Ранняя профориентация дошкольников
Авторские разработки по ранней профориентации дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 «Звёздочка»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
для детей старшего дошкольного возраста
«ПРОФЕССИЯ МОДЕЛЬЕР»
п. Буреполом
2024
Паспорт проекта
№ п/п | Структурные компоненты | Исходная информация |
1. | Полное наименование проекта | Профориентационный практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «Профессия модельер» |
2. | ФИО автора | Яровикова Наталья Германовна, воспитатель высшей квалификационной категории |
3. | Дошкольное образовательное учреждение | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Звёздочка» |
4. | Актуальность проекта | Профессия модельер сейчас востребована и актуальна. Модельер в общем понимании этого слова - специалист который занимается созданием одежды. Он может создавать не только одежду, но и обувь, аксессуары, головные уборы. Сложность работы модельера в том, что он должен хорошо разбираться как в технических аспектах производства, так и в актуальных модных трендах. Это очень творческая профессия! Профессия модельер предполагает участие в различных конкурсах, конференциях, и др. |
5. | Цель и задачи проекта | Цель: формировать знания детей о профессии модельер, а также функции, значимость, этапы работы над созданием одежды. Задачи Развивающие: - развивать интерес о профессии модельер одежды. - Развивать память, внимание, наблюдательность, речь детей, образное мышление. - Развивать социальные навыки умение работать в группе, договариваться между собой, учитывать мнение других. Образовательные: - Формировать представление детей о видах профессий и их значимости для человека. - Познакомить с профессией дизайнер - модельер, её направлениями и разнообразной деятельностью. - Способствовать проявлению у воспитанников творческих способностей и познавательного интереса. Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до завершения. - Воспитывать уважительное отношение к профессиям разной направленности. |
6. | Сроки реализации и тип проекта | Февраль - апрель 2024 г. По доминирующему виду деятельности – практико-ориентированный По временной продолжительности – среднесрочный |
7. | Краткое содержание проекта | Проект направлен на расширение и углубление представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых путем знакомства с профессией модельер |
8. | Планируемый результат реализации проекта | Для детей 1. Пополнение знаний детей о профессии модельер. 2. Рассказы детей о профессии. 3. Знания об этой профессии: какими качествами должны обладать люди данной профессий, какую носят одежду люди этой профессии, какие технологии и орудия труда используют? 4. Применять полученные знания с/р играх. Для родителей 1. Повысится педагогическая культура и компетентность родителей в вопросах ранней профориентации детей. Для педагогов 1. Создана и пополняется база дидактических материалов для работы с воспитанниками (конспекты образовательных мероприятий, сценарии досуговых мероприятий, сюжетно-ролевые игры, презентации и пр.) 2. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта. |
9. | Этапы реализации проекта | I этап. Организационный Создание информационного фонда путём сбора и анализа информации; составление плана действий по реализации проекта. II этап. Практический Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста, направленную на желание в будущем иметь профессию модельера. III этап. Обобщающий Обобщение и транслирование опыта проектной деятельности. |
10. | Перечень приложений | 1.Протокол опроса детей старшего дошкольного возраста по методике «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова) 2 Конспект занятия «Профессия «Модельер» 3. Картотека загадок 4. Беседа «Откуда к нам пришла одежда?» 6.Познавательное занятие «Наблюдение за работой кастелянши ДОО» 7. Дидактическая игра «Дом Моды». 8. Консультация для родителей «Ребенок в мире профессий» 9. Фотоприложение |
План действий по реализации проекта
Формы | Образовательно-воспитательные мероприятия |
Образовательные ситуации | «Предметы, украшающие одежду» Составление рассказа из личного опыта: «Как я с мамой ходил (-а) в магазин одежды» |
Беседы и ситуации общения | «Поговорим об одежде», «Откуда к нам пришла одежда», «Модно и современно. Какую одежду мы сейчас носим», «Разные случаи – разная одежда (спортивная, праздничная, повседневная).«Предметы, украшающие одежду» |
Чтение художественной литературы | Братья Гримм «Храбрый портняжка» Н. Носов «Заплатка» К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский «Кем быть?» В. Осеева «Волшебная иголочка» Е. Благинина «Научу одеваться и братца» Энциклопедии на тему Профессии |
