Работа с родителями
Подборка анкет и отпросников для работы с родителями/законными представителями обучающихся, а также разработки и конспекты родительских собраний
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анкета «Знакомство с родителями.
Заочное знакомство с ребенком»
1 вариант
Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?
Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
2 вариант
С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время?
С кем из взрослых в семье ваш ребенок бывает более всего откровенен?
Как ваш ребенок реагирует на похвалу?
Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?
Как ваш ребенок реагирует на порицание?
Какие формы порицания оказываются наиболее действенными?
Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому? Какие?
С кем дружит ваш ребенок?
Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка?
Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет наибольшую склонность?
3 вариант (методика незаконченных предложений)
Когда родился мой ребенок, то…
Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
О его здоровье могу сказать…
Когда встал вопрос о подготовке ребенка к школе, …
Его отношение к школе было …
* Первые годы он учился ….
* Ему больше нравились такие предметы, как …
*Отношения с учителями (классным руководителем) были…
Общаясь с одноклассниками, мой ребенок …
Трудности в его воспитании сейчас связаны с …
Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на …
Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся,
нравственных ценностей семьи
(методика незаконченных предложений)
Предлагается для учащихся и родителей (цель: найти совпадения и расхождения во мнениях родителей и детей)
Для учащихся:
- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда …
- Я плачу, когда …
- Я злюсь, когда …
- Мне нравится, когда …
- Мне не нравится, когда …
- Я верю, когда …
- Если у меня хорошие новости, то я …
- Если у меня плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я …
Для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребенок …
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок …
- Я плачу, когда мой ребенок …
- Я злюсь, когда мой ребенок …
- Мне нравится, когда мой ребенок …
- Мне не нравится, когда мой ребенок …
- Я верю, когда мой ребенок …
- Я не верю, когда мой ребенок …
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок …
- Если у моего ребенка хорошие новости, то я …
- Если у моего ребенка плохие новости, то я …
- Если у моего ребенка что-то не получается, то я …
Методика незаконченных предложений
для объективной диагностики взаимоотношений
(предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)
Для учащихся:
- Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые …
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые мне нравятся, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся, - это …
Для родителей:
- Школа, в которой учится мой ребенок, – это …
- Класс, в котором учится мой ребенок – это …
- Одноклассники моего ребенка – это …
- Уроки для моего ребенка – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …
Анкета на выявление уровня заинтересованности
родителей учебой ребенка
(тест)
1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?
а) 8 б) 10 в) 12 г) ____
2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?
а) все или пропустила(а) одно;
б) пропустил (а) два;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам
3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?
а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя
4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?
а) систематически б) периодически в) ни разу
5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?
а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;
б) пойду к директору школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.
6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?
а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для
занятий;
б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;
в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.
Ключ для обработки результатов:
Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:
А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.
Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.
В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.
Итоговая диагностика
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(адаптированная методика Е.Н. Степанова)
Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0
В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0
В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0
В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
Обработка результатов:
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.
Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Предварительный просмотр:
Родительско - детские отношения оказывают серьезное влияние на обучаемость и поведение учащихся в школе. Поэтому важной задачей школьного психолога является психологический анализ родительско - детских отношений у проблемных детей, особенно в младшем школьном и в подростковом возрасте, и разработка конкретных рекомендаций по их нормализации.
Для диагностики родительско -детских отношений в младшем школьном возрасте мы рекомендуем специализированные опросники из пакета "Отношения". Это:
- "Анкета родителей", предназначенная для анализа причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников младшего возраста. Анкета заполняется родителями и позволяет получить информацию о поведении, исполнительности, отзывчивости, трудолюбии, воспитанности, самокритичности, отношения к домашним заданиям ребенка.
- "Тест - опросник родительского отношения", предназначенный для выявления родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними. Опросник позволяет выявить эмоциональное отношение к ребенку, заинтересованность в его делах и планах, межличностную дистанцию в отношениях с ребенком, форму контроля за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
- Опросник "АСВ (анализ семейного воспитания)", предназначенный для исследования проблемных семей, в которых есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. Опросник позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и характер его нарушений, такие как уровень протекции, степень удовлетворения потребностей, уровень требовательности к ребенку в семье, решение личностных проблем родителями за счет ребенка.
