Экспериментальная авторская программа дополнительного образования детей художественной направленности "Волшебная мастерская"
Экспериментальная авторская программа
дополнительного образования детей
художественной направленности
"Волшебная мастерская"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЁЛКИНСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом ГКУСО РО Директор ГКУСО РО
Ёлкинского центра помощи детям Ёлкинского центра помощи детям
Протокол № ___ от ___________ ___________ Галатова М.И.
Приказ № ___________________
Экспериментальная авторская программа
дополнительного образования детей
художественной направленности
"Волшебная мастерская"
Возраст детей от 7 до 18 лет
Срок реализации программы – 1год
Количество часов в год: 290
Составил: педагог
дополнительного образования
Саенкова И.А.
х.Елкин
2021г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблеме развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей воспитанников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся воспитанники в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания ребят произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Воспитанникам становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из гипса, строительного и декоративного материала. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов и формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Ребята учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различие, создавать поделки одних и тех же предметов из различных материалов. Создание поделок доставляет воспитанникам огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Дети бережно обращаются с изделиями, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данная программа представляет собой экспериментальную авторскую программу в рамках художественной направленности: Изобразительное творчество, Прикладное творчество. Творчество и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках воспитанники получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Занятия курса позволят развить творческие способности воспитанников средствами правополушарного рисования и дадут дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, гофробумагой, и т.д.).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий, рисунков и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, скульптора. Воспитанники пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Они фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения о выполнении той или иной работы, развивают художественный вкус. Курс «Волшебная мастерская» развивает творческие способности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, приобщает детей к продуктивной творческой жизни.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду.
Цели программы:
Развитие творческих способностей воспитанников, средствами нетрадиционных техник рисования, с применением правополушарного интуитивного рисования.
Задачи программы:
обучающие:
- познакомить обучающихся с правополушарным рисованием;
- научить работать с различными нетрадиционными материалами;
- способствовать формированию умений и навыков исследовательской деятельности, анализа собранной информации;
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного творчества.
- развивать навыки работы воспитанников с различными материалами и в различных техниках.
- создавать предметы декоративно-прикладного творчества.
развивающие:
- способствовать формированию устойчивого интереса к изобразительной деятельности и ДПИ.
- способствовать развитию критического мышления и исследовательской культуры;
- развивать индивидуальные возможности и способности личности обучающегося;
- овладевать практическими способами работы с различными материалами;
воспитывающие:
- содействовать воспитанию чувства патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, сопричастности к судьбе родного края;
- воспитывать ответственность, настойчивость, целеустремленность в достижении цели деятельности;
- способствовать формированию умения работать в команде;
сформировать чувство уверенности в себе и своих силах при подготовке публичного выступления.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
- тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания воспитанников, учитывает их интересы и возрастные особенности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
- принцип наглядности;
- принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
- принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.
- МЕСТОКУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество детей в 1 группе –не более 8 человек
Возраст детей, на которых рассчитана программа – от 7 до 18 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯКУРСА
В результате изучения программы данного курса должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах воспитанников, которые они должны приобрести в процессе освоения материала:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своегонарода;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде группыпод руководством педагога;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных способностей воспитанников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделятьглавное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находитьварианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт воспитанников в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
- Сформированность представлений о правополушарном рисовании;
- сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и вобщении с искусством;
- овладение практическими умениями;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и технику правополушарного рисования;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, гофробумаги, навыками изображения средствами красок, объемной аппликации и коллажа.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ КУРСА
Содержание программы курса "Волшебная мастерская" является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник декоративно-прикладного мастерства.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные воспитанники, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Новизна программы:Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, который позволяет устанавливать новые связи между объектами и явлениями, как в материальной, так и в духовной сфере. Такая способность является очень значимым фактором для развития творческой личности, которая может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.В образовательных учреждениях разных стран мира в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса, как психотерапия искусством. Согласно международной классификации (EuropeanConsortiumforArtsTherapiesEducation, 1999, 2002, 2005), психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).
