Изучаем культурное наследие

Яровикова Наталья Германовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

Слайд 2

Ткацкий станок

Слайд 3

Марийский женский костюм Шимакш Сорока

Слайд 4

Марийский женский костюм Головное полотенце Платок Вуйонго Рывыж упш (лисья шапка)

Слайд 5

Марийский женский костюм

Слайд 6

Марийский мужской костюм

Слайд 7

Марийский мужской костюм

Слайд 8

Как одевались дети

Слайд 9

ВЫШИВКА не только делала одежду богаче и красивее, но и имела другое назначение. По народному поверью она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Слайд 10

Марийский орнамент. Геометрический мотив В традиционном марийском орнаменте использовался геометрический мотив, выраженный изображением комбинаций различных геометрических фигур

Слайд 11

Марийский орнамент. Зооморфный мотив Зооморфные и антропоморфные мотивы воспроизводили стилизованные фигуры животных, птиц и людей

Слайд 12

Марийский орнамент. Зооморфный мотив

Слайд 13

Марийский орнамент. Антропоморфный мотив

Слайд 14

Марийский орнамент. Растительный мотив Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев

Слайд 15

Марийский орнамент. Обегери Чызорол – «сторож грудей». Признак зрелости женщины, символ замужества и материнства

Слайд 16

Марийский орнамент. Обереги Тувырорма – знак зрелости мужчины Тупорол – «сторож спины»

Слайд 17

В настоящее время применение национального костюма все более перемещается в сторону праздничного и сценического.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАКАЯ ТАЙНА СКРЫТА В МАРИЙСКОМ ПЛАТЬЕ?

Слайд 2

Вышивка - это запечатленная людская память, человеческая мысль, ставшая заветом и мудрым посланием потомкам.

Слайд 3

Зооморфные и антропоморфные мотивы воспроизводили стилизованные фигуры животных, птиц и людей.

Слайд 4

орнаментальная розетка чызорол - "сторож грудей". Такие композиции считались признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери. ТУПОРОЛ - "СТОРОЖ СПИНЫ". САМО НАЗВАНИЕ ЭТОГО УЗОРА УЖЕ ГОВОРИТ О ЕГО НАЗНАЧЕНИИ- ОБЕРЕГАТЬ ВЛАДЕЛЬЦА РУБАХИ СО СТОРОНЫ СПИНЫ.

Слайд 5

Марийские орнаменты Солнце (Кече). Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег . Сторож дома ( Сурт орол ). Квадрат - это земля, дом,где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №19 «Звёздочка» Работу выполнила воспитатель Яровикова Н. Г. МДОУ д/с №19 «Звёздочка» п. Буреполом Тоншаевского района

Слайд 2

Тема: « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народа в Тоншаевском районе » «Самобытность каждого народа, более всего состоит в обычаях, без которых народ есть образ без лица…» В. Г. Белинский

Слайд 3

Актуальность Народ жив, пока живы его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый синзетивный этап в развитии личности. Важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т.д.

Слайд 4

Цель : Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом марийского народа. Задачи : - Расширять представление детей о предметах народного быта, о народном костюме. - Организовать развивающую среду детского сада для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста многогранной жизни марийского народа. - Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему родному краю, к его народу. - Способствовать формированию знаний детей об историческом прошлом своей малой родины, о традициях и культуре марийского народа .

Слайд 5

Основные направления работы: Работа с детьми. Взаимодействие с родителями. Работа с педагогами. Создание предметно - развивающей среды .

Слайд 6

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста Сентябрь: 1. Беседа «Мой родной Буреполом ». Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту сельских улиц, расширять представления детей о родном посёлке его значении в жизни многих людей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю. 2. Рассказ воспитателя « История возникновения родного посёлка Буреполом ». Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному посёлку. Познакомить с картой Тоншаевского района. 3. Экскурсия по улицам поселка. Цель: расширить представления детей об улицах своего поселка. 4. Внесение в предметно-развивающую среду : литература о Тоншаевском районе, символика района –герб, оформление фотоальбомов о поселке Буреполом , узоры марийской вышивки на полотенцах, марийский костюм, оформление папок-передвижек: «Люби и знай родной свой край», иллюстрации памятников культуры марийского населения- священные рощи.