- Анкета "Оценка психологического состояния младших школьников", позволяющая определить уровень гармоничности развития личности ребенка, нравственного благополучия ребенка, деформации личности ребенка, невротизации ребенка, неуверенности ребенка в себе, общительности ребенка, эгоистичности ребенка. Низкие результаты по ряду шкал могут быть основанием для консультации психотерапевта с целью выяснения реальных причин некоторых особенностей поведения ребенка.
Подростковый возраст характеризуется обостренным чувством тревоги, беспокойством, раздражительностью, диспропорцией психического и физического развития, агрессивностью. Это период становления собственного "Я", период поиска моральных ценностей и принципов, период переживания противоречивых чувств, период протестующего характера, период возникновения множества проблем в межличностных отношениях. Для диагностики индивидуальных психологических особенностей подростков с целью последующего консультирования родителей мы рекомендуем методики из пакетов "Личность" и "Состояние". В частности:
- "Личностный опросник Кеттелла (16-PF)" позволяет обнаружить нарушения формирования личности в юношеском и во взрослом возрасте. В настоящее время этот опросник является наиболее популярным средством экспресс - диагностики личности. В компьютерной программе проводится также анализ факторов второго порядка — тревожности, независимости, анализ возможности депрессии, неконтролируемого поведения, параноидальных тенденций, социопатии, агрессивного поведения, чрезмерной одержимости и ригидности, поведения безрассудного типа.
- "Тест -опросник Шмишека" предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента школьников подросткового, юношеского возраста и взрослых. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы акцентуированными. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер.
- "Личностный опросник Айзенека (EPI)" используется для изучения базисных личностных измерений человека — экстр а-интроверсии и нейротизма. Высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии к нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.
- "Шкала личностной тревожности Спилбергера -Ханина" позволяет измерить тревожность как личностное свойство, во многом обусловливающее поведение учащихся. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
- "Опросник Басса -Дарки" позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Тема: «Экологическое воспитание в семье. Экология и мы»
Цель: Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
Задачи: Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования детей и родителей.
Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Оборудование: Набор карточек, «директивы» , выставка поделок из природного материала, диски с записью классической инструментальной музыки для детей, плакат стенгазет на тему экологии, поделки детей , оформление музыкального зала на тему осени(осенние деревья, капельки дождя, тучи, и т.д.)
Ход собрания:
1й выступающий зачитывает выступление под звуки леса ( пение птиц, шелест листвы, журчание ручья).
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял :
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем.»
2й выступающий. Человек стал человеком , когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно слушать и слышать? Научить слушать и слышать наших детей. Слово играет большую роль. Как мы говорим, как требуем от детей, как правильно ставим вопросы. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. В возрасте 3х-4х лет у малыша осуществляется запечатление образа в поведении и взаимодействия окружающих.
Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам другого, бережное отношение к вещам и предметам. Экология пространства --новый термин в педагогике является обучающей ситуацией: не сорить, не шуметь, эстетическое оформление в помещении, не зашумленная обстановка,( гармония линий , красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие лишних вещей и предметов).
Воспитывает наших детей не столько отрицательно сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).
Проводится игра «Директива»(это скрытое приказание неправильно сформулированное родителями за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, ног будет наказан косвенно- собственным чувством вины перед родителем.)
Участвуют две команды: «Росинки» , «Ручеек». Раздаются карточки с высказываниями обеим командам. Одной командой зачитывается не верное высказывание, другая дает правильный ответ. Побеждает дружба.,
Примеры высказываний:
1. «Не ломай бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем»
2. « Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» -« Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»
3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге»
4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрые недотепа.» - «Будь повнимательнее в следующий раз- обходи лужу.»
1й выступающий говорит: «Родители согласны ли вы что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе.» Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Родительство это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
В детском саду помогут специалисты. Ответят на вопросы родителей, детей, помогут в воспитании экологической культуры.
