Аналитическая деятельность

Еткоков Александр Геннадьевич

Аналитическая деятельность

САМОАНАЛИЗ УРОКА


Класс: 

Тема урока: 

Тип урока и его структура: 

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? 

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( колличество слабоуспевающих, сильных учащихся...) Какие особенности учащихсяся были учтены при планировании урока? 

3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. 

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? 

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап? 

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями? 

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? 

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся. 

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 

10. Наметить перспективы своей деятельности.



 

    ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


1. Полнота - количество программных знаний об изучаемом объекте в рамках школьной программы;

2. Глубина - знание всех существенных черт каждого элемента изучаемого объекта; знание связей, которыми соединены эти элементы;

3. Систематичность - осознанность одних знаний как базовых для других; проверяется в умении излагать материал в последовательности, в умении обнаружить и объяснить связь последующего с предыдущим;

4. Системность - осознание личностью знаний по их месту в структуре научной теории; проверяется в понимании учащимися, что в данной системе знаний является основным, что следствием, что приложением;

5. Оперативность - применение знаний в различных ситуациях;

6. Гибкость - уметь вариативно решать одну и ту же задачу, самостоятельно конструируя вариации;

7. Конкретность - проявляется в знании системы конкретных форм и образов; в умении использовать конкретные факты, знания для обобщения;

8. Обобщённость - умение подвести конкретное знание под обобщение;

9. Развёрнутость - умение осуществить цепь рассуждений;

10. Свёрнутость - умение воспроизводить знания компактно;

11. Осознанность - понимание связи знаний и пути их получения, применение на практике;

12. Прочность - устойчивая фиксация в памяти системы существенных знаний и способов их применения; умение с помощью одних опорных знаний восстанавливать другие.
 



 

    АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА


 

   При анализе личностно ориентированного урока особое внимание необходимо уделить следующим моментам:
- личностное развитие учащихся,
- исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности учащихся;
- проектирование индивидуальной работы с учащимися на отдельных этапах урока;
- мотивация предстоящей учащимися деятельности;
- решение познавательных и личностных задач на каждом этапе урока; организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке;
- ценности положенные в основу содержания обучения на данном уроке и ставшие предметом обсуждения с учащимися;
- решение глобальных и более частных проблем развития человечества и человека в ходе урока;
- возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов;
- создание ситуации выбора (теории, системы, определения, способа решения задачи, проблем для обсуждения и т.д.) и роль учащихся в этом выборе;
- учащиеся и творческий поиск: в чем он состоял, каковы элементы, результаты творческой деятельности ("произведения" созданные учащимися, "открытия", поставленные проблемы и т.д.);
- способы личностного развития, "строительства" собственной личности, которыми овладели учащиеся: умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умением общения, коммуникабельности; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самодисциплины, умением самопознания, рефлексии и др.;
    - интеграция содержания; 
    - диалогический характер обучения; 
    - развитие гуманитарного мышления учащихся; 
    - использование современных технологий обучения и их эффект; 
    - настроение урока; 
    - творческие педагогические находки урока.



 

    КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК


 

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак: 

1. C чего надо начать подготовку к уроку: 
- четко определить и сформулировать для себя его тему; 
- определить место темы в учебном курсе; 
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. 

3. Спланировать учебный материал Для этого надо: 
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. 
Подобрать учебные задания, целью которых является: 
- узнавание нового материала; 
- воспроизведение; 
- применение знаний в новой ситуации; 
- применение знаний в незнакомой ситуации; 
- творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 
Составить три набора заданий: 
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; 
- задания, способствующие осмыслению материала учеником; 
- задания, способствующие закреплению материала учеником. 

4. Продумать "изюминку" урока. 
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. 
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. 
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. 

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: 
- что контролировать; 
- как контролировать; 
- как использовать результаты контроля. 
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе. 

7. Подготовить оборудование для урока. 
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. 

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Что надо помнить, готовя конспект урока? 
Конспект должен содержать три основные части: 
- формальную; 
- содержательную; 
- аналитическую. 

Формальная часть выглядит так: 
Урок № __________ 
Тема:____________ 
Цель:____________ 
Задачи: обучающие:_____________ 
развивающие:___________ 
воспитывающие:_________ 
Оборудование:________________ 

Последовательность отдельных этапов урока. 

Содержательная часть - состоит из двух частей: 
1. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 
2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :

 

что делают (этап урока)

Ученики

Учитель

 

 

 

 



Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока. 

Из статьи Завельского Ю.В.

" Как подготовить современный урок" .

Журнал "Завуч" № 4, 2000 г.