Оценивая перспективы внедрения арт-терапии в образовательных организациях важно отметить, что этот процесс может способствовать максимальному раннему выявлению детей группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и развитию у воспитанников различных психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной психосоциальной адаптации.
Актуальность программы:Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Отличительные особенности предлагаемой экспериментальной авторской программы:Отличительной особенностью программы является то, что особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения а именно правополушарному рисованию. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.
В рамках арт-терапии существует много эффективных методик и техник. Мы предлагаем использовать технику правополушарного рисования, которая имеет ряд существенных преимуществ:
1. Возможность организации работы с любыми людьми, в том числе, людьми с физическими ограничениями и детьми с 3-х лет.
2. Использование техники в работе с детьми, «не умеющими рисовать», и таким образом, направленности деятельности на обучение их реагировать на свои эмоциональные проблемы.
3. Оптимизация психологического состояния ребенка за счёт гармонизации работы двух полушарий мозга и создание, таким образом, условий для развития творческих способностей, а также профилактика возникновения психических и психосоматических заболеваний.
4. Повышение самооценки воспитанников, содействие пополнению эмоционального ресурса у детей со сниженной самооценкой (замкнутых, неуверенных в себе), развитию позитивного мироощущения.
5. Возможность организации работы виндивидуальной и группой формах.
Правополушарное (интуитивное) рисование – современная техника обучения основам художественного видения, а также рисования. Она основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии 1981 года за достижения в области работы головного мозга, Роджерса Уолта Сперри. Большую работу в доработке техники правополушарного рисования проделала преподаватель Калифорнийского государственного университета Бетти Эдвардс. Она издала несколько книг, в которых достаточно подробно описывается активизация работы правой части головного мозга и процесс создания художественных шедевров обычными людьми. Благодаря этим ученым и их последователям использование техники правополушарного рисования распространилась по всему миру, при этом популярность данного подхода стремительно растет ежегодно. После проведенных занятий в технике правополушарного рисования для повышения уровня творческих способностей воспитанников приступаем к следующим разделам программы.
Народное и декоративно-прикладное ремесло является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного мастерства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного мастерства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Роспись, плетение, бутафория, бумажная флористика, биссероплетение вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Керамика, роспись, декорирование доски, все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По реализации данной программы воспитанников научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по правополушарному рисованию и декоративно-прикладному творчеству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров-ремесленников.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, красками, с картоном, работа с различными видами масс для лепки и т.д.) и направлена на овладение воспитанниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов.
Содержание разделено по видам обрабатываемых материалов.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В процессе реализации программы используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа творческого характера, методы взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир правополушарного рисования и декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | |||
1 | Путешествие за Радугой | 153 | Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Задавать вопросы, формулировать свои затруднения, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Составлять план последовательности действий. | Определять виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. узнавать и называть виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. понимать значение ритма и характера линий | Аргументировать свою позицию, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. задавать вопросы, обращаться за помощью к ребятам и педагогу. |
2 | Бумагопластика | 137 | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результата, Адекватно воспринимать оценку педагога.Планировать свои действия согласно поставленной задаче. | Ориентироваться в новом материале. При работе над проектом осуществлять пошаговый контроль для достижения нужного результата. В практической работе вносить изменения с учетом сделанных ошибок | Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Выдвигать собственные гипотезы. Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы других ребят. |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Воспитанник научится | Воспитанник получит возможность научиться |
1 | Путешествие за Радугой | 153 | Получит полное представление о структуре изобразительного искусства, его видах, и их выразительных возможностях. Научатся применять художественные приёмы и техники работы правополушарного рисованияхудожественными материалами Знать правила композиции. | Работать в технике правополушарного рисования. Работать с различными материалами различать виды изобразительного искусства. Уметь правильно использовать краски, карандаш, наносить штрих, пятно. Получить нужный цвет путём смешивания красок. |
2 | Бумагопластика | 137 | Получит полное представление о разных видах бумаги и их свойствах. Научатся организовывать лист и компоновать в нём предметы. Освоит приёмы создания объёмных моделей предметов и изделий. | Уметь работать с бумагой, строить конструктивный макет, соединять детали изделия, использовать свойства бумаги для создания объёмных моделей предметов окружающего мира; включать образное и пространственное мышление при воплощении творческих замыслов. |
Содержание учебного предмета
Путешествие за Радугой(153 часов)– первый раздел знакомит воспитанников с основными видами изобразительного искусства ( живопись, графика, скульптура), средствами нетрадиционной техники рисования, а именно – правополушарного рисования, художественной выразительности каждого из этих видов и способами применения их в определённых произведениях с конкретными задачами.
