Организация обучения детей с ОВЗ

Ирина Владимировна Ягупова

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы  с родителями
обучающихся с ОВЗ

Государственная политика в области образования детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование). С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих обычную образовательную школу, увеличивается, перед педагогами нашей школы встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. И одним из важных направлений в работе  учителя  становится взаимодействие с родителями детей с ОВЗ и с родителями "здоровых"  детей.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования  свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Согласно исследованию, проводившемуся в нашей школе были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных на начало учебного года:

  • Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ
  • отсутствие объективной картины учебного процесса в школе; 
  • страх,  опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся; 
  •  нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь педагога в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили и подготовили  блок  мероприятий имеющих общую цельповышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Известный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями», а тем более с семьями, где есть «особый» ребёнок. И педагогический коллектив школы стремится решать проблему взаимодействия  с семьями учащихся с ОВЗ, используя в своей работе опыт предыдущих лет, вводя новые современные виды форм  сотрудничества с семьёй. Главными задачами педагогического коллектива  в этом направлении являются:

- способствование единению трёх составляющих: педагог – ребёнок - семья;  

- сплочение творческой силы заинтересованных сторон;

- всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка;

- создание условий для всестороннего развития ребенка в семье и школе;

- коррекция взаимоотношений в семье.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

  1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе  и семье.
  2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
  3. Далее группой психолого-медико-педагогического консилиума(ПМПк) на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
  4. Составление плана работы с родителями детей с ОВЗ.
  5. Непосредственная работа с родителями.

  Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок,  тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны

  Вся деятельность строится  по следующим направлениям:

- социальное и психолого - педагогическое сопровождение семей;

- система родительского всеобуча;

- система массовых мероприятий и акций.

В рамках родительского всеобуча используются как традиционные формы работы: тематические родительские собрания, так и новые формы: круглые столы, родительский лекторий, семинары-практикумы, Дни открытых дверей, психологические тренинги, творческие мастерские. Тематика педагогического просвещения родителей меняется каждый год и зависит от образовательных потребностей родителей, а также от актуальности выбранных тем. В проведении мероприятий по педагогическому просвещению родителей активное участие принимают педагоги, зам. директора по УВР, библиотекарь.

Таким образом, следует отметить, что в школе накоплен положительный опыт взаимодействия педагогов с родителями  для повышения качества учебно-воспитательного процесса, помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Итогом целенаправленной работы является тот факт, что в школе сложилась стабильная группа родителей, на которую можно опираться в вопросах сотрудничества семьи и школы.



Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  НАБЛЮДЕНИЙ

ФИО обучающегося

2 класс

МБОУ Богословская ООШ

Классный руководитель: Ягупова И.В.

  1. ФИО  
  2. Класс  
  3. Дата рождения
  4. Домашний адрес:
  5. Семья ребенка:

Мать:.

Место работы:

Отец:

Место работы:

Жилищно-бытовые условия:  3-х комнатная квартира, в которой проживают мать, отец, трое детей.

  1. Взаимоотношения в семье: прослеживаются элементы диктата со стороны отца. Мама не имеет собственного мнения, во всём поддакивает мужу.

Наличие отклонений от норм поведения в семье:  поведение отца неадекватное – на любые замечания в отношении ребенка  реагирует вспышками гнева. Начинает разговаривать на повышенных тонах, оскорблять собеседника, не обращая внимания на его пол, возраст и статус.  

Воспитательный потенциал семьи Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры, неспособность правильно организовать  семейный досуг, жизнедеятельность семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

  1. Характер ребёнка вспыльчивый – легко огорчается, обижается. Причины своих обид старается устранить с помощью брани и кулаков. Не чувствителен к другим.
  2. Качества личности (положительные, отрицательные) К положительным качествам можно отнести  любознательность. К отрицательным – вспыльчивость, необоснованное недовольство, драчливость.
  3. Положение ребенка в коллективе находится на стыке нейтральный / отвергаемый
  4. Учебная деятельность: программный материал усваивает с трудом, нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых.

Уровень знаний характеризуется низкими показателями. 

Мотивация обучения низкая.

Посещаемость уроков регулярная, но без интереса. Учебную задачу не понимает.