Слайд 7

Экскурсии по улицам посёлка

Слайд 8

Октябрь 1.Рассказ-беседа «Кто такие Тоншаевские мари?» Цель: познакомить с предками- марийцами, с их культурой и традициями. 2. Комплексное занятие: «Знакомство с национальной марийской одеждой» Цель: Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари. 3. Просмотр презентации «Марийская национальная кухня» Цель: познакомить с марийскими национальными блюдами. 4. Занятие - лепка из теста- марийского блюда « подкагель » (вареники с мясом). Цель: Обучить приёмам лепки: от одного куска теста отрывать небольшие куски, раскатывать круговыми движениями ладоней, формировать кончиками пальцев лепешки, оттягивать и защипывать края и т.д.

Слайд 9

Лепка марийских подкоголей

Слайд 10

Знакомство с национальной марийской одеждой

Слайд 11

Просмотр презентации «Марийская национальная кухня»

Слайд 12

Ноябрь 1. Изготовление макета «Марийский лес». Цель: Продолжать знакомить со священными рощами. 2. Разучивание марийских песен, движений национальных танцев, слушание музыки. Цель: Приобщать детей к музыкальной культуре марийского народа. 3. Посещение выставки «Быт и культура народа мари» (библиотека МОУ БСОШ) Цель: Закрепление знаний о быте и культуре Тоншаевских мари.

Слайд 13

Разучивание марийских песен, движений национальных танцев

Слайд 14

На выставке «Быт и культура народа мари» (библиотека МОУ БСОШ)

Слайд 15

Работа с родителями 1. Помощь родителей в оформлении фотоальбома «Мой родной поселок Буреполом ». 2. Участие в создании выставки «Быт марийского населения» 3. Посещение музея совместно с детьми. 4. Оформление папок – передвижек : « Одежда марийцев», «Марийские национальные праздники».

Слайд 16

Мастер – класс для педагогов: «Изготовление куклы в марийском костюме

Слайд 17

Результативность У детей сформированы знания об историческом прошлом, родного поселка, края. Расширились представления детей о предметах народного быта, о народном костюме. Дети и родители принимали активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности. Дошкольники приобрели навыки социального общения со взрослыми. Педагоги и родители пополнили знания о Тоншаевском крае, о своём поселке.

Слайд 18

Оформление стенда «Мы – мари». Создание куклы в национальном марийском костюме. Приобретение марийских костюмов с украшениями. Создание картотеки марийских игр. Создание видеотеки (презентаций). 6. Создание аудиотеки (кассет, дисков). Перспектива в работе

Слайд 19

Люблю тебя, мой край родной, Люблю тебя, скрывать не стану, На свете ты один такой, Хвалить тебя я не устану. Люблю твои луга и пашни, Берёзы, ели, тополя. Что может быть родней и краше, Чем край, чем Родина моя!

Слайд 20

Источники : 1. А.П. Жуков «Страницы истории Тоншаевского края». - Шахунья, 2000.-166 с. 2. В.И. Кочнев «Культура Тоншаевского района. Исторический очерк. -Н. Новгород, 2009. 3. Д.Ф. Белоруков «Деревни, сёла и города Нижегородского края». - Н. Новгород, 2009. 4. И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4. 5. «География Нижегородской области». -Н. Новгород, 2006. 6. Интернет- ресурс http://www.myshared.ru/slide/210734/ 7. http://works.doklad.ru/view/ftrRB17PQvw.html. 8. http://www.tonshaevo.ru/main/1669-tonshaevo-lyubimyy-kray-rodnoy.html.

Слайд 21

. Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 «Звёздочка»

Методическая разработка образовательной деятельности

 с детьми 6-7 лет

«Знакомство с национальной марийской одеждой»

        Воспитатель - Яровикова

        Наталья Германовна

        Категория -высшая

        

П. Буреполом

2024г.