Бумагопластика (137 часов)– данный раздел содержит информацию о различных приемах работы с бумагой и гофробумагой;с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол.сторона, вершина и т.д. в работе с различными видами бумаги;с изделиями, выполненными из различных видов бумаги.
№ | Тема раздела | Часы | Практические работы. Тест. |
1 | Путешествие за Радугой | 153 | Практическая работа. "Коллективное панно". |
2 | Бумагопластика | 137 | Практическая работа- «Чудо-дерево». |
Итого: | 290 |
В соответствии с календарным графиком ГКУСО РО Ёлкинского центра помощи детям на 2021 год, наличием выходных и праздничных дней в 2021 учебном году (23.02. 2021 г. 08.03.2021 г., 01.05. 2021 г 09.05.2021 г.), данная программа по дополнительному образованию в 2020 году будет реализована в следующем объёме: 290 часа
- ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Материально – техническое обеспечение программы.
Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, ластик, бумага белая и цветная, картон, нож канцелярский, ножницы, шило, иголка швейная, нитки для вышивания, бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, гофрокартон, картон цветной, картон белый большой, бумага для акварели, альбомы для эскизов, пастель сухая, пастель маслянная, карандаши, краски- акварель и гуашь, фломастеры, гипс, пластика, пластилин, клей ПВА, клей Момент – Кристалл, клей-карандаш, клей акриловый для творчества или акриловый лак, перламутровые краски акриловые разных цветов, глиттерные или перламутровые гели, бусины прозрачные, жемчужные, цвета различные.
Оборудование: столы, стулья, шкафы для инструментов и литературы, мольберт.
Изготовленные изделия остаются у воспитанников.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
на 2021 год
№ п/п | Название раздела и тем | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
Путешествие за Радугой 153 часа | ||||
1 | Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности | 1 | 15.01 | |
2 | «Чем и как работают художники» | 4 | 16.01 | |
3 | Знакомство с понятием правополушарного рисования. | 3 | 17.01 | |
4 | Технические приемы правополушарного рисования | 1 | 22.01 | |
5 | Применение инструментов и нетрадиционных материалов | 4 | 23.01 | |
6 | Натюрморт. | 3 | 24.01 | |
7 | Портрет. | 1 | 29.01 | |
8 | Пейзаж | 4 | 30.01 | |
9 | Пейзаж. | 3 | 31.01 | |
10 | Цветоведение. Композиция. | 1 | 05.02 | |
11 | Нетрадиционная живопись. | 4 | 06.02 | |
12 | «Радуга» смешение красок | 3 | 07.02 | |
13 | «Зимние забавы» (работы с натуры) | 1 | 12.02 | |
14 | Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению | 4 | 13.02 | |
15 | Мир моих игрушек | 3 | 14.02 | |
16 | «Волшебный мир аквариума» (работа по памяти) | 1 | 19.02 | |
17 | Портрет, графические зарисовки | 4 | 20.02 | |
18 | «Сказочное дерево» (работа по представлению) | 3 | 21.02 | |
19 | «Моя любимая игрушка» (работы с натуры) | 1 | 26.02 | |
20 | Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт). | 4 | 27.02 | |
21 | Композиция на литературные темы. | 3 | 28.02 | |
22 | Композиция на свободную тему. | 1 | 05.03 | |
