6. Тема самообразования
Формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии
В соответствии с требованиями ФГОС главной задачей педагога становится развитие в каждом ребёнке самостоятельной, инициативной творческой личности через обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Иностранный язык». Фактически учитель создает «развивающую среду», где для ребенка становится возможным формирование целого ряда компетенций в процессе реализации своих способностей. В организации такого рода деятельности педагогам предоставлены широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. Опрос участников образовательных отношений, показал, что одним из приоритетных запросов родителей учащихся, является углубленное изучение английского языка. В связи с этим обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту задачу поможет использование современных развивающих технологий. Одним из инструментов формирования и проявления основ функциональной грамотности на уроках английского языка может стать ТРИЗ педагогика. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у воспитанников и обучающихся. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно, что соответствует ФГОС общего образования. Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения задач, и не только в учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза Талалушкина Н.С.»
«Формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами
ТРИЗ - технологии»
Рязапова Елена Викторовна, учитель английского языка
2021-2022
Актуальность и значимость темы
Актуальность: В соответствии с требованиями ФГОС главной задачей педагога становится развитие в каждом ребёнке самостоятельной, инициативной творческой личности через обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Иностранный язык». Фактически учитель создает «развивающую среду», где для ребенка становится возможным формирование целого ряда компетенций в процессе реализации своих способностей. В организации такого рода деятельности педагогам предоставлены широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. Опрос участников образовательных отношений, показал, что одним из приоритетных запросов родителей учащихся, является углубленное изучение английского языка. В связи с этим обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту задачу поможет использование современных развивающих технологий. Одним из инструментов формирования и проявления основ функциональной грамотности на уроках английского языка может стать ТРИЗ педагогика. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у воспитанников и обучающихся. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно, что соответствует ФГОС общего образования. Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения
задач, и не только в учебной деятельности.
Научной теоретико – методологической основой данного опыта (методической разработки) являются работы:
Автор | Концепция | Что берём за основу |
В.В. Мацкевич, С.А. Крупник | Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. | Реализация функциональной грамотности. |
Учебно-методический комплекс (УМК) «Английский в фокусе» для 2-4 класса, авторы: Ю.А. Ваулина, Д. Дули | УМК рассчитан на эффективное использование учащимися начальной школы доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных коммуникативных заданий и упражнений. | Все знания проецируются на личность ребенка, становятся для него личностно значимыми и выступают не как самоцель, а как средство развития детей, база умений оценивать и выбирать варианты, искать и находить самостоятельные решения, просчитывать вероятности. |
Г.С. Альтшуллер основоположник ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) | Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. | Формирование «сильного мышления» у обучающихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности. |
Л. Рождественская, И. Логвина | Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. | Формирования навыков функционального чтения |
А. Гин. Приемы педагогической техники. | Системно - деятельностный подход. | Приемы ТРИЗ |
Джон Дьюи, Основоположник "метода проектов" | В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. | Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к творческому мышлению. |
Mercer, N, and Littleton, К. (2007, Диалог и развитие мышления. Социокультурный подход). | Мерсером и Литолтоном доказано, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. | Приемы организации диалогического обучения. |
Цели и задачи
Цель: Создание условий для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами технологии - ТРИЗ в урочной и внеурочной деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Разработать и реализовать структурно-содержательную модель организации урочной и внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии;
- Составить таблицу методов и приемов технологии "ТРИЗ", применяемых в различных видах учебной деятельности;
- Разработать механизм конструирования урока по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ – технологии.
- Разработать алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности;
- Разработать технологическую карту формирования и оценки метапредметных результатов на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности.
Соответствие содержания методической разработки требованиям ФГОС общего образования
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени начального общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие
«функциональная грамотность».
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока английского языка включает:
- овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
- умение самостоятельно формулировать проблему.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами.