  1. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы любит участвовать в общешкольных мероприятиях и соревнованиях.

Классный руководитель Ягупова И.В.           _______________  

Дата

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА

В данной школе К. обучается с 1 класса. В школу мальчик поступил в 7 лет.

Внешне ребёнок опрятный, культурно-гигиенические навыки сформированы в достаточной степени. В школу приходит в чистой одежде, причёсанный, аккуратный. Физическое развитие соответствует возрасту. Очень любит спортивные мероприятия и уроки физкультуры.

Уровень обученности низкий. Процесс обучения даётся ему очень нелегко. На уроках рассеян, внимание неустойчивое – фиксируется с трудом на короткое время. К. быстро устаёт, теряет интерес к занятиям, невнимателен. Мышление конкретное, тугоподвижное. Объём памяти снижен. Знания об окружающем мире носят бессистемный и отрывочный характер. Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение на стадии формирования.

Чтение послоговое, отрывистое, монотонное. Выделяет голосом интонацию текста по образцу.  Последовательный пересказ только с опорой на наглядность или наводящие вопросы. Скрытый смысл текста определяет с помощью учителя.

Письмо самостоятельное медленное, неаккуратное. Иногда пропускает буквы в словах, переставляет буквы и слоги местами в сложных словах, буквы разной величины. Легко списывает с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку затруднено. Задания по русскому языку самостоятельно не выполняет, требует повторения словесной инструкции учителя несколько раз.

Прямой и обратный счет в пределах 20, называет «соседей», чисел, умеет считать от заданного до заданного числа, счётные операции выполняет с трудом. При решении задач затрудняется в записи краткого условия. Построение геометрических фигур выполняет с помощью учителя.

Отношения с одноклассниками сложные. Мальчик  отталкивает от себя ребят: постоянно пытается кого-нибудь задеть, обозвать, часто агрессивен. В конфликтных ситуациях предпочитает решать проблему кулаками

Кирилл  нарушает правила поведения учащихся в школе: во время перемен без разрешения убегает домой или к бабушке, уходит в столовую, использует в речи нецензурные выражения, оскорбляет учащихся и распускает руки.

Классный руководитель Ягупова  И.В.   _____________

Дата

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Дата

Наблюдение

Меры

13.02.15г.

Нецензурно выражается на переменах.

 

Сообщение родителям через записку. Проведение индивидуальной беседы о культуре общения.

16.02.15г.

Угрожал однокласснице : «Я тебе нос разобью».

Классный руководитель Ягупова И.В.   _____________

Дата

Наблюдение

Меры

17.03.15г.

Ударил одноклассницу. Ругается матом.

Сообщение родителям через записку. Проведение индивидуальной беседы о правилах поведения учащихся в школе.

Классный руководитель Ягупова И.В.   _____________

Дата

Наблюдение

Меры

5.04.15г.

Дерется на переменах. Оскорбляет учащихся, ругается матом.

Сообщение родителям через записку. Проведение индивидуальной беседы о правилах поведения учащихся в школе.

Классный руководитель Ягупова И.В   _____________

Дата

Наблюдение

Меры

15.05.15г.

С утра был агрессивен. На замечания не реагировал. Ударил девочек. Спровоцировал драку.

Беседа с родителями о поведении ребенка.

Классный руководитель Ягупова И.В.   _____________

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ                                        

Содержание     наблюдений

Редко

Иногда  

Часто

1

Учебная  деятельность:

  • равнодушие;
  • нежелание  учиться;
  • низкая  успеваемость;
  • затруднение  в  освоении  учебных  программ;
  • систематическая  неуспеваемость  по  одному  или  нескольким предметам.  

+

+

+

2

Взаимоотношения  со  сверстниками.

Положение   в  классе:

  • изоляция;
  • противопоставление себя коллективу;
  • положение  вожака микро  группы,  состоящих  из  трудных  учащихся.

Отношение  к  другим  детям:

  • жестокое  обращение   со  слабыми  и  младшими;
  • пренебрежительное отношение  к  сверстникам.

+

+

+

3

Взаимоотношения  со  взрослыми.

С  учителями:

  • конфликтный  характер взаимоотношений  с  одним  или  несколькими учителями;
  • грубость;
  • бестактность;
  • ложь.

