Я иду на урок

Брускевцева Ирина Сергеевна

Что означает для меня работать  преподавателем колледжа? Я не работаю преподавателем -я живу своей любимой профессией! Она является частью моей семьи,моих друзей,которые меня всегда поддерживают и создают  все условия для моего творчества, а также  моих дорогих студентов,которые побуждают меня расти профессионально! Если педагог в своей профессии способен на творчество,готов к инновациям и не останавливается в саморазвитии -  это значит, что на его уроках всегда будет интересно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор Брускевцева И.С.,  

преподаватель русского языка и литературы  

ГБПОУ КК «Краснодарский

торгово-экономический колледж»

Эссе: «Я-педагог!»

В результате своего, совсем не большого опыта работы, я пришла к пониманию: чтобы работа радовала, каждый день необходимо воспринимать её, как в первый раз. На любимую работу каждый день желательно приходить в новом платье, с новыми канцелярскими принадлежностями, с аккуратно написанным поурочным планом, со страхом, но в то же время с убеждением, что «я смогу ответить на любой вопрос, а если не смогу, то подскажу, где найти ответ»; с пониманием того, что я буду не только давать знания, но и учиться у своих учеников, у опытных коллег.

Чтобы работа не превратилась в рутину, должно быть ощущение чего-то нового. Именно в этом я вижу смысл инноваций. Использование инновационных подходов дает мотивацию к саморазвитию как педагога, так и обучающихся.

Что я считаю своими достижениями? Прежде всего то, что, придя два с половиной года назад в колледж и работая в основном с обучающимися получающими профессию, я ни разу не пожалела о своем выборе.

Мои достижения в методическом аспекте следующие:

- по каждому разделу дисциплины русского языка и литературы мною созданы презентации, которые обучающиеся могут использовать, в том числе при самостоятельной подготовке;

- собрана «литературная копилка» фрагментов аудиокниг (по произведениям, изучаемым в курсе литературы) с методическим сопровождением;

- в рамках внутриколледжного эксперимента создана модель рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся по русскому языку и литературе;

- апробируя элементы технологии совместной проектировочной деятельности, совместно с обучающимися создан ряд проектов по проблемам сохранения русского языка на примере исследования городской ономастики;

- на знаниях активно использую элементы технологии проблемного обучения, совместной проектировочной деятельности, уровневой дифференциации, элементы системы Е.Н.Ильина и др.

Чтобы идти на работу с радостью, ждать встречи с обучающимися, не сетовать на учительскую судьбу, необходимо каждый день, обращаясь к новой теме, искать новые интересные и продуктивные методические приемы и методы.

Я хочу от своих учеников слышать новые трактовки, идеи, оценки героев произведений, а также грамотную речь. А услышать это новое я смогу только в том случае, если сама буду открыта для всего инновационного.

Жизнь прекрасна в ее многообразии, поэтому я за учительский труд как творчество!



Предварительный просмотр:

Преподаватель русского языка и

литературы ГБПОУ КК «Краснодарский

торгово-экономический колледж»

Брускевцева Ирина Сергеевна

Творческая работа

«Как я управляю своим профессиональным развитием»

Реализация новых задач, поставленных государством в нормативно-правовых актах (Закон об образовании в РФ, ФГОС) перед системой образования, неизбежно привела к необходимости изменения требований к преподавателю, что было закреплено в профессиональных стандартах педагога. Новые образовательные стандарты, профессиональные стандарты, порядок аттестации и механизм оплаты труда – все это придает профессии преподавателя особую динамичность. В этих условиях особое значение приобретает способность преподавателя к личностному и профессиональному развитию.

Как я управляю своим профессиональным развитием?

1. Я отталкиваюсь от основной, нормативно закрепленной цели профессиональной деятельности, сформулированной в Профессиональном стандарте («Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования») - организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ. Реализация основной обобщенной трудовой функции - преподавания - предполагает выполнение таких трудовых функций как организацию учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов (русского языка и литературы), педагогический контроль и оценку освоения образовательной программы в процессе промежуточной и итоговой аттестации; разработку программно-методического обеспечения учебных предметов. В соответствии с требованиями Профессионального стандарта я должна осуществлять определенные трудовые действия, демонстрировать конкретные необходимые умения и знания. Нормативно закрепленные трудовые функции я смогу выполнять, овладев базовыми для преподавателя знаниями и умениями, при условии постоянной работы над собой: над своим личностным и профессиональным развитием. Профессиональное развитие я начинаю с нормативно востребованных знаний и умений, задаваемых профессиональными стандартами.

2. Изучив Стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», я выделила для себя базовые знания и   умения такие как  

знание законодательства РФ и  локальных актов образовательной организации в части организации образовательного процесса и  промежуточной аттестации обучающихся; требований ФГОС СПО, содержания примерных программ, учебников, учебных пособий; требований к современным учебникам и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам; требований к программно-методическому обеспечению учебного предмета и умение разработки и обновления  рабочих программ, планов занятий, оценочных средств и ведения учебно- планирующей документации, создания отчетных и информационных материалов. Стандарт также требует знаний своей предметной области, актуальных проблем  и тенденций ее развития, ее  роли в ОПОП СПО; методологии, теоретических основ,  технологии научно-исследовательской и проектной деятельности, требований к оформлению проектных и исследовательских работ; возрастных и особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья особенностей обучения одаренных и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении. Нормативными стали знания форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, в том числе форм и методов контроля учебных достижений, обучающихся; умение использования средств педагогической поддержки; знание и навык включения в учебный процесс современных образовательных технологий.  

