Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция - современная методика развития ребёнка
Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция: что за методика?
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.
Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.
Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности ребенка с РАС Повышенная тревожность Нарушение коммуникации Стереотипы и ритуалы Нарушение пищевого поведения, расстройство сна 5. Дезадаптивное поведение 6. Нарушение понимание речи 7. Нарушение мелкой и крупной моторики 8. Нарушение сенсорной обработки информации
Формы проявления нежелательного поведения: - истерика; - агрессия; - самостимуляции; - неадекватном поведении; - отсутствие реакций, необходимых для эффективного обучения.
Поведение - это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой. Факторы, влияющие на формирование поведения: 1. Физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья). 2. Среда, в которой мы живем. 3. Последствия, которые влекут за собой поведение.
Прикладной анализ поведения или АВА-терапия ABA – APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS = Прикладной анализ поведения. Прикладной анализ поведения (АВА) – это наука, которая изучает поведение, использует принципы поведения с целью изменения поведения человека
Ивар Ловаас ( Іvar Lovaas ) Метод ABA для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос – Анджелесе в 1963 году
Методика ABA подходит для: - тяжёлых форм аутизма; - детей синдрома Дауна; - тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности.
Трехфакторная модель поведения Предшествующие факторы Поведение Последствия Последствия формируют наше поведение в будущем (частота поведения уменьшается или увеличивается) Предшествующие факторы побуждают или подавляют появление поведения в данный момент.
Основные функции поведения: 1. Доступ к желаемому предмету или действию. 2. Привлечение внимания (взрослого, сверстников). 3. Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий. 4. Получение сенсорной стимуляции.
Как строится работа с ребенком в АВА терапии Первый этап -установление контакта с ребенком. Второй этап -оценка первоначальных навыков ребенка с тем, чтобы построить индивидуальный план обучения.
Обучение речевым навыкам. 1. Расширение репертуара слушателя. Сюда входят упражнения на восприятие речи, умение адекватным образом отзываться на различные обращения: подойди ко мне, посмотри на меня, садись за стол, одевайся, покажи, где машинка, дай мне руку и пр. 2. Развитие навыка просьбы. Сюда входят не только просьбы в привычном понимании этого слова, но и навык отказаться от нежелательного, навык давать инструкции другим людям (включи другой мультик, иди быстрее). Навык просьбы в обязательном порядке должен присутствовать в программе обучения детей с РАС, так как его отсутствие обычно заполняют нежелательные виды поведения – капризы, агрессивное поведение, потенциально опасное поведение (хватание опасных предметов, убегание от взрослых, самоагрессия с нанесением себе травм) .
Альтернативной коммуникации имитация система обмена карточками PECS.
Определение функции поведения. Опросник "Мотивационная шкала"
Спасибо за внимание !
Список литературы и сайтов: https://yandex.ru/video/preview/17058969495344868328 Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. «Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегия помощи. Методическое пособие» Пол Альберто, Энн Траутман «Прикладной анализ поведения. Учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте! Тема моего выступления «Коррекция нежелательного поведения детей с рас с применением методов прикладного анализа». Но давайте разберемся по порядку.
Я являюсь классным руководителем 2В класса, где обучается 4 ребенка по адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития 2 вариант. Среди этих детей обучается ребенок с расстройством аутистического спектра. В моем сегодняшнем выступлении об этом ребенке и пойдет речь.
Данный ребенок характеризуется: Слайд «Особенности ребенка с РАС»
1. Повышенная тревожность (возникает из-за непонимания контекста ситуации, нарушения обработки сенсорной информации, сенсорных перегрузок)
2. Нарушение коммуникации (трудности как с вербальной, так и с невербальной коммуникацией, понимает язык буквально, не понимает выражение лица, голоса, язык тела, ребенок не говорит)
3. Стереотипы и ритуалы (негативно реагирует на их нарушение, такие как привычное место в классе, привычные маршруты, привычная последовательность рутинных действий)
4. Нарушение пищевого поведения, расстройство сна
5. Дезадаптивное поведение (сенсорные перегрузки)
6. Нарушение понимание речи (понимает только на бытовом уровне)
7. нарушение мелкой и крупной моторики (трудности в овладении навыка письма)
8. нарушение сенсорной обработки информации (восприятие стимулов слишком остро – шум слишком громкий, свет -яркий, т.н. ребенок неотфильтровывает посторонние сигналы)
В работе с детьми с аутизмом мы, педагоги, сталкиваемся с нежелательным поведением ежедневно, что:
1. затрудняет процесс обучения;
2. может подвергать риску самого ребёнка или его окружающих;
3. затрудняет общение ребёнка и его социализацию.