23 | «Этюд фантастический мир» (работа по памяти) | 4 | 06.03 | |
24 | Разноцветные бабочки (по памяти) | 3 | 07.03 | |
25 | Портрет друга (графическая работа) | 1 | 12.03 | |
26 | «Фантастический зверь» | 4 | 13.03 | |
27 | В чем красота зимы. Метель. | 3 | 14.03 | |
28 | Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке) | 1 | 19.03 | |
29 | Цветоведение. | 4 | 20.03 | |
30 | Графические и живописные упражнения. | 3 | 21.03 | |
31 | Наброски фигуры человека | 1 | 26.03 | |
32 | Портрет в графике. | 4 | 27.03 | |
33 | Портрет в графике. | 3 | 28.03 | |
34 | Графическая работа «Маленькие и большие» | 1 | 02.04 | |
35 | Иллюстрирование сказки "Морозко" | 4 | 03.04 | |
36 | «Вспомним лето» (аппликация из природных материалов» | 3 | 04.04 | |
37 | Композиция на экологическую тему. Плакат | 1 | 09.04 | |
38 | Натюрморт из предметов быта | 4 | 10.04 | |
39 | Рисование на противопожарную тему. | 3 | 11.04 | |
40 | Натюрморт «Овощи и фрукты» | 1 | 16.04 | |
41 | Композиция «Окно» | 4 | 17.04 | |
42 | Цветовой круг | 3 | 18.04 | |
43 | «Сказка», иллюстрации | 1 | 23.04 | |
44 | «Сказочный пейзаж» | 4 | 24.04 | |
45 | Архитектура | 3 | 25.04 | |
46 | Транспорт (графическая работа) | 1 | 30.04 | |
47 | Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника» | 3 | 02.05 | |
48 | Мы рисуем домашних животных (графическая работа) | 1 | 07.05 | |
49 | «Дождик» (по представлению) | 4 | 08.05 | |
50 | «Веселый человек» (графическая работа) | 1 | 14.05 | |
51 | «Сказочный дворец (работа по представлению) | 4 | 15.05 | |
52 | Матрешки, художественная роспись | 3 | 16.05 | |
53 | Композиция «Цирк» | 1 | 21.05 | |
54 | Композиция «Цирк» в цвете | 4 | 22.05 | |
55 | Русский народный костюм | 3 | 23.05 | |
56 | "На поляне". Эскиз. | 1 | 28.05 | |
57 | Кляксография. | 4 | 29.05 | |
58 | Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. | 3 | 30.05 | |
Бумагопластика 137 часов | ||||
59 | Техника безопасности при работе. | 1 | 03.09 | |
60 | Вводное занятие. | 4 | 04.09 | |
61 | История создания бумаги. | 3 | 05.09 | |
62 | Инструменты и материалы, применяемые в работе с бумагой. | 1 | 10.09 | |
63 | Конструирование и дизайн из бумаги. | 4 | 11.09 | |
64 | Конструирование и дизайн из бумаги. | 3 | 12.09 | |
65 | Свойства различных видов бумаги. | 1 | 17.09 | |
66 | Техника аппликации | 4 | 18.09 | |
67 | Аппликация из ладошек. | 3 | 19.09 | |
68 | Аппликация. | 1 | 24.09 | |
69 | Осенний натюрморт. | 4 | 25.09 | |
70 | Осенний натюрморт (коллаж) | 3 | 26.09 | |
71 | Бумажная живопись. | 1 | 01.10 | |
72 | Выполнение композиции на весеннюю тематику. | 4 | 02.10 | |
73 | Оригами. | 3 | 03.10 | |
74 | Основные правила в работе. | 1 | 08.10 | |
75 | Базовые формы-заготовки. | 4 | 09.10 | |
76 | Условные изображения, принятые в оригами. | 3 | 10.10 | |
77 | Работа в технике оригами. | 1 | 15.10 | |
78 | Театр игрушек «Сказка о глупом мышонке». | 4 | 16.10 | |
79 | Модульное оригами. | 3 | 17.10 | |
80 | Выбор бумаги. | 1 | 22.10 | |
81 | Размер бумаги для модулей. Инструменты и дополнительные материалы. | 4 | 23.10 | |
