;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ;
  • психологическая диагностика.

Средства мониторинга:

  • анкеты для родителей и педагогов;
  • карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;
  • входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;
  • административные контрольные работы и тесты;
  • компетентностные задания;
  • социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры  («Заколдованное сердце»; «Калейдоскоп», «Впереди – 5 класс);
  • оценочные карты;
  • портфолио ученика.
  • тесты на определение уровня тревожности и мотивации;

Порядок осуществления внутришкольного мониторинга реализации Программы по формированию УУД

Направление мониторинга

Исследуемый показатель

Объект мониторинга

Вид мониторинга

Периодичность мониторинга

Ресурсы образовательного пространства

- наличие подготовленных педагогических кадров

Педагоги

Сбор информации

Карты педагогического анализа

ежегодно

- материально-техническая оснащенность образовательного пространства

Материально-техническая среда

сбор информации

анкетирование

на начало эксперимента

- информационная насыщенность образовательного пространства

Библиотечный фонд

Электронные ресурсы

сбор информации

в конце каждого учебного года

Психолого-педагогические условия

- психологическая комфортность образовательного пространства

Уровень тревожности школьников

Психологическая диагностика

1 класс

4 класс

- эффективность здоровьесберега-ющих технологий

Состояние здоровья школьников

Медицинские осмотры

ежегодно

- наличие технологий формирования УУД в образовательных программах

Образователь-ные программы урочной и внеурочной деятельности

экспертиза

начало учебного года

- информатизация начального образования

Вовлеченность педагогов и школьников в информационную среду

Сбор информации

ежегодно

- практикориенти-рованность комплексно-целевых проектов

Комплексно-целевые проекты

экспертиза

Перед началом реализации

- учебное сотрудничество в рамках конкурсов, проектов, конференций

Программы конкурсов, конференций

экспертиза

Перед началом реализации

Результаты формирования УУД

- личностные

Личностный рост каждого ученика

Наблюдение

Социально-диагностические ситуации

портфолио

Два раза в год

-метапредметные

Уровень сформированности УУД

Карты оценки

Два раза в год

- предметные

Качество обученности

Контрольные работы и тесты

Компетентностные задания

Два раза в год

Неперсонифицированная оценка личностных результатов учеников включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Характеристика достижений и положительных качеств учащихся отражается в портфолио ученика.

Приоритетные задачи и направления личностного роста учитель определяет в ходе повседневных наблюдений, в специально организованных социально-диагностических ситуациях и психологических игр.

Информация мониторинга может быть использована учителем для того, чтобы:

  1.  обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования  темпа прохождения и уровня сложности программы;
  2.  создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты;
  3.  осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;
  4.  спланировать индивидуальную педагогическую работу с   детьми;
  5.  в случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у специалистов кафедры психологического здоровья и творческого развития.         

Оценка личностных  результатов

      Личностные результаты рассматриваются как достижения обучающихся в их личностном развитии.

      Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

      Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:

        самоопределение;

        смыслообразование;

        морально-этическая ориентация

     Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:

        сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально – положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности- уроки. познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

        сформированности основ гражданской идентичности- чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для своего Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

        сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

        сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

        знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения, нарушения моральной нормы

     В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников  начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

     Формирование и достижение указанных выше личностных результатов – задача и  ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований,  результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса. К их осуществлению привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.

      В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

        характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

        определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;

        систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Другой формой оценки личностных результатов обучающихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования. такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов либо администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Оценка метапредметных результатов

      Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит

сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для продолжения обучения. К ним относятся:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-  умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познаватлеьных и практических задач;

-  логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

     Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах:

1.     Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

2.     Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных УД.

3.     достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.