Для достижения цели опыта была разработана структурно- содержательная модель организации урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ-технологии по формированию функциональной грамотности :
Формы, методы и приемы функциональной грамотности | Содержание | Методы и приемы "ТРИЗ" | |
Урочная деятельность | Интегрированные уроки | Национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру, математические элементы, музыкальные инструменты | Игра «Да-нет», Мозговой штурм, "Загадка об объектах" |
Учебные проекты | Мои соседи и что я о них знаю. Какие увлечения есть у моих друзей. Привычки здорового образа жизни у моих одноклассников. Маршруты путешествий моих друзей. Что портит настроение мне и моим друзьям Что знают мои одноклассники об истории Англии? | Составление паспорта Приёмы фантазирования | |
Игровые технологии | Предметные игры, интеллектуальные игры, дидактические игры. | "Мои друзья", "Я беру тебя с собой", "Расселение", "Загадки об объектах" | |
внеур очная | Проектная деятельность | "Сказки с кошками", "Олимпиада в Сочи по-английски", " Фонетические ассоциации при | Игра «Да-нет», приём фантазирования, |
запоминании английских слов", | "Загадка об | ||
" Кулинарные традиции | объектах", | ||
Великобритании", | составление | ||
" Флористические эмблемы | паспорта | ||
Объединенного Королевства | |||
Великобритании и Северной | |||
Ирландии", | |||
«Шотландский национальный | |||
костюм», | |||
«Чайный этикет Англии». | |||
События, праздники | Декада английского языка "Funny | "Мои друзья", | |
English", | "Я беру тебя с | ||
праздники: "Рождество", "Пасха", | собой", "Расселение" | ||
"День матери", "Хэллоуин" | |||
Дополнительное | Объединение "Английский для | "Мои друзья", | |
образование | начинающих", | составление | |
(объединения, клубы) | Клуб "Enjoy English" | паспорта, Игра «Да- | |
нет» |
Данная структурно - содержательная модель позволяет выстраивать целостную картину формирования функциональной грамотности средствами «ТРИЗ» технологии.
Методы и приемы технологии "ТРИЗ» применимы в различных видах деятельности:
Методы и приёмы технологии «ТРИЗ» | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | ||||||
Объяснение нового материала | Закрепление | Повторение | Домашнее задание | Проектная деятельность | Декада английского языка | Социальная практика"Funny English", | Совместные мероприятия С родителями | |
Мозговой штурм | ||||||||
Я беру тебя с собой | ||||||||
«Да - нетка» | ||||||||
Загадки об объектах | ||||||||
Паспорт объекта | ||||||||
Аукцион |
Технологии «ТРИЗ» насыщает урок разнообразной творческой, поисковой, самостоятельной деятельностью. Каждый ученик имеет возможность реализовать себя.
Технологии «ТРИЗ» насыщает урок разнообразной творческой, поисковой, самостоятельной деятельностью. Каждый ученик имеет возможность реализовать себя:
Механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ» по формированию функциональной грамотности
Разработка и проведение хорошо спланированных уроков, имеющих свои правила и структуру, дают возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Уроки, построенные по технологии «ТРИЗ» доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.
Использование технологии «ТРИЗ» при формировании функциональной грамотности дает результаты и при организации внеурочной деятельности. Так как в основе внеурочной деятельности в рамках декады английского языка лежит краткосрочный проект "Adults and children". Результатом, которого является театрализованное представление. В рамках данного проекта формируются алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, родителей которой так же выстраивается в логике технологии «ТРИЗ»:
Стадия, этап проекта (6П) | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Деятельность родителей | Методы и приёмы технологии | Выход проекта |
Стадия вызова Проблема Проектирование (планирование) | Предварительн ое определение проблемы, темы и цели проекта. Привлечение и мотивация учащихся. | Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель проекта и результат. | Направляет обучающихся, организует учебную ситуацию, поддерживает (предлагает) идею. | Мозговой штурм «Да – нетка» Приём «Создай паспорт» | Паспорт проекта. План реализации проекта. |
Уточнение проблемы, темы и цели проекта. Планирование действий. Уточнение ролей в группе. Составление паспорта проекта. Уточнение структуры портфолио проекта. | |||||
Защита проекта |
Стадия реализация Поиск информации | Консультирова ние учащихся по вопросам сбора информации | Определение источников информации. Сбор информации по теме проекта. | Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. | Творческие сочинения | Пакет «сырой» информации |
Комбинирование методов и приёмов помогает достичь и конечную цель применения технологии «ТРИЗ» - научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
В ФГОС нового поколения основным документом, конкретизирующем и уточняющем требования стандартов к образовательным результатам являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.
