Аналитическая справка
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
__________________________________________________________
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развитияв группах «Радуга» и «Непоседы» за 2019– 2023 учебные годы
Воспитательно-образовательный процесс в группах«Радуга» и «Непоседы»выстроен на основе Образовательной программы Учреждения.
Воспитатель: Пруткая Ирина Анатольевна
Сроки проведения: вводная и итоговая педагогическая диагностика проводилась в начале сентября и в начале мая с 2019 по 2023 годы.
Цель мониторинга: индивидуализация образовательного процесса и оптимизация педагогической работы с детьми
Задачи мониторинга:
- изучить результаты освоения детьми основной образовательной программы
- оценить эффективность педагогических действий
- спроектировать образовательную деятельность с обучающимися на основе результатов педагогической диагностики (мониторинга)
Методы диагностики: наблюдение, диагностические игровые задания, анализ продуктов детской деятельности, статистическая обработка информации и др. Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в Учреждении.
Вводная и итоговая педагогические диагностики проводились на основе диагностических материалов, разработанных в Учреждении.
Объект мониторинга: образовательный процесс и его результаты
Субъект мониторинга: обучающиеся группы «Радуга» и «Непоседы»
Исследовалось освоение детьми Образовательной программы Учреждения по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса в группе.
Результат диагностики усвоения детьми разделов Образовательной программы определяются тремя уровнями:
- показатель сформирован (достаточный уровень) – справляется с заданием самостоятельно,
- показатель на стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) – справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого,
- показатель не сформирован (не достаточный уровень) – не в состоянии выполнить задание, даже с помощью взрослого
Педагогическая диагностика (мониторинг) проводилась с для осуществления индивидуального подхода в процессе обучения, воспитания и развития детей. Полученные результаты не являются устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение обучающегося на каждом этапе его развития является промежуточным, и служат лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы с обучающимися.
Данные о результатах мониторинга отражены в специальных таблицах развития ребёнка по 5 образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Результаты усвоения программного материала
детьми 6-7 лет группы «Радуга» в 2019 – 2020 учебном году
В мониторинге участвовало 28 детей (100%)
Области образовательной программы | Начало года | Конец года | ||||
сформирован | на стадии формирования | не сформирован | сформирован | на стадии формирования | не сформирован | |
«Социально-коммуникативное развитие» | 42% | 31% 75 | 27% | 64% | 32% | 4% |
«Познавательное развитие» | 37% | 27% | 36% | 52% | 27% | 21% |
«Речевое развитие» | 29% | 36% | 35% | 45% | 37% | 18% |
«Художественно-эстетическое развитие» | 47% 0% | 36% | 17% | 63% | 27% | 10% |
«Физическое развитие» | 46% | 40% | 14% | 51% | 38% | 11% |
Итого: | 40% | 34% | 26% | 55% | 32% | 13% |
Сравнительный анализ усвоения программного материала детьми 6-7 лет
на начало и конец 2019 / 2020 учебного года
На основании результатов диагностических исследований знаний детей 6 – 7 лет можно сделать вывод, что большинством детей материал по всем разделам усвоен в полном объеме.
Так, были выявлены следующие результаты:
- по социально-коммуникативному развитию: динамика уровня сформированности знаний и умений составляет 22% (с 42% в начале года до 64% в конце года).
- по познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 15% (с37 % до 52%).
- по речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 16% (с 29% до 45%);
- по художественно-эстетическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 16% (с 47% до 63%).
- по физическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 5% (с 46% до 51%).
Сравнительный анализ показал положительную динамику развития по всем видам образовательных областей программы.
Дети проявляют собственную самостоятельность и независимость от взрослых, осознание себя, своих достоинств и недостатков. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками дети осознают своё социальное «Я» и понимают характер отношений к ним окружающих.
Воспитанники усвоили этические мерки, принятые в обществе, способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности; учатся создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители, обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты; научились устанавливать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам, договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты; могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов.
Дети уверенные, инициативные, эмоционально отзывчивые; у них сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда, получены позитивные установки к основам безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Воспитанники сознательно относятся к собственному здоровью, знают, как доступными способами его укреплять, владеют техникой выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдают правила в подвижных играх и контролируют их выполнение, достигают результата при выполнении физических упражнений. Могут уверенно ориентироваться в пространстве, воспринимают показ, как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивают движения сверстников и замечают их ошибки. У детей хорошие показатели развития двигательных качеств и способностей: ловкости, общей выносливости, быстроты, гибкости, силы.
