Детям о пожарной безопасности
Уважаемые родители!
Я считаю , что обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа . Нельзя упускать время! Наверстать его, потом будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.
Рекомендации родителям школьников по пожарной безопасности:
1. .Не оставлять на виду спички, зажигалки.
2. Не позволять детям покупать спички, сигареты.
3. Следить, как ваши дети проводят свободное время, чем интересуются, а также отвлекайте их от пустого времяпрепровождения.
4. По возможности не оставлять детей без присмотра.
5. Не доверяйте маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.
6. Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном законом порядке.
Методические рекомендации:
по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности.
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, в одиночку с ними практически не справиться. К великому сожалению, люди очень разобщены, замкнуты в своих квартирах и чужая беда не всегда вызывает желание прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием. Только когда беда приходит к вам, запоздало мелькает мысль, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался человек, который смог бы вам помочь.
Очень мудро и современно ответил один философ на жалобы юноши, что его никто не любит: «Полюби сам ...». Попробуйте для начала познакомиться со своими соседями, окажите посильные услуги, обменяйтесь телефонами, договоритесь о совместных действиях при различных происшествиях – ведь это так просто и достаточно эффективно в большинстве случаев.
Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.
Поэтому основные задачи взрослых:
– привить детям культуру безопасного поведения;
– ознакомить детей с правилами поведения в случае пожара, предупреждение пожаров от опасных игр и шалостей с огнём.
Приёмы обучения и закрепления – инсценировки литературных материалов, викторины, конкурсы, концерты, моделирование конкретных ситуаций, подвижные игры, использование пословиц и поговорок, объяснение их значений, экскурсии в пожарную часть, игры с макетами и т.д.
Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей. Ребёнку необходимо не только сказать что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».
И в этом вам поможет предложенный материал.
Список художественных произведений:
1. С.Я.Маршак «Кошкин дом»
2. С.Я.Маршак «Пожар»
3. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
4. К.Чуковский «Путаница»
5. Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»
6. Л.Толстой «Пожар»
7. Л.Толстой «Пожарные собаки»
8. Б.Житков «Пожар»
9. Б.Житков «Дым»
10. Б.Житков «Пожар в море»
11. В.Гальченко «Огонь невидимка»
12. В.Гальченко «Приключения пожарного»
13. Т.Кинько «Наш номер 01»
14. Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»
15. Т.Федорова «Чтоб не ссориться с огнём»
16. А.Чувилин, Б.Фонин «Огонь – опасная игра»
17. Р.Г.Подольный «Как человек огонь приручил»
18. Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
19. С.Михалков «Дядя Стёпа»
20. Т.Юрмин "Кто плохой?";
21. В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
22. И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";
23. К.Паустовский "Барсучий нос";
24. Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
25. А. Шевченко "Как ловили уголька"
26. Ю.Яковлев «Кто, о чём поёт»
Пословицы и поговорки:
От искры пожар рождается.
Не шути с огнём – можешь сгореть.
Спички не тронь в них огонь.
Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.
Спичка – невидимка да огонь – великан.
Упустишь огонь – не потушишь.
Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.
У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.
Умному огонь – тепло, глупому – ожог.
Пожар слезам не верит.
Не трогай огня – не обожжёшь руку.
С огнём не играй, пожар не затевай.
С огнём да водой не поспоришь.
Огонь никогда не насыщается.
Огонь и друг, и враг.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.
Дым страшнее огня.
От огня убегают, а от дыму задыхаются.
Топор рубит, а огонь с корнем спалит.
Берегись, не обожгись!
Беседа по картинке.
Картинка горящего дома к произведению С.Маршака «Кошкин дом».
Картинка на которой изображены:
телефон, два ведра с водой, веник, пожарный с пожарным рукавом и топором, часы
Спросите ребёнка:
- Какое горе случилось у кошки? Вам знакомо этот грустный сюжет?
- Давайте все вместе, по очереди будем рассказывать эту сказку (один начинает, следующий продолжает).
- Как вы думаете, по какой причине загорелся Кошкин дом?
- Посмотрите ещё раз на картинку и расскажите, что потребуется для быстрого тушения пожара?
Работа с текстом.
Инсценировка с помощью настольного театра по рассказу «Тревога».
Тревога.
