Мои выступления
Материал для воспитателей,консультации ,открытые занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика для детей
1. В углах комнаты, под потолком, расположите цветные картонные кружки
разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд,
затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы у детей работали
только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить
упражнение 3 раза.
2. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в
течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.
3. Для выполнения следующего упражнения зрительной гимнастики для детей
руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Реб нок должен
поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем
вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд.
Зрительная гимнастика в стихах
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
* * *
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
(движение глазами по траектории круга, треугольника, квадрата)
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
***
Сова.
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
осмотрела все кругом –
за добычею бегом!
Часы
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
* * *
Хомка - хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано вста т,
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри,
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! И в норочку бегом!
«Жук»
Дети садятся на пол, вытягивают ноги впер д. Указательный палец правой руки —
это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
К журавлю жук подлетел,
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж.»
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Дети вытягивают поочер дно впер д правую и левую руки, смотрят на ладошку;
затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно
опуская руки.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно—
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
«Ж-ж-ж.»
***
"Дождик"
Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала - кап!
Мы на небо посмотрели, (то же самое)
Капельки кап - кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)
Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим. (приседают)
***
"Самолет"
Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)
С ним собрался я в полет,
Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и
Посмотрел. прослеживают взглядом)
Левое крыло отвел,
Поглядел.
***
"Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
***
"Ночь"
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(повторить 3 - 4 раза)
***
"Прогулка в лесу"
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз -
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх -
Ежик под кустом шуршит, смотрят вниз -
Слева ель растет - старушка, смотрят вправоСправа сосенки – подружк, смотрят влево -
Где вы, ягоды? Ау! повторяют движения глаз.
Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.
***
"Тишина"
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши, уши,
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
***
Наши глазки так устали,
Мы писали, рисовали,
Встанем дружно по порядку,
Сделаем для глаз зарядку.
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо - влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо.
Повторяем все еще.
ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА
Для пешеходов, знаем с ранних лет, (Ритмично закрывают глаза)
Всегда горит зеленый свет. (Широко открывают глаза)
А если светофора нет, (Зажмуривают крепко глаза)
Тогда найдем мы «зебру»,
Окрашенную в белый цвет. (Широко открывают глаза)
Идти по ней мы будем осторожно.
Ответьте: как же это можно? (Кивают головой)
Сначала мы глаза налево отведем
И половину улицы с тобою пройдем. (Отводят глаза влево, фиксируя взгляд на
указке педагога)
Затем посмотрим вправо мы,
И, если нет машин, то
Сможем мы дорогу перейти. (Отводят глаза вправо, фиксируя взгляд на указке
педагога)
КУКУШКА
У леса на опушке (Моргать глазами в такт)
Высоко на суку (Поднять глаза вверх)
С утра поет кукушка: (Зажмуривают глаза в такт)
Ку- ку! Ку-ку! Ку-ку! (Моргать в такт.)
Внизу бежит речонка (Глаза вниз)
По желтому песку. (Глаза вправо)
Поет кукушка звонко: (Глаза влево)
Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! (Моргать в такт)
ДВЕ ПТИЧКИ
Летели две птички, (Поднимают руки, вытянув указательные пальцы, вверх до
уровня
глаз; прослеживают их движение глазами)
Собой невелички. (Сведенные пальцы отводят вправо-влево, прослеживая их
движение глазами)
Как они летели,
Все люди глядели. (Выполняют круговые движения пальцами. Прослеживают их
движение
глазами)
Как они садились, (Опускают пальцы на стол, прослеживают их движение
глазами)
Все люди дивились. (Широко раскрывают глаза)
Польза гимнастики для глаз для детей будет ощутима только при
систематическом ее выполнении, то есть ежедневно.
Предварительный просмотр:
Оборудование для игр с ветром, водой, песком.
В детском возрасте игра не является самой главной, а считается ведущим видом деятельности – экспериментирование.
В процессе эксперимента каждый ребенок получает удовольствие и любознательность, находя множество ответов на интересующие вопросы: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Важно чтобы каждый воспитанник проводил собственный эксперимент, потому что, как бы интересно проводил и показывал воспитатель, ребенок очень быстро начинает уставать от наблюдения. Только перед началом эксперимента детям нужно объяснить, что вы собираетесь проверить в исследовании. И как можно в процессе говорить, чтобы потом сформировать вывод том, что ему удалось выяснить. В ходе эксперимента воспитанник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать и отвечать на вопросы, а также в старшем возрасте делать выводы, устанавливать причины – следственные связи и соблюдать правила безопасности.
