Пластилинография

Клюева Татьяна Юрьевна

Пластилинография

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Принцип данной техники – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа.

Пластилин - материал с богатыми художественными возможностями. Работа с пластилином развивает фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать образы и сюжеты, которые можно вылепить из него.

 

На этой страничке Вы можете получить основные знания по освоению пластилинографии, особенностях работы с пластилином.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды пластилина.

Пластилину, как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем Уильямом Хербутом в 1897 году.

С течением времени пластилин становился все популярнее и востребованнее. В связи с чем, на данный момент пластилин может быть простой, скульптурный, плавающий, прыгающий, восковой, перламутровый, флуоресцентный, шариковый, затвердевающий пластилин, в брусочках, в колбасках, в ячейках и в ведрах.

Обычный пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина, они поддерживают его пластичность и мягкость. Обычный пластилин бывает разных цветов, но следует отметить, что, чем больше в нем глины, тем менее ярки его цвета.

Восковой. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу, он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.

Шариковый пластилин. Его масса состоит из очень легких мелких шариков, которые соединяются друг с другом практически невидимым клеящим веществом. Его структура отлично скрывает небольшие неровности на детских поделках. Этот пластилин не липнет к рукам и одежде, имеет самые разные цвета – от сочных флуоресцентных до нежных пастельных оттенков. Поделки из шарикового пластилина долговечны, так как он застывает на воздухе в течение нескольких часов.

Плавающий пластилин. Изделиями из плавающего пластилина весело играть в тазике с водой – слепив корабль, его можно отправить в настоящее плавание или поселить в тазике с водой уток и других водоплавающих. Чтобы фигурка держалась на поверхности воды, ее основание должно быть плоским и широким, а остальные детали сбалансировано распределены.

Прыгающий пластилин очень податлив и отлично тянется, стоит немного разогреть его в руках – и он готов к работе. Но самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он словно мячик отскакивает от поверхности. С поделками из такого пластилина можно потом активно играть.

Затвердевающий пластилин, отличающийся яркими цветами, пластичностью и легкостью. Такой материал затвердевает в течение суток, и вылепленная из него фигурка благодаря этому превращается в игрушку или статуэтку. Такой пластилин замечательно подходит для создания собственной коллекции поделок. При работе с затвердевающим пластилином следует учитывать, что если отдельные детали фигурки уже подсохли, то они могут плохо приклеиться друг к другу – в таком случае их крепят с помощью кусочков проволоки или спичек.

Существует пластилин профессиональный – скульптурный. Он непритязательного серовато-зеленоватого цвета, продается в узкоспециализированных магазинах довольно большими объемами. Таким пластилином пользуются в художественных школах и училищах.

Все виды пластилина обладают одинаковыми свойствами: мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры.



Предварительный просмотр:

Виды пластилинографии:

В настоящее время существует достаточно много видов пластилинографии, каждая из которых отличается уровнем своей сложности. Далее в тексте виды пластилинографии представлены в порядке от наиболее простого к наиболее сложному. Наиболее простая – прямая пластилинография. И именно с нее рекомендуется начинать освоение данной методики.

  • Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Это наиболее простой вид пластилинографии. На лист картона наносится контур, который заполняется ребенком пластилином. Выполнять работу можно не только на горизонтальной поверхности - вылепить узор из пластилина можно на пластиковой бутылке, на бумажной тарелочке, на цветочном горшке.
  • Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Для занятий с детьми рекомендовано использовать оргстекло. На поверхности оргстекла изображается контур желаемого рисунка, далее пространство заполняется тонким слоем пластилина.
  • Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков. Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.
  • Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. В данной технике используются предварительно скатанные пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур
  • Контурная пластилинография – изображение предмета при помощи жгутиков. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся учителем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.
  • Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущество данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур.
  • Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф). Барельеф - распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом. Контррельеф - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком.


Предварительный просмотр:

Методика определения качественного пластилина. 

При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Пригодность пластилина для применения в детском творчестве можно определить, проведя несложные опыты - качественный пластилин должен:

  • легко разрезаться - необходимо пластмассовым ножом отрезать несколько кусочков пластилина;
  • быстро согреваться - отрезанный пластилин взять в руки и подержать минуту-две в кулаке;
  • не крошиться, не таять в руках - двумя пальцами (указательным и большим) размять пластилин, растягивая его во все стороны;
  • не прилипать к поверхностям - раскатывая пальцами, можно узнать, пачкается пластилин или нет, для большей уверенности прокатать его по чистому, белому листу бумаги;
  • должен легко соединяться друг с другом - взять отрезанные ранее кусочки пластилина и соединить их между собой, они должны хорошо приклеиться друг к другу и, в последствии держаться, не отваливаться;
  • достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств - положить открытую коробку с пластилином на стол или другое место и дать постоять ему сутки, изменений с пластилином произойти не должно. Он не должен потерять цвет, пластичность;
  • легко отмываться с рук - после работы с пластилином вымыть руки с мылом теплой водой. Руки должны легко отмыться.