Мама зайчиха отправила своего сыночка зайчонка в магазин за покупками. Он уже выходил с наполненной сумкой из магазина, как неожиданно на пороге столкнулся с Лисой. Лиса была очень красивая: её рыжая шубка так и переливалась на солнышке, а хвост плавно покачивался.
- Ой, какой замечательный зайчонок! Такой маленький и такой самостоятельный! Ты маме помогаешь?
- Да, тётя Лиса, - робко проговорил зайчонок.
- Ну, какой молодец! А где ты живёшь?
- В-о-о-н за тем поворотом! – показал и ответил он.
- А хочешь, я угощу тебя чем-то очень вкусненьким, ты такого ни разу не пробовал?! Только для этого тебе нужно пойти со мной, в мою норку!
- Нет. Спасибо, тётя Лиса, но мама не разрешает мне брать угощения у чужих.
- А я совсем не чужая, ведь мы с тобой уже почти познакомились! Ты обязательно должен попробовать моё угощение, не отказывайся, а то ты меня обидишь!
- Нет. Я не могу, меня мама ждёт!
- Да мама просто обрадуется, когда узнает, что ты ко мне в гости зашёл. Ну пожалуйста, зайчонок, ну доставь мне такую радость…
Проблемные вопросы:
- Как зайчонку поступить: быть вежливым или насторожиться, и перестать общаться с Лисой?
- Как это сделать?
- А если не сделать, что может произойти с сыночком мамы Зайчихи?
Д/и «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару»
Цель: - закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара
- рисование,
- чтение,
- поджигание бумаги,
- пение,
- игра с зажигалкой,
- изготовление поделок,
- прыгание через скакалку,
- поджигание сухой травы и листвы.
- пение хором,
- баловство со спичками,
- игра в снежки,
- зажигание бенгальских огней возле ёлки,
- мытьё посуды,
- умывание,
- игра с зажигалкой,
- игра в мяч.
- лепка из пластилина,
- забыли выключить утюг,
- мытьё рук,
- танцы,
- полив цветов,
- поджигание тополиного пуха,
- чистка ковра,
- игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,
- забивание гвоздей,
- неисправный шнур у гирлянды,
- купание,
- игра с котёнком,
- перегрев телевизора,
- рассматривание книг, в близи, зажженной газовой плитой,
Игра"Холодные - горячие предметы."
Каждый ребёнок получает три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий – холодные, жёлтый – тёплые.
Ведущий вперемежку называет различные предметы: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька и т.д.
Дети должны показывать соответствующий кружок. Тот, кто чаще всех ошибается, выбывает из игры.
Игра «Доскажи словечко». (мяч, макет квартиры)
Цель: - помочь детям запомнить основные пожароопасные предметы;
-самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- расширить знания о пожароопасных предметах.
Ход игры.
Дети стоят в кругу. Строчку заканчивает тот, кому передали мяч.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был … пожар.
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с … пожаром.
Где с огнём беспечны люди, Красный отблеск побежал.
Там взовьётся в небо ……. шар, Кто со спичками …. Играл?
Там всегда грозить нам будет Стол и шкаф сгорели разом.
Злой …….. пожар. Кто сушил бельё над … газом?
Раз, два, три, четыре. Пламя прыгнуло в листву,
У кого пожар в ….. квартире. Кто у дома жёг … траву?
Дым столбом поднялся вдруг. Кто в огонь бросал при этом
Кто не выключил … утюг? Незнакомые … предметы?
Помни каждый гражданин:
Этот номер … 101!
Дым увидел – не зевай.
И пожарных …. вызывай!
Продолжение игры у макета с обсуждением различных пожароопасных ситуаций, которые могут возникнуть в результате шалости детей в квартире, подъезде дома, во дворе.
- поджёг тополиного пуха, листвы;
- поджёг обшивки дверей;
- поджёг почтовых ящиков;
- сбрасывание с балкона горящей бумаги, окурков.
Такие хулиганские поступки приводят к порче имущества, несчастным случаям - пожарам, травмам и строго наказываются.
Главное – расширить мировоззрение детей, помочь им реализовать все свои сегодняшние возможности.
Источник: https://9-ozgdou28.edumsko.ru/folders/post/detyam_...