На достаточном уровне владеют разговорной речью и учатся свободно общаться с близкими взрослыми и детьми; умеют привлекать к себе внимание собеседника, интересуются высказываниями партнёра, отвечают на них словом, действиями; могут выражать мысли в форме полных и неполных простых предложений, коротких текстов; проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг; могут употреблять в высказываниях разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; стремятся говорить грамматически правильно.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Начало года:
Сформирован – 42% (11) воспитанников
В стадии формирования –31% (9) воспитанников
Не сформирован 27% (8) воспитанников
Конец года:
Сформирован – 64% (18) воспитанников
В стадии формирования –32% (9) воспитанников
Не сформирован – 4% (1) воспитанник
Дети научились проявлять собственную самостоятельность и независимость от взрослых, осознание себя, своих достоинств и недостатков. Воспитанники успешно усвоили этические мерки, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности, способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности; научились создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители, обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты; научились устанавливать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам, договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты; могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов. Проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда, получены позитивные установки к основам безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Пути решения:
- На основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов.
- Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно.
- Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников.
- Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости
- Продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края.
- Уделять внимание обогащению сюжетно - ролевых игр, принимать игровые задачи.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 37% (10) воспитанников
В стадии формирования – 27% (8) воспитанников
Не сформирован – 36% (10) воспитанников
Конец года:
Сформирован – 52% (15) воспитанников.
В стадии формирования –27% (8) воспитанников.
Не сформирован – 21% (5) воспитанников
Работа по образовательной области «Познавательное развитие» была направлена на формирование у воспитанников инициативы, любознательности, активности, самостоятельности и познавательной мотивации. Воспитанники усвоили процессы бережного отношения к объектам живой и неживой природы; научились быть внимательными к собственному поведению, оценивать его с точки зрения цели, процесса, результата, проявлять собственные познавательные способности: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; имеют представление о событиях, связанных с празднованием Дня города, Дня космонавтики, 9 Мая; проявляют чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к людям другой национальности; знакомы с основной символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн); называют времена года; выражают устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и явлениям; могут устанавливать причинно-следственные связи в природе. Дети могут мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей и деталей; проявлять умение конструировать по схеме, предложенной взрослым и выстраивать собственные замыслы. Воспитанники владеют количественным и порядковым счетом в пределах 10 и более, научились решать арифметические задачи на сложение и вычитание; называть дни недели, месяцы; определять форму предметов и их расположение в пространстве.
Пути решения:
-Проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры.
-Продолжать создавать условия для экспериментально - исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
-Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Программный материал образовательной области «Речевое развитие» в основном находится в стадии формирования.
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 29% (8) воспитанников
В стадии формирования – 36% (10) воспитанников
Не сформирован –35% (10) воспитанников
Конец года:
Сформирован – 45% (13) воспитанников
В стадии формирования – 37% (10) воспитанников
Не сформирован –18% (5) воспитанников
На шестом году жизни воспитанники овладели разговорной речью и научились свободно общаться с близкими взрослыми и детьми; умеют инициативно высказываться в диалоге, привлекать к себе внимание собеседника, интересуются высказываниями партнёра, отвечают на них словом, действиями, несловесными способами; могут выражать мысли в форме полных и неполных простых предложений, коротких текстов; проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг; могут употреблять в высказываниях разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; проявляют критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно. Кроме того, работа по данной образовательной области была направлена на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Пути решения:
- Необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня.
- Включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий.
- Выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей.
- Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала.
- Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря.
- Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 47% (13) воспитанников
В стадии формирования – 36% (10) воспитанников
Не сформирован – 17% (5) воспитанников
Конец года:
Сформирован – 63% (18) воспитанников.