Продуктивная деятельность | Рисование по ткани «Волшебный платочек», Лепка «Украсим платье на бал», Конструирование «Головной убор для мамы» Рисование «Создаем журнал мод» Выставка «Платье мечты моей мамы» Конструирование: «Платье для модели» (картон) Аппликация «Украсим платье на бал» |
Познавательная деятельность | Экскурсия в костюмерную детского сада Познавательное занятие «Наблюдение за работой кастелянши ДОО» «Рассматривание и обсуждение альбомов по теме: «Одежда от прошлого да настоящего», «Национальные костюмы народов мира», «Швейные инструменты» и др. Просмотр видеофильма «Профессия швея» Составление рассказа из личного опыта: «Как я с мамой ходил (-а) в магазин одежды» |
РППС | Создание макета «Швейная мастерская «Пуговка»; Изготовление коллекций «Ткани» Изготовление шаблонов одежды – платьев, юбок; брюк Создание ширмы «Ателье Модница» Подбор тканей для игры; Подбор фурнитуры: пуговицы, нитки разного цвета, кнопки, атласные ленты; Создание манекена для кукольной одежды; Подбор и создание дидактических игр. Оформление альбома «Одежда от прошлого до настоящего» Дидактические игры: «Я- модельер!», «Одень куклу», «Подбери узор», «Подбери инструмент» |
Мультмедийная коллекция | Презентация» Кто такой дизайнер одежды» Профессии – Швея и портной. https://www.youtube.com/watch?v=p1sg_KwxDi0 Видеофильм «Швея». https://www.youtube.com/watch?v=E47JNYw7v2I «Мир глазами детей»: профессия швея. https://www.youtube.com/watch?v=Ujtcbh-l6Qw «Ситцевая улица». Мультфильм. https://www.youtube.com/watch?v=x84e8ADXN-c Мультфильм. Инструменты швеи. Швейные инструменты. Мультфильм для дошкольников. https://www.youtube.com/watch?v=ixclY713V_o&t=24s |
Приложение 1
Протокол опроса детей старшего дошкольного возраста
по теме «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова)
№ | Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | Результат | |||||||
ФИ | Ф | М | Ф | М | Ф | М | Ф | М | Ф | М | |||
1 | Беляева Д. | 0 | 3 | 1 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 | 4 | тр | 15 | сф |
2 | Горшкова Д. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | тр | 7 | всф |
3 | Гребнева Д. | 0 | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 4 | 3 | тр | 15 | сф |
4 | Груздев С. | 0 | 4 | 1 | 3 | 0 | 3 | 1 | 3 | 2 | тр | 13 | сф |
5 | Дёмин В. | 0 | 3 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | тр | 9 | всф |
6 | Дерунова М. | 0 | 3 | 1 | 3 | 1 | 4 | 0 | 3 | 2 | тр | 13 | сф |
7 | Евдокимов Ж. | 0 | 3 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 3 | тр | 13 | сф |
8 | Козлов С. | 0 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 3 | тр | 16 | сф |
9 | КудрявцеваД. | 0 | 3 | 1 | 3 | 0 | 3 | 0 | 3 | 1 | тр | 12 | всф |
10 | Кузнецов З. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | тр | 7 | всф |
11 | ЛаэтинВ. | 0 | 3 | 0 | 3 | 1 | 3 | 0 | 2 | 1 | тр | 11 | всф |
12 | Останина К. | 0 | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | тр | 13 | сф |
13 | Паздеров Н. | 0 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 3 | тр | 14 | сф |
14 | Сухарева А. | 0 | 4 | 1 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 | 4 | тр | 16 | сф |
15 | ЭсауловА. | 0 | 3 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 3 | тр | 13 | сф |
16 | Яровикова Д. | 0 | 4 | 1 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 | 4 | тр | 16 | сф |
Февраль: сформировано -0, в стадии формирования- 0, точка роста- 16
Март: сформировано- 11, в стадии формирования - 5, точка роста- 0
Вопросы
- Знания о трудовой деятельности взрослых: Кто работает? В домах мод, в салонах, ателье, на фабриках, специализирующихся на изготовлении одежды, обуви, белья и т.д.
- Знание основных трудовых процессов: Что делает? Модельер- это специалист, который занимается созданием одежды, обуви, аксессуаров и головных уборов.
- Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы: Чем пользуется (какими инструментами)? В своей работе модельер использует: сантиметр, манекен, вешалки, иголки, булавки, ножницы, нитки, швейную машинку, компьютер, ткань, фурнитуру и др.
- Знания о взаимодействии людей разных профессий: Кто кому помогает? Кто работает вместе?
Критерии:
0- ребёнок не может справиться с заданиями, помощь взрослого не принимает;
1- ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
2- ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
3- ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
4- ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Фиксация показателей развития для оценки индивидуального развития детей в рамках педагогического мониторинга выражается в словесной (опосредованной) форме: «0-4» - точка роста «5-12» - находится в стадии формирования; «13-16» - сформирован.