Наша следующая игра «Ответим на вопросы детей» (задаются вопросы по экологии из разных областей и за каждый правильный ответ дается по 5 баллов)
Перечень вопросов:
Для команды «Росинка»: Почему лес называют зеленой аптекой? Кто кукует у кукушки? Какие грибы появляются первыми? Какие птицы едят грибы? Название каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, Волчье лыко). О каком дереве говорится зелена, а не лук, белая, а не снег, кудрява, а без волос?(Береза)
Для команды «Ручеек»: Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? Почему крапива жжется? Какое дерево переодевается то в серо-серебристый цвет то в зеленый?(Осина). Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Вы увидели гнездо птицы как сохранить его?
Данные игры помогают воспитать детей любящими природу и заботящимися о ней.
Ведущие говорят: « Много леса - не губи. Мало леса -береги. Нет леса – посади».
Музыкальная пауза: звуки леса.
Выступление детей данной группы, чтение стихотворений о лесной природе, о богатствах леса.
1й ребенок.
Берегите, друзья вы природу,-
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду.
Ведь природа надежный наш друг.
2й ребенок.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3й ребенок.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у нас она одна.
Дети хором:
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Конкурс: Домашнее задание. Инсценировка экологического поведения в лесу. Каждая из команд показывает свое поведение используя атрибуты( пенек, дерево, пила, топор, бумажная имитация огня). Оценивается в 10 баллов
2й выступающий: Мы сегодня много говорили на тему экологии хотелось бы чтобы в каждой семье был экологический обычай (помощь лесным обитателям и природе в разные времена года).
Вот пример одной семьи – «Подкормка муравейника». Перед приходом зимы , выезжая в лес семья подкармливает муравейник ( кладут сахар, карамель). Этой подкормки им хватает на всю долгую зиму. Они даже посвятили стихотворение своим подопечным.
Чистота-здоровье леса-
Все зависит от него.
Муровей- хозяин леса.
Защитим давай его!
Конкурс капитанов.
1. Чтение подготовленных стихотворений в защиту природы.
2. Проект экологической газеты с семейными фотографиями.(материал можно взять из литературы :О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в ДОУ)
3.Выставка поделок из природного материала.
Подведение итогов.
Награждение родителей поделками из природного материала изготовленными на занятиях.
Итог собрания:
Ведущие:
1) Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Давайте будем дружны мы и сохраним природу.
2) Чтоб каждый маленький юнец,
Сорвав цветок, сломав дубок.
Подумал, что он сделал?
И дал ответ на свой вопрос-
Я погубил живое, я погубил природу.
Оба: Давайте же, родители, подумаем и мы,-
Как заложить в детишках фундамент доброты
К родным просторам Матушки Земли.
Собрание заканчивается под звуки произведения П.И. Чайковского « Времена года – Осенняя песнь».
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Чем играют наши дети?»
Цель:
Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Предварительная работа:
1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей:
Любит ли ваш ребенок играть? - В какие игры вы играете с детьми дома?
Чему могут научить ребенка эти игры?
Любимая игра ребенка дома?
В какие игры ребенок любит играть с папой?
В какие игры ребенок любит играть с мамой?
Какие игрушки вы покупаете ребенку?
Нужно ли играть с ребенком и почему?
Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами вашего ребенка?
2. Подбор музыки.
3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).
Ход собрания:
Приветствие
Воспитатель: Уважаемые родители! Мы уже говорили с вами о том, что ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду.
Что же такое игрушка?
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.Существуют разные виды игрушек для детей. (Рассказ можно сопровождать демонстрацией как самих игрушек, так и их изображений.) Можно провести экскурсию по групповой комнате, показать игрушки игрового уголка.Это сюжетные, или образные, игрушки-куклы, фигуры животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных, среди них - любимый детьми плюшевый мишка. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.Игрушки-забавы, смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение позабавить детей вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.Маскарадно-ёлочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в образе.Спортивно-моторные игрушки, способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (или так называемая кукла-перчатка, которую делают в виде варежки и украшают тканью, бисером, лентами. Её надевают на руку так, чтобы один палец держал головку куклы, а друге - руки). Музыкальные игрушки-погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы, игрушечные флейты, балалайки и др. музыкальные инструменты.Дидактическим игрушки - с помощью которых детей знакомят с различными понятиями: с формой, цветом, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, пятнашки, матрешки, мозаики, игрушки-головоломки, пазлы, лото и др. Они воспитывают у детей необходимые качества - сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.Строительные игрушки – состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и тр.