82 | Треугольный модуль. Итоговая работа Клубничка. | 3 | 24.10 | |
83 | Модуль «Трилистник». Итоговая работа Подснежники. | 1 | 29.10 | |
84 | Снежинки и звездочки. Цветы и папоротники. | 4 | 30.10 | |
85 | Узоры из бумаги. | 3 | 31.10 | |
86 | Как сложить бумагу. | 1 | 05.11 | |
87 | Что такое вытыканка? Техника вырезания. | 4 | 06.11 | |
88 | Выбор сюжета. | 3 | 07.11 | |
89 | Наклеивание. | 1 | 12.11 | |
90 | Открытки к праздникам. Как сделать открытку. Оригинальное поздравление. Выбор сюжета. Элементы оформления. | 4 | 13.11 | |
91 | Квиллинг.История квиллинга. | 3 | 14.11 | |
92 | Основные приемы работы с бумажными лентами. Формы. | 1 | 19.11 | |
93 | Инструменты и материалы для квиллинга. | 4 | 20.11 | |
94 | Цветочные мотивы. Работа в технике квиллинг. | 3 | 21.11 | |
95 | Художественное моделирование из бумаги. | 1 | 26.11 | |
96 | Гофробумага, ее свойства. | 4 | 27.11 | |
97 | Материалы и техники работы с гофробумагой. | 3 | 28.11 | |
98 | Цветы из гофрированной бумаги. | 1 | 03.12 | |
99 | Шишка. | 4 | 04.12 | |
100 | Букет из гофрированной бумаги своими руками. | 3 | 05.12 | |
101 | "Конфеты" | 1 | 10.12 | |
102 | "Торт на День рождения" | 4 | 11.12 | |
103 | "Розы". | 3 | 12.12 | |
104 | "Тюльпаны". | 1 | 17.12 | |
105 | Бумажная композиция на Осеннюю тему. | 4 | 18.12 | |
106 | "Пионы". | 3 | 19.12 | |
107 | "Нарцисы". | 1 | 24.12 | |
108 | Объемная елочка из гофрированной бумаги. | 4 | 25.12 | |
109 | Разновидности листьев. | 3 | 26.12 | |
110 | Сказочный "Топиарий". | 1 | 31.12 | |
Всего часов | 290 |
Список используемой литературы:
- Г.И. Долженко, «100 оригами» - Ярославль, издательство Академия холдинг, 2000
- Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М., 1991.
- Гришина, А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / А.В.Гришина. – Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004. – 149 с.
- Каменич М., Павловская Л., Савиных В., Рукоделие для детей. – Минск, 1997.
- Лежнёва С.С., Булатова И.И., Сказка своими руками. – Минск, 1994.
- Лосич Л.Н., Игрушки – самоделки. – Минск, 1997.
- Нагибина М.И., Природные дары для поделок и игры. - Ярославль, 1997.
- Стейси Морган, «Научитесь лепить подарки» - Минск, издательство Попури, 2003.
- Перевертень Г.И., Самоделки из текстильных материалов. – М.,1990.
- Н. Соколова-Кубай, «Узоры из бумаги» - Тверь, издательство Культура и традиции, 2006.
- С. Соколова, «Театр оригами» - Москва, издательство Эксмо, 2007
- С. Букина, М. Букин, «Квиллинг» - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2011.
- Калинич М., Павловская Л., Савиных В., Рукоделие для детей. – Минск,1997.
- Ханашевич Д., Подружки-рукодельницы. – М., 2007.
- И. Хананова, «Гипс-Застывшие истории» - Москва, издательство «Аст-Пресс», 2010.
Перевод с польского М. Прушковской, «Поделки и сувениры из гипса, ткани, пеноплекса и природных материалов» - Москва, издательство Мой мир, 2006.
- Андреева И.А., Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.
- Т. Проснякова, «Забавные фигурки. Модульное оригами» - Москва, издательство «Аст-Пресс книга», 2010.
- Журнал мод, спецвыпуск. – М.: Журнал мод, 2008.