Приложение 2
Конспект занятия на тему: «Профессия «Модельер»
Цель занятия: формирование представлений о профессии «модельер».
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с профессией модельера, с материалами и инструментами, используемыми в данной профессии.
Развивающие:
1. Развивать умение вырезать из бумаги орнамент из геометрических фигур.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус и аккуратность.
2. Воспитывать умение сотрудничать во время совместных действий, работать согласованно, помогая другу.
Словарная работа:
обогащение словаря: модельер, шаблон платья, шаблон рукава, модель.
Оборудование:
технические средства обучения: проектор, ноутбук.
раздаточный материал: ножницы, трафареты одежды, различный материал для декорирования, куклы-модели
Предварительная работа: рассматривание журналов мод, беседы о создании одежды
Ход занятия
Приветствие.
- Доброе утро всем! Я очень рада вас видеть!
1 слайд Мотивация (видео)
- Ребята, я хочу познакомить вас с моей знакомой. Ее зовут Ева. Приглашаю вас к экрану. Встаньте, так чтобы вам было удобно и было видно экран.
- Посмотрите видео, и скажите, о чем думает Ева? (смотрят, отвечают на вопрос)
- Какие профессии назвала Ева?
- А кем решила стать?
-А вы знаете, кто такой модельер? (ответы детей).
Хотите узнать о нем подробнее? Давайте присядем на стульчики чтобы нам было удобно и видно.
(презентация, беседа с детьми)
2 слайд
Модельер - это изобретатель одежды. Он придумывает новые модели, предлагает детали для нее, украшения и художественные дополнения, которых не было раньше.
3слайд
Чтобы создавать модели модельер должен уметь фантазировать и знать что такое красиво.
4 слайд
Как же работает модельер?
Сначала он придумывает образ модели. Затем на бумаге или экране компьютера рождается эскиз.
Ребята, с помощью чего модельер выполняет эскиз, как вы думаете? (что использует модельер в работе?) (ответы детей: краски, карандаши, фломастеры, цветная бумага). Правильно, замечательно, великолепно.
5 слайд
Модельер не только рисует эскиз, но и подбирает цвет и ткань.
После этого он разрабатывает дополнения, которые украсят одежду и сделают ее неповторимой.
- Ребята, чем можно украсить одежду? (Ответы детей) Отлично, интересный ответ. (броши, пуговицы, молнии, цветочки, ленты, банты)
- Все это помогает сделать образ человека особенным.
- Давайте познакомимся с известными российскими модельерами.
6 слайд
Вячеслав Зайцев - модельер, имя которого известно во всем мире. Все его коллекции можно назвать уникальными. Перед вами коллекция в русском стиле. Для этой коллекции он использовал яркие цвета - красный, зеленый, синий, оранжевый, элементы русского стиля в одежде – это вышитые ткани, роспись, тонкое кружево, сложные набивные рисунки.
- Какое настроение вызывает эта коллекция? (ответы детей)
7 слайд
Валентин Юдашкин – еще один известный российский модельер. На экране представлена коллекция, которая называется «Зимняя сказка».
- Посмотрите на модели одежды и подумайте, почему он ее так назвал? (ответы детей)
Так Валентин Юдашкин показал свою любовь к этому необыкновенно красивому времени года. Снежинки будто кружились в воздухе, упали на пальто, платья и не растаяли.
-Ребята, вам понравились коллекции модельеров?
-Что вам понравилось в моделях?
Вывод: Чтобы создать такие модели нужно быть очень творческим человеком.
- А хотите ли вы попробовать себя в роли модельера и поучаствовать в создании красивой одежды?
В мастерскую модельеров предлагаю поступить и вот эти чудо-броши поскорее прикрепить! (прикрепляет эмблемы-броши).
Теперь мы стали юными модельерами и готовы создавать новые модели одежды.
Сначала нам нужно посмотреть, какие предметы нужны модельеру в работе. Я вам загадаю загадки, а отгадки - картинки с их изображением - вы найдете в моей шкатулке.
1. Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это?.. (Карандаш)
2. Два кольца, два конца,
А посередине гвоздик (ножницы)
3. Есть он жидкий, есть он твердый,
Есть горячий и холодный.
Белый есть и есть прозрачный, отгадаешь однозначно,
Если расскажу, что он все соединит кругом. (клей)
4. Застрочит, как пулемёт,
Платье новое сошьёт. (Швейная машинка)
5. Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов...(Цветной бумаги)
- Все картинки-отгадки размещены на мольберте.
- Ребята, как вы думаете все ли предметы нужны модельеру?
- Вы отлично справились с заданием, а сейчас предлагаю сделать разминку.
