"Наши страхи"

Оксана Александровна Федяева

Цель: снятие избытка возбуждения и торможения, связанных с чувством cтpaxa, актуализация образов страха, обучение способам преодоления реальных страхов, конструктивному взаимодействию со страхом, развитие чувства юмора, совершенствование творческих способностей.

Оборудование: компьютер, видео этюда «Поход в страшный лес», музыка «Звук дождя», листы бумаги, цветные карандаши, релаксационная музыка, конфеты «Антистрах».

Категория слушателей: несовершеннолетние младшего школьного возраста.

 

Ход занятия

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Прежде, чем мы начнем нашу беседу, мне бы хотелось выполнить с вами одно интересное упражнение

  1. Упражнение – активатор «Дождь»

Участники встают в круг. Звучит музыка «Звук дождя»

Педагог-психолог: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

2.Задание «Наши правила».

Цель: упорядочить работу в группе, формирование навыков соблюдения установленных правил, активизация участников группы.

Педагог-психолог предлагает ребятам вспомнить «Наши правила» работы на занятии.

3. Введение в новую тему.

Педагог-психолог: Ребята, давайте попробуем вместе с вами перечислить, чего боятся дети. Темноты, прививок, остаться дома одному. Если я что-то забыла, продолжи ты. (Дети по очереди дополняют «список» страхов).

Педагог-психолог: Для того, чтобы победить страхи, нам необходимо отправиться в туда, где они живут.

- Как вы думаете, где живут все страшилки? (ответы)

- Итак, мы отправляемся в страшный лес с чудовищами, нам нужно приготовиться к долгому походу по лесу, полному неведомых страшилищ. Что возьмем в поход?

4 Этюд «Поход в страшный лес»

Психолог показывает, как делать, все повторяют

Одеваем резиновые сапоги, непромокаемый плащ. Возьмем еду, конфет, рюкзак, на всякий случай парашют, что еще? (подсказки детей).

(Музыка леса). Отправляемся в далекий путь. Идем по тропе, высоко поднимая ноги, помогаем руками, маршируем. Кажется, пришли, что-то как-то жутко стало. Встали, оглядываемся головой вправо-влево, вниз-вверх. Нет никого, пожимаем плечами. Идем дальше, впереди болото (звуки болота, квакают лягушки), идем друг за другом, высоко поднимаем ноги, как цапли, как можно выше, перепрыгиваем с кочки на кочку двумя ногами. Посмотрите, мы вышли на большую поляну.

(Фонограмма «громкие шаги») Смотрите, чудище вышло, какое оно, расскажите (дети перечисляют). Ну, сейчас мы его одолеем. Как мы напугались, покажите: глаза большие, рот открыт, руки к голове прижаты. Попробуйте улыбнуться, через силу, а потом посмеяться, посмотрите на себя в зеркало, и громко хохочите, как получится. Отлично. Посмотрите, а наше чудище стало совсем маленькое, его можно взять на руки и погладить (гладим воображаемое чудище). Пусть бежит к себе домой, мы его больше не боимся.

- Итак, чтобы победить страшилку нам нужно… (ответы детей) Верно, улыбнуться, посмеяться, вспомнить что-то смешное.

- Идем дальше. А перед нами колючий, густой лес. Вперед: проползаем под корягами, перелезаем через деревья, раздвигаем кусты, колючие ветки.

- Перед нами высокая гора, посмотрите, как высоко.

- Из пещеры выходит чудище еще страшнее. Оно начинает всех обижать, кричать, обзываться, дразнить, топать ногами. Когда нас обижают, что мы делаем? (ответы). Сначала расстраиваемся, покажите, как мы расстраиваемся, а потом злимся, покажите.

- Но победим мы это чудище совсем другим способом. Мы ему скажем, что он на самом деле добрый и красивый, просто заколдованный, обнимем и подарим конфету. Давайте, я понарошку побуду чудовищем, и вы меня по очереди расколдуете. (Пробуют). Молодцы. Чудовище расплакалось, стало сразу очень грустным и совсем нестрашным. А мы отправляемся дальше. Осталось совсем немного.

- Дальше, ребята, мы поднимаемся в воображаемую гору, идем по узкой тропе, привязавшись друг к другу воображаемой веревкой, идем очень близко друг к другу, шаг в шаг. Ведущий, командует: «право-лево». На самом верху встречают еще одно чудище, самое страшное.

- Ребята, оно нас не хочет пускать на вершину, победим мы его вот как:

- Нам нужно всем вместе запеть, если хоть кто-нибудь замолчит, ничего не получится (фонограмма «Если с другом вышел в путь»). Беремся за руки и идем большим дружным кругом.

- Ребята, наше чудище расстроилось и убежало. Если у нас с вами много друзей, можно ничего не бояться!

- Итак, возвращаемся домой. Все вместе прыгаем с горы на парашютах. Прыгаем и дергаем кольцо. Полетели (звучит фонограмма «ветер»). Снимаем с себя сапоги, плащ, все убираем в рюкзак и присаживаемся.

5 Упражнение «Рисуем свои страхи»

Педагог-психолог: А теперь, ребята, возьмите УЖАСНО белый лист бумаги, ЖУТКО много цветных карандашей, и СМЕЛО приступайте рисовать свой страх. Вы нарисуйте свой стpax, а я буду читать вам стихотворение:

Вот как мы взялись за дело,

Страх берет, а в комнате

Уж совсем, совсем стемнело.

Я рисую, я держусь

Из последней мочи.

Свет зажег бы, да боюсь

Чудовище прискочит!

Расскажите, ребята, о своих страхах, кто что нарисовал? (Дети комментируют рисунки).

Далее работа может строиться по-разному. Можно предложить нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее, а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя. Можно предложить назвать рисунок по-другому, например, «Чего я уже не боюсь». Можно поиграть в «Превращалки», «Жалелки» и т. п.

6 Упражнение «Рисуем картинки в уме»

Под спокойную музыку педагог-психолог тихим голосом медленно говорит:

Педагог-психолог: «Сядьте удобно, плечи опущены, руки свободно лежат на коленях, голова чуть наклонена вниз. Дышите ровно и свободно. Представьте, что вы справились с трудной ситуацией. Вы испытали гордость. Вам приятно, и вы говорите себе: «Я справился». Вам приятно ощущать себя сильнее ситуации. Вы мысленно говорите: «Я умею владеть собой». От этих слов силы наполняют вас еще больше, и ваши плечи выпрямляются, голова гордо поднимается, вы словно растете. Откройте глаза и скажите три раза: «Я умею владеть собой».

Педагог-психолог: Давайте вспомним, как можно победить страхи

  • «Когда очень страшно, нужно вспомнить, что-то смешное, и через силу улыбнуться, засмеяться, захохотать»). (Ответы детей)
  • «Когда нас обижают, нужно напомнить, человеку, что он добрый и хороший, только заколдованный») (Ответы детей)
  • «Петь песни, танцевать и дружить») (Ответы детей)

7. Рефлексия.

Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога.

Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия.

- Какое упражнение вам понравилось?

- Чему мы научились на занятии?        

Педагог-психолог: Ребята, вы огромные молодцы, смогли преодолеть и побороть свои страхи. И за это я вам всем вручаю волшебную таблетку под названием «Антистрах» (конфета), которая закрепит ваши успехи.

8. Прощание.

Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».