Предварительный просмотр:

Методика освоения пластилинографии.

  • Организация рабочего места
  • На рабочем столе необходимо расположить дощечку для пластилина, коробку с пластилином, картинки, эскизы и рабочие инструменты.
  • Хорошее освещение. Важно следить за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.
  • Очень важно при работе следить за осанкой детей.
  • Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Необходимо выбрать качественный пластилин. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.
  • Все необходимые инструменты должны быть убраны на свои места. В отдельных папках. Картон должен в специальной папке. Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале. Дощечка для пластилина должна лежать в специальной папке.
  • Правила поведения при работе с пластилином
  • Пластилин нельзя кидать на пол и класть на стол (без дощечки для пластилина).
  • Лепку следует выполнять только на специальной дощечке.
  • Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.
  • Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и стул.
  • Немаловажным предметом является тряпка, которой после работы оттирают рабочие инструменты и руки от пластилина. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани, которая легко впитывает пластилин.
  • После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем.
  • По окончании работы, убрать рабочее место, дощечку для пластилина и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой, протереть стол.
  • Инструменты для лепки
  • Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать пластиковый нож, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку.
  • Дощечка для пластилина. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима специальная дощечка для пластилина. Она должна хорошо отмываться от пластилина теплой водой. Важно заметить, что работать на клеенке не удобно, так как она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.
  • Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной пластилинографии можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).
  • Пластмассовые или металлические формочки. Они могут выполняться в виде фигурок различных животных, а также листьев, фруктов, овощей и прочего. Готовые формочки – прекрасный вариант для тех, кто любит создавать картины из пластилина. К тому же формочки помогут выполнить фигурки из затвердевающего пластилина, которые затем можно использовать для декорирования каких-либо поверхностей.
  • Для раскатывания ровных и длинных пластилиновых жгутиков или валиков пригодится деревянная или пластмассовая дощечка. Для получения рельефной поверхности можно использовать пластмассовую расческу, которой удобно наносить, к примеру, волны на пластилиновой картине или прорисовывать ствол дерева.
  • Пластмассовая скалочка – замечательный инструмент, которым очень удобно раскатывать пластилин на тонкие пластины.
  • Знакомство со свойствами пластилина
  • Свойства пластилина: упругий, пластичный, мнется, держит форму, липкий, разноцветный, соединяет детальки.
  • Перед началом работы можно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
  • Перед работой необходимо «разогреть» пластилин, чтобы он стал мягким и пластичным.
  • Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.
  • Правильная постановка пальцев
  • Работа на ограниченном пространстве
  • Освоение приема надавливания
  • Освоения приема размазывания
  • Формирование отношение к результатам своей деятельности

Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось. Работы лучше хранить в коробочках, обладающих крышками, чтобы избежать попадания на них пыли. Для лучшего сохранения поделки можно готовую работу поместить на несколько часов в холодильник, а после покрыть лаком.