В стадии формирования – 27% (8) воспитанников
Не сформирован – 10% (2) воспитанника
Дети научились эмоционально и увлечённо слушать музыку и охотно говорить о ней; умеют определять жанровую принадлежность произведения; откликаются на музыку разного характера выразительными, уверенными и естественными движениями всего тела; умеют применять язык мимики и жестов в этюдах. Воспитанники научились выразительно и звонко исполнять несложные песни в удобном диапазоне, музыкально и с удовольствием петь в хоре. Владеют приёмами игры на детских музыкальных инструментах; умеют вычленять и воспроизводить ритмический рисунок пьесы; могут эмоционально и выразительно исполнять музыкальные произведения в ансамбле и оркестре. В рисунке, лепке и аппликации могут наиболее полно отражать предметы и явления окружающей действительности, активно и творчески выражать эмоциональное отношение к ним; способны принимать на себя роли «художников», «мастеров»,
«скульпторов», выбирая самостоятельно деятельность и материалы; в рисовании и лепке с натуры научились передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет; в аппликации и рисунке могут изображать предметы дальше или ближе, передавать особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажей (смешной, добрый, злой), используя различные материалы.
Пути решения:
- Продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.
- В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику.
- В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей.
- Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением.
- Принимать участие в конкурсах и выставках.
- Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско -родительского творчества.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 46% (13) воспитанников
В стадии формирования – 40% (11) воспитанников
Не сформирован –14% (4) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 51% (14) воспитанников.
В стадии формирования – 38% (11) воспитанников
Не сформирован – 11% (3) воспитанника
Воспитанники сознательно относятся к собственному здоровью, знают, как доступными способами его укреплять, они освоили технику выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдают правила в подвижных играх и контролируют их выполнение, самостоятельно проводят подвижные игры, умеют достигать результата при выполнении физических упражнений, стали увереннее ориентироваться в пространстве, воспринимают показ, как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивают движения сверстников и замечают их ошибки. У детей улучшились показатели развития двигательных качеств и способностей: ловкости, общей выносливости, быстроты, гибкости, силы, сформировалась потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни. Дети научились ценить бодрое самочувствие и хорошее настроение, сознательно относятся к соблюдению режима дня. Умеют самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами.
Пути решения:
-Чаще проводить индивидуальную работу.
-Продолжать создавать развивающую предметно - пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ.
-Уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание).
-Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании.
-Проводить совместные спортивные детско- родительские мероприятия.
Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам образовательных областей, не сформированный уровень усвоения программы детьми отсутствует, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
В итоге проведённого мониторингового обследования выяснено, что у детей к школе сформированы познавательные интересы, большинство детей выговаривают все звуки родного языка, сформирован грамматический строй речи. Они умеют договариваться, находить выход из конфликтных ситуаций. Преобладает высокий уровень достижения результатов освоения образовательной программы дошкольного уровня.
Результаты усвоения программного материала
в группе детей 3-4 лет «Непоседы» в 2020 – 2021учебном году
В мониторинге участвовало 26детей (100%)
Области образовательной программы | Начало года | Конец года | ||||
сформирован | на стадии формирования | не сформирован | сформирован | на стадии формирования | не сформирован | |
«Социально-коммуникативное развитие» | 50% | 35% | 15% | 75% | 15% | 10% |
«Познавательное развитие» | 60% | 30% | 10% | 80% | 15% | 5% |
«Речевое развитие» | 55% | 30% | 15% | 75% | 15% | 10% |
«Художественно-эстетическое развитие» | 55% | 35% | 10% | 70% | 25% | 5% |
«Физическое развитие» | 60% | 30% | 10% | 78% | 15% | 7% |
Итого | 55% | 33% | 12% | 75% | 17% | 8% |
Сравнительный анализ усвоения программного материалав группе«Непоседы»
детей 3-4лет на начало и конец 2020 / 2021 учебного года
По результатам диагностики уровня усвоения программного материала детьми 3-4лет можно сделать вывод, что материал по всем разделам усвоен в полном объеме большинством детей.
Так, были выявлены следующие результаты:
- по социально-коммуникативному развитию: динамика уровня сформированности знаний и умений составляет 25% (с 50% в начале года до 75% в конце года).
- по познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 20% (с60% до 80%).
- по речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 20% (с 55% до 75%);
- по художественно-эстетическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 15% (с 55% до 70%).
- по физическому развитию: динамика уровня сформированности составляет15% (с 60% до 75%).
Данные показатели свидетельствуют о хорошей динамике в усвоении детьми знаний по всем разделам программы.Можно сказать, что детивладеют основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; дети владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации.
Воспитанники достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.
Рекомендации: продолжать развивать и расширять словарный запас, учить общению с педагогами, сверстниками. Продолжать формировать представления о различных группах предметов, имеющих общий признак. Развивать пространственные представления в конструировании. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
По итогам проведения обследования в образовательной области «Социально -
коммуникативное развитие», выявлены следующие результаты:
Начало года:
Результаты:
Сформирован – 50% (13) воспитанников
В стадии формирования – 35% (9) воспитанников.
