Пальчиковые игры для детей с ОВЗ

Манаенкова Марина Анатольевна

Пальчиковые игры для детей с ОВЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx47.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей с ОВЗ

C:\Users\1\Desktop\2943642261.jpg

У детей при ряде нарушений (речевых, интеллектуальных и других) отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает ребенок, окружающий мир, осваивает его премудрости. Сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Все движения рук ребенка можно разделить на уровни. Каждому уровню соответствуют свои пальчиковые упражнения.

 Первый уровень. На этом уровне совершаются быстрые ритмические движения, связанные с принятием и удерживанием определѐнной позы. В такую работу вовлекаются десятки мышц тела, конечностей. Обеспечивают их правильное чередование парные и логоритмические игры.

 Второй уровень. Движения носят ясно выраженный целевой характер, имеют начало и конец: ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. С помощью этих движений давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают что-либо, подобные движения отрабатываются в массажных, тактильных, жестовых силовых и предметных ориентировочных играх. К этому же уровню относятся и движения прицеливания, а так же установочно-выжидательные движения. Творческие игры и жестовые игры-имитации способны вовремя поддержать процесс развития этих важных движений рук.

Третий уровень. Это действия, связанные с точностью и зрительным контролем. Освоить движения в системе «глаз-рука» помогут предметные дидактические игры. Эти игры способны «настроить» руку и на выполнение таких действий, как вязание на спицах, завязывание узлов, мотание ниток, плетение, надевание одежды.

Четвертый уровень. Это уровень подготовки руки к письму, а также бытовых действий, которые требуют особой подвижности мелких мышц кисти: вышивание, шитьѐ, чистка овощей. Развитие кисти руки для совершения подобных движений в очень большой степени лежит в «зоне ответственности» предметных графических игр, наряду с ними процесс освоения предметных действий хорошо поддерживают жестовые игры-диалоги.

Во время занятий с ребенком важно соблюдать несложные правила: 

- приступайте к игре, когда и вы, и ваш ребенок в хорошем настроении;

- взрослый сначала показывает игру ребенку сам;

 - взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка;

 - взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает тест;

 - ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

 - ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает ему и помогает;

- демонстрируйте ребенку собственную увлеченность игрой;

 - обращайте внимание на то, насколько увлечен игрой сам ребенок;

 - не ставьте перед собой задачу обучить ребенка всем движениям игры сразу, в один момент (а так же выучить «от и до» стихотворное сопровождение);

 - расширяйте возможности участия ребенка в игре постепенно;

- не принуждайте ребенка начать или продолжить игру, если он этого не хочет;

- похвалите ребенка за правильно выполненные задания.

Дополнительные рекомендации 

- Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Постарайтесь предварительно согреть руки, например, погрузить их в теплую воду, подержав под струѐй горячей воды, растереть ладони.

 - Чтобы содержание игры было ребенку более понятным и образным, лучше предварительно кратко познакомить ребенка с персонажами. Сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

 - Не забывайте расширять диапазон игр.

- Все упражнения следует показывать и выполнять медленно. Стремитесь, чтобы ребенок увлекся показом и его комментарием.

 - Во время разучивания следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение пальцев (или ладоней, кистей) и правильно переключался с одного движения на другое.