Физминутка
Мастера пустили в дело (Шагают на месте)
Иглы, ножницы, утюг («Шьют», «режут», «утюжат».)
За шитье взялись умело («Шьют).
Много быстрых, ловких рук (Перекрестные движения рука ми перед собой).
Получайте свой заказ (Предлагают заказ).
Все готовы, в самый раз (Движение руками от головы до ног).
- Добро пожаловать в нашу мастерскую, где мы будем создавать модели одежды! (Приглашает детей за столы).
- Наши заказчицы - куклы-модели уже ждут нас. Нам нужно сделать для них необычайно красивые модели и украсить ажурным узором. Изготавливать мы их будем с помощью трафаретов бумажных платьев.
Показ: демонстрирует порядок действий, этапы работы
- Для этого нам нужно взять шаблон платья, низ согнуть пополам и с помощью ножниц вырезать узор. Нам помогут геометрические фигуры (круг, …) Какие фигуры вы знаете?
- Чтобы получить круг нам нужно вырезать …. (дети заканчивают фразу полукруг) (показать, согнуть круг).
- Можно вырезать квадрат из согнутого листа и получится прямоугольник. Кому трудно вырезать сразу, можно сначала нарисовать узор карандашом.
- Таким образом, мы делаем шаблон низа платья и низа рукавов. Ребята, вы можете украсить узором или низ платья.
(Дети вырезают, кто затрудняется может нарисовать узор карандашом.)
(Поговорить о взаимопомощи)
- Ребята, покажите, что у вас получилось. Какие замечательные и красивые ажурные узоры, появились на платьях! Я думаю наши куклы модели останутся довольны. И наша знакомая Ева посмотрит на вас и станет замечательным дизайнером.
- Самое время примерить платья куклам. Приклеиваем платья на кукол-моделей.
- Можно украсить платье для того, чтобы оно стало неповторимым и уникальным. Это могут быть бусины, пуговицы, пряжки, молнии, аппликации, съёмные цветы, воротнички, банты, оборки. Украсьте ваши модели, чтобы они получились еще интереснее (дети оформляют платья декоративными элементами). Ребята кто уже сделал платье, пожалуйста проверьте все ли лежит у вас на столах на своем месте, ножницы и карандаши нужно поставить в стакан, лишнюю бумагу убрать в корзинку, а клей закрыть. Пока дети вырезают узоры на платьях(с помощью двух красных лент создаю подиум). - Итак, наши куклы-модели готовы! Для наших кукол моделей готов подиум, сейчас я вам покажу как нужно пройтись со своей куклой посмотреть на лево и на право, показать свое прекрасное платье всем, а потом прикрепить куклу на мольберт при помощи магнита. Приглашаю всех на показ мод! (Педагог объясняет показ мод)
- Показ модной одежды объявляется открытым! Усаживайтесь поудобнее! Мы начинаем!
Под музыку идет демонстрация детьми своих кукол (воспитатель называет имя юного модельера). Дети размещают кукол на мольберте.
- Ребята, посмотрите, какую замечательную коллекцию одежды сегодня создали вы- юные модельеры. (поаплодируем себе!!!!!!!) как вы думаете как мы можем ее назвать?
Вот мы с вами и познакомились с очень интересной профессией модельер и даже сами изготовили коллекцию очень красивых платье. Теперь девочка Ева знает кто такой модельер и может сама создавать коллекцию одежды. Я предлагаю вам взять ваших кукол моделей и отправиться с ними в группу и продолжить создание коллекции одежды для кукол. Спасибо вам ребята, мне очень понравилось с вами заниматься.
Заключительная часть
- Ребята, вам понравилось быть модельерами?
Что вам помогло создать такую красивую и необычную одежду?
Я дарю вам этих кукол-моделей, чтобы вы могли самостоятельно сделать для них новые наряды и придумать название вашей коллекции. Благодарю вас за работу!
Приложение 3
Картотека загадок
Задачи:
- закреплять знания о швейных принадлежностях;
- развивать логическое мышление, память, внимание, объяснительную речь;
- формировать познавательный интерес.
Ныряла, ныряла
Да хвост потеряла. (Иголка.)
Конь стальной,
Хвост льняной.
(Иголка с ниткой.)
Шагает мастерица
По шёлку да по ситцу
Как мал ее шажок!
Зовется он — ... (стежок)
Никак не согласится
Она лежать без толку
Кто знает мастерицу, Усердную ... (иголку).
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает,
(Иголка.)
Пройдусь слегка горячим я —
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести па брюках стрелки.
(Утюг.)
У меня подошва есть,
Только я вам не нога.