Не сформирован – 15% (4) воспитанника
Конец года:
Результаты:
Сформирован – 75% (20) воспитанников.
Программный материал образовательной области усвоен детьми. Дошкольники младшей группы умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), являются инициаторами в игре, часто организуют игры самостоятельно без помощи воспитателя. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки.
В стадии формирования – 15% (4) воспитанника
Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки. У детей данной группы к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники младшей группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.
Не сформирован – 10% (2) воспитанников
Пути решения:
-На основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов.
-Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно.
-Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников.
-Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости.
-Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края.
-Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно - ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.
Образовательная область «Познавательное развитие»
По итогам проведения обследования в младшей группе детей 4-го года жизни в образовательной области «Познавательное развитие», выявлены следующие результаты:
Начало года:
Сформирован – 60% (16) воспитанников.
В стадии формирования – 30% (8) воспитанников
Не сформирован – 10% (2) воспитанника. Конец года:
Сформирован – 80% (21) воспитанник
Дети знают основные признаки живых существ, устанавливают связи между состояниями живых существ и средой обитания. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного поселка, название страны и столицы. Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине. Умеют определять части суток и называть их в правильной последовательности.
В стадии формирования – 15% (4) воспитанника
Дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо развиты элементарные математические представления и навыки конструирования. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного поселка, название страны и столицы.
Не сформирован – 5% (1) воспитанник
Пути решения:
-Проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально - исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
-Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
Образовательная область «Речевое развитие»
По результатам обследования детей младшей группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:
Начало года:
Сформирован – 55% (14) воспитанников
В стадии формирования – 30% (8) воспитанников.
Не сформирован –10% (4) воспитанника
Конец года:
Навык сформирован – 75% (19) воспитанников
Дети умеют пересказывать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин. Дети владеют некоторыми умениями и навыками в данной области, проявляют интерес к речевому развитию, умеют определять место звука в слове.
В стадии формирования – 15% (4) воспитанника
Не сформирован – 10%(3) воспитанника
Дети испытывают затруднения по всем проверяемым параметрам, из-за ограничения речевых контактов.
Выводы:
Пути решения:
-Для дальнейшего роста показателей, планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
-Необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей.
-Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала.
-Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря.
-Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Результаты.
Начало года:
Сформирован – 55% (14) воспитанников.
В стадии формирования – 35% (9) воспитанников.
Не сформирован – 10% (3) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 70% (18) воспитанников.
В стадии формирования – 25% (7) воспитанников
Не сформирован – 5% (1) воспитанник
Выводы:
Программный материал в данной области усвоен детьми. Дети к концу года могут в правильной последовательности выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно - прикладного творчества. У всех воспитанников данной группы достаточно развит навык лепки объемного образа, и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку.
Пути решения:
-Продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.
-В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику.
-В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей.
- Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско – родительского творчества.
Образовательная область «Физическое развитие»
Результаты Начало года:
Сформирован –60 % (15) воспитанников
В стадии формирования –30% (8) воспитанников.
Не сформирован – 10% (3) воспитанника
Конец года
Сформирован – 78% (21) воспитанник.
В стадии формирования – 15% (4) воспитанника.
Не сформирован – 7% (2) воспитанника
Выводы: По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений - ходьба, бег, равновесие, прыжки, упражнения с мячом и обручем, построение и перестроение, физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и
раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках.
Пути решения:
-Активизировать индивидуальную работу.
-Продолжать создавать развивающую предметно - пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ.
- Уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов
(утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание).
-Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско- родительские мероприятия.
Результаты усвоения программного материала
в группе детей 4-5 лет «Непоседы» в 2021 – 2022учебном году
В мониторинге участвовало 26 детей (100%)
Области образовательной программы | Начало года | Конец года | ||||
сформирован | на стадии формирования | не сформирован | сформирован | на стадии формирования | не сформирован | |
«Социально-коммуникативное развитие» | 47% | 45% | 8% | 77% | 13% | 10% |
«Познавательное развитие» | 63% 0% | 25% | 12% | 82% | 6% | 12% |
«Речевое развитие» | 47% | 29% | 24% | 54% | 37% | 9% |
«Художественно-эстетическое развитие» | 57% | 30% | 13% | 61% | 32% | 7% |
«Физическое развитие» | 67% | 25% | 8% | 71% | 27% | 2% |
Итого | 53% | 35% | 12% | 70% | 22% | 8% |
Сравнительный анализ усвоения программного материала в группе «Непоседы»
детей 4-5лет на начало и конец 2021 / 2022 учебного года
Сравнительный анализ мониторинга в группе детей 4-5 лет«Непоседы» на начало и конец 2020 / 2021 учебного года показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику по всем образовательным областям.