Нежелательное поведение может проявляться в форме:
- истерик;
- агрессии (по отношению к другим: удары, пинки, отталкивания, ругательства, плевки и т.д., по отношению к окружающим предметам: разбрасывание, переворачивание предметов, битьё посуды и т.д.);
- самостимуляции (махи руками или кистями рук, прыжки, бег по определенной траектории, раскачивание тела, постукивание предметами и т.д.);
- неадекватном поведении (громкие крики, плач, неадекватный смех, еда из мусорного ведра, неосознанные опасности (проба несъедобных предметов: пластилин, песок, кал);
- отсутствие реакций, необходимых для эффективного обучения (усидчивость, сосредоточение, быстрые реакции, сосредоточение взгляда на стимулах, сотрудничество).
Перед педагогами встает множество вопросов... Как обучать ребенка, который не идет на контакт? Чему конкретно обучать ребенка? С чего начать обучение?
Прежде чем начать коррекцию проблемного поведения у детей с аутизмом, педагогу необходимо пройти этап с ребенком по установлению эмоционального контакта. В силу присущих ребенку с аутизмом страхов, негатива, трудностей особенно в освоении бытовых навыков ребенку с расстройством аутистического спектра необходим достаточно высокий уровень доверия ко взрослому.
Такой уровень доверия со стороны ребенка необходим и взрослому, чтобы он мог позволить себе в определенных ситуациях применить воздействие на ребенка, а такое ситуация обязательно произойдет.
Также педагогу нужно учитывать, что аутичный ребенок в определенной ситуации может потерпеть воздействие со стороны взрослого и даже сумеет на механического уровне усвоить навык, но это может привести к эмоциональному напряжению, в результате которого могут произойти усиление аутостимуляций, агрессии, самоагрессии, негативизма.
Прежде чем применять такую настойчивость в процессе коррекции, педагог должен убедиться, что эмоциональный контакт закреплен на определенном уровне и у ребенка появился, так называемый, кредит доверие по отношению к взрослому, именно благодаря этому настойчивость во время освоения нового поведения будет способствовать только развитию ребенка. Именно поэтому свою работу с данным ребенком я начала лишь со второго года обучения в данном классе.
Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение?
Поведение - это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой. У каждого поведения есть своя история формирования, на которое влияет ряд факторов:
Физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья).
Что происходит с человеком во время болезни или травмы? Если у нас что-то болит, то мы можем плакать, кричать, сжимать зубы и т.д.
Среда, в которой мы живем.
На наше поведение влияют разные условия. В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, ходить, не снимая обувь, а в другой это неприемлемое поведение. В разных семьях свои понятия норм поведения.
Последствия, которые влекут за собой поведение.
огромную роль в формировании поведения играют последствия. Многие виды проблемного поведения детей формируются только по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, родителями.
Что же побудило меня использовать метод прикладного анализа? Это нежелательное поведение, а именно неадекватный плач, крики, истерика. В первом классе количество такого поведения было минимальным и при устранении раздражающих факторов ребенок чувствовал себя спокойно и комфортно. В этом году у ребенка возросло многократно количество таких проявлений. В течении первого полугодия ребенок часто болел и были пропуски в школе, и количество таких проявлений было сложно отследить. Но при постоянном посещении ребенком учреждения стало ясно, проблема есть. К тому же мама мальчика тоже забила тревогу и пыталась выяснить причины негативного поведения.
Коллеги! Важно не замалчивать проблемы ребенка, возникающие при обучении и нахождении в школе! Именно взаимодействуя с семьей ребенка, можно выработать совместно определенный план действий по устранению этих недостатков, и родители в семье воспитывали на основе поведенческих принципов обучения помогали ребенку обобщить все навыки, которые он освил в учреждении.
Детям с РАС, особенно не говорящим, очень сложно попросить то, чего они хотят, им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться и т.д. Особый ребенок, который не знает, как ждать или просить внимание взрослого, очень быстро понимают, что агрессия, самоагрессия - самый быстрый способ добиться желаемого.
Как же быть в этом случае?
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
Прикладной анализ поведения (АВА) – это наука, которая изучает поведение, использует принципы поведения с целью изменения поведения человека
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в ЛосАнджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
Для начала нужно помнить, что все наше поведение зависит от окружающей среды, предшествующих факторов и последствия поведения. В прикладном анализе поведения - это «трехкомпонентная поведенческая последовательность»
Слайд
Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
То есть, в окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ.
Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так неговорящие дети с РАС с помощью своего поведения разговаривают с вами.
Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения.
Существует всего 4 основные функции поведения:
Доступ к желаемому предмету или действию.
Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.
Привлечение внимания (взрослого, сверстников)
Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.
Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий
То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.
Получение сенсорной стимуляции
Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.
Каким же образом можно выяснить, какая функция поведения преобладает? Если ребенку нужна сенсорная стимуляция, то поведение не поменяется, даже если взрослый отсутствует. Остальные - это наблюдение, в этом очень хорошо может помочь таблица АВС(А = Antecedent = Предшествующий фактор
B = Behavior = Поведение
C = Consequence = Последствие)
Проблематичное поведение – ABC
Как справится с нежелательным поведением? Педагог должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»
Что это значит:
Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить.
После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.
Тщательный выбор инструкций и поощрений.
Вы даете инструкцию сделать что-либо, то не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).
Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований.
Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.
Постепенное уменьшение частоты поощрений.
На ранних этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений.
Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.
Итак моя цель- коррекция нежелательного поведения. И мне необходимо составить программу для работы с ребенком с РАС
Что такое АВА программа
АВА программа - это составленный план обучения, основанный на оценке начальных навыков и способствующий улучшению качества жизни ребенка.. АВА программа позволяет работать с ребенком последовательно и целенаправленно не только самому, но и членам семьи ребенка, людям, обеспечивающим уход за ним, другим привлеченным специалистам.
Программа АВА постоянно дополняется и меняется по мере продвижения достижений ребенка. Важно помнить, что программа строится индивидуально для каждого ребенка и не подлежит использованию в работе с другими детьми. Условно можно разделить цели АВА программы на 2 части: обучение недостающим навыкам и уменьшение тех видов поведения, которые развиты у ребенка чрезмерно: чрезмерная эмоциональная реакция на события, чрезмерная чувствительность, аутостимулятивное и стереотипное поведение.
Как строится работа с ребенком в АВА терапии
Важный шаг на первых этапах работы - это установление контакта с ребенком. Педагог предпринимает шаги для того, чтобы занятия вызывали у ребенка положительные эмоции и не провоцировали отторжения. Уровень требований к ребенку на первом этапе небольшой, используется большое количество поощрений за каждое выполненное задание, а сами занятия проходят в непринужденной форме в комфортной для ребенка обстановке. В принципе это и происходило на первом году обучения.
Выделяют виды поощрений: первичные (еда, напитки, сон, возможность двигаться, прикосновения и т.д.), вторичные ()внимание, игрушки, игры) и обобщённые (жетоны, медальки, деньги, похвала).
На втором этапе начинается оценка первоначальных навыков ребенка с тем, чтобы построить индивидуальный план обучения. Одновременно с этим с помощью специальных процедур и внесения изменений в окружающую среду ребенка педагог готовит почву для последующей продуктивной коррекционной и обучающей работы.
Отличительная особенность АВА подхода к обучению в том, что выбираются те цели обучения, которые позволят ребенку уже сейчас жить более качественной жизнью. Это очень важный критерий. Скажем, нужно ли учить ребенка складывать пирамидку? Конечно, можно, если он не умеет! Но если ребенок не умеет адекватным образом отзываться на просьбы и в ответ на просьбу «Собери пирамидку!» он не только не сделает того, что просят, а проигнорирует просьбу или начнет плакать и убегать от вас? Тогда следует решить, какой навык важнее для ребенка: собрать пирамидку или уметь правильно реагировать на просьбы окружающих? Ответ, думаю, очевиден. Поэтому лучше не начинать обучать ребенка таким навыкам, как различение фигур и цветов, счет или знание букв, если ребенок не может дать вам ложку, когда вы его об этом попросите.
Наиболее частый запрос от родителей к педагогу (особенно если ребенок не говорящий)– обучение речевым навыкам. Известно, что дети с РАС затрудняются не только использовать речь для общения, но и плохо ее понимают. Как происходит обучение речи? Наши речевые навыки можно условно разделить на 5 основных категорий. Очень важно, чтобы с самого начала обучающие блоки включали в себя развитие каждого навыка, а именно:
1. Расширение репертуара слушателя. Сюда входят упражнения на восприятие речи, умение адекватным образом отзываться на различные обращения: подойди ко мне, посмотри на меня, садись за стол, одевайся, покажи, где машинка, дай мне руку и пр. Очень важно называть ребенка так , как к нему обращаются его члены семьи (так как они большую часть времени проводят с ребенком), т.е не Михаил, а Миша. И на одну просьбу давать только одну инструкцию). «Миша, сядь на скамейку». Но не «Мишенька, иди сядь на скамейку и сними кроссовки».