Я пыхтеть умею паром
Но совсем не чайник я,
С электричеством дружу,
И в хозяйстве помогу.
(Утюг.)
На змею похожа я или поясок,
В руки поскорей меня
Ты возьми, дружок.
Помогу тебя обмерить
Я со всех сторон.
Можешь ты сполна доверии.
Мне любой фасон.
(Сантиметр.)
Сверху вниз, сверху вниз!
Боком, спинкой повернись!
Много дела, но зато
Будет чистое пальто.
(Щетка.)
Ощетинилась как еж,
Только не колюсь совсем.
Чистить ткани и одежду
Помогу портнихам всем.
(Щетка.)
По названию похожа с той,
Что на небе сверкает.
Я ж в одежде для удобства
Тихо, мирно проживаю.
Вниз и вверх идет дорожка. Кто я?
Отгадать несложно.
(«Молния».)
Я за петельку цепляюсь так, Что расцепить нельзя.
Очень прочный, из металла,
Вас не подведу, друзья.
Крепко держит ремешок
Металлический ...
(крючок.)
Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит.
(Наперсток.)
Пальчик сунь скорей в меня,
Не боюсь уколов я.
Медный мой сюртук бывалый,
Хоть в нем дырочек немало.
(Наперсток.)
Я на пальцы надеваюсь,
Режу я, а не кусаюсь.
Ровно ты меня держи,
Прямо режь по линии.
(Ножницы.)
Два кольца есть у меня,
Только это не очки.
Две ноги острей ножа.
Крепче ты меня держи.
(Ножницы.)
Могу я ровно шов прошить
И обработать край.
Могу я петельки прошить
И даже пуговку пришить.
Могу я даже вышивать,
Любой рисунок выбивать.
(Швейная машина.)
Я похожа па иголку,
Ведь она моя сестра.
Приложение 4
Беседа с детьми «Откуда к нам пришла одежда?»
Цель: Познакомить детей с историей одежды. Систематизировать знания детей о назначении разных видов одежды. Познакомить со способами ее производства. Способствовать развитию познавательных способностей. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Материал: различные картинки с предметами одежды (выставляется на наборное полотно в процессе беседы).
Ход беседы
- Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К. И. Чуковского «Мойдодыр».
- Что случилось с героем этой сказки? Правильно, от него убежала вся одежда, игрушки и мебель.
- А вы помните, почему это произошло? Да. Мальчик Коля не ухаживал за своими вещами, не стирал, не чистил их.
Как вы думаете. Достойна ли одежда уважительного к себе отношения? (Ответы детей).
А вы знаете, когда появилась одежда на земле и как она выглядела?
(Ответы детей)
Что бы защитить свое тело от холода и дождя, древний человек покрывал его шкурами животных, листьями растений. Позже человек начал обертывать свое тело специально вытканным куском ткани, прямоугольной или овальной формы. Он укреплялся на фигуре при помощи булавок. Такая одежда уже не только защищала, но и украшала человека. Вскоре человек научился изготавливать одежду из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами, а позже одежду стали кроить по форме фигуры человека. Портные научились делать одежду с рукавами, воротниками, карманами. Разделили одежду на лиф и юбку, так появился новый вид женского костюма, в котором еще больше подчеркивалась фигура человека. Сейчас художники-модельеры придумывают одежду, в которой удобно ходить на работу, в походы, на праздник, заниматься спортом, в разное время года и в разную погоду. (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций одежды в различные исторические периоды)
-А удобна была ли одежда из шкуры животного? Почему? (плохо держится, намокает, долго сохнет)
- Позавидовал бы нам первобытный человек? Ведь сколько сейчас одежды на любой вкус! (Это платья, майки, рубашки, шорты, брюки, кофты…ответы детей)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д. воспитатель раздает картинки с изображением одежды из листьев, из шкур животных, из ткани. (Дети работают группами по 4 человека.)
А вы знаете, как называется профессия человека, который кроит одежду (Портной)
- А кто нам шьет одежду? (Швея)
- Из чего шьют одежду? (Ткань)
-Ребята, кто из вас знает, с помощью каких инструментов делают одежду?
- с помощью нитки,
- с помощью иголки,
- ножниц,
- пуговиц и украшений.
Физминутка.
А сейчас мы с вами встанем в круг и представим, что мы шьём платье. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.
Воспитатель и дети образуют круг и идут, произнося:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг, стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Воспитатель показывает действия (вдеваем нитку в иголку, режем ножницами, шьём, пришиваем пуговицу., а дети повторяют и называют его действие.
- Вот молодцы, ребята! Красивое платье мы с вами сшили.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель. - Я вам раздам карточки с изображением четырех предметов, три из которых- это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.