Для организации игры с песком мы используем следующий материал на прогулке : пластмассовые ведерки разного размера, совки, лопатки, формочки, грабли, ситечки и игрушки, которые хорошо моются: машины, куклы и кукольная посуда. Детям старшего возраста для игр с песком можно предложить и мелкие игрушки, а также сделаны своими руками. Игры с песком являются прекрасным средством для познавательной активности.
Для организации с водой мы используем следующий материал на прогулке : надувной бассейн, тазик, ведро, лейку, брызгалки. Также для игры с водой мы может использовать и плавающие игрушки: кораблики, пластмассовые мягкие шарики, лодки, уточки, рыбки, крокодилы.
Для организации игр с ветром мы используем материал на прогулке : вертушки, мыльные пузыри, шары самолетики, воздушны змеи, летающие тарелки, бумеранги и сачки для ловли ветра.
А вот оборудование для экспериментирования на прогулке с песком, водой и ветром мы используем материал: увеличительное стекло, весы, песочные часы, разные сосуды из различного материала и формы (пластмассовые и металлические, бумагу, краситель.
Можно провести с детьми следующие эксперименты с песком, водой и ветром :
«эксперименты с песком»
№1 «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это.
Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
№2 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок) Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
№3 «Легко ли сыпется песок»
Материал: стаканчики с песком.
Ход: Предложить высыпать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход: Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку. Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
№5 «Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход: В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок. Каким он стал?
Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
№6 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход: Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания. Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход: Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход: Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Итоговое мероприятие: «Песочная страна»
(рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
«Эксперименты с водой»
№ 1. «Окрашивание воды».
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Ход: Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
№ 2. «Вода нужна всем».
Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.
№ 3. «Ходит капелька по кругу».
Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? ( капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)
№ 4. «Тёплая и холодная вода».
Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.
Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Вывод: Вода – добрый помощник человека.
№ 5. «Когда льётся, когда капает?».
Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.
Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему? Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся? Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).
№ 6. «Откуда берётся вода?».
Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Ход: Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод : процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
В итоге у детей в дошкольном возрасте в процессе экспериментирования развиваются творческие и исследовательские способности.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей
В ФГТ определено, что образовательная и конструктивная деятельности, осуществляются в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ, и в самостоятельной деятельности детей.
Содержание самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности детей, направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей, определяется эмоционально-интеллектуальным опытом, полученным из разных источников в условиях семьи и ДОУ.
Образовательная область «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: рисование, лепку, аппликацию, художественное конструирование.
Самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность возникают по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определенного лица или для группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, пособий для занятий, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных на занятиях.
Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость, позаботиться о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке.
Содержание самостоятельной изобразительной деятельности может быть тесно связано с содержанием соответствующих занятий. Дети могут повторять понравившиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вызван не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной методикой проведения.Увлеченность темой наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. Важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок, раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспективы улучшения работы, создание более выразительного образа.
Размещение детских поделок и материала на видном месте, позволит обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью, во время которой ребенок выполняет несколько ее видов. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей может быть связана с играми, подготовкой к праздникам, другими видами деятельности. Недостающие атрибуты, по возможности, дети могут сделать сами вместе с воспитателем, использовать их в настольном, пальчиковом, теневом театре.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер. Иногда, около рисующих, находятся дети, которые по своему желанию меняют для них воду, всматриваются в рисунок, дают советы. И если вначале они наблюдают за процессом рисования, помогают советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей, и, по мнению Т. Г. Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми.
Самостоятельную художественную деятельность дошкольников воспитатель может организовать не тольков помещении, но и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры, создание на песке из камушков изображений, изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток и т. д. ; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство со стороны воспитателя, которое должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать методы руководства самостоятельной деятельностью.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
Остановимся на принципах построения развивающей среды.
1 принцип предполагает то, что предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка, но в тоже время оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве.
2 принцип. Предметная среда должна способствовать возникновению у детей инициативы, давать простор для творчества. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах хорошо организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев, размещенной на вертикальной плоскости (стене, или просто разложенной на столах. Каждый может нарисовать рисунок на свою тему, которую объединяют одним сюжетом.
В старшем дошкольном возрасте, когда дети склонны и способны к общению, обмену впечатлениями, столы можно по разному объединять, чтобы дети радовались свободному и деловому общению. Хорошо иметь мольберты, которые дети могли бы самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование природы с натуры.
Применительно к изобразительной деятельности 3 принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющие реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке.
В группе должно быть место для демонстрации детских работ. Это могут быть паспарту, рамки, в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы. Это может быть выставка дня, недели, месяца, на зимнюю тематику, индивидуальные и коллективные работы.