Так, были выявлены следующие результаты:
- по социально-коммуникативному развитию: динамика уровня сформированности знаний и умений составляет 30% (с 47% в начале года до77% в конце года).
- по познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 19% (с 63% до 82%).
- по речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 7% (с 47% до 54%);
- по художественно-эстетическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 18% (с 57% до 65%).
- по физическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 4% (с 67% до 71%).
Дети научились выражать свои потребности, принимать активное участие в подготовке занятий, уборке игрушек, с интересом слушают сказки, рассказы воспитателя, проявляют интерес к окружающему миру.
Игры детей сопровождаются положительными эмоциями, дети заинтересованно следят за развитием сюжета в играх, драматизациях. Любят играть, объединяясь в небольшие группы.
Речь стала средством общения между сверстниками и взрослыми. С помощью взрослого дети запоминают и читают короткие стихотворения и потешки.
Формируется положительное отношение к познаниям и труду, умение преодолевать небольшие трудности.
Появляются навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Формируются элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Начало года:
Сформирован –47% (12) воспитанников
В стадии формирования –45% (12) воспитанников
Не сформирован –8% (2) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 77% (20) воспитанников
В стадии формирования –13% (4) воспитанника
Не сформирован – 10% (2) воспитанника
Дети научились проявлять собственную самостоятельность и независимость от взрослых, осознание себя, своих достоинств и недостатков. Воспитанники успешно усвоили этические мерки, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности, способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности; научились создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители, обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты; научились устанавливать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам, договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты; могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов. Проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда, получены позитивные установки к основам безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Пути решения:
- На основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов.
- Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно.
- Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников.
- Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости.
- Продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края.
- Уделять внимание обогащению сюжетно - ролевых игр, принимать игровые задачи.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 63% (16) воспитанников
В стадии формирования – 25% (7) воспитанников
Не сформирован –12% (3) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 82% (21) воспитанников.
В стадии формирования –6% (2) воспитанника.
Не сформирован – 12% (3) воспитанника.
Работа по образовательной области «Познавательное развитие» была направлена на формирование у воспитанников инициативы, любознательности, активности, самостоятельности и познавательной мотивации. Воспитанники усвоили процессы бережного отношения к объектам живой и неживой природы; научились быть внимательными к собственному поведению, оценивать его с точки зрения цели, процесса, результата, проявлять собственные познавательные способности: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; имеют представление о событиях, связанных с празднованием Дня города, Дня космонавтики, 9 Мая; проявляют чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к людям другой национальности; знакомы с основной символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн); называют времена года; выражают устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и явлениям; могут устанавливать причинно-следственные связи в природе. Дети могут мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей и деталей; проявлять умение конструировать по схеме, предложенной взрослым и выстраивать собственные замыслы. Воспитанники владеют количественным и порядковым счетом в пределах 10 и более, научились решать арифметические задачи на сложение и вычитание; называть дни недели, месяцы; определять форму предметов и их расположение в пространстве.
Пути решения:
-Проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры.
-Продолжать создавать условия для экспериментально - исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
-Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Программный материал образовательной области «Речевое развитие» в основном находится в стадии формирования.
Пути решения:
Начало года:
Сформирован – 47% (12) воспитанников
В стадии формирования – 29% (8) воспитанников
Не сформирован –24% (6) воспитанников
Конец года:
Сформирован – 54% (14) воспитанников
В стадии формирования – 37% (10) воспитанников
Не сформирован –9% (2) воспитанника
На шестом году жизни воспитанники овладели разговорной речью и научились свободно общаться с близкими взрослыми и детьми; умеют инициативно высказываться в диалоге, привлекать к себе внимание собеседника, интересуются высказываниями партнёра, отвечают на них словом, действиями, несловесными способами; могут выражать мысли в форме полных и неполных простых предложений, коротких текстов; проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг; могут употреблять в высказываниях разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; проявляют критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно. Кроме того, работа по данной образовательной области была направлена на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Пути решения:
- Необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня.
- Включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий.
- Выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей.
- Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала.
- Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря.
- Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Результаты:
Начало года:
Сформирован –57% (15) воспитанников
В стадии формирования – 30% (8) воспитанников
Не сформирован –13% (3) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 61% (16) воспитанников.
В стадии формирования – 32% (8) воспитанников
Не сформирован – 7% (2) воспитанника
Дети научились эмоционально и увлечённо слушать музыку и охотно говорить о ней; умеют определять жанровую принадлежность произведения; откликаются на музыку разного характера выразительными, уверенными и естественными движениями всего тела; умеют применять язык мимики и жестов в этюдах. Воспитанники научились выразительно и звонко исполнять несложные песни в удобном диапазоне, музыкально и с удовольствием петь в хоре. Владеют приёмами игры на детских музыкальных инструментах; умеют вычленять и воспроизводить ритмический рисунок пьесы; могут эмоционально и выразительно исполнять музыкальные произведения в ансамбле и оркестре. В рисунке, лепке и аппликации могут наиболее полно отражать предметы и явления окружающей действительности, активно и творчески выражать эмоциональное отношение к ним; способны принимать на себя роли «художников», «мастеров»,
«скульпторов», выбирая самостоятельно деятельность и материалы; в рисовании и лепке с натуры научились передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет; в аппликации и рисунке могут изображать предметы дальше или ближе, передавать особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажей (смешной, добрый, злой), используя различные материалы.
Пути решения:
- Продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.
- В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику.
- В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей.
- Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением.
- Принимать участие в конкурсах и выставках.
- Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско -
родительского творчества.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 67% (17) воспитанников
В стадии формирования – 25% (7) воспитанников
Не сформирован –8% (2) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 71% (19) воспитанников.
В стадии формирования – 27% (7) воспитанников
Не сформирован – 0% (0) воспитанников
Воспитанники сознательно относятся к собственному здоровью, знают, как доступными способами его укреплять, они освоили технику выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдают правила в подвижных играх и контролируют их выполнение, самостоятельно проводят подвижные игры, умеют достигать результата при выполнении физических упражнений, стали увереннее ориентироваться в пространстве, воспринимают показ, как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивают движения сверстников и замечают их ошибки. У детей улучшились показатели развития двигательных качеств и способностей: ловкости, общей выносливости, быстроты, гибкости, силы, сформировалась потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни. Дети научились ценить бодрое самочувствие и хорошее настроение, сознательно относятся к соблюдению режима дня. Умеют самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами.
Пути решения:
-Чаще проводить индивидуальную работу.
-Продолжать создавать развивающую предметно - пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ.
-Уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание).
-Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании.
-Проводить совместные спортивные детско- родительские мероприятия.
Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам образовательных областей, не сформированный уровень усвоения программы детьми отсутствует, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Результаты усвоения программного материала
в группе детей 5-6 лет «Непоседы» в 2022 – 2023 учебном году
В мониторинге участвовало 26 детей (100%)
Области образовательной программы | Начало года | Конец года | ||||
сформирован | на стадии формирования | не сформирован | сформирован | на стадии формирования | не сформирован | |
«Социально-коммуникативное развитие» | 42% | 39% | 19% | 65% | 27% | 8% |
«Познавательное развитие» | 40% | 45% | 15% | 74% | 19% | 7% |
«Речевое развитие» | 48% | 35% | 17% | 73% | 24% | 3% |
«Художественно-эстетическое развитие» | 45% | 42% | 13% | 66% | 24% | 10% |
«Физическое развитие» | 36% | 49% | 15% | 68% | 26% | 6% |
Итого: | 42% | 42% | 15% | 69% | 24% | 7% |
Сравнительный анализ усвоения программного материала в группедетей 5-6лет
на начало и конец 2022 / 2023 учебного года
По результатам диагностики уровня усвоения программного материала детьми 5-6 лет можно сделать вывод, что материал по всем разделам усвоен в полном объеме большинством детей.
Так, были выявлены следующие результаты:
- по социально-коммуникативному развитию: динамика уровня сформированности знаний и умений составляет 23% (с42% в начале года до 65% в конце года).
- по познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 34% (с40% до 74%).
- по речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 25% (с 48% до 73%);
- по художественно-эстетическому развитию: динамика уровнясформированности составляет 21% (с 45% до 66%).