  • Освоение приема сминания
  • Освоение приема отщипывания
  • Работа в пределах контура рисунка
  • Освоение приема раскатывания и скатывания
  • Освоение приема прищипывания и оттягивания
  • Освоение приемов разрезания, соединения, заглаживания
  • Основные фигуры из пластилина
  • Шар. Шар лучше всего катать руками. Нужно взять кусок пластилина, немного помять его в руках, чтобы он стал пластичным. Подготовленный комочек скатать ладонями в шар.
  • Валик (Колбаска). Для того чтобы скатать валик, также нужно взять кусочек пластилина и слегка размять его в руках. Дети обычно катают валики в ладошках, так как пока еще не стремятся сделать свою поделку идеальной формы. Чтобы получить валик более ровной, практически идеальной формы, можно катать пластилин между дощечками. Две дощечки, между которыми лежит пластилин, должны совершать возвратные движения, туда-сюда.
  • Конус. Сначала нужно скатать шар, затем раскатать его между дощечками, нажимая на одну сторону. Конус можно сделать при помощи рук. Выполнение конуса зависит от размера взятого вами куска пластилина. Если он маленький, то возьмите его между указательным и большим пальцами. Затем, надавив на один конец заготовки, раскатайте его вперед-назад. Если кусок пластилина большой, то на один край заготовки надавите боковой стороной кисти, раскатайте вперед-назад. Чтобы выровнять конус, поставьте его округлым основанием на доску для лепки, прижмите.
  • Лепешка. Сначала скатывают шар, раздавливают его на доске при помощи другой дощечки, равномерно прижимая ее сверху. Пластилин может слегка потрескаться по краям лепешки, тогда более ровную форму им можно будет придать руками, стеком или формочкой, подходящего размера.
  • Продолговатый шар. Возьмите шар и поменяйте характер кистевых движений. Пусть одна ладонь останется неподвижной, второй же раскатайте шар вперед-назад 2-3 раза, совсем легко надавливая. Шар должен немного вытянуться.
  • Полусфера. Для того чтобы сделать полусферу, просто возьмите стек-ножик и разрежьте правильный шар пополам.
  • Жгут. Жгут или жгутик – необходимая часть большого числа игрушек. Для того чтобы выполнить этот элемент, положите кусок пластилина на одну ладонь. Если кусок большой, то раскатывайте его другой ладонью вперед-назад. Если маленький, то раскатывайте кончиками пальцев. Помните: чем сильнее вы давите на жгут при раскатывании, тем тоньше он получится. Следите, чтобы жгут со всех сторон был ровным по толщине.
  • Полоска. Для изготовления этого элемента просто расплющите жгут. Старайтесь, чтобы ширина полоски оставалась одинаковой по всей ее длине.
  • Смешение цветов
  • Освоение приемов налепливания и перекручивания
  • Слоеный пластилин. Чтобы получить слоеную заготовку, необходимо несколько цветных пластилиновых лепешек уложить слоями друг на друга и разрезать. Слоеный пластилин можно получить и другим способом: валик из пластилина одного цвета обернуть пластинкой из пластилина другого цвета. Двухцветный валик раскатывают при помощи дощечки. Затем его можно обернуть пластилином другого цвета и опять раскатать под дощечкой. Таким образом получиться трехслойный валик. Заготовки, полученные таким способом, подходят для выполнения цветов, которые затем можно будет использовать для составления композиции.
  • Крученый пластилин. Для этого нужно перекрутить два куска пластилина разного цвета, предварительно раскатанные в ровные валики. Перекрученную заготовку можно раскатать дощечкой и разрезать на кусочки, в результате получиться довольно интересный узор.
  • Самостоятельный выбор рисунка, выбор пластилина, подходящего по цвету, самостоятельное взаимодействие с пластилином.

В работе с детьми применяю разнообразные методы с учетом индивидуальных особенностей детей:

  • наглядные (наблюдение, показ, образец) – раскрываю перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляю их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким и точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение педагога, заметили особенности его выполнения, при этом каждое действие обозначается словом;
  • словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение) – позволяют в кратчайшие сроки передать детям информацию, поставить учебную задачу, указать пути ее решения;
  • практические (показ способов изображения и способов действия).

В процессе обучения детей с ОВЗ пластилинографии не надо ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом. Поэтому необходимо начинать обучение с наиболее простых приемов.



Предварительный просмотр:

Методы работы с пластилином:

  • Надавливание. Положить кусочек пластилина на доску для пластилина и слегка надавить на него.
  • Размазывание. Надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
  • Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
  • Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
  • Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
  • Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
  • Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
  • Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
  • Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
  • Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
  • Налепливание. Соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок.

Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются надавливание и размазывание.

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Учитель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный палец ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Приемы раскатывания, скатывания, отщипывания также достаточно легко были усвоены учениками.

Поначалу рисование идёт предметное. Затем постепенно расширяются эти границы до несложного сюжета.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это - залог будущего успеха.



Предварительный просмотр:

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Принцип данной техники – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа.

Пластилин - материал с богатыми художественными возможностями. Работа с пластилином развивает фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать образы и сюжеты, которые можно вылепить из него.

Работа по лексическим темам с помощью пластилинографии даёт возможность детям с ОНР запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-то и тем-то», тем самым формируются понимания пространственных отношений между предметами.

Пластилин активно используется детьми в творчестве. Своей популярностью материал обязан следующим качествам:

  • Широкий диапазон творческих возможностей. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить что угодно – от симпатичных зверюшек до сложных профессиональных работ.
  • Возможность корректировки. Если для того, чтобы исправить нарисованную картинку, нужно брать новый лист бумаги и рисовать заново, с пластилином вопросы корректировки обстоят проще. «Не получившуюся» часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальные части творения. Для детей это очень важно.
  • Безопасность. Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно получить занозу, как при работе с деревом. Об него нельзя удариться, обжечься и т.д.
  • Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. В то же время это отличное развлечение, хобби.
  • Пластилин развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, усидчивость.

Основные достоинства метода пластилинографии:

  • Инструмент развития мелкой моторики
  • Развитие психических процессов
  • Развитие творческих способностей
  • Простота исполнения работы
  • Возможность моментального исправления
  • Насыщенность игровыми приёмами
  • Интеграция образовательных областей



Предварительный просмотр:

Пластилинография в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие мелкой моторики кистей рук, что непременно способствует осуществлению познавательной деятельности, обеспечивающую возможность успешного обучения. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Решение данной проблемы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно эстетическое развитие, благодаря доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.