4 принцип – предполагает определенность места и расположения материала по изобразительной деятельности. Например, наличие материала для рисования в непосредственной близости от уголка природы, зеленой зоны может одновременно обеспечить ребенку отдых, наблюдение за объектами живой природы.
Следует отметить, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Предварительный просмотр:
Игры по развитию речи в режиме дня.
Большинство людей считают, что процесс усвоения ребенком языка происходит легко и без видимых усилий ребенка, однако следует отметить, что это далеко не так. Ребенок, прежде чем произнести свои первые осознанные слова, осуществляет тщательную работу, не ограничиваясь подражанием, а проводит тщательный анализ речи, которую слышит, а затем на бессознательном уровне выводит правила употребления языковых единиц.
Наиболее главным условием развития речи ребенка является языковая среда, в которой он живет и получает воспитание, ребенок в раннем возрасте как губка, которая впитывает все, что происходит вокруг, в данном случае речь взрослых.
В связи с тем, что дошкольный возраст – это период посещения ребенком детского сада, значит, основная функция по речевому развитию ложится на плечи педагогов, однако в стороне не должны находиться и родители, к примеру, они могут уделять достаточное время речевому развитию своего ребенка после детского сада.
Формирование правильной речи является одной из основных задач учреждений дошкольного образования. К сожалению, многие практические исследования отражают значительное увеличение числа дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому актуальным стоит вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития речи. С целью решения данной проблемы в годовой план ДОУ целесообразно включать задачи речевого развития дошкольников, решение которых осуществлялось бы через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.
Все задачи по развитию речи среди детей, посещающих детский сад, прописаны в «Программе воспитания в детском саду», которая включает следующие виды работы по развитию речи : воспитание звуковой культуры речи детей; обогащение словаря; формирование грамматических навыков; обучение связной речи (монологу и диалогу) при знакомстве с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью (при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам); ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть.
Конечной целью работы, которая проводится на каждом году посещения детского сада, является овладение ребенком связной речью. Уже на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений. В его монологе должны соответствовать литературной норме: грамматическая структура предложений (со стороны морфологии и синтаксиса, употребление лексем, фонологическое оформление речи (со стороны дикции, орфоэпии, просодии — интонации).
Чаще всего занятия по развитию детской речи начинаются чтением — слушанием художественного произведения или монологическим рассказом воспитателя о каком-либо событии или специально подготовленной беседой (диалогом). После того как дети послушали связную речь (монолог или диалог, их упражняют на адаптированном для них языковом дидактическом материале.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.
Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в детском учреждении, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер.
Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Именно через игру возможно легко и непринужденно корректировать недостатки речи дошкольника, так как данный процесс не утомляет ребенка, он с увлечением взаимодействует с педагогом.
Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.
Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания, в том числе и речевого. Данная технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника к игре. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
В процессе игры ребенку предоставляется огромный простор для фантазии и творчества. Игровые упражнения следует организовывать в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество заданий, подготовленных для ребенка, необходимо соответствовать его индивидуальным возможностям. Категорически не следует при организации игровой деятельности форсировать выполнение работы, отмечать недостатки детей. Главное не только чему-либо научить ребенка, но и повысить его уверенность в собственных силах, воспитать умение аргументировать и отстаивать собственную позицию [2].
Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Речевому развитию в большей степени способствует дидактическая игра. Дидактическая игра является способом образования и воспитания, оказывающим воздействие на чувственную и умственную сферы развития ребенка, побуждающее их деятельность, в процессе которой происходит становление независимости в выработке решений, осваиваются и фиксируются приобретенные знания, осваиваются умения и навыки сотрудничества, а также формируются общественно важные качества личности. Дидактическая игра создает благоприятные условия для развития речевых процессов.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Дидактическая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; способствует устранению речевых дефектов; вводит детей в жизненные речевые ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; аккумулирует опыт правильного речевого общения.
При приеме детей целесообразно использовать настольно – печатные дидактические игры. Организовав самостоятельную игру, воспитатель может переключать свое внимание с детей на родителей и обратно, направляя процесс игры, ведь самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, который, в этот момент, является одним из участников игры.
Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи, с целью развития познавательной активности, любознательности, перед приемом пищи целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное- несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.
Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.
При мытье рук можно в игровой форме повторить алгоритм данной процедуры, введя игровой персонаж «Что перепутал Буратино», «Маша – растеряша» и т. п.
Все занятия проводятся нами в форме вопросно- ответных бесед и дидактических игр, выбираемых в зависимости от изучаемой темы.
