Методическая копилка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя школа № 2
Конспект
урока по русскому языку в 5 классе
Учитель русского языка
и литературы
Смарченкова Е.Д.
п.Сосновское
2018 г.
Тема урока: «Словосочетание. Строение словосочетания.»
5 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Предварительная подготовка: учитель заранее готовит карточки для индивидуальной работы, для работы в парах и группах; оценочные листы для само- и взаимооценки учащихся.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная.
Технология: развивающее обучение; ИКТ; элементы технологии проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения.
Методы /приёмы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; наблюдение; комментирование; самостоятельная работа, работа в группах, работа в парах; работа с деформированным, с информационным текстом; деятельностный метод.
Оборудование :
УМК под ред. Ладыженской Т.А.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. - Москва: Просвещение, 2015г.;
компьютер, мультимедийный проектор, экран; индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями, листы самооценки); слайдовая презентация «Словосочетание. Строение словосочетаний».
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и применению терминов «словосочетание», «слово», «предложение», «смысловая связь», «грамматическая связь», «подчинительная связь», «виды словосочетаний». Обеспечить закрепление этих знаний и умений для самостоятельного применения.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятиями: «словосочетание», «слово», «предложение», «смысловая связь», «грамматическая связь», «подчинительная связь», «виды словосочетаний»; сформировать умения: составлять разные виды словосочетаний, отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи; вычленять словосочетания из предложения.
Развивающие:
Создать условия для развития ууд:
-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
-структурировать знания;
-уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;
-осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль с использованием элементов самооценки;
-уметь слушать и слышать собеседника, учителя.
Воспитательные:
-положительно относиться к учению, познавательной деятельности; проявлять готовность приобретать новые знания;
-воспитание чувства прекрасного через музыку и художественный текст;
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.
Метапредметные результаты
Регулятивные: организация, планирование и регуляция своей деятельности, целеполагание; мотивация учебной деятельности;
умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
Познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных
объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно - следственных связей;
Коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально - этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.
Личностные результаты: умение
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,
- использовать словарный запас и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Ход урока.
Этап урока | Время (мин.) | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Организ. часть | 1мин. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. -Здравствуй, небо голубое. Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, матушка – земля, Здравствуйте, мои друзья. - Проверьте вашу готовность к уроку: посмотрите на свои рабочие места - всё ли необходимое для работы есть на парте. Запишите в тетрадях число, вид работы - «Классная работа». Подпишите свои оценочные листы. (учитель в это время по рядам проверяет наличие письменной домашней работы в тетрадях учащихся). | Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. . Настраиваются на продуктивную работу, делают записи в тетрадях, подписывают оценочные листы.( В оценочных листах ученики будут фиксировать все результаты само- и взаимопров |
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | 7 мин. | 1.Учитель задаёт вопросы по теме изученного материала, контролирует правильность ответов. - Что изучается в разделе «Синтаксис»? - Что такое пунктуация? - Какие знаки препинания вы знаете? - От чего зависит их выбор? 2. Выявляет возможные трудности при выполнении домашней работы у учащихся. – Поднимите руку, если выполнение письменного домашнего задания вызвало трудности или остались сомнения в правильности выполненного (в случае выявления проблемы учитель предлагает получить после урока дополнительный материал для устранения пробелов по теме). 3. Предлагает в карточках под № 1 (прил.1), имеющихся у каждого на парте, разделить текст на предложения, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. /После того как задание будет выполнено, выводит на экран слайд 1 презентации) – прил.2./ - Проведите самопроверку по эталону. Внесите свою оценку в оценочный лист.
| 1. Отвечают на поставленные вопросы. 2. . Поднимают руку те, кто сомневается в правильности выполнения домашнего задания. 3. Выполняют самостоятельно задание по карточкам. Проводят самопроверку по эталону, вносят исправления; фиксируют оценку в оценочном листе |
3. Определение темы и целей урока. «Открытие уч-ся новых знаний. 4.Первичная проверка понимания. 5. Физкультми-нутка.
| мин. | 1. Учитель обеспечивает определение учащимися темы урока, целей. -Отгадаем загадку: В нем ходят парою слова, Но не равны у них права. В нем слово главное всегда С зависимым шагает. А кто есть кто – нам без труда Вопрос определяет. 2.- А сейчас предлагаю поиграть «Найди четвёртый - лишний». (на слайде №2: 1. Выставка открылась. 2. Надвинулась туча. 3. Узкая тропинка. 4. Соревнования продолжаются.) Задаёт вопрос: - Почему под № 3- «лишнее»? 3. Предлагает определить тему урока и записать в тетрадях. - Сформулируйте цель нашего урока. - Поставим задачи на урок и выстроим план урока (цели и план фиксируются на доске, после каждого этапа урока будем возвращаться к плану; в конце урока проверим, достигнуты ли поставленные цели). 4.Задаёт вопрос: - Как вы думаете, почему термин «словосочетание» произошёл от старославянского слова «чета», т.е. «два»? Организует работу в парах. Ставит цель: изучить предложенный теоретический материал по теме (прил.3),пересказать основные положения материала. - Ребята, изучите карточки с текстом, объясняющим понятие «словосочетание», отмечая значком «V» информацию, которая вам уже была известна; знаком «+» новую для вас информацию; знаком «?» информацию, по которой вам могут понадобиться дополнительные сведения. На доске записаны вопросы, которые помогут вам сформулировать ответы (прил.4): Выслушивает ответы, просит обучающихся прокомментировать (по желанию), оценивает. Мы, ребята, потрудились, | 1.Отвечают (словосочетание). 2.Находят и называют «лишнее»: № 3. Обосновывают выбор (под №№ 1, 2, 4 – предложения, а № 3 - словосочетание). 3.. Формулируют и записывают в тетрадях тему: Словосочетание. Формулируют - цель (узнать, что такое словосочетание, для чего существует в языке; из чего состоит) - задачи (находить словосочетания в предложении, научиться составлять словосочетания). 4. Отвечают на вопрос (словосочетания состоят из 2-х слов). Работая в парах, изучают содержание теоретического материала на карточках, делая соответствующие пометы по ходу ознакомления с информацией по теме «Словосочетание». Формулируют ответы в соответствии с вопросами. Отвечают. Выполняют действия. |
6.Первичное закрепление.
