Взаимодействие с родителями
Программа работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.51 КБ |
![]() | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями
«Родители, дети, школа»
Возраст учащихся:16-18лет
Срок реализации : 2016-2017
Автор –составитель:
Андрийченко И.В. учитель биологии, классный руководитель
Когалым, 2016
Пояснительная записка
- Актуальность.
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.
Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Существует ряд проблем:
- Как найти подход каждой семье и оказать необходимую помощь?
- Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
- Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?
- Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками и соавторами всего учебно-воспитательного процесса в классе, школе вместе с учителями?
- Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов, администрации, поселения?
Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого подхода к работе с различными категориями семей.
2. Общая характеристика программы.
Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.
Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания и образования, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями. Воспитывать – это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В работе с различными категориями семей сложился определенный стиль работы как школы, так и других общественных формирований. Совместно с администрацией, социальной службой школы проводятся различные встречи, консультации, посещение семьи. Вопросы о родителях, не занимающихся воспитанием детей, рассматриваются на всех уровнях (от родительского комитета класса до муниципальных комиссий). Прочно вошли в практику открытые уроки, родительские собрания, совместные педконсилиумы, педсоветы, где решают, и учат, и советуются с родителями как воспитателями. Школьная администрация организовывает выступления специалистов: врачей, психологов, юристов и т.д., учителя проводят лекции, беседы по вопросам воспитания и развития детей, конференции с целью обучения родителей и привлечения их к проблемам школы. Кроме школы этим занимаются учреждения вне школы: библиотеки, средства массовой информации, кружки и секции, система дополнительного образования.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Родители, дети, школа», которая позволяет скоординировать усилия классного руководителя, психолога, родительских организаций.
Участники реализации программы.
В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности.
Цели и задачи программы.
Целью программы является создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.
Задачи:
- установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное
взаимодействие семьи и школы ;
- оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
- привлечение родителей к управлению школой;
- обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по
охране прав детей и семьи в целом;
- организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование
активной педагогической позиции родителей.
Основные направления работы:
- создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
- изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного опыта, состояния здоровья каждого учащегося;
- изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Основные направления реализации программы:
- выявление различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
- оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
- изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
- участие в родительских конференциях, собраниях.
- организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
- обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
- групповые и индивидуальные консультации.
Ожидаемые результаты.
- Укрепление связи с семьёй;
- Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
- Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год.
Формы работы с родителями:
Коллективные :
- родительские собрания;
- круглые столы;
- лектории;
Групповые:
- работа с родительским комитетом;
- тренинги;
Индивидуальные:
- беседы;
- консультации;
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 6»)
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2018 г.,№359 |
ПРОГРАММА
работы с родителями (законными представителями) обучающихся
«СОДРУЖЕСТВО »
Автор – составитель: Андрийченко И.В. учитель биологии |
Реализация программы: 2 года
г. Когалым, 2018г.
Программа «Содружество»
работы с родителями (законными представителями) обучающихся
Учитель биологии: Андрийченко Ирина Васильевна
МАОУ «Средняя школа №6» города Когалыма
Назначение Программы
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности учителя предметника с родителями обучающихся с 10 по 11 класс.
Программа работы с родителями предназначена для:
- повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- содействия родителям (законным представителям) в обучении обучающихся, вовлечения их в образовательный процесс;
- выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию и обучению детей, интеграции усилий семьи и учителя в деятельности по развитию
личности ребенка;
- пропаганды опыта успешного семейного воспитания,
профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Нормативная база для разработки Программы работы с родителями
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Устав МАОУ «Средняя школа №6»
3. Конвенция о правах ребенка.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа ориентирована на 2018-2020 годы.
- этап реализации Программы 2018 учебный год
На данном этапе производиться анализ и изучение изменений в семейных отношениях семей обучающихся и создание условий для участия семей в воспитательном и образовательном процессе.
2 этап – основной 2019-2020 уч. год
Работа с проблемными семьями,сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной и образовательной работы с обучающимися.
1 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованости жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Значительное место в системе работы учителя предметника с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания. Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача учителя предметника сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать и обучать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Не учет этих обстоятельств, приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача учителя предметника – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, учитель предметник не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель:
-создание условий для обучения обучающихся, единого подхода родителей (законных представителей), классного руководителя и учителя предметника, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах;
- повышения педагогической культуры родителей (законных представителей), пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания и обучения ребенка в семье и школе;
- выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и учителя предметника в деятельности по развитию личности ребенка;
-пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей (законных представителей).
III. Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности учителя предметника, родителей (законных представителей) и обучающихся:
-изучение семей слабоуспевающих обучающихся;
-работа с родителями (законными представителями);
-сотрудничество учителя предметника и родителей (законных представителей) в организации экскурсий, предметных недель;
-работа с семьей в системе дополнительного образования;
1.Изучение семей учащихся
Цель:
Предусматриваются:
- изучение семей слабоуспевающих обучающихся;
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей слабоуспевающих обучающихся;
-организация бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
- диагностика «Ребенок глазами родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Родитель глазами ребенка» и др.