Перед прогулкой проводятся словесные дидактические игры на закрепление изучаемого материала «Назови одним словом», «Какой, какая, какие», «Чей предмет», «Назови семью» и т. д.
На прогулке, где достаточно места для активных движений, проводятся подвижные и малоподвижные дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Краски», «Что мы делали не скажем, что мы делали покажем» и т. д.
Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества, учитывая индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам. Если организация и проведение режимных моментов происходит в игре, дети с большим удовольствием откликаются на предложения воспитателя, учатся новому и закрепляют полученные ранее знания и навыки без напряжения и стресса.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе. Эксперименты и опыты с водой.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
•Развивать умение делать выводы, умозаключения;
•Развивать речь, мышление, любознательность;
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
•Воспитывать экологическую культуру;
•Воспитывать аккуратность при работе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. А что будем исследовать ,отгадайте загадку.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите и занимайте свои места в нашей лаборатории
Ребята, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, давайте их вспомним.
1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.
2. Брать только нужные материалы.
3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
Опыт №1.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай)
Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.
Опыт №2.
Воспитатель:Теперь добавим 3 ложки молока в воду и что же мы видим? У воды появляется белый оттенок, молоко растворяется в воде.
Вывод: Вода – растворитель жидких веществ.
Воспитатель: Дети, а какая у нас течет вода из крана (чистая). Потому, что вода, перед тем как попасть к нам, она проходит очистку в больших фильтрах и мы с вами тоже попробуем очистить, только у нас будет маленький фильтр. Какой материал можно использовать в качестве фильтра?
Опыт №3.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой.
Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
Физ минутка
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт №4.
Ребята, сейчас мы с вами будем определять какой формы вода. На столе лежат две коробочки. Какой они формы? Для этого я возьму стаканчик с водой и вылью воду в круглую баночку, а затем прелью в квадратную. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт №5.
Внимание! Самый опасный опыт. У меня в руках горячий чайник. Детям можно брать и открывать чайник с горячей водой? (Нет). Почему? (Если открыть чайник будет выходить пар он такой же горячий как вода, можно обжечься). Молодцы!
Открываем чайник с горячей водой, из чайника выходит пар. Сейчас я поднесу к открытому чайнику стеклянный бокал, мы увидим, что с ним произойдет. (На нем появились капельки воды).
Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии.
Опыт №5.
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона, и он нам от Деда Мороза передел посылку, но на пороге детского сада на меня напала Баба Яга и превратила нашу посылку в какой-то холодный камень. Потрогайте его. Ребята, вы знаете что это?
Дети: Это лед.
Воспитатель: А как получается лед?
Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.
Воспитатель: Значит, если будет тепло, лед превратится в воду, и мы сможем достать нашу посылку?
Дети: Да.
Воспитатель: Может ,мы на нашу посылку подышим и лед растает? Нет, у нас уйдет очень много времени и мы устанем. А давайте зальем нашу посылку кипятком? (заливаем и достаем контейнер с конфетами)
Воспитатель: О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Ребята, расскажите, что вы узнали нового? Какие свойства есть у воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей) Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.
Предварительный просмотр:
Мастер класс Снежинки из ватных палочек
Цель
развитие художественно-творческих способностей детей через создание необычной снежинки из нетрадиционного материала.
Для этого нам потребуются:
• Готовый шаблон снежинки из бумаги любого цвета
• Ватные палочки (можно разных цветов, часть из которых предварительно подготовить: отрезать с одной стороны вату, оставляя пластиковую палочку оголенной, а часть отрезать пополам.
• Клей ПВА, кисточки клеевые
• Образцы готовых снежинок
Для начала рассмотрите, какие бывают снежинки, сколько осей у настоящей снежинки, ведь в природе у неё их три, шесть или двенадцать.
затем предложите самим создать на шаблоне снежинку, на свой вкус, как говориться, чередуя по цвету и размерам палочек (цвет шаблона дайте выбрать самим по желанию, соблюдая симметрию.
роверьте, все ли ровно и красиво получилось, начните клеить ватные палочки.
Готовыми снежинками украсьте холл детского сада или подарите близким.
А эти снежинки мы сделали с детьми очень быстро и легко, так как не требуется особой подготовки, хаотично располагая ватные палочки по всей оси. Дайте возможность самим придумать свою снежинку, она может быть чисто белая или цветная.
Что для этого потребуется:
• Пластилин разных цветов;
• Ватные палочки разных цветов, предварительно отрезать с одной стороны вату, оставляя пластиковую палочку оголенной.
] Для начала нужно раскатать пластилин размером с грецкий орех
А дальше даем волю фантазии и украшаем на свой вкус