Воспитатель раздает карточки
- ножницы, нитки, молоток, пуговица.
- иголка, ножницы, стул, нитки.
- пуговица, нитки, стол, иголка.
- нитка, иголка, шкаф, ножницы.
Итог: что интересного вы узнали сегодня о одежде? Из чего была сделана самая первая одежда? Могут ли люди обходиться без одежды?
Приложение 5
Беседа «Модно и современно. Какую одежду мы сейчас носим»
Цель: Обогащение знаний детей об одежде.
1. Дать представление о современном стиле в одежде, а также об элементах костюма.
2. Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.
3. Расширять кругозор; развивать личностное самообразование.
4.Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к одежде. Формировать навыки опрятности и аккуратности.
5. Развивать и активизировать речь детей.
Предварительная работа:
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Лён». Составление коллекции тканей из льна и хлопка.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, сюжетные картинки с изображением детей (или сказочных персонажей) в разных по назначению видах одежды (праздничный наряд, школьный или парадный костюм и т. д.), скатерть на стол, образцы тканей, поднос на каждого ребёнка.
Ход занятия
1. Орг. момент «Волшебный клубочек».
Дети сидят на стульях. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит, ласково называет рядом сидящего ребенка по имени и приветствует его.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.
2. Создание мотивации к занятию.
Воспитатель читает отрывок из произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (начало).
– Что надевал на себя человек рассеянный? (Дети перечисляют.)
– Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Одежда.)
-Все верно- это одежда .И сегодня мы с вами о ней поговорим. А точнее о современном костюме из чего он состоит и почему так называется. В каждой стране у каждого народа костюм с древнейших времён до наших дней постоянно менялся. Например: раньше в Древней Руси носили рубахи, кафтаны, сарафаны.
В XVIII веке из Франции к нам пришел стиль рококо. Его часто называют «галант¬ным стилем». Немного вычурный, имеет театральные черты. Пышные юбки, парики, пудра, румяна становятся обязательными при-надлежностями мужского и женского костюма.
Посмотрите, перед вами современный костюм. Он отличается от других костюмов? Чем? Для современного человека естественно следить за своим внешним видом, чтобы не только выглядеть красиво, но и самому чувствовать себя комфортно и удобно.
В современный костюм мужчины входят:
1) Рубашка
2) Галстук
3) Галстуки-бабочки приняты лишь в официальных случаях.
4) Пиджак всегда должен быть застегнут (нижнюю пуговицу пиджака не застегивают).
5) Обувь темно-коричневого и черного цветов, практичная и ходовая.
6) Цвет носков в любом случае должен быть темнее, чем цвет костюма.
7) Брюки.
Существует одежда для торжественного случая: фрак и смокинг.
Фрак -мужской вечерний парадный костюм, род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.
Смокинг черный, сильно открытый на груди пиджак с длинными, обшитыми шелком лацканами. Он может быть однобортный или двубортный.
Современная одежда женщины это:
1) Платье, и дополнения к нему должны быть в одной цветовой гамме.
2) Колготки, идти без которых на какое-либо торжественное мероприятие неприлично, даже в самую жаркую погоду.
3) Модная сумочка. Кроме того, дамскую сумочку рекомендуют надевать на руку, а не размахивать ею, держа в руке.
4) Халат и пижама - нужны для того, чтобы утром и вечером отправиться спать и в ванную.
5) Туфли, сапоги, босоножки. Домашняя обувь должна быть чистой и нестоптанной. Приглашенных гостей хозяева никогда не принимают в домашних тапочках.
6) Женские брюки, юбки.
7) Кардиган— вязаный шерстяной жакет (кофта) по фигуре без воротника, на пуговицах, с глубоким вырезом.
Воспитатель: Ребята, что же такое «костюм»? (варианты детей)
Под термином «костюм» понимается набор элементов одежды и аксессуаров (сумки, украшения, платки), который несет информацию об образе отдельного человека или группы людей.
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти,
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко,
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Оказывается, об одежде есть пословицы:
«Уменье одеваться более важно, нежели уменье входить в комнату или уменье кланяться. Ничто так не бросается в глаза, как одежда человека»
«По платью встречают, по уму провожают“.
Порядочный человек всегда должен быть так хорошо и гармонично одет, чтобы ни одна часть его одежды не бросалась в глаза.
Не следует думать, что одеваться дорого и модно значит одеваться хорошо, напротив, украшает человека простая, но чистая и опрятная одежда.
Подведение итогов:
- Ребята, что интересного, вы могли бы рассказать своим друзьям, своим родителям?
- Какие из стилей вам были известны?