Занятие с детьми 6-7 лет

«ЗНАКОМСТВО С НАЦИОНАЛЬНОЙ МАРИЙСКОЙ ОДЕЖДОЙ»

Цель. Продолжить формирование у детей представлений об истории и культуре народов, населяющих Тоншаевский район.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с женской национальной марийской одеждой, головными уборами, украшениями;
  • развивать художественные навыки, воображение, восприятие.Научить детей выделять и называть главные элементы узора в марийском орнаментальном искусстве.
  • воспитывать интерес к искусству марийского народа. Прививать основы толерантного поведения.

Методы и приёмы: 

  • актуализация знаний детей;
  • рассматривание;
  • показ способа рисования символа марийского узора – солнца;
  • напоминание;
  • использование карты-схемы с алгоритмом действий для создания изображений коня, лебедушки;
  • физкультминутка (игра – танец с бубнами «Зовем птиц»);  
  • индивидуальная работа;
  • обращение к образу;
  • рефлексивный анализ;
  • использование технических средств.

Предварительная работа:

  • беседы о культуре и быте марийского народа;
  • рассматривание иллюстраций с изображением марийского узора;
  • прослушивание записей с марийскими мелодиями;
  • разучивание марийской национальной игры «Лапти», игры – танца «В круг»;
  • чтение марийских сказок «Конь с серебряной гривой», «Белая лебедушка».

Работа по обогащению активного словаря: головное украшение, нагрудное украшение, тувыр (домотканое платье), ялук (платок), такия (женский головной убор), сога (женское нагрудное украшение), жемчуг.

Материалы и оборудование: предметы национальной марийской одежды, фотографии и иллюстрации с изображением национальной одежды народа мари, атрибуты домашнего инвентаря марийского народа, аудиозаписи марийских мелодий, мультимедийный комплекс, бубны по количеству детей.

Гуашь красного цвета, кисти, полоски и листы бумаги белого цвета.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришла необычная гостья.

(Звучит марийская мелодия, входит бабушка в национальной марийской одежде).

Бабушка. Здравствуйте, дети! Салам лийже!

Дети. Здравствуйте, бабушка!

Бабушка. Я пришла к вам в старинной марийской одежде.

В старые времена женщины и мужчины народа мари носили домотканные рубахи  и платья - тувыр. А почему они назывались домоткаными? (ответы детей).

 Бабушка. Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе платья, полотенца, дорожки. Платье были с множеством оборок, ленточек. На голове носили платки (ялук), на ногах - лапти. Обязательным атрибутом одежды был пояс. Его обязательно носили на себе, повязывали поверх платья, рубахи.

  В праздники надевали красивую нарядную одежду, украшения. В первую очередь - это головной убор – такия. Его богато украшали монетами, бусами, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, раковинами каури.

На шею надевали ожерелье из серебряных монет и бисера. На грудь спускалось украшение сога – полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям – жемчуг, бусы.

(Демонстрируются предметы повседневной и праздничной одежды)

Бабушка. Марийский народ очень трудолюбивый. Мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками. А женщины занимались хозяйством, ткали одежду, вышивали, изготавливали украшения.

(Рассказ сопровождается показом презентации)

Бабушка. Как вы, наверное, заметили, вся одежда: и мужская, и женская украшена узорами ручной вышивки (показывает).

Посмотрите внимательно, в каких местах на одежде вышивали узоры марийские мастерицы?

Дети. На вороте, подоле, рукавах, спине, груди.

Бабушка. Молодцы. В своих узорах марийцы всегда используют яркие краски: жёлтые, красные, зелёные, синие. Посмотрите, из каких знаков состоит узор?

Дети. Ромбики, крестики, звездочки.

Бабушка. Для чего марийцы украшали свою одежду вышивкой?

Дети. Для красоты. Считали, что они оберегают человека.

Бабушка. Да, поэтому их еще и называют оберегами.

Бабушка. Узоры эти такие разные (показ элементов узора).