Дискуссия о вреде и пользе современных игрушек
Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ (система массовой информации) построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с кроссвордами, головоломками?). А сколько игр на телевидении?! Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого. Поскольку игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Хотелось бы узнать ваше мнение таковы ли современные игрушки?Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и т д.). Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки.
Критерии выбора игрушек
Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)Возможность что-либо с ней делать - это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, складывать, извлекать звуки).Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, строительный материал могут занимать детей в течении длительного времени).Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Консультация «Игрушки-чудовища»
Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверх вооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребёнка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.Для возбудимых детей игра с монстрами это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходим ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.
Обобщение результатов:
Родители, разделенные на группы, на основе анализа мнений каждого члена микро-группы заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения о прошедшем занятии.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Семейные традиции"
Цель собрания
Активизировать внимание уставших родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, способствовать более легкому запоминанию сути бесед.
Объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив.
Подготовка к собранию
1. Оформить приглашение на собрание в виде елочки украшенной игрушками – шарами.
2. Написать плакаты:
• «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери).
• «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).
3. Празднично украсить группу (приглашение в стихах на входной
двери, гирлянды на потолке и стенах, украшения на окнах, наряженная елка и т.п.)
4. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе.
5. Подобрать музыку для проведения конкурсов.
6. Вырезать снеговики, елочки, облака.
7. Провести анкетирование родителей по теме «Семейные традиции».
Оборудование
Ножницы, цветная бумага, клей, салфетки, ветки, шишки, пенопласт, соль, елочные игрушки, пластилин, вазы, тарелки, нитки.
Ход собрания
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?
Сегодня на нашем собрании нам предстоит обсудить, поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.
Семейные традиции - это не только праздники, хотя именно о них мы будем говорить больше всего, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за вос¬кресным столом в одиночестве.
Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа-ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.
Обсуждение ситуации.
Малышу исполнилось 6 лет, мать хотела отметить ему день рождение, устроить для него домашний праздник. Но соседка сказала, что нечего баловать ребенка, вырастет, вот тогда и пусть отмечает. Мать задумалась, возможно соседка права, купить подарок да и все.
• Нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка?
• Нужны ли праздники для детей в семье?
• Какие вы устраиваете дни рождения?
• Кого приглашаете к малышу в гости?
• Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положитель¬ных черт характера?
Задаются вопросы детям:
• Вы любите домашние праздники?
• Какие бывают у вас праздники?
• Что вам больше всего нравится на домашних праздниках?
Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Вспомните свое детство, как вы относились к праздникам - не то, что сейчас, это, действительно было событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, «...тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К,Д. Ушинский.
• А как праздники помогают в воспитании ребенка?
Загадки, викторины, познавательные игры - развивают ум ребенка. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так входит труд в жизнь ребенка.
А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.
Игра «Мастерилка»
Родители и дети делятся на две команды.
Сейчас вам предстоит вместе с детьми, командой, сделать елочные украшения из бумаги, используя ножницы и клей.
Вопросы для родителей.
• Как быть, если праздник, например «Ваш день рожденья», предстоит Вам отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, чувствуя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать»? Что Вы ответите?
• Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
Вопросы детям.
• Дети, приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом?
• Что на таком празднике запомнилось?»
Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества.
Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых раз¬говоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное - всем понравится это, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем не¬скромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя».
Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог.
Мама с папой просят Костю:
Спой, пожалуйста, сынок!
Начинает Костя мяться.
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
«Пой!» - настаивает мама, -
- Только стой на стуле прямо!»
Папа шепчет: «Константин,
Спой куплетик! Хоть один!»
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно,
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилось ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
«Ах, певец какой хороший!»
Кто-то просит: «Ты, малыш,
Лучше спой "Шумел камыш..."»