- Х. Уолтер, «Популярный квиллинг» - Москва, издательство «Ниола-Пресс». 2017.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В., Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
- Иваницкий М.Ф., Елизарова Е.М., Манизер М.Г., Максимов К.М., Соловьёв А.М., Нестерова Е.В., Шкандрий Я.О., Школа изобразительного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 2009.
- Каменева Е.О., Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 2005.
- Косминская В.Б., Халезова Н.В., Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 2006.
- Михайлина М., уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. – Минск, 2010.
- Рисование: какнаучиться рисовать быстро и хорошо. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.
- Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками [Текст] // Журнал практической психологии и психоанализа / 2007. – № 4.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И., И учёба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 1997.
для воспитанников
1. «Про все на свете»: Сборник стихов и загадок. М.э 1996.
2. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. М., 1997.
3. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XIXвеков. М, 1999.
4. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
5. В.В. Ячменева. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 6 лет. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
6. Н.П. Костерин «Учебное рисование».
7. B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство дошкольника».
8.Е.М Аллекова. Живопись. - М.: Слово, 2001
9. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
10. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
11. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М: Просвещение, 2000.
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Экспериментальной авторской программы
дополнительного образования детей
художественной направленности
"Волшебная мастерская" 2021 год
1 | Наименование учреждения | ГКУСО РО Ёлкинский центр помощи детям | |
2 | Полное название программы | Экспериментальная авторская программа дополнительного образования детей художественной направленности "Волшебная мастерская" | |
3 | Образовательная область (направленность программы) | Художественная | |
4 | Статус программы | Авторская | |
5 | Направление образовательной деятельности | Изобразительное творчество, Прикладное творчество. | |
6 | ФИО ПДО | Саенкова Ирина Анатольевна | |
7 | Образование | Среднее специальное | |
8 | Должность | педагог дополнительного образования | |
9 | Педагогический стаж | 7 лет, | |
10 | Программа утверждена | Приказ № 51 о/д от 09.01.2019 года | |
11 | Возраст участников | от 7 до 18 лет | |
12 | Срок реализации программы | 3 года | |
13 | Количество учебных групп, занимающихся по программе | № 1- 3 год обучения 5-12 чел. (7-18 лет), | |
14 | Место проведения | ГКУСО РО Ёлкинский центр помощи детям | |
Характеристика программы | |||
15 | Цель | Развитие творческих способностей воспитанников, средствами нетрадиционных техник рисования, с применением правополушарного интуитивного рисования. | |
16 | Задачи | Задачи программы: обучающие:
развивающие:
воспитывающие:
| |
17 | Краткое содержание программы | Программа рассчитана на 3 года обучения, предназначена для детей от 7 до 18 лет. Программа направлена на развитие творческих способностей воспитанников средствами правополушарного рисования. Данная программа представляет собой экспериментальную авторскую программу в рамках художественной направленности: Изобразительное творчество, Прикладное творчество. Творчество и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими умениями и навыками, на основе творческого развития. Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная. Первый год обучения состав 5-12 чел. (7-18 лет), (всего 278 ч.). Второй год обучения состав 5-12 чел. (7-18 лет), (всего 288 час.). Третий год обучения состав 5-12 чел. (7-18 лет), (всего 288 час.). В группах первого и второго года обучения индивидуальная работа осуществляется: первый год обучения – 2 часа в неделю, второй и третий года обучения – 4 часа в неделю, для подготовки творческих работ и участия в мероприятиях воспитанников, конференциях, конкурсных программах. | |
18 | Прогнозируемые результаты | Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах воспитанников, которые они должны приобрести в процессе освоения материала:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных способностей воспитанников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Предметные результаты характеризуют опыт воспитанников в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
| |
19 | Формы проведения аттестации обучающихся | Формами подведения итогов реализации программы являются: участие в творческих мероприятиях и конкурсах. Оценку результатов обучения педагог провел самостоятельно, в соответствии с выработанными требованиями и критериями. | |
20 | Рекомендации, изменения, внесенные в дополнительную образовательную программу | ---------- |