Организация обучения детей с ОВЗ
Организация обучения детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с родителями
обучающихся с ОВЗ
Государственная политика в области образования детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование). С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих обычную образовательную школу, увеличивается, перед педагогами нашей школы встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. И одним из важных направлений в работе учителя становится взаимодействие с родителями детей с ОВЗ и с родителями "здоровых" детей.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Согласно исследованию, проводившемуся в нашей школе были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных на начало учебного года:
- Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ
- отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
- страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
- нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Именно помощь педагога в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили и подготовили блок мероприятий имеющих общую цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Известный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями», а тем более с семьями, где есть «особый» ребёнок. И педагогический коллектив школы стремится решать проблему взаимодействия с семьями учащихся с ОВЗ, используя в своей работе опыт предыдущих лет, вводя новые современные виды форм сотрудничества с семьёй. Главными задачами педагогического коллектива в этом направлении являются:
- способствование единению трёх составляющих: педагог – ребёнок - семья;
- сплочение творческой силы заинтересованных сторон;
- всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка;
- создание условий для всестороннего развития ребенка в семье и школе;
- коррекция взаимоотношений в семье.
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
- Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.
- Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
- Далее группой психолого-медико-педагогического консилиума(ПМПк) на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
- Составление плана работы с родителями детей с ОВЗ.
- Непосредственная работа с родителями.
Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок, тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны
Вся деятельность строится по следующим направлениям:
- социальное и психолого - педагогическое сопровождение семей;
- система родительского всеобуча;
- система массовых мероприятий и акций.
В рамках родительского всеобуча используются как традиционные формы работы: тематические родительские собрания, так и новые формы: круглые столы, родительский лекторий, семинары-практикумы, Дни открытых дверей, психологические тренинги, творческие мастерские. Тематика педагогического просвещения родителей меняется каждый год и зависит от образовательных потребностей родителей, а также от актуальности выбранных тем. В проведении мероприятий по педагогическому просвещению родителей активное участие принимают педагоги, зам. директора по УВР, библиотекарь.
Таким образом, следует отметить, что в школе накоплен положительный опыт взаимодействия педагогов с родителями для повышения качества учебно-воспитательного процесса, помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Итогом целенаправленной работы является тот факт, что в школе сложилась стабильная группа родителей, на которую можно опираться в вопросах сотрудничества семьи и школы.
Предварительный просмотр:
ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
ФИО обучающегося
2 класс
МБОУ Богословская ООШ
Классный руководитель: Ягупова И.В.
- ФИО
- Класс
- Дата рождения
- Домашний адрес:
- Семья ребенка:
Мать:.
Место работы:
Отец:
Место работы:
Жилищно-бытовые условия: 3-х комнатная квартира, в которой проживают мать, отец, трое детей.
- Взаимоотношения в семье: прослеживаются элементы диктата со стороны отца. Мама не имеет собственного мнения, во всём поддакивает мужу.
Наличие отклонений от норм поведения в семье: поведение отца неадекватное – на любые замечания в отношении ребенка реагирует вспышками гнева. Начинает разговаривать на повышенных тонах, оскорблять собеседника, не обращая внимания на его пол, возраст и статус.
Воспитательный потенциал семьи Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры, неспособность правильно организовать семейный досуг, жизнедеятельность семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.
- Характер ребёнка вспыльчивый – легко огорчается, обижается. Причины своих обид старается устранить с помощью брани и кулаков. Не чувствителен к другим.
- Качества личности (положительные, отрицательные) К положительным качествам можно отнести любознательность. К отрицательным – вспыльчивость, необоснованное недовольство, драчливость.
- Положение ребенка в коллективе находится на стыке нейтральный / отвергаемый
- Учебная деятельность: программный материал усваивает с трудом, нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых.
Уровень знаний характеризуется низкими показателями.
Мотивация обучения низкая.
Посещаемость уроков регулярная, но без интереса. Учебную задачу не понимает.
- Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы любит участвовать в общешкольных мероприятиях и соревнованиях.
Классный руководитель Ягупова И.В. _______________
Дата
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В данной школе К. обучается с 1 класса. В школу мальчик поступил в 7 лет.
Внешне ребёнок опрятный, культурно-гигиенические навыки сформированы в достаточной степени. В школу приходит в чистой одежде, причёсанный, аккуратный. Физическое развитие соответствует возрасту. Очень любит спортивные мероприятия и уроки физкультуры.
Уровень обученности низкий. Процесс обучения даётся ему очень нелегко. На уроках рассеян, внимание неустойчивое – фиксируется с трудом на короткое время. К. быстро устаёт, теряет интерес к занятиям, невнимателен. Мышление конкретное, тугоподвижное. Объём памяти снижен. Знания об окружающем мире носят бессистемный и отрывочный характер. Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение на стадии формирования.
Чтение послоговое, отрывистое, монотонное. Выделяет голосом интонацию текста по образцу. Последовательный пересказ только с опорой на наглядность или наводящие вопросы. Скрытый смысл текста определяет с помощью учителя.
Письмо самостоятельное медленное, неаккуратное. Иногда пропускает буквы в словах, переставляет буквы и слоги местами в сложных словах, буквы разной величины. Легко списывает с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку затруднено. Задания по русскому языку самостоятельно не выполняет, требует повторения словесной инструкции учителя несколько раз.
Прямой и обратный счет в пределах 20, называет «соседей», чисел, умеет считать от заданного до заданного числа, счётные операции выполняет с трудом. При решении задач затрудняется в записи краткого условия. Построение геометрических фигур выполняет с помощью учителя.
