Выступления
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на МО учителей -дефектологов Калининского района | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение компетентности родителей в организации проектной деятельности в работе с детьми ОВЗ
Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-дефектолога становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями.
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-дефектолог должен строить свое общение с родителями.
В глоссарии ФГОС «компетенция» определяется как «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы», а «компетентность» - это «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности
Зачастую, в беседе с родителями детей с ОВЗ, при сборе анамнеза ребенка, сталкиваешься с недостаточной родительской компетентностью: в знании особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте, своевременном посещении консультаций специалистов, правильным выбором средств и условий развития детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Ребенок с ОВЗ нуждается в непрерывном, системном подходе развития. И, конечно, центральное место этого процесса является семья.
С целью повышения компетентности родителей мы практикуем следующие формы работы с семьей:
- Совместные мероприятия
- Мастер классы
- Проектная деятельность
Проектная деятельность - это одна из эффективных форм работы для передачи опыта обучения и воспитания.
С 1 по 10 слайды- обзор разных проектов
О проектной деятельности написано немало книг, но лучше один раз увидеть…Поэтому я расскажу и покажу на конкретном примере. Самый любимый проект назывался «Волшебная коробочка»
8-9 слайды- описание проекта «Волшебная коробочка»
Участниками проекта «Волшебная коробочка» стали дети старшей группы ОВЗ, их воспитатели, родители, а также специалисты ДОУ (дефектолог, музыкальный руководитель, психолог, логопеда и дефектологи ДОУ)
Проект осуществлялся в старшей группе детей с ОВЗ МАДОУ ДС № 462 в течение 6 месяцев, то есть он являлся длительным проектом.
Тип данного проекта: социально-образовательный.
Цель проекта: привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.
Задачи проекта:
познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;
- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
- В ходе реализации проекта нами были выделены следующие этапы:
1)Этап постановки цели нашего проекта.
2) Вовлечение родителей в решение проблемы.
3) Обсуждение ее с родителями.
4) Творческий поиск – включал в себя обсуждение плана со специалистами детского сада – музыкальным работником и педагогом-психологом. Они составили перспективные планы работы с детьми в рамках проекта.
К работе над проектом «Волшебная коробочка» нами также были привлечены и логопеды и дефектологи, вместе с ними был проведен мастер-класс «Создание универсальной коробочки» по развитию речи
5) Основной. В него вошли занятия, игры. На этом этапе активную роль была отведена родителям (они изготавливали коробочки, кто-то вязал, кто-то клеил, все родители принимали активное участие)
6) Планирование основного события нашего проекта. Это семейный праздник, в котором родители принимали самое непосредственное участие, награждение победителей в конкурсе коробочек.
7) Подведение итогов проекта-( рефлексия- анализ).
С 10 по 17 слайды- иллюстрации к проекту
Заключение
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Привлечение родителей к участию в жизни детского сада и группы позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и, надеюсь, дальнейших проектов.
Спасибо за внимание!