Работая с учащимися младших классов, анализируя творческие работы детей: рисунки, аппликации, выявилось, что дети не умеют правильно держать кисть, карандаш, пользоваться ножницами, ровно по линии обводить трафарет по точкам, слабый нажим, низкий уровень работоспособности. Это и привело к мысли о необходимости создания условий для содержательной деятельности способной заинтересовать детей. Поэтому я решила начать работу по применению технологии пластилинографии, которая является одним из значимых средств развития мелкой моторики, коррекции имеющихся проблем.

Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Данная техника хороша тем, что она позволяет достаточно быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, надавливание, размазывание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает ученикам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

В процессе лепки рекомендуется использовать стихи, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству.

Результативность пластилинографии выражается в:

Устойчивый интерес к творческим видам деятельности

Положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики

Позитивное реагирование на работу с пластилином

Освоение приемов работы с пластилином

Ориентировка на листе бумаги

Работа внутри контура

Выражение отношения к своей деятельности

Расширение пассивного словарного запаса



Предварительный просмотр:

Пластилинография как инструмент развития мелкой моторики.

Работа с пластилином - это один из основных методов развития мелкой моторики рук, которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Основной материал – пластилин. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения пластилинографию можно оценить как наиболее доступный вид творчества.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

При занятии пластилинографией у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, подготавливается рука к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, то есть захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также учатся самостоятельно осуществлять движения с учетом применяемой силы, длительности, направленности.

У детей формируются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития самостоятельности, произвольности поведения.

Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем воздействие на кору головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательные. Дети получают знания, умения и навыки, и одновременно, закрепляют информацию, полученную на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром, таким образом, происходит интеграция образовательных областей.

Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность учеников, делает ее более увлекательной и интересной. Кроме того, возможность легкого исправления неполучившейся части работы даёт возможность ученику ощущать себя успешным.

Пластилинография как инструмент развития мелкой моторики

Ребёнок учится:

  • Регулировать нажим, размазывая пластилин
  • Формировать контур предмета с помощью стеки и пальцев
  • Включать в лепку все пальцы руки.
  • Использовать ладонь для формования предметов.
  • Держать стеку под разными углами
  • Не выходить за контуры изображения
  • Разминать пластилин перед лепкой, поддерживая оптимальный тонус мышц.
  • Накладывать пластилин в несколько слоёв, выравнивать поверхность стекой и пластилином.
  • Перекручивать пластилиновые жгутики.
  • Работать с природным материалом, бусинками и прочими элементами декора пластилиновых картин.
  • Изготавливать очень мелкие предметы с помощью подушечек пальцев.


Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с пластилином. 

За время работы с методом пластилинографии удалось сформулировать несколько рекомендаций общего характера.

  • Пластилин должен быть чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам.
  • Твердый пластилин необходимо разогреть в емкости с теплой водой или около теплой батареи.
  • Пластилин – материал, имеющий вес, поэтому для выполнения работы следует использовать плотный картон.  
  • В своем составе пластилин имеет жировые компоненты, и чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует картон предварительно покрыть скотчем, чтобы избежать появления жирных пятен.  
  • Если работа выполняется в качестве подарка или как украшение на длительный срок, рекомендуется готовую композицию из пластилина покрыть бесцветным лаком – под лаковой пленкой пластилин твердеет, изделие становится более ярким, с такой поверхности легче убирать пыль.
  • При работе с пластилином на столе должна быть салфетка для вытирания рук, чтобы можно было ей воспользоваться в любое время, а после окончания работы следует вымыть руки теплой водой с мылом.

Работа с пластилином требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде небольшой физкультурной паузы.

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.



Предварительный просмотр:

Трудности в работе по методу пластилинографии, и пути их решения.

В процессе освоение пластилинографии возникает ряд трудностей. Все они достаточно легко решаемы.

Трудности

Пути решения

Нежелание брать в руки пластилин

Подбор пластилина по качеству

Оформление коробки с пластилином

Работа с соленым тестом

Самостоятельное знакомство с материалом

Физические особенности (гипер/гипо-тонус, ДЦП)

Пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук

Отсутствие замысла в работе

Предоставлять ученику возможность выбора изготавливаемой детали (предмета)

Рассматривание образца картины

Законченный вариант работы

Желание попробовать пластилин

Беседа о технике безопасности, съедобном-несъедобном, правильной осанке

Неправильное положение рук

Работа «рука в руке»



Предварительный просмотр:

Этапы освоения пластилинографии:

  • Подготовительный. Освоение методов работы с пластилином: приемов надавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами.

  • Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию учителя.

  • Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.