Узор «Солнце»

По представлению марийского народа, жизнь зависит от сияния солнца, сила которого заключается в его весенних и летних лучах. Поэтому чаще всего солнце вышивают в сияющем состоянии, с лучами различной формы. Изображение солнца – это добрый знак. Можно сказать, что узор солнца – это «добрый узор». Символ солнца – это пожелание добра, счастья дому, человеку. Именно поэтому так часто мы видим этот «добрый узор» в центре вещи.

Узор «Звезда»

Бабушка. А на что похож этот узор?

Дети. На снежинку, на звёздочку.

Бабушка. Послушайте, я вам расскажу одну марийскую легенду: «По представлению марийцев, на небе звезд очень много. Их столько же, сколько людей на земле. У каждого человека, считают марийцы, есть своя звезда. В старину верили: когда умирает человек, звезда падает, она спускается с неба на землю. С рождением человека на небе загорается новая звезда. Люди считали, что звезды живут высоко, на седьмом небе. В ночное время они зажигаются и смотрят на нас. Как живые, они играют, перемигиваются, передвигаются и даже могут падать на землю». Мастерицы часто вышивали звезды на полотенцах и одежде (показывает). На вышитых вещах не одна звезда, много. От этого вышивка похожа на звездное небо.

Узор «Конь с серебряной гривой»

Бабушка. А этот узор называется «Конь с серебряной гривой». Это символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало. Помните, я вам читала марийскую сказку «Конь с серебряной гривой». Эту сказку, очень давно, придумал марийский народ. Бабушка вышивала коней на мужской рубашке и тем временем рассказывала своей внучке. Внучка выросла, рассказала ее своей дочери. Так и передавалась сказка из поколения в поколение. Многие люди сохранили вышитые изделия. Вот, посмотрите, на этой мужской рубахе вышиты кони. Когда-то эту рубашку носил чей-то папа или брат. Вглядитесь внимательно, похож ли этот узор на животное? (Ответы детей). И чем он похож на животное? (внесение карточки с изображением коня и с рисунком марийского узора). Обратите внимание, как художник изобразил животное на картине, и как коня изобразила народная вышивальщица. Она изображает его по-своему: показывает только главное и самое заметное. Какие части тела животного вы можете показать? (Ответы детей).

Узор «Лебедушка»

Бабушка. Ребята, посмотрите на эту картинку и скажите, как называется эта птица?

(ответы детей)

Дети. Гусь, лебедь.

Раньше женщины-марийки вышивали белых лебедей на одежде, полотенцах, платках (показ иллюстраций). В древности лебедь являлся воплощением жизни и света, также он был символом судьбы и души. Марийцы верили, что он служил посредником между небесным миром и миром земным, и даже мог общаться с самим Богом. Потому лебедь считался священной птицей. Какую марийскую сказку вы знаете про лебедя? (Ответы детей.) «Белая лебедушка» очень печальная сказка. Не грустите. Каждую осень лебеди от нас улетают и прилетают весной.

Физкультминутка (игра – танец с бубнами «Зовем птиц»)

Бабушка. А как вы думаете, где раньше хранили одежду?

Дети. В сундуке.

(Бабушка выносит сундучок, открывает).

Бабушка. Посмотрите, и в нашем  сундуке что-то лежит (достает и показывает полотенца, платья, расписанные марийскими  узорами).

Бабушка. В сундуке много полотенец без росписи. Я принесла вам чистые полотенца, распишите их марийским узором.

(Дети выполняют задание под марийскую музыку).

(В ходе работы могут быть использованы карты-схемы узоров с алгоритмами действий).

Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с элементом   марийского орнамента. Какие элементы вы использовали при рисовании марийского узора?

Дети. Солнце, звезду, лошадь, лебедушку.

(Рассматривание детских работ).

(Взрослые обращают внимание  на разнообразие созданных образов-символов марийских узоров в рисунках).

Бабушка. Пришла пора прощаться с вами. До свидания! (Чеверын!)



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

  1. Актуальность

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально - необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка, такие как: долг, честь, совесть, достоинства. Нравственное формирование человека начинается с рождения.

Цель: Формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей, создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся, основанной на традиционных ценностях отечественной культуры через музыкальные занятия в ДОУ.