С  родителями:

  • конфликтный  характер;
  • ложь;
  • грубость,  хамство.

+

+

+

4

Поведение и  поступки.

В школе:

  • прогулы;
  • нарушения  требований школьной  дисциплины;
  • нецензурная  брань;
  • жаргонная  речь;
  • порча  школьного  имущества;
  • срыв  уроков;
  • драки.

+

+

+

+

Классный руководитель Ягупова И. В.   _____________



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика

 на ребенка из образовательного учреждения для врача психиатра

Фамилия, имя, отчество ребенка____

Дата рождения

Домашний адрес, телефон_НСО ;

Статус семьи: полная, благополучная, многодетная

Мать:                                                                                                            

Возраст:

Образование__среднее_____, профессия __

Отец:

Возраст:

Образование:

Профессия:  водитель.

Образовательное учреждение__МБОУ  Богословская ООШ_______

Класс (группа)______1__общеобразовательный

Поступил в 1 класс в___7 __возрасте. В данной школе с ___1_класса

Особенности психофизического развития: чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.

Особенности обучаемости: преобладает наглядно-образное мышление, требуется организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок.

Сформированность универсальных учебных действий:

-личностные универсальные действия: неадекватная мотивация учебной деятельности, нет ориентации на моральные нормы.

-регуляторные учебные универсальные действия: способность к восприятию и сохранению учебной цели и задачи, планирование её реализации, контроль и оценка своих действий зависит от настроения учащегося.

-коммуникативные универсальные учебные действия: не учитывает позицию собеседника, высказывает свою точку зрения, но не всегда объективно, не организовывает и не осуществляет сотрудничество с учителем и сверстниками, не всегда удается договориться с одноклассниками и прийти к общему решению не может, адекватно передавать информацию.

-познавательные универсальные учебные действия: не в полной мере владеет широким спектром логических действий и операций: обобщение, классификация, исключение; решает задачи при помощи учителя.

Результаты освоения учебных программ по отдельным предметам:

математика: знает состав чисел  первого десятка, знает таблицу сложения чисел  с числом 1,  не всегда называет последующее и предыдущее число. Знает геометрические фигуры, научился чертить отрезки заданной длины.  На устном счете поднимает руку, но не всегда отвечает правильно.

По математике  не  усвоил:  названия компонентов  при сложении.   Контрольные  работы самостоятельно выполнять не может.

чтение: знает буквы, заучивает небольшие стихотворения, воспроизводит текст, прочитанный учителем. Самостоятельно прочитанный текст воспроизвести не может.

русский: не может дать характеристику  согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие) Искажает написание букв, долгое  время  не мог писать  слова и буквы  на строчке. Не может самостоятельно делить слова на слоги. При списывании иногда  пропускает буквы. Не может выполнять звуко – буквенный  анализ. Всю работу выполняет только по образцу, записывать слова под диктовку не может.

Особенности устной речи: звукопроизношение, темп речи не нарушены, уровень развития речи соответствует норме.

Социально-бытовая ориентировка: агрессивен, драчлив. Из-за этого  взаимоотношения с одноклассниками не налажены.  Не соблюдает правила поведения на  уроке и перемене. На замечания взрослых не реагирует. Не знает основных правил поведения  в общественных местах (в столовой может разбрасывать еду.)

Общетрудовые умения Навыки самообслуживания  развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны,  не научился  убирать рабочее место после уроков технологии и ИЗО, в портфеле  беспорядок, готовится к уроку только после напоминания учителя.

Особенности поведения и эмоциональных проявлений:

Основное время учебного процесса может бегать по классу, занимается посторонними делами.  Поведение часто неадекватное: кричит, истерит  без видимых причин. Находясь в таком состоянии разбрасывает учебные вещи, рвет учебники и рабочие тетради, бьет одноклассников и портит их школьные принадлежности (ломает карандаши и ручки, рвет тетради, рисует  в учебниках). Из-за этого не усваивает программный материал, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.

Выводы и рекомендации специалистов:_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Классный руководитель________________________ /_______________ /

Педагог – психолог   _________________________ / ________________/

Социальный педагог__________________________/_________________/

Директор школы_________________________________/__________________/

                                                           

  «________»_________________ 20___ года

                                                                                                                                             М.П.