За столом смеются гости,
И никто не скажет: «Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать».
А бывает, любим мы демонстрировать способности своего ребенка. А если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». А дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие ребята. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они, будут петь, танцевать, рассказывать, когда это выпадает им сделать при игре или по фанту. Помните, пожалуйста, об этом.
В дни рождения, а иногда и в праздники, мы дарим своим детям подарки, они их любят и всегда ждут.
• Какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям?
• Нужно ли дарить их в праздники? Какие?
• Как дарить подарки в Новый год? (обмен опытом)
Подарки всегда должны быть немного на вырост, но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, пластинках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клеши, плоскогубцы, отвертку небольших размеров. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, видеофильмов, кассет.
Конечно, подарки детям - отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарками легко избаловать детей.
Вопросы для родителей.
• Вы готовитесь к празднику, ждете гостей в своем доме. Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству?
• Как, по-вашему, нужно ли оформлять квартиру к празднику?
• Для чего?
• Что вы уже использовали в практике?
Как украсить комнату, дом к празднику? Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома - чистота и порядок. К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения – именно к данному событию. Соблюдайте меру, чтобы украшения – именно к данному празднику не забивали друг друга. Украшайте стены, окна, потолки. Оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное.
Конечно, без цветов праздники – б не праздники. По традиции в вазу ставят нечетное количество стеблей. Если нет цветов, можно заменить осенним, зимним букетом-композицией.
Новогоднее экибано.
На ваших столах лежит подручный материал (ветки, цветная бумага, салфетки, пенопласт, соль, шишки, елочные игрушки, клей ножницы, пластилин, тарелочки, вазочки), вам надо сделать новогоднее украшение для оформления комнаты или праздничного стола.
А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребенка.
Обсуждение ситуации.
Встретились две мамы, разговорились. «У меня сыну через два дня будет день рождения, - делилась радостью одна из них. - Думаю, ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют». «И все?» - поинтересовалась собеседница. «А что ты мне еще посоветуешь? Что мне - клоуном перед ними быть».
• Представьте, что такой разговор состоялся с вами, и ваша собеседница спрашивает у вас совета. Что бы вы посоветовали?
• Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка?
• Запомниться ли он детям?
• Как отмечать день рождения ребенка?
• Что интересного было в вашей семье?
• Чем можно привлечь детей во время подготовки? (Обмен опытом.)
Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал старше, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь.
Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаше у двери) рост ребенка. Пусть он видит, на сколько он подрос за год.
Неплохо, если в день рождения сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.
Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, это могут быть затейливые пригласительные билеты (показать), самодельные открытки с рисунками детей, аппликации снеговика, елки, солнышка, цветка.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появление сказочного героя - взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки или театрализованное представление с использованием кукол любимых сказок. Они могут появиться из-за самодельной ширмы, макета телевизора или из-за штор: приход желателен до того, как дети сядут за стол, так как могут напомнить гостям о правилах поведения за столом.
Хорошо, если у вас будут тетради, куда вы запишете свои сценарии праздников, игры, фокусы, аттракционы из альбомов, журналов, книг, мы будем обмениваться этими тетрадями, пополняя, улучшая праздники для детей. Все это будет необходимо не только нам, но и впоследствии детям.
Почему мы коснулись эти вопросов? От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами.
От выдумки, фантазии зависит успех.
Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку сделанную своими руками. И вы увидите: это скромное проявление доброты не только принесет радость другому человеку, но и посеет семена доброты у вашего ребенка.
Общие праздники детей и взрослых, особенно в Новый год, можно провести в лесу, нарядить елку подарками для зайцев, лосей, белок морковкой, капустой, орехами, яблоками, сеном. А весной и летом организовать праздники на природе с подвижными русскими народными играми.
Игра «Острое блюдо»
Под музыку ведущая раздает в шарах вопросы «острого блюда», по два шарика каждой команде:
1. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме на
помните ребенку?
2. Вы ждете гостей, друзей вашего ребенка. О чем напомните ему до прихода гостей?
3. Чем удивить гостей?
4. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
Домашнее задание
А сейчас давайте устроим маленький праздник для наших детей, чтобы этот новый год надолго запомнился и нам и нашим деткам.
Родители проводят игры с детьми, рассказывают стихи, поют песни по их желанию.
Отзывы родителей.
Родителям раздаются снеговики, елочки, облачки – вырезанные из бумаги и предлагается дописать предложения. Дорисовать лицо снеговику передав ему свое настроение, раскрасть ведро.
• В сегодняшнем собрании мне понравилось …
• Я бы хотела, чтобы в следующий раз …
• Новогоднее пожелание.
Чаепитие.
Собрание заканчивается чаепитием
Предварительный просмотр:
Тема: Роль школьной отметки
Задачи:
1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Форма проведения: Родительский педагогический тренинг.
Оформление. Столы стоят полукругом, на столах таблички с фамилией, именем, отчеством обоих родителей. (В школу дети пришли из нашего детского сада, поэтому большинство родителей знают хорошо друг друга, но таблички не мешают им называть друг друга по именам. На собрании, присутствуют, обычно, семейные пары, а иногда и бабушки). Родителям нравиться присутствовать на собраниях и они активно обсуждают возникающие вопросы
Подготовительная работа к педагогическому тренингу:
- Анкетирование родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
1. Я знаю, что школьная отметка – это…
2. Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это…
3. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его…
4. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него…
5. Когда мой ребёнок идёт, в школу я желаю ему…
6. Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я…
7. Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я…
Анкета для родителей № 2.
Отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используете со своим ребёнком, анализируя его учение.
· Что ты сегодня получил?
· Ничего, не расстраивайся, у нас есть ещё время всё исправить.
· Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
· Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
· Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.
· Сколько можно тебе это объяснять?
· Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь всё сделать самостоятельно?
· Кто – нибудь получил отметку лучше, чем ты?
· Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!
· Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
· Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.
· Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, это нам поможет.
· Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать.
· Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!
· Посмотри, как я учился! А ты?
- Анкетирование учащихся по проблеме собрания.
Анкета для учащихся.
· Если я получаю хорошую отметку, то…
· Если я получаю плохую отметку, то…
· Мои родители говорят, что я могу учиться…
· Мои родители говорят, что я не могу…
· Если я получаю «пять», то родители мне…
· Если я что – то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят…
· Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…
· Родители хотят, чтобы я был…
- Анализ учащимися картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
План ответа на вопросы по картине.
· Понравилась тебе картина или нет?
· Что чувствует мальчик, изображённый на картине?
· Как ему живётся в родном доме?
· Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
· Хотелось бы тебе ему помочь?
· Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображённую на картине? · Как, по твоему мнению, закончится эта история?
- Подготовка памяток для родителей по проблеме собрания.
Памятка для родителей.
Как относиться к отметкам ребёнка.
· Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.
· Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.
· Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
· Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
· Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.
· Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
· Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.
· Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
· Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
· Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»
Цели:
- расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
- повышение родительской компетентности и осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых;
- профилактика нарушений детско-родительских взаимоотношений.
Ход встречи
- Приветствие. Сообщение темы и целей встречи
- Была проведена анкета среди учеников (на слайде результаты анкетирования в процентном соотношении)
Анкета
- Дома меня почти во всем поддерживают _________________
- Мне бывает трудно дома _______
- Мене многое запрещают ________
- У нас дома бывают мои друзья _________
- Я хочу иметь больше самостоятельности _________
- Являются ли твои родители твоими друзьями __________
- Дома секретом я поделюсь с _______
- На прогулку я бы хотел пойти с _____________
— Тема сегодняшней встречи «Родительская любовь и воспитание». Пожалуй, выбор подобной тематики не связан напрямую с остротой проблемы в вашем классе, более того, мы искренне убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции.
— За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями можно увидеть проблемы семьи. Детей, которых любят искренне и безусловно можно очень легко увидеть в детском коллективе…
— Ведь семья является первоисточником и образцом формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых — родителей, педагогов в каждый момент его жизни.
- Обсуждение результатов анкетирования
- Разработки педагогов по выделенной проблеме.
Любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа.
