1.3. "Мои открытия в проектах"
В своей педагогической деятельности я использую метод проектов. Такой метод позволяет мне раскрыть в ребенке весь потенциал его личности, а также вовлечь в деятельность не только детей, но и их родителей, педагогов и администрацию ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
В своей педагогической деятельности я использую метод проектов. Такой метод позволяет мне раскрыть в ребенке весь потенциал его личности, а также вовлечь в деятельность не только детей, но и их родителей, педагогов и администрацию ДОУ.
Как охватить многие виды деятельности, темы, так чтобы ребенку это было интересно? Именно проект помогает решить эту проблему, так как в процессе подготовки к проектной деятельности я не диктую детям тему и не навязываю то, что необходимо мне. Мы вместе с ними в рамках живого общения выбираем тему, ту, которая действительно их волнует, ту, которая у них вызывает живой интерес.
Наше утро начинается с «Детского совета». Мы садимся в круг и выбираем тему нашего проекта. Каждый предлагает свою. Путем голосования мы решаем, о чем будет наш проект.
Я использую метод трех вопросов. На обычном плакате пишем: «Что мы знаем? Что хотим узнать? Как узнать?» Заполняем таблицу и вывешиваем ее на самое видное место. Составляем план видов деятельности, которыми мы будем заниматься в течение всего проекта. К этому плану мы обращаемся утром и вечером, потому что в процессе изучения темы у ребенка возникают новые идеи. Каждый ребенок в моей группе может запланировать ту деятельность, которая сейчас ему будет интересна, также выбрать любой материал и место, где он будет этим заниматься. Я не мешаю ребенку действовать так, как именно он считает нужным. Я даю детям свободу действий и при необходимости индивидуальную поддержку.
Работая над проектами, мы с детьми разработали правила, про которые они никогда не забывают.
Первое правило: «Никто не проходит мимо!» Каждый, кто приходит к нам в группу, включается в наш проект (родители, сотрудники ДОУ, дети других групп), и обязательно предлагают свои идеи. Музыкальный руководитель может предлагать разучивание танцев, песен по теме. Помогает с постановкой спектаклей. Администрация ДОУ помогает в организации экскурсий, организует сотрудничество с другими организациями (музей, библиотека, пожарная часть и т. д.). Это правило позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать.
Второе правило: «Группа для детей!» Именно они решают, что и где будет располагаться. Мебель в группе легко трансформируется, а необходимые атрибуты мы с детьми изготавливаем самостоятельно. Часто дети из дома приносят различные материалы для проекта.
Третье правило: «У каждого свой выбор!» У каждого ребенка есть право выбора темы и вида деятельности. А если кому-то не нравится выбранная тема, я поддержу его и помогузаняться тем, что ему действительно интересно! Каждый ребенок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе.
Четвертое правило: «У кого больше!» Чья тема набрала больше всего голосов, та и будет темой проекта! Это учит детей связно высказывать свою мысль, не стесняться задавать вопросы, уважать мнение других!
Я считаю, что именно правила позволяют в ребенке воспитать такие качества, как ответственность, уважение к другому мнению, умение слушать и слышать!
Метод проекта задействует все виды детской деятельности! Развитие идет по всем образовательным областям: коммуникация, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельность и инициативность - это еще один из важнейших аспектов, который развивается в процессе любого проекта!
Результаты нашей работы не складываются в папку, и не забываются! Мы сотрудничаем с детьми из других групп! Ребята приглашают детей на экскурсии, показывают презентации и мастер-классы. Такое взаимодействие помогает ребенку не стесняться выступать перед публикой, стать успешным в глазах своих сверстников.
Родители - это наши главные помощники! Если ребенок задумал что-то узнать, он сам об этом обязательно расскажет. И вот уже вся семья с нами в проекте! Мамы приносят книги и делают презентации, папы изготавливают с детьми в группе подделки, и даже бабушки приходят помочь нам.
Успешным и хорошо адаптированным в социуме будет тот ребенок, который умеет устанавливать связи со взрослыми и сверстниками, умеет планировать свое время, искать нужную информацию в разных источниках, знать для чего и где ее можно применить!
В начале работы с проектом у меня возникало много трудностей и страхов. Было недопонимание того, как отойти от обыденных планов занятий,как предоставить свободу выбора деятельности детям, как решать свои педагогические задачи в рамках реализации проектов?
Но чтобы справляться со своими страхами и научиться преодолевать трудности, нужно поверить в себя и идти вперед!
Список литературы:
1. Детский совет. Изд-во Национальное образование. - М., 2015.
2. "Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В."