- по физическому развитию: динамика уровня сформированности составляет32% (с 36% до 68%).
Дети научились пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин. Употребляют в речи антонимы и синонимы. Большая часть детей данной группы начали различать понятия - звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.
Умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), являются инициаторами в игре, часто организуют игры самостоятельно без помощи воспитателя. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки.
У воспитанников сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники старшей группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.
Рекомендации: применять дидактические игры, индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Уделять внимание обогащению сюжетно - ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи. Продолжать создавать условия для экспериментально - исследовательской деятельности.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Начало года:
Сформирован – 42% (11) воспитанников
В стадии формирования –39% (10) воспитанников
Не сформирован –19% (5) воспитанников
Конец года:
Сформирован – 65% (17) воспитанников
В стадии формирования –27% (7) воспитанников
Не сформирован – 8% (2) воспитанника
Дети научились проявлять собственную самостоятельность и независимость от взрослых, осознание себя, своих достоинств и недостатков. Воспитанники успешно усвоили этические мерки, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности, способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности; научились создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители, обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты; научились устанавливать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам, договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты; могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов. Проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда, получены позитивные установки к основам безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Пути решения:
- На основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов.
- Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно.
- Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников.
- Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости.
- Продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края.
- Уделять внимание обогащению сюжетно - ролевых игр, принимать игровые задачи.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 40% (10) воспитанников
В стадии формирования – 45% (12) воспитанников
Не сформирован –15% (4) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 74% (19) воспитанников.
В стадии формирования –19% (5) воспитанников.
Не сформирован – 7% (2) воспитанника
Работа по образовательной области «Познавательное развитие» была направлена на формирование у воспитанников инициативы, любознательности, активности, самостоятельности и познавательной мотивации. Воспитанники усвоили процессы бережного отношения к объектам живой и неживой природы; научились быть внимательными к собственному поведению, оценивать его с точки зрения цели, процесса, результата, проявлять собственные познавательные способности: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; имеют представление о событиях, связанных с празднованием Дня города, Дня космонавтики, 9 Мая; проявляют чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к людям другой национальности; знакомы с основной символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн); называют времена года; выражают устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и явлениям; могут устанавливать причинно-следственные связи в природе. Дети могут мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей и деталей; проявлять умение конструировать по схеме, предложенной взрослым и выстраивать собственные замыслы. Воспитанники владеют количественным и порядковым счетом в пределах 10 и более, научились решать арифметические задачи на сложение и вычитание; называть дни недели, месяцы; определять форму предметов и их расположение в пространстве.
Пути решения:
-Проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры.
-Продолжать создавать условия для экспериментально - исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
-Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Программный материал образовательной области «Речевое развитие» в основном находится в стадии формирования.
Пути решения:
Начало года:
Сформирован – 48% (12) воспитанников
В стадии формирования – 35% (9) воспитанников
Не сформирован –17% (5) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 73% (19) воспитанников
В стадии формирования – 24% (6) воспитанников
Не сформирован – 3% (1) воспитанник
На шестом году жизни воспитанники овладели разговорной речью и научились свободно общаться с близкими взрослыми и детьми; умеют инициативно высказываться в диалоге, привлекать к себе внимание собеседника, интересуются высказываниями партнёра, отвечают на них словом, действиями, несловесными способами; могут выражать мысли в форме полных и неполных простых предложений, коротких текстов; проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг; могут употреблять в высказываниях разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; проявляют критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно. Кроме того, работа по данной образовательной области была направлена на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Пути решения:
- Необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня.
- Включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий.
- Выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей.
- Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала.
- Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря.
- Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 45% (12) воспитанников
В стадии формирования – 42% (10) воспитанников
Не сформирован –17% (4) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 66% (17) воспитанников.
