Классное руководство
программа воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121 КБ |
![]() | 670.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни нам дарят только жизнь, а другие – добрую жизнь.
Аристотель
Личность – это тот, кто приближается к разгадке своего бытия.
Р. Эмерсон
Воспитание культурного человека – это воспитание не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.
В настоящее время это достаточно не просто, нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Именно поэтому основой всякой воспитательной системы школы становится воспитание нравственности.
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Исходя из определения воспитания, в традиционной педагогике основу любой воспитательной системы как процесса составляет личностный опыт воспитанника, в котором есть свои ценности, умения и способности, социальные навыки и способы поведения. Воспитатель, зная особенности личностного развития учащихся, должен использовать их для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.
Создание условий для личностного развития осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся, как основы их воспитанности;
- Формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- Вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование здорового образа жизни школьника;
- Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- Гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- Совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
- Совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество с школьными службами;
- Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышение активности родительского сообщества: привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении класса и школы;
- Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа – это корни, воспитание – крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого ребенка. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Механизм и реализация проекта.
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания, развития учащихся 5-11 классов.
Программа осуществляется:
- Через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- Через методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- Через систему дополнительного образования;
- Через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- В ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, педагоги-организаторы);
- В ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- Через сотрудничество с детскими общественными организациями;
- Через систему взаимодействия с культурными и образовательными учреждениями города (школы, музеи, библиотеки, КДЦ, КДК);
Методы:
- Научно-исследовательский;
- Метод проектов
- Коммуникативная методика;
- Личностно-ориентированный метод;
- Метод креативного мышления;
- Репродуктивный метод;
- Метод критического мышления;
Формы работы:
- Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
- Тренинги, занятия;
- Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы, представления, выступления, фестивали;
- Дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
- Встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
Приоритетные направления работы
- Интеллектуально-познавательная деятельность «Малая академия наук»
- Спортивно-оздоровительная деятельность «Гармония здоровья»
- Духовно-нравственная деятельность «Свеча надежды»
- Творческо-эстетическая деятельность «Созвучие юных сердец»
- Гражданско-патриотическая деятельность «Колокола времен»
- Работа с семьей «Кладезь семейной мудрости»
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами
Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя с культурными и образовательными учреждениями города
1 направление «Малая академия наук».
Знание – столь драгоценная вещь, что ее не зазорно добывать из любого источника.
АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;
Виды деятельности:
- Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
Содержание интеллектуального воспитания:
- Развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
- Умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
- Формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
- Развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
- Развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
- Формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.
2 направление «Гармония здоровья».
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формирование здорового образа жизни школьников;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Виды деятельности:
- Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
- Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
- Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
- Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
- Организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:
- Совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной системы, нервной системы, пропорций тела человека при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
- Просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
- Формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
- Разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
- Развитие профессионально-значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появления хорошего самочувствия;
- Индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
3 направление «Свеча надежды».
Нравственность – это разум сердца.
Гейне.
Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ.
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
- Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Виды деятельности:
- Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;
Содержание нравственного воспитания:
- Моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
- Этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры
- Патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
- Формирование духовных начал человека, его стремление к познанию себя и своего места на земле;
- Нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
- Развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
- Воспитание чувств личной ответственности за свои поступки и деятельности;
- Формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках;
4 направление «Созвучие юных сердец».
Доброта – это то, что может услышать и увидеть слепой.
Марк Твен.
Душа человека – величайшее чудо мира.
Данте Алигьери.
Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
Виды деятельности:
- Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
- Изучение способности к общению каждого ученика;
- Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- Художественное воспитание;
- Воспитание творческих способностей и потребностей;
Содержание эстетического воспитания:
- Развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
- Развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения4
- Эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры;
- Индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
- Формирование механизма эстетического самообразования;
- Формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;
5 направление «Колокола времен».
Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Радищев А.Н.
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности:
- Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- Сотрудничество с организациями в целях правового просвещения учащихся;
- Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданско-патриотического воспитания:
- Освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- Воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
- Развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
6 направление «Кладезь семейной мудрости».
Будущее нации - в руках матерей.
Оноре де Бальзак
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленное на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик – родитель»;
Виды деятельности:
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы;
Содержание работы:
- Совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;
- Консультрование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;
- Родительское собрание – не собрание для нотации, а встреча единомышленников;
- Работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом для решения возникших вопросов и проблем;
Организация работы с одаренными детьми
Отличительные особенности одаренных детей
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления.
- имеют доминирующую, активную познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда;
Принципы работы с одаренными детьми:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам и т.д.;
- Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимся;
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической, социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга, развивают толерантность, учатся быть добрыми.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
- Добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
- Систематичность в организации;
- Личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
- Создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
- Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- Сочетание игры с опорой на духовные ценности;
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
- Предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
- Педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
- Педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
- Педагог умеет организовать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
- В подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
- Деятельность направлена не на получение наград, а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
- Участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальная развитость | 1. Освоенность образовательной программы. 2. развитость познавательных интересов. 3. Способность к проведению научного поиска. | Анализ текущей и итоговой аттестации Школьный тест умственного развития (ШТУР) 8-9 классы. |
2. Нравственная развитость | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности. 2. Социальная активность учащихся. | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика Петровой С.М. «Пословицы для определения направленности личности». Педагогическое наблюдение. |
3. Коммуникативная развитость | 1. коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | « я в глазах других» (анализ портфолио). Методика Овчаровой Р. В для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение. |
4. развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству. | Тест П. Торранса. Педагогическое наблюдение. |
5. Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2. Сформированность индивидуальности классного коллектива. | Методика А. Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся коллективом. Социометрия. |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей. | Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». Методика Е. Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. |