Помимо этих общепедагогических требований в соответствии с Профстандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Модуль «Предметное обучение. Русский язык») я должна знать основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики, иметь представление о широком спектре приложений лингвистики и доступных обучающимся лингвистических элементах  этих приложений, знать стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от местной языковой среды, а также уметь давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики, должна поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека, проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся и к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона, а также вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы (прим.:  русский язык в учреждении СПО изучается на уровне среднего образования).

В основе моего профессионального развития не только нормативные требования в качестве цели, но и диагностика, которая помогает создать управляемый процесс, выявляет и дает возможность сформулировать потребности, определить пути и условия (методические, психолого-педагогические, информационные, организационные) их реализации.

Диагностика осуществляется в нескольких направлениях:

-самодиагностика профессионально значимых качеств личности педагога (методика В. И. Зверевой «Диагностика личностных качеств учителя») творческого потенциала педагогов (методика Н. П. Фетискина «Самооценка творческого потенциала личности»);

- диагностирование в рамках действующей в колледже системы «Школы молодого преподавателя»: определение уровня владения педагогическим прогнозированием, информационно-интеллектуальной и технологической компетентностей (методика Л. Г. Панфиловой «Профессиональная компетентность педагога»), исследование потребности педагога в достижениях, в успехе (методика Ю. М. Орлова «Потребности в достижении успеха», методика Т. Элерса «Сила мотивации к достижению успеха»), исследование педагогической рефлексии (методика О. В. Калашниковой «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии»); изучение способности педагога к саморазвитию проводилось (методика Т. М. Шамовой «Исследование барьеров педагогической деятельности»);

- диагностирование в рамках сложившейся в учебном заведении системы наставничества (в ходе посещений занятий преподавателем –наставником и организации взаимопосещения) по разработанным диагностическим картам, отражающим весь спектр учебно-методической деятельности (по структуре и структурным элементам занятия, по различным типам и видам занятий, по использованию элементов различных образовательных технологий, по качеству и функциональности учебно-планирующей документации и др.)

В результате диагностики определяются цели и задачи в области методики преподавания, повышения психолого-педагогической компетенции, нормативной компетенции. Данная информация фиксируется в Индивидуальном плане профессионального развития преподавателя.

3. Реализация целей (нормативных и выявленных в ходе диагностики) и задач как путей достижения целей осуществляется посредством самообразования и саморазвития, занятий в школе молодого преподавателя, посещения мастер-классов, проводимых опытными преподавателями, участия в учебно-методических и психологических семинарах и тренингах; в тесном контакте с наставником; участия в семинарах и вебинарах, проводимых Донским научно-методическим центром. Постоянно осуществляется самоанализ деятельности и внешний мониторинг выполнения Индивидуального плана профессионального развития преподавателя (по линии цикловой методической комиссии, методической службы, в рамках системы наставничества).

Таким образом, мое профессиональное развитие – это целенаправленный процесс, который отталкивается от задаваемых государством требований и результатов внешней самодиагностики. Две группы факторов определяют цели и пути моего профессионального развития: внешние (задаваемые государством требования и требования, сформулированные в локальных актах образовательного учреждения) и внутренние, как правило, ситуационные (возникающие в моей педагогической практике как потребность разрешать определенные предметные, психолого-педагогические, методические, воспитательные ситуации).  При этом важнейшим условием развития преподавателя является профессиональная среда, эмоционально-психологический и творческий «климат» образовательной организации – Краснодарского торгово-экономического колледжа, которая создает для молодых преподавателей условия, способствующие и стимулирующие профессиональное и личностное развитие преподавателя.

Список литературы

1. Диагностика личностных качеств учителя (по Зверевой В. И.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uch.znate.ru/docs/1733/index-4545-27.html/ (дата обращения: 16.12.2016).

2. Зверева В.И. Диагностика личностных качеств учителя// Научно-методический журнал «Завуч»,1998 г., № 3 С.20-22.

3.Иванченко С.Н., Жильцова О.Н. Собеседование с учителем по вопросу самообразования, связанного с УД// Научно-методический журнал «Завуч»,1998 г., № 1 С.79-80.

4.Иванченко С.Н., Жильцова О.Н. Самооценка учителя «Формирование ОУУН на уроке» учащиеся на моих уроках // Научно-методический журнал «Завуч»,1998 г., № 1 С.80-81.

5. Лизинский В. М. Учитель: проблемы и недостатки. Анкета «Самооценка (оценка) профессиональной деятельности учителя» Анкета «Оценка деятельности учителя» (для учащихся) // Научно-методический журнал «Завуч»,1998 г., № 2 С.105-109

6. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса / Розанова В. А. Психология управления. М., 1999. С. 105-106.

7. Методика оценки уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infopedia.su/3xc476.html/ (дата обращения: 16.12.2016).

8. Моисеев А.М. Урок: методика самоанализа. Научно-методический журнал «Завуч»,1998 г., № 2 С.15-21

9. Орехова И.Л., Митюрева Л.П. Выбор оптимального варианта системы профессионального совершенствования учителя // Научно-методический журнал «Завуч»,1998 г., № 2 С.99-105.

10. Панфилова Л. Г. «Результаты исследования готовности педагога к инновационной деятельности по реализации ФГОС общего образования» сб. науч. ст. VII Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория, практика, 23-24 октября 2014 года /под общ. ред. И. И. Соколовой. СПб: ФГБНУ ИПООВ РАО, 2014. 0,5 п.л. 300 экз.

11.Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 2003.

12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544.

13.Профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 608н.

14. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону. Феникс, 1996. С. 263-267 

15. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М., 2003.

16. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 35-38.

17.Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов / Издательство Института психотерапии. 2005 г. 496 с.

18. Шамова Т. М. Менеджмент в управлении школой [Текст]: учеб. пособие для слуш. сист. ППК организаторов образования / Т. И. Шамова, Н. В. Немова. М.: NB-Магистр, 1992. 232 с.