В стадии формирования – 24% (6) воспитанников
Не сформирован – 10% (3) воспитанника
Дети научились эмоционально и увлечённо слушать музыку и охотно говорить о ней; умеют определять жанровую принадлежность произведения; откликаются на музыку разного характера выразительными, уверенными и естественными движениями всего тела; умеют применять язык мимики и жестов в этюдах. Воспитанники научились выразительно и звонко исполнять несложные песни в удобном диапазоне, музыкально и с удовольствием петь в хоре. Владеют приёмами игры на детских музыкальных инструментах; умеют вычленять и воспроизводить ритмический рисунок пьесы; могут эмоционально и выразительно исполнять музыкальные произведения в ансамбле и оркестре. В рисунке, лепке и аппликации могут наиболее полно отражать предметы и явления окружающей действительности, активно и творчески выражать эмоциональное отношение к ним; способны принимать на себя роли «художников», «мастеров»,
«скульпторов», выбирая самостоятельно деятельность и материалы; в рисовании и лепке с натуры научились передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет; в аппликации и рисунке могут изображать предметы дальше или ближе, передавать особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажей (смешной, добрый, злой), используя различные материалы.
Пути решения:
- Продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.
- В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику.
- В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей.
- Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением.
- Принимать участие в конкурсах и выставках.
- Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско -
родительского творчества.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Результаты:
Начало года:
Сформирован – 36% (9) воспитанников
В стадии формирования – 49% (13) воспитанников
Не сформирован –15% (4) воспитанника
Конец года:
Сформирован – 68% (18) воспитанников.
В стадии формирования – 26% (7) воспитанников
Не сформирован – 6% (1) воспитанник
Воспитанники сознательно относятся к собственному здоровью, знают, как доступными способами его укреплять, они освоили технику выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдают правила в подвижных играх и контролируют их выполнение, самостоятельно проводят подвижные игры, умеют достигать результата при выполнении физических упражнений, стали увереннее ориентироваться в пространстве, воспринимают показ, как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивают движения сверстников и замечают их ошибки. У детей улучшились показатели развития двигательных качеств и способностей: ловкости, общей выносливости, быстроты, гибкости, силы, сформировалась потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни. Дети научились ценить бодрое самочувствие и хорошее настроение, сознательно относятся к соблюдению режима дня. Умеют самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами.
Пути решения:
-Чаще проводить индивидуальную работу.
-Продолжать создавать развивающую предметно - пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ.
-Уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание).
-Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании.
-Проводить совместные спортивные детско- родительские мероприятия.
Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам образовательных областей, не сформированный уровень усвоения программы детьми отсутствует, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Сравнительный анализ выполнения программы группах «Радуга» и «Непоседы» за 4учебных года
Сравнительный анализ результатов за четыре учебных года показывает рост уровня знаний детей и стабильность показателей по основным линиям развития детей в группах «Радуга» и «Непоседы».
Программный материал по образовательной области «Физическое развитие» воспитанниками. хорошо освоен. Приобретён опыт в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Анализ по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показал, что материал освоен дошкольниками в основном на высоком уровне. На протяжении всего периода велась работа по усвоению норм иценностей, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо, основ безопасного поведения в быту, в природе.
Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие», показал, что проделана большая работа по развитию интересов, любознательности и познавательной мотивации у детей; сформировались познавательные действия, развитие воображения и творческой активности; воспитанники смогли формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, движении покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы. Уделялось внимание ознакомлению с окружающим миром (комнатные растения, качество и свойства предметов и сезонным изменениям), с предметами и социальным миром, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве и времени).
Анализ освоения детьми программного материала образовательной области «Речевое развитие» показал, что почти все воспитанники владеют речью как средством общения и культуры, они сопровождают речью игровые и бытовые действия. Обогащен и пополнен активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; на протяжении всего периода воспитанники знакомились с книжной культурой, детской литературой.
Программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» освоен на высоком уровне. У воспитанников развивалось становление эстетического отношения к окружающем умиру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Подводя итоги усвоения детьми Образовательной программы за четыре учебных года (2019 г.-2023 г.), можно утвердительно сказать, что в группе на достаточно высоком уровне обеспечивается реализация Образовательной программы Учреждения. В группах «Радуга» и «Непоседы»в работе с детьми использовался весь спектр методов и приемов воспитания и обучения, направленных на повышение уровня общего развития детей и улучшение их подготовки к школе, но, безусловно, одной из актуальных проблем остается индивидуализация образовательного процесса.
Таким образом, сравнительный анализ мониторинга за 4 учебных года показал положительную динамику освоения детьми в группах «Радуга» и «Непоседы» Образовательной программы Учреждения по всем образовательным областям. Добиться данных результатов удалось благодаря созданию условий для каждого ребенка на основе учета его возможностей и индивидуальных потребностей, обогащения РППС, применения деятельностного подхода, использования современных технологий и методов развивающего обучения.
Воспитатель группы: Пруткая И.А