2. Развитие навыка просьбы. Сюда входят не только просьбы в привычном понимании этого слова, но и навык отказаться от нежелательного, навык давать инструкции другим людям (включи другой мультик, иди быстрее). Навык просьбы в обязательном порядке должен присутствовать в программе обучения детей с РАС, так как его отсутствие обычно заполняют нежелательные виды поведения – капризы, агрессивное поведение, потенциально опасное поведение (хватание опасных предметов, убегание от взрослых, самоагрессия с нанесением себе травм).
Речь, в первую очередь, это средство коммуникации. Что делать, если ребенок не говорит совсем? Означает ли это, что обучение коммуникации становится невозможным? Нет! Ребенка обязательно нужно обучать общению при помощи альтернативных методов.
Широко применяются два вида альтернативной коммуникации: система жестов и система обмена карточками PECS. На сегодняшний день специалистов, способных обучать жестовой системе, крайне мало и они сосредоточены на обучении детей с речевыми расстройствами, не связанными с аутизмом. В работе с детьми-аутистами хорошо зарекомендовала себя и широко применяется система обмена карточками PECS. Некоторые родители опасаются введения карточек, думая, что ребенок не заговорит вовсе, привыкнув общаться при помощи карточек. На самом деле исследования показывают, что освоение любой коммуникативной системы дает мощный толчок к развитию речи и дети начинают говорить быстрее. Но именно с этой проблемой я и столкнулась. Ребенок не говорит, карточки не воспринимает. Я предлагала маме ребенка начать обучение карточкам, но мама против, так как ребенок находится иногда под присмотром других членов семьи и по карточкам не все члены готовы работать. Но это вопрос мы все равно решим.
Еще один важный блок обучения связан с развитием навыка имитации. Имитация – это важный компонент процесса обучения у всех без исключения людей. Многие навыки мы приобретаем именно благодаря умению понаблюдать за другими и сделать так же. Маленькие дети в основном осваивают практические навыки через имитацию. Всем доводилось наблюдать, как малыши стремятся делать домашнюю работу, как мама: гладить белье, подметать, мыть посуду. У детей-аутистов этот навык не сформирован и требует специального обучения.
Известно, что у детей с РАС искажено восприятие окружающего мира: дети видят, слышат и чувствуют не так, как их обычные сверстники. Некоторые стимулы вызывают у них чрезмерную реакцию, а к некоторым они не чувствительны вовсе. По причине сенсорных расстройств дети с аутизмом часто не реагируют на обращенную к ним речь, не рассматривают новые игрушки, отказываются носить новую одежду и пробовать новую еду. При сенсорных нарушениях в программу обучения включаются и блоки для развития восприятия, уменьшения сверхчувствительности.
К коррекционным процедурам относятся работа с агрессией и самоагрессией, аутостимулятивным и стереотипным поведением, устранение проблем с питанием, туалетом и сном. В рамках терапевтической работы с ребенком обучающий и коррекционный блоки тесно связаны и взаимодополняют друг друга: снятие нежелательных форм поведения помогают ребенку сосредотачиваться на занятиях и быстрее обучаться, в свою очередь, освоенные навыки дают ребенку возможность замещения нежелательных форм поведения желательными.
Агрессивное поведение и самоагрессия очень часто присутствуют у детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра. Иногда травмы, наносимые детьми себе и окружающим, могут быть очень серьезными. Стереотипии и аутостимулятивное поведение также становятся серьезной проблемой для семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом, который может часами смотреть на вращающийся барабан стиральной машины, открывать и закрывать дверь, крутить колесо от машинки, включать и выключать свет. Любые попытки прервать подобное поведение, как правило, вызывают мощную эмоциональную реакцию ребенка. В АВА разработаны методики коррекции таких видов поведения. Однако родителям следует знать о том, что построение поведенческих программ - это не совет специалиста, как поступать в той или иной ситуации. Это тщательно разработанная система изменений в окружающей среде ребенка, которые будут последовательно вводить все, кто находится с ним в контакте. Конечной целью программы коррекции поведения является снижение частоты, длительности и силы нежелательных реакций. В некоторых случаях используется процедура гашения поведения, которая приводит к полному устранению конкретной нежелательной реакции.