- Черты каких стилей вы встречаете сегодня в одежде?
Приложение 6
Наблюдение за работой кастелянши ДОО
Задачи:
- знакомить с таким видом работы кастелянши, как ремонт постельного белья, костюмов;
- давать представление о работе швеи на швейной машинке, видах ремонта одежды;
- развивать наблюдательность, речь;
- формировать уважение к труду кастелянши. Обогащение словаря: кастелянша, ремонт, заплатка.
Активизация словаря: постельное белье, полотенца, салфетки, скатерти, халаты, специальная одежда, швейная машина, строчит, зашивает, прошивает, залатать, штопка.
Воспитатель знакомит детей с кастеляншей, называя ее по имени и отчеству. Кастелянша рассказывает детям о своей работе, функциональных обязанностях. Показывает, как она ремонтирует постельное белье, костюмы и пр. Объясняет, как работает швейная машина, что необходимо ей для работы, как удобнее разместить оборудование, какое значение имеет освещение. Особое внимание уделяет бережному отношению к вещам.
Дети наблюдают за процессом ремонта белья. Воспитатель побуждает их задавать вопросы, активизирует словарь.
Приложение 7
Дидактическая игра «Дом Моды»
Задачи:
- формировать знания о профессии модельера (дизайнера, кутюрье), моде, ее значении для швейной промышленности, истории;
- развивать воображение, эстетический вкус, монологическую речь;
- формировать стремление к созиданию прекрасного.
Игровая задача: устроить модный показ.
Оборудование: журналы мод, каталоги, наборы бумажных кукол с одеждой, детская одежда, бумага, фломастеры.
Воспитатель приглашает детей в Дом моды. Спрашивает, знают ли они, что такое мода в одежде. (Образцы предметов одежды, отвечающие вкусам людей в определенном месте их проживания и в определенное время.) Кто разрабатывает модели модной одежды? (Модельер.) Где можно их увидеть? (На модных пактах в разных странах.) Кто демонстрирует модели одежды? (Модель, манекенщица.) Кто может быть моделью? (Женщины, мужчины, дети.) Как называется сцена, по которой ходят манекенщицы? (Подиум.)
Воспитатель рассказывает детям о том, что новые модели одежды придумывает и создает не один человек. Сначала модельер представляет, например, платье только в своем воображении. Потом рисует его на бумаге. Затем подбираются материя и аксессуары. Часто материю расшивают бисером, стразами, вышивкой мастерицы. Выкройка делается на манекенщицу, которая будет участвовать в показе. Далее портнихи шьют платье, много раз примеряют его; если надо, исправляют недостатки. К показу платье должно быть в идеальном состоянии. Вся эта работа осуществляется в Доме моды. Самых известных модельеров называют кутюрье. Модельер должен быть творческим человеком с хорошо развитым воображением, вкусом, уметь рисовать. Показы моды проходят несколько раз в год с учетом сезона.
Одну модную одежду после показа шьют в ателье или Доме моды, другие модели отправляются как экспонат в музей истории одежды, третьи шьют на швейных фабриках для продажи в магазинах.
Воспитатель дает детям рассмотреть журналы и каталоги, отметить, что модно в этом году. Особое внимание обращает на детскую моду. Просит сравнить модели в журналах разных лет.
Предлагает детям стать модельерами, придумать модель какого-то предмета одежды для бумажной куклы и нарисовать ее. Далее устраивается выставка рисунков с моделями.
Рисунки рассматриваются и обсуждаются.
Воспитатель предлагает устроить показ современных моделей детской одежды. Дети в этот день приходят в ДОО в одежде для показа (воспитатель заранее договаривается с родителями). Они исполняют роль манекенщика или манекенщицы, проходят по импровизированному подиуму, а воспитатель рассказывает об их модели. Затем роль комментатора передается ребенку.
Приложение 8
Консультация для родителей «Ребенок в мире профессий»
Велика роль взрослого, который обращает внимание ребёнка на то, как появилась и развивалась та или иная профессия, на значимость труда представителей любой профессии для жизни общества. Взрослый воспитывает уважение к профессиям людей, стимулирует желание детей в дальнейшем получить интересную и нужную профессию и заниматься полезным трудом на благо своей Родины. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др. Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности. Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём. Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.
