"Умейте ценить настоящее"
Цель: Развитие самосознания и способностей к самоанализу для предупреждения возникновения острых внутриличностных кризисов у подростков, формирование и принятие позитивных жизненных целей.
Оборудование: листы бумаги, ручки, цветные карандаши, шаблоны для упражнения «Коллаж герба», музыка для релаксации, видео «Суицид не выход».
Категория слушателей: несовершеннолетние подросткового возраста.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия «Умей ценить настоящее», на котором мы попытаемся обратиться к своим чувствам, проанализируем свое отношение к ценностям жизни.
Чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно, давайте договоримся с вами соблюдать следующие правила (можно записать на доске или ватмане):
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга и не давать оценочных суждений
4. Активно участвовать во всех упражнениях.
5. Правило «стоп» - если что-то пошло не так, ведущий поднимает вверх правую руку и говорит: «Стоп».
2. Разминка «Восковая свеча».
Работа в кругу. Каждый участник по очереди с закрытыми глазами падает в кругу на ладони остальных участников группы, которые передают падающего друг другу. При этом производится проверка доверия, эмпатии и эмоциональной близости.
3. Упражнение «Ценить настоящее»
Педагог-психолог: Каждому из нас природа подарила бесценный дар - жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущения от полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что- то нам подарили или чего-то нас лишили.
Заложило нос при насморке - почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога - оценили чудесную возможность двигаться. Часто оказываясь в какой - то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить, не хочется.
Сейчас я прошу Вас, по середине листа нарисовать круг и написать в нем фразу « жить не хочется».
Назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой. (Подростки называют слова: горе, обида, злость, смерть и т. д.)
А теперь попробуйте представить разные причины, когда человеку не хочется жить. Случай, когда у Вас, может быть, было на душе плохо, а может быть, обидно, горько. Запишите ситуации и обведите их, придайте им форму, например облака.
Кто хочет прочитать свои ситуации? ( Идет обсуждение)
4. Стихотворение «У каждого из нас есть точка срыва»
Педагог - психолог: Прислушайтесь внимательно к таким строчкам:
У каждого из нас есть точка срыва,
Когда становится на сердце тяжело,
Когда нам кажется, что падаем с обрыва,
И жизнь становится, как черное пятно…
У каждого из нас есть луч надежды,
И кто-то очень близкий и родной
Не даст тебе упасть в пучину бездны,
И скажет: «Ты не бойся, я с тобой!»
К нам в гости часто заходит грусть,
Проблемы рядом, проблемы всюду.
И что-то давит нам вечно грудь…
И очень хочется верить в чудо.
И очень хочется - то тепло;
И очень хочется - ту поддержку,
Что прогоняет с пути все зло;
Дает на счастье еще надежду.
Дает нам веру идти вперед,
Когда нам больно, когда нам страшно.
Нам очень нужен тот, кто поймет!
Кто будет рядом! Нам это важно.
Педагог-психолог: Действительно, в период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг сыграет роль воздушного шара. Эту же роль друг выполнит, если сведёт тебя с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.
5. Просмотр видеоролика «Суицид не выход!»
Ребята! Предлагаю Вашему вниманию небольшой видеоролик, который призван привлечь внимание общественности к такой проблеме, как детский суицид.
6.Обсуждение
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, каков смысл истории, и как она относится к проблеме и тематике занятия?
— Какие чувства вы испытывали, когда смотрели видеоролик?
— Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать?
— Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели?
— Какой вывод Вы сделали для себя после просмотра видеоролика?
7. Упражнение «Ценность человеческого существа»
Педагог-психолог: Все люди обладают теми или иными способностями, привлекательными качествами, талантами, то есть ценностью. Но иногда человек как бы ни видит их, потому, что между ним и его ценностью находится стена отрицания себя, нелюбви к себе.
Согласно словарю, ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Следовательно, ценность человеческого существа — это важность, значимость, полезность каждого человека.
И она безусловна, она появляется у человека по факту его рождения.
Но, несмотря на это, каждый человек сам определяет свою ценность, которая называется самооценка. Кто-то определяет самооценку самостоятельно, опираясь на представление о своих внешних данных и внутренних способностях. Таких людей часто называют сильными.
А кто-то очень зависим от мнения окружающих, тогда любое слово может сильно повлиять на самооценку. Этот человек всегда ждет одобрения со стороны окружающих, иначе он не чувствует уверенности в себе, «правильности» своих мыслей или поступков.
Как вы думаете, как научиться по-настоящему ценить, а, следовательно, любить себя?
Участники отвечают на вопрос, приводят примеры из своей жизни. После обсуждения каждый участник получает лист формата А4, фломастеры. На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя. Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони.
Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его лист.
Рефлексия упражнения
Участники рассказывают о своих чувствах после выполнения упражнения, о том, какие «ценности» они раньше в себе не замечали.
8. Релаксационное упражнение «Место мечтаний».
Педагог-психолог: Представьте себе, что вы медленно идете через красивую местность. Вы видите тропинку, ведущую в гору. Вы продолжаете медленно идти. Теперь вы уже долго в пути. И вот вы пришли. Вы высоко в горах, на лугу. Вокруг – тишина, покой, вы вдыхаете чистый горный воздух и чувствуете себя превосходно. Но вы чувствуете, что устали от долгого пути. Вы устали, Ваши руки, ноги и тело отяжелели. Вы ложитесь на траву нагретую солнцем и отдыхаете. Вы осматриваетесь вокруг и видите траву, яркие цветы, слышите жужжание пчел, перелетающих от цветка к цветку… Вы ощущаете под собой траву, чувствуете тишину и покой на этом лугу. Вы слышите приглушенный звон колокола деревенской церкви, а может быть это плещется горный ручей, звеня как колокольчик.
9. Упражнение «Коллаж герба»
Педагог-психолог: «Далее я предлагаю вам выполнить упражнение «Коллаж герба». Для этого вы получите листы с основой герба. Но, в начале я хочу напомнить вам, ребята, что с XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служил щит. И не зря: щит – это защита, помощник в трудную минуту.
Сегодня каждый из вас сделает для себя герб. Полученные вами основы герба разделены на пять частей:
·В первой вам нужно изобразить то, что вы умеете делать лучше всего;
·Во второй – место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно;
·В третьей – самое большое свое достижение;
·В четвертой – трех человек, которым вы можете доверять;
·В пятой –напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.
Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.
Время работы
Ребятам дается время на создание собственного герба. По желанию несовершеннолетние рассказывают о том, что у них получилось, начинается обсуждение.
Педагог-психолог: Каждому из вас нужно помнить, что герб, который вы изготовили, поможет вам:
·Когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми вам нравится заниматься;
·Когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;
·Стать более уверенным, вспомнив свои достижения и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;
·Отдохнуть и успокоиться, мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо;
·Вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе, для поддержания духа, в минуты, когда вам горько, обидно, страшно или тревожно.
10. Ритуал прощания.
Педагог-психолог: Ребята, давайте, образуем круг, протянем ладони вперед и скажем: До свидания.