Отношения с одноклассниками сложные. Мальчик отталкивает от себя ребят: постоянно пытается кого-нибудь задеть, обозвать, часто агрессивен. В конфликтных ситуациях предпочитает решать проблему кулаками
Кирилл нарушает правила поведения учащихся в школе: во время перемен без разрешения убегает домой или к бабушке, уходит в столовую, использует в речи нецензурные выражения, оскорбляет учащихся и распускает руки.
Классный руководитель Ягупова И.В. _____________
Дата
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ
Дата | Наблюдение | Меры |
13.02.15г. | Нецензурно выражается на переменах.
| Сообщение родителям через записку. Проведение индивидуальной беседы о культуре общения. |
16.02.15г. | Угрожал однокласснице : «Я тебе нос разобью». |
Классный руководитель Ягупова И.В. _____________
Дата | Наблюдение | Меры |
17.03.15г. | Ударил одноклассницу. Ругается матом. | Сообщение родителям через записку. Проведение индивидуальной беседы о правилах поведения учащихся в школе. |
Классный руководитель Ягупова И.В. _____________
Дата | Наблюдение | Меры |
5.04.15г. | Дерется на переменах. Оскорбляет учащихся, ругается матом. | Сообщение родителям через записку. Проведение индивидуальной беседы о правилах поведения учащихся в школе. |
Классный руководитель Ягупова И.В _____________
Дата | Наблюдение | Меры |
15.05.15г. | С утра был агрессивен. На замечания не реагировал. Ударил девочек. Спровоцировал драку. | Беседа с родителями о поведении ребенка. |
Классный руководитель Ягупова И.В. _____________
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
№ | Содержание наблюдений | Редко | Иногда | Часто |
1 | Учебная деятельность:
| + + + | ||
2 | Взаимоотношения со сверстниками. Положение в классе:
Отношение к другим детям:
| + + + | ||
3 | Взаимоотношения со взрослыми. С учителями:
С родителями:
| + + + | ||
4 | Поведение и поступки. В школе:
| + + + + |
Классный руководитель Ягупова И. В. _____________
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика
на ребенка из образовательного учреждения для врача психиатра
Фамилия, имя, отчество ребенка____
Дата рождения
Домашний адрес, телефон_НСО ;
Статус семьи: полная, благополучная, многодетная
Мать:
Возраст:
Образование__среднее_____, профессия __
Отец:
Возраст:
Образование:
Профессия: водитель.
Образовательное учреждение__МБОУ Богословская ООШ_______
Класс (группа)______1__общеобразовательный
Поступил в 1 класс в___7 __возрасте. В данной школе с ___1_класса
Особенности психофизического развития: чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.
Особенности обучаемости: преобладает наглядно-образное мышление, требуется организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок.
Сформированность универсальных учебных действий:
-личностные универсальные действия: неадекватная мотивация учебной деятельности, нет ориентации на моральные нормы.
-регуляторные учебные универсальные действия: способность к восприятию и сохранению учебной цели и задачи, планирование её реализации, контроль и оценка своих действий зависит от настроения учащегося.
-коммуникативные универсальные учебные действия: не учитывает позицию собеседника, высказывает свою точку зрения, но не всегда объективно, не организовывает и не осуществляет сотрудничество с учителем и сверстниками, не всегда удается договориться с одноклассниками и прийти к общему решению не может, адекватно передавать информацию.
-познавательные универсальные учебные действия: не в полной мере владеет широким спектром логических действий и операций: обобщение, классификация, исключение; решает задачи при помощи учителя.
Результаты освоения учебных программ по отдельным предметам:
математика: знает состав чисел первого десятка, знает таблицу сложения чисел с числом 1, не всегда называет последующее и предыдущее число. Знает геометрические фигуры, научился чертить отрезки заданной длины. На устном счете поднимает руку, но не всегда отвечает правильно.
По математике не усвоил: названия компонентов при сложении. Контрольные работы самостоятельно выполнять не может.
чтение: знает буквы, заучивает небольшие стихотворения, воспроизводит текст, прочитанный учителем. Самостоятельно прочитанный текст воспроизвести не может.
русский: не может дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие) Искажает написание букв, долгое время не мог писать слова и буквы на строчке. Не может самостоятельно делить слова на слоги. При списывании иногда пропускает буквы. Не может выполнять звуко – буквенный анализ. Всю работу выполняет только по образцу, записывать слова под диктовку не может.
Особенности устной речи: звукопроизношение, темп речи не нарушены, уровень развития речи соответствует норме.
Социально-бытовая ориентировка: агрессивен, драчлив. Из-за этого взаимоотношения с одноклассниками не налажены. Не соблюдает правила поведения на уроке и перемене. На замечания взрослых не реагирует. Не знает основных правил поведения в общественных местах (в столовой может разбрасывать еду.)
Общетрудовые умения Навыки самообслуживания развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны, не научился убирать рабочее место после уроков технологии и ИЗО, в портфеле беспорядок, готовится к уроку только после напоминания учителя.
Особенности поведения и эмоциональных проявлений:
Основное время учебного процесса может бегать по классу, занимается посторонними делами. Поведение часто неадекватное: кричит, истерит без видимых причин. Находясь в таком состоянии разбрасывает учебные вещи, рвет учебники и рабочие тетради, бьет одноклассников и портит их школьные принадлежности (ломает карандаши и ручки, рвет тетради, рисует в учебниках). Из-за этого не усваивает программный материал, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.
Выводы и рекомендации специалистов:_________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Классный руководитель________________________ /_______________ /
Педагог – психолог _________________________ / ________________/
Социальный педагог__________________________/_________________/
Директор школы_________________________________/__________________/
«________»_________________ 20___ года
М.П.