Как строится план коррекции нежелательного поведения
На первом этапе определяется цель и целевое поведение. Чтобы понять, как эффективно ослабить нежелательное поведение, нужно понять почему оно происходит. Педагогом ведётся запись данных для определения функциональных характеристик поведения – это таблица для записи неадекватного поведения. В таблице указывается время неадекватного поведения, что сделал ребёнок, что случилось сразу перед этим, что случилось после того, как ребёнок это сделал.
Невозможно скорректировать «ребенок очень агрессивный» - это, собственно, и не поведение. Но, к примеру, такие частые действия ребенка, как «бьет себя по голове» и «кусает брата» могут быть скорректированы. Коррекция нежелательного поведения в обязательном порядке включает в себя функциональную оценку (наблюдение и сбор данных о причинах возникновения и усиления того или иного вида поведения), построение и реализацию программы коррекции и сбор данных об изменениях в поведении. Поведенческие программы чаще всего реализуются в той среде, где данное поведение обычно проявляется. Одновременно с этим в рамках вмешательства ведется усиленное обучение альтернативным и замещающим видам поведения.
Давайте перейдем от теории к практике.
Работа с нежелательным поведением начинается с наблюдения за тем, в каких условиях возникает поведение, как окружающие реагируют на это поведение и какие изменения происходят в окружающей обстановке в ходе поведения или сразу после его окончания. Для этого необходимо заполнить таблицу АВС, которая позволяет описать произошедшую реакцию, а также предшествующие факторы и последствия. Определить факторы, которые вызывают и усиливают поведение, и сделать предположение о функции поведения.
Слайд
Сегодня на своем выступлении я говорила о том, что у большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере. Особенности сенсорной сферы детей с расстройствами аутистического
спектра становятся источником проблем в обучении и приводят к различным видам дезадаптивного поведения. Многие трудности, вызванные сенсорными особенностями детей с РАС, можно преодолеть, создавая особую
сенсорную среду или используя специальное оборудование. При этом особенности восприятия каждого ребенка с РАС строго индивидуальны.
Поэтому для создания оптимальных условий обучения каждый раз
необходимо исследовать сенсорную сферу ребенка и опираться именно
на его индивидуальные особенности. Для того чтобы помочь ребенку справиться с сенсорными проблемами, создать доброжелательную среду и разработать индивидуальную
«сенсорную диету», прежде всего, необходимо выявить и оценить имеющиеся у него особенности функционирования сенсорных систем.
С этой целью имеет смысл воспользоваться предлагаемым вопросником, созданным О.Б. Богдашиной, который позволяет построить
сенсорный профиль для каждого конкретного ребенка. Данный вопросник Опросник О.Б. Богдашиной выявляет проблемы семи сенсорных систем: зрения, слуха, тактильной чувствительности, обоняния, вкуса, проприорецепции, а также вестибулярной системы. Он состоит из 232 вопросов на которые лучше всего отвечать родителям. Далее дается ключ для оценки результатов, а затем запоняется таблица , которая определяет особенности функционирования сенсорных систем. Я не буду останавливаться на этом подробно, покажу только результаты.
Слайд
Следующий шаг определение функции поведения. Для этого я использовала опросник «Мотивационная шкала».
Мотивационная шкала - это опросник, который позволяет быстро определить функцию проблематичного поведения. С помощью данной шкалы можно определить предшествующие условия, которые воздействуют на значимость последствий проблематичного поведения (Мотивационные операции), и в которых обычно возникает это нежелательное поведение.
Мотивационная шкала содержит 16 вопросов, которые описывают различные ситуации, в которых может возникнуть нежелательное поведение. Необходимо дать четкое и конкретное определение целевому поведению (не "ведет себя агрессивно", а "бьет кулаком в лицо"), и заполнить опросник в отношении этого определения. Если у ребенка наблюдается несколько видов нежелательного поведения, следует заполнять по каждому виду поведения отдельный опросник. Желательно, чтобы опросник заполнили, по меньшей мере, два человека, из близкого окружения ребенка.
После обработки всех результатов получились следующие данные:
Слайд
Ну а теперь нам пригодится вот такая подсказка
Проактивные способы -манипуляции факторов в окружающей среде с помощью которых понижается вероятность возникновения проблематичного поведения.
Слайд
Анализ данных.
Тема прикладного анализа очень обширная, требует от педагога очень много времени. Но, в то же время оказывает большую помощь в работе с детьми с РАС.
Дети приходят в мир не просто так, вместе с детьми мы учимся и развиваемся, а с работая с ребенком-аутистом мы учимся терпению и самоконтролю.
Если кого-то заинтересовала данная тема, то охотно делюсь с вами теми источниками, с помощью которых я готовила свое выступление.
Спасибо за внимание!