При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель. Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний в сюжетно-ролевой игре: 1. Чтение художественной литературы, слушание песен, аудиозаписей 2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций 3. Экскурсия, просмотр видеофильмов 4. Организация взаимодействия с родителями: развлечение с приглашением родителей, консультация для родителей, родительский уголок 5. Сюжетно – ролевая игра Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. Воспитатели при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему. Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк). Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: на почте мы воочию увидели как работает почтовый транспортир, в аптеке детей познакомили с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети увидели необычные ножницы и разнообразные приспособления для оформления причёсок. Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Впечатляюще выглядел для детей (да и для взрослых) приезд гостей из пожарной охраны. Пожарная машина на территории детского сада и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление. Работа по ознакомлению с профессиями очень интересна и для детей и для взрослых.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактический игронайзер «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ» Авторы: в оспитатели МДОУ детского сада № 19 «Звёздочка» Семидетнова Анна Владимировна Яровикова Наталья Германовна
Дидактический игронайзер включает в себя:
Игровое поле игры- бродилки «От солдата до генерала»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Звёздочка» Юридический адрес: 606935, Нижегородская область, Тоншаевский район, посёлок Буреполом , улица Октябрьская, дом 9А Адрес электронной почты: zvezdochka19.repina@yandex.ru Телефон (факс): 8-831-51-96-2-77 Дидактический игронайзер «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию дидактического игронайзера «Военные профессии»
для детей старшего дошкольного возраста
Дидактический игронайзер «Военные профессии» используется в качестве средства в профориентационной работе по знакомству старших дошкольников с военными профессиями. Рекомендуется использовать в тесной связи с общим ходом обучения и воспитания в области основ гражданственности и патриотизма, в сфере трудового воспитания в соответствии с содержанием и задачами по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (в контексте реализации ФОП ДО) и реализации профориентационного проекта «Служу России», «Маленький юнармеец».
Дидактический игронайзер учитывает возрастные, нравственные мотивы деятельности старших дошкольников, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная функция игронайзера – обучающая. Наличие готового содержания и игровых правил дает возможность педагогу через игровую задачу планомерно использовать пособие в профориентационной работе для изучения военных профессий.
Главный принцип применения данного дидактического пособия – доступность правил и материала, альтернатива изменений, дополнений, обновлений игровых заданий, с целью поддержания мотивации, познавательного интереса, эмоционального эффекта на детей.
Основным методом организации деятельности с дидактическим пособием является развитие интереса к знакомству с профессиями, связанными со спецификой родного населенного пункта (п.18.7.2. п.п. 2 ФОП ДО).
Дидактический игронайзер включает в себя: настольную игру-бродилку «От солдата до генерала», два альбома «О военных для маленьких почемучек», «Мои родители - военные», энциклопедий о военных профессиях, боевой технике.
В настольной игре-бродилке «От солдата до генерала», продвигаясь к цели, дети выполняют серию игровых заданий, связанных с изучением военных профессий и получают дополнительную информацию о них из дидактического альбома «О военных для маленьких почемучек» и энциклопедий. Игра предназначена для расширения кругозора детей, развития познавательно-профориентационной мотивации к изучению военного дела, выполняет воспитательную функцию, способствует расширению и закреплению знаний об особенностях военных профессий.
Преимущества игры – систематическая сменяемость игровых заданий по мере их изучения, дополнение игры и альбомов новыми материалами, сменяемость энциклопедий по мере уменьшения к ним интереса у детей.
Описание игры
Цель: расширение и закрепление представлений о военных профессиях, их особенностях, важности для общества, получение знаний об обучении военному делу.
Комплект игры: игровое поле, фигурки военных разных профессий, игральный кубик, комплекты игровых карточек-заданий, медали.
Правила:
- в игре может участвовать до 6 человек;
- игроки выбирают фигурку военного и определяют очередность ходов (например, с помощью считалки);
- расстояние, на которое игрок перемещает своего «военного», определяется броском игрального кубика. Количество ходов совпадает с количеством точек на нем;
- игровое поле разделено на игровые сегменты разного цвета, каждый цвет соответствует конверту с игровым заданием;
- рубежом сегментов является изображение военного, информацию о котором дети получают, как только один из игроков попадает на поле с его картинкой (информация находится в альбоме «Все о военных для маленьких почемучек);
- игра заканчивается, как только один из игроков достигает финиша.
Обозначение игрового поля:
Останавливаясь на кружке определенного цвета, игрок выполняет задание из конверта, обозначенного этим же цветом.
Останавливаясь на черном кружке, игрок кидает кубик и отходит назад на количество шагов, соответствующих выпавшему количеству точек на игральном кубике.
Попадая на поле со знаком «вопроса» игрок просит ведущего познакомить всех с интересующей информацией из энциклопедии или альбома.
Форма поощрения победителя и участников игры: победитель награждается медалью «генерал» и возможностью первым начать новую игру, участники - медалью в соответствии с игровым сегментом военного заведения (например, солдат, кадет) на котором закончил игру.