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять и вдохновлять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям только в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным:
- благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;
- неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
- Практическая часть
Родителям раздается анкета которую заполняли дети. Предлагается поставить себя на место ребенка, ответить на вопросы анкеты. Раздать анкеты с ответами детей, предложить сравнить результаты.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
- Заключение
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
- Индивидуальная робота с родителями
Предварительный просмотр:
Готовность к школе.
Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклассников ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября.
Первое – это документы, которые необходимо собрать, чтобы вашего ребёнка зачислили в первый класс.
- Заявление на имя директора школы ;
- Копия свидетельства о рождении ребенка;
- Копии паспортов родителей;
- Справки с места работы родителей;
- Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (если оформлено);
- Копия страхового медицинского полиса;
- Медицинская карта.
Обязательным условием для приема в школу детей является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.
Итак, когда до 1 сентября еще далеко. Начинаем с …себя
Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе».
Самое очевидное – с переходом вашего ребёнка к школьной жизни значительно изменится и его режим дня. Необходимо решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы, первоклассники обучаются в первую смену с 7.30 до 12 часов. Возможно, у вас возникнет необходимость научить ребенка пользоваться бытовой техникой, открывать замки, готовить себе нехитрый обед и, наконец, соблюдать «правила техники безопасности». Вам будет гораздо спокойнее, если подготовку к самостоятельному пребыванию первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября. Продумайте все возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, и предусмотрите возможности экстренной связи с родителями. А ребенку не придется в сложные первые школьные дни испытывать дополнительный стресс от начала «самостоятельной» жизни дома в течение нескольких часов.
Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнут сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, и родители не могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку своего ребёнка.
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.
Личностная готовность включает в себя:
- умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)
- умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)
- отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
- желание учиться, получать знания
- определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чтобы помочь родителям в подготовке детей к школе учителя решили организовать адаптационные подготовительные курсы. Занятия будут проводиться по субботам, начиная с 11 апреля. Мы планируем проводить цикл занятий по развитию речи, развитию математических способностей и тренинг общения. Начало занятий 9.00 часов до 10.30. С желающими родителями будет заключаться договор на оказание платных услуг, стоимость одного цикла занятий 50 рублей. Занятия будут проводить учителя будущих первых классов. Так же по субботам вы сможете получить консультацию, конкретные рекомендации по подготовке детей к школе.
А сейчас я хочу познакомить вас с теми образовательными программами, которые используют наши учителя в своей работе.
- Учебно – методический комплект «Начальная школа 21 века», автор этой программы Виноградова. Обучается 4 класса – 116 учеников. Особенности этой системы в том, что ученик является равноправным участником процесса обучения. Ведущие методы обучения – это совместное обсуждение, размышления, поиск, открытия. На уроках отдаётся предпочтение групповым формам работы. Авторы программы убеждены: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.
- Следующий комплект «Школа России» - это программа основана на лучших традициях русской школы с элементами развивающего обучения. представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Главная идея комплекса: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. По этой программе в нашей школе обучается 8 классов – 197 учеников.
- С этого учебного года мы начинаем работу по УМК «Перспектива» - особенность в том, что обучение детей ведётся на коммуникативно-познавательной основе, то есть с помощью общения. Кроме общепринятых уроков математики, чтения и письма, используются уроки-диалоги, уроки игрового типа на литературно-художественной основе. Данная программа Представляет использование всех лучших наработок, накопленных отечественной методической наукой и собранных воедино в соответствии с обновленными программами обучения, учитывающими тенденции модернизации российского образования.
Но независимо от того по какой программе ведётся обучение, главным всё же является опыт учителя, который в своей работе использует те методы и приёмы, которые способствуют всестороннему развитию ученика. Итогом работы за год являются итоговые контрольные работы по основным предметам, которые соответствуют уровню стандарта. То есть программы обучения разные, а результат один: успешное овладение учениками стандартным набором умений и навыков.
В конце апреля учителя проведут родительские собрания, где более подробно познакомят родителей с образовательной программой, которую выбрали для обучения ваших детей.