В соответствии с требованиями стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя: освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии «ТРИЗ»
является мониторинг сформированности метапредметных результатов (УУД) - функциональной грамотности и строится в соответствии со схемой выстраивания понимания через технологическую карту:
Технологическая карта формирования и оценки метапредметных результатов на уроках английского языка
Объект оценки | Высокий 3 | Средний 2 | Низкий 1 | |
Лингвистические знания | Принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности | Осуществляет поиск средств решения задачи. | Частично осуществляет поиск средств решения задачи. | Не осуществляет поиск средств решения задачи |
Планировать, выполнять и оценивать свои учебные/ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей | В полном объеме освоил начальные формы познавательной и личной рефлексии. | Частично освоил начальные формы познавательной и личной рефлексии. | Не освоил начальные формы познавательной и личной рефлексии | |
Понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм. | Взаимопонимани я в процессе диалогического общения. | Частичное взаимопонимания в процессе диалогического общения | Отсутствует взаимопонимания в процессе диалогического общения. | |
Использовать различные способы поиска информации . | Находит информацию в соответствии с решаемой коммуникативной /познавательной задачей. | Частично находит информацию в соответствии с решаемой коммуникативной /познавательной задачей. | Не находит информацию в соответствии с решаемой коммуникативной/позна вательной задачей. | |
Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения. | Умеет группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в английском и русском языках. | Частично умеет группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в английском и русском языках. | Не умеет группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в английском и русском языках. |
Данная карта позволяет целенаправленно вести процесс наблюдения за ребёнком в процессе обучения, в общении и различных видах деятельности.
Результаты таких наблюдений служат исходным материалом, который способствует созданию тех самых условий, необходимых для успешной
реализации образовательных целей и задач.
Методическая новизна
Новизна разработки заключается в том, что данный опыт направлен на реализацию стратегии ФГОС, через УМК нового поколения "Звёздный английский" ориентированный на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной программы начального общего образования в аспекте функциональной грамотности. Данная стратегия проявляется через совокупность разнообразных приёмов ТРИЗ - технологии, позволяющих формировать «сильное мышление» у обучающихся, воспитывать творческую личность, подготовленную к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.
Методическая сложность работы
Отличительная особенность деятельности внедрения опыта в соответствии с ведущими принципами ТРИЗ - педагогики при обучении иностранному языку: Принцип "САМ". В педагогике принцип “сам” крайне важен. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики. Ребёнок сам должен увидеть, сам открыть, сам прочувствовать, сам догадаться, сам решить, сам выбрать, сам сделать.
Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п.
Принцип творческого подхода к обучению творчеству. Он означает, что многие приемы и модели дети как бы приоткрывают самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.
Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.
Принцип обратной связи. Результаты работы контролируются через ответы детей, предусмотренные ОТСМ – ТРИЗ – РТВ тестовые задания и, главное, - через оценку творческих работ.
Развивающий потенциал:
- Обновление содержания образования для формирования функциональной грамотности на основе «ТРИЗ» технологии.
- Логика построения урочной и внеурочной деятельности в технологии «ТРИЗ».
- Методы и приёмы технологии «ТРИЗ» применимы во всех видах деятельности.
- Система мониторинга формирования функциональной грамотности на уровне педагога.
Направленность: основные направления (линии) развития учащихся начальных классов в рамках изучения предмета «Английский язык»:
- Овладение функциональной грамотностью с помощью ТРИЗ-технологий в
области чтения, письма и говорения.
- Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем языка.
- Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
- Овладение орфографией и пунктуацией.
- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов. 6.Приобретение и систематизацию знаний о языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений.
Педагогическая целесообразность: Целесообразность данной разработки, на мой взгляд, в том, что использование определенных приемов по формированию функциональной грамотности обеспечивает:
- возможность поддержания интереса и мотивации учащихся;
- вариативность объема учебного материала;
- возможность работы в разноуровневом классе, организации дифференцированного обучения с учетом различных индивидуальных типов мышления и учебных стилей учащихся.
Практическая значимость
Практическая значимость заключается в том, что опыт, описанный в методической разработке, ориентирован на достижение новых образовательных результатов в аспекте предмета «Иностранный язык», через совокупность приёмов ТРИЗ - технологии, позволяющей формировать «сильное мышление» у обучающихся, воспитывать творческую личность, подготовленную к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности. Для развития мотивации учащихся, акцент делается на поиске чего-то нового: изготовление и усовершенствование, создание новых действующих моделей.
Результаты:
В ходе реализации разработки созданы методические продукты:
- Методические рекомендации по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии;
-таблица методов и приемов технологии "ТРИЗ", применяемых в различных видах деятельности;
-механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ "по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка;
-алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, лежащий в основе технологии - ТРИЗ по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка;
-технологическая карта формирования и оценки метапредметных результатов по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка.
Заключение
Подводя итог сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что использование ТРИЗ технологии в современном образовательной деятельности позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного языка, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения, а главное, сохранить контингент обучающихся, что в условиях современных преобразований является весьма значимым.
Отрадно и то, что применение приемов данной технологии не требуют специальных затрат на приобретение материально – технического оборудования. Творческие чудеса могут рождаться на обычной школьной доске и в ученической тетради, хотя бесспорно, применение современных информационно – коммуникационных технологий сделает процесс обучения более привлекательным и продуктивным.
Оценка риска.
Риски | Меры для их минимизации |
Значительное возрастание нагрузки на педагога, по причине отсутствия в учебно-методическом комплексе заданий связанных с ТРИЗ- технологиями. | Создание методических рекомендаций и банков заданий |
Возможность не восприятия (не полного восприятия) обучающихся данного подхода в случае, если только отдельные педагоги работают в ТРИЗ - технологии. | Поиск и привлечение единомышленников |
Активность участия родителей в совместных мероприятиях | Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей |
Потеря интереса детей к деятельности. | Для устранения данного риска в опыт включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны, как правило, представлены в игровой форме. |
Преемственность. В рамках преемственности, ежегодно между начальной школой и среднем звеном проводятся круглые столы, где обсуждаются вопросы качества образования по предметам. Результаты аттестации обучающихся по предмету «Английский язык» подтверждают результаты, полученные в начальной школе (успеваемость-100%,качество 68%).
Перспективы дальнейшего развития . Проект направлен на достижения новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), учитывает возрастные, индивидуальные особенности детей, средствами практико-ориентированных формами урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Выводы:
-Разработана и апробируются таблица методов и приемов технологии "ТРИЗ", применяемых в различных видах деятельности.
-Разработан механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ "по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка.
-Составлен алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, лежащий в основе технологии - ТРИЗ по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка.
-Разработана и апробирована технологическая карта формирования и оценки метапредметных результатов по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка.
Литература.
1. Методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно- гуманитарного цикла», Астана ,2013г.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- Москва, 1991 г.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Ж. Иностранные языки в школе.2000г. №2,3
- Гин А.А. Приемы педагогической техники.- Вита-Пресс,2001г.
- Горячев А. В., Иглина Н. И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2 – 4 классы). – М.: Баласс, 2010г.
Ресурсы интернета:
- Фестиваль педагогических идей http://festival.lseptember. ru/
- Газета «Первое сентября» http://ps.lseptember. ru/newspaper.php
- Сайт « Образование для новой эры» http://www.о-мир.рф/ Анатолий Гин, Сергей Фаер, Ирина Андржеевска