Задачи:

  • Бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
  • Развивать музыкальную культуру;
  • Развивать способность воспринимать, анализировать музыкальные произведения, умение выражать свои чувства;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам других людей;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию народов России.
  1. Возрастные ориентиры результатов духовно- нравственного воспитания.

Безусловно, начинать формирование духовно – нравственного воспитания необходимо с младшего дошкольного возраста.

В настоящее время имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.

Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

  1. Методы, приемы и средства духовно – нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. Их достаточно большое количество, я конечно не стала брать все, выделила только то, что посчитала нужное. Итак, мои направления это:

- Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

- Воспитательно-оздоровительное направление
(праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, можно взять походы тоже, но для этого необходима хорошая подготовка)

- Культурно - познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках)

- Нравственно - трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

 

Для успешной работы в данных направлениях считаю данные методы, приемы и средства разнообразными и вполне применимыми: методы - наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод можно использовать с такими приемами как:

  • Чтения произведений устного народного творчества;
  • Наблюдений;
  • Показа сказок и других произведений вместе с детьми;
  • Рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • Проведения дидактических игр;

Словесные методы представляются наиболее эффективными в комплексе с приемами:

  • Рассказа или беседы;
  • Чтения произведений (так у детей вырабатывается хорошее воображение и ребенок может представлять себе картину, когда слушает музыку, сказки или любые другие произведения);
  • Заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
  • Рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
  • Бесед с элементами диалога;
  • Проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
  • Загадывания загадок;
  • Рассматривания наглядного материала;
  • Рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • Разбора житейских ситуаций;
  • Проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.

 

Важное значение имеет практический метод которому подходят такие приемы как:

  • Изготовить с детьми наглядные пособия;
  • Провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
  • Изготовить поделки на выставки;
  • Организовать постановку сказок;
  • Провести экскурсии различной направленности;
  • Нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания — это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность — постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.

  1. Содержание или строение духовно – нравственного воспитания в дошкольном образовании

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • Нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Основная цель музыкального руководителя - не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Одной из главных задач является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе.

Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в системе музыкального воспитания детей, т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности. Поэтому важно слушать музыку не только в музыкальном зале на занятиях, но и в группе воспитателю желательно так же включать музыку. Ведь она не только хорошо влияет на состояние ребенка, но и успокаивает, настраивает на занятия или сон, поднимает настроение, а так же лечит. Если вы будете включать музыку фоном, через какое – то время заметите изменения в детях. (не всю музыку можно включать, только классическую)

Так же для духовно – нравственного воспитания необходимо проводить, рассказывать и показывать праздники, светские, календарные и православные, ведь они являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальными руководителями и воспитателями. Узнавая о праздниках и принимая участие, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура.

Так, при планировании праздников и развлечений в детском саду помимо традиционных и светских праздников (Новый год, 8 Марта, Выпускной, 9 мая) в годовой план можно включить празднование православных праздников и праздников, связанных с русскими народными традициями, народным календарем (Рождество, Масленица, Праздник урожая, Пасха, Рождественские Колядки, Осенины), то что у нас итак проводится.

Именно в этих праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней.

Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить, что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные персонажи всегда появляются только с поучительной, нравоучительной целью, и в конце представления исправляются и становятся на путь истинный. Репертуар должен быть высокохудожественным и доступным для понимания детей. То есть все должно быть согласно возрасту. Да, в наше время родители хотят видеть немного другую картину, потому что не до конца понимают систему образования в дошкольном учреждении, что дети допустим, должны оставаться детьми и репертуар, который мы подбираем может показаться им слишком детским, но это лишь от незнания. Мы же с вами понимаем насколько важно давать детям то, что они понимают, а далее постепенно развивать и усложнять произведения, тем самым и развивая ребенка.

Таким образом, несмотря на развлекательный и легкий характер, атмосферу непосредственности и эмоциональности, праздники и развлечения в детском саду также направлены на реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Они развивают у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

  1. Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека.

Значение и функция ДОУ в системе образования определяется неотъемлемой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности у детей, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному воспитанию личности состоит в том, чтобы помогать ребёнку, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.