Мы желаем вам спокойствия, оптимизма в организации той поддержки, которая требуется ребенку для обеспечения его успешного будущего.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Документы, необходимые для зачисления ребенка в первый класс Заявление (установленная форма), Копия свидетельства о рождении ребенка; Копии паспортов родителей; Справки с места работы родителей; Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (если оформлено); Копия страхового медицинского полиса; Медицинская карта.
В школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться .
Как узнать, готов ли Ваш ребенок к школе? Психологическая готовность ребенка к школе- интеллектуальное развитие ребенка и некоторые особенности личности, без которых невозможно успешное обучение в школе. личностная готовность Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность.
Личностная готовность включает в себя: умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу) умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других) отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Интеллектуальная готовность Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи . Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что» ; «если, то» ; поэтому» Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай» Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Мотивационная готовность Психологическая готовность к обучению в школе — это так же мотивация: желание учиться, получать знания это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные) определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Адаптационные подготовительные курсы для будущих первоклассников График работы: по субботам с 9.00 до 10.30 Занятия по развитию речи, Занятия по развитию математических способностей, Тренинг общения.
УМК «Начальная школа XXI века» 4 класса – 116 учеников
УМК «Школа России» 8 классов - 197 учеников
УМК «Перспектива»
Программа по оздоровлению БОС
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему: «Не хочу делать уроки!» Задачи: 1. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений. 2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. 3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка. 4. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Форма проведения: беседа Оборудование: слайдовая презентация на тему, буклеты родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности. Ход собрания 1. Введение в тему собрания. Эпиграф: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» Плутарх. (Слайд 1) Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой» «Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»? Поэтому тема нашего собрания «Не хочу делать уроки!» (Слайд 2) 2.Вступительное слово. Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Обычно всех детей школьного возраста можно поделить условно на три группы. (Слайд 3) Первая группа – дети, которые любят делать уроки (инопланетяне). (Слайд 4) Вторая группа – дети, которые не любят делать уроки. Но ответственные и организованные. (Слайд 5) Третья группа – дети, условно бездельники и лоботрясы, у которых при словах «делай уроки» начинается целый ряд болезненных ощущений… Но после неравных боев уроки всё так делают… (Слайд 6) И последняя, «неизвестная науке», группа детей - ПЕРВОКЛАССНИКИ, которые с завидным постоянством не выполняют уроки. Причины неизвестны. (Слайд 7) Психологи уверены, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. (Слайд 8) Сегодня постараемся дать ответ на следующие вопросы: (Слайд 9)
Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков. Причины. ( Слайд 10) - трудно - желание привлечь к себе внимание взрослых - избалованность - попустительство в воспитании 3. Советы родителям. У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и, не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. Первое правило – время с 15.00 до17.00 (Слайд 11) Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, происходящий в определенный час, в одном и том же месте. Второе правило - внушить ребенку, что уроки – это его дело, ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой. (Слайд 12) В вопросе приготовления уроков жестко придерживайтесь принципа «единственной альтернативы» - УРОКИ ДЕЛАТЬ !!! Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. (Слайд 13) Нужен ли взрослый? (Слайд 14) Ребенку необходимо знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки. Вы можете вместе посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и… заняться своими делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадобится помощь. Помощь родителей:
Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред. (Слайд 19)
4. Итог собрания. Мы сегодня убедились, что причин не желания делать уроки очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. Я подготовила для вас памятки «Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям). В заключении хочется добавить, любите своих детей! Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен. 5. Решение родительского собрания
Спасибо за внимание! (Слайд 20)
|
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей.
Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания
- Посидите со своим ребёнком на первых порах в выполнения домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.
- У Вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки.
- Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
- Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед выполнения уроков.
- Учите выполнять уроки в этом рабочем уголке.
- Объясните ребёнку главное правило учебной работы—учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.
- Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.
- Если ребёнок в Вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.
- Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что Вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
- Учите Вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребёнок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнении уроков.
- Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал без чисто, без помарок, с соблюдением полей.
- Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт Ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
- Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно т обращаться к Вам только в случае необходимости.
- Каждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли Ваш ребёнок через много-много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.
- Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и Ваше здоровье.
- В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье-с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!