Включение новых знаний в систему знаний. | мин. | 1.Учитель раздаёт задания на карточках (прил.5). - Записаны пары слов, которые нужно преобразовать в словосочетания - согласовать в роде, числе, падеже. Запишите сконструированные вами словосочетания в тетради, обозначьте в них главное и зависимое слово, укажите смысловую связь. Осуществляет контроль, в случае необходимости оказывает помощь. По окончании работы предлагает ученикам провести взаимопроверку. 2. Создаёт проблемную ситуацию: предлагает ответить на вопрос: - Из каких сочетаний слов не удалось составить словосочетания? Почему? а)Предлагает прочитать в упр. № 129 учебника отрывок из стихотворения Ю. Владимирова. Задаёт вопрос: - В какой части стихотворения и из-за чего возникла путаница? б)- Выпишите 4 словосочетания из 1 части стихотворения, обозначьте главное слово. 3. Задаёт вопрос:- Словосочетание мы видим в составе предложения. Какие слова в предложении не могут являться словосочетанием? Даёт задание: - Выпишите со слайда номера сочетаний слов, которые не являются словосочетаниями. (выводит на экран слайд 3) – прил.6. По окончании работы организует самоконтроль: - Проведите самопроверку по эталону на слайде. (выводит слайд 4) – прил.7 4. Организует работу в группах (по 4-5 человек). Даёт задание: - Составьте и запишите словосочетания со словами лес, кусты, слёзы, гербарий, увяданье. (пока группы работают, учитель раздаёт им карточки –прил.8) - А сейчас прочитайте на карточках отрывки из стихотворений разных авторов (прил.8). Решите исследовательскую задачу: найдите в стихах необычные словосочетания. - Подумайте, для чего поэты используют такие необычные словосочетания? Учитель обобщает: - Да, иногда поэты сознательно нарушают законы сочетаемости слов в словосочетании, чтобы привлечь внимание читателя, помочь ему представить более ярко, образно предмет или явление природы. На уроках литературы мы с вами постоянно работаем с подобными авторскими средствами выразительности. 5. Предлагает выполнить тестовое задание, выводит на экран тест (слайд 5) – прил.9. - Проверьте, насколько вы усвоили новые знания. После того как задание будет выполнено – на экран выводится ключ для самопроверки и критерии оценивания (слайд 6) – прил.10 | 1. Самостоятельно преобразовывают пары слов в словосочетания, работая в тетрадях. Проводят взаимопроверку, оценивают работу в соответствии с критериями. Критерии оценивания (на доске): «5» - 4 правильных ответа; «4» - 3; «3» - 2. 2. Решают проблемную ситуацию, отвечают на вопрос (слова в словосочетании должны обозначать явления, связанные между собой в реальной жизни). Читают и анализируют текст упражнения.
Отвечают на вопрос. Записывают в тетрадях словосочетания, обозначают главное слово. 3. Отвечают на вопрос. Выполняют упражнение в тетрадях. Проводят самопроверку: каждый ученик оценивает свою работу в соответствии с критериями. 4. Выполняют задание на листочках, зачитывают получившиеся словосочетания. Выполняют задание в группах: каждая группа получает карточку, находит и выписывает на листочки словосочетания; по очереди зачитывает выписанное. Отвечают (для усиления выразительности) 5. Слушают задание, выполняют тест в тетрадях. Проводят самопроверку и самооценку. |
7.Рефлексия. | Учитель организует рефлексию: - Как вы считаете, достигли ли вы поставленной в первой части урока цели? Чему вы научились на сегодняшнем занятии? | Осуществляют рефлексию учебной деятельности. Отвечают на вопросы (достигли; научились отличать словосочетания от других сочетаний слов, конструировать словосочетания, определять смысловую связь; применили знания на практике). | |
8.Домашнее задание. | 1. Даёт и комментирует домашнее задание: - Для закрепления знания – домашнее задание! (выводит на экран слайд 7),комментирует д/з. Знакомит учеников с критериями успешного выполнения домашнего задания: -Безошибочность выполнения задания; аккуратность оформления записей и обозначений в тетради; владение материалом параграфа в процессе его пересказа на следующем уроке при проверке д/з. 2. Объявляет и комментирует оценки отдельным ученикам. 3. Предлагает всем учащимся сдать тетради и оценочные листы (дежурные в это время раздают проверенные тетради). 4. Выводит на экран слайд 8. | Записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя. |
Литература
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. - Москва: Просвещение, 2015г.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: Просвещение, 2014г.
3. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., Комиссарова Л.Ю., Ладыженская Н.В. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - Москва: Просвещение, 2014г.
4. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Т.А. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - Москва: Просвещение, 2015г.