2. Работа с родителями
Цель: повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания и обучения ребенка в семье и школе.
Формы работы:
1. Коллективная:
Задачи:
1. координировать работу родителей, детей и родителей (законных представителей) по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса по предмету;
2. инструктировать их по вопросам психологической подготовки и поддержки своих детей в период итоговой аттестации выпускников;
3. стимулировать совместное участие детей и их родителей (законных представителей) в реализации плана.
2. Индивидуальная:
Задачи:
1. организовать психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) слабоуспевающих обучающихся;
2. оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Способы реализации:
- консультации родителей;
- дни «открытых уроков»;
- индивидуальная работа с родителями;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей.
3. Работа с семьей в системе дополнительного образования
Цель: развитие познавательных способностей обучающихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в посещении обучающихся в кружок предметной направленности;
- участие родителей совместно с детьми в школьных мероприятиях.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
- уровень педагогической компетентности родителей;
- уровень вовлеченности в реализацию Программы «Содружество» родителей и учащихся;
- положительная динамика успеваемости обучающихся;
- новые формы сотрудничества семьи и школы.
Мероприятия
по реализации Программы «Содружество» работы с родителями (законными представителями) обучающихся на 2018/2020 учебный год
Одной из важных форм установления контактов учителя предметника, с семьями обучающихся является классное родительское собрание.
Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий учителя предметника и семьи в создании условий для развития физически здоровой личности ребенка.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме. При подготовке информации учителя предметника на родительском собрании следует учитывать ряд важных положений:
- атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в обучении и поведении ребенка.
- интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
- профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе).
-добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
- главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Сентябрь
- Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год».
Предложения к плану. Реклама курсов внеурочной деятельности, кружков естественно-научного направления.
2. Знакомство с родителями (законными представителями) обучающихся.
Ноябрь
1. Предварительные итоги учебы за 1 полугодие.
Декабрь
- День «открытых уроков»
- Итоги учебы по предмету за 1 полугодие.
Февраль, апрель
- Анкетирование родителей «Как помочь ребенку обрести уверенность в себе?»
- Беседа с родителями (законными представителями) слабоуспевающих обучающихся.
Май
1. Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости их детей, подготовке к сдаче ГИА по биологии.
2. Итоги успеваемости по предмету за год, подготовка к сдаче ГИА.
В 2019 - 2020 учебном году продолжила работу по реализации Программы «Содружество».
Проанализировав итоги работы, пришла к выводу, что необходимо скорректировать деятельность. Работу построила по направлениям деятельности:
Основные направления деятельности:
-привлечение родителей, семей к решению проблем слабоуспевающего ребенка;
- оказание помощи родителям (законным представителям) слабоуспевающих обучающихся.
- повышение педагогической культуры родителей.
- проведение совместных мероприятий детей, родителей (законных представителей).
- подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА по предмету.
Привлечение родителей,
семей к решению проблем слабоуспевающих обучающихся
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Ролевая игра «Решаем проблемы вместе» | Игре предшествовал подготовительный этап в ходе которого были проведены исследования, выявившие наиболее актуальные проблемы. На заседании были сформированы 2 совместные группы из детей, родителей. Каждой группе предлагалось решить какую-то проблему. Предложенные варианты выносились на всеобщее обсуждение. | ноябрь 2017 |
«Марафон добрых дел» | - помощь родителей (законных представителей) в организации мероприятий направленных на улучшение успеваемости обучающихся по предмету | 2017-2018 |
2019-2020 |
Проведение совместных мероприятий детей, родителей, учителя предметника
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Акция «Кормушка» | Изготовление кормушек | Зимой, ежегодно |
Трудовые десанты | Уборка территории школы | В течение всего периода |
В мире интересных людей | Организация встреч, экскурсий естественно – научного направления | В течение всего периода |
Здоровый образ жизни | ||
Профилактические беседы | Родители – медики проводят беседы о вреде курения, алкоголя | В течение всего периода |
Конкурс плакатов | Семейный конкурс плакатов «Мы здоровая семья» | Январь 2019 |
Участие родителей в традиционных школьных мероприятиях |
Оказание различной помощи семье
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Психолог – педагогическая помощь | -организация встреч с психологом, психологические тренинги -помощь в разрешении проблемных ситуаций слабоуспевающих обучающихся | В течение всего года |
Профилактика негативного семейного воспитания | - индивидуальные профилактические беседы | В течение всего года |
Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Родительское собрание «Готовимся к сдаче ГИА» | На собрании рассказала о процедуре сдачи ГИА по биологии, дала рекомендации по подготовке к сдаче ГИА | октябрь 2019 года |
Оформление информационного стенда «Сдаем ЕГЭ» | На стенде размещается вся информации об экзаменах: сроки, бланки. Вывешиваются результаты пробных контрольных работ. Советы и рекомендации по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ | в течение года |
Проведение Смотра Знаний учащихся | Родители приглашаются на уроки, занятия элективных курсов, кружка, где учащиеся показывают готовность к сдаче ЕГЭ | Март 2020 года |