Доклады и выступления
Доклады и выступления с конференций, а также обобщение опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личностные УУД Универсальные учебные действия Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Личностные УУД смыслообразование самоопределение Нравственно-этическая ориентация
Регулятивные УУД контроль оценка коррекция саморегуляция прогнозирование планирование целепологание
Познавательные УУД общеучебные логические действия действия постановки и решения проблем
Коммуникативные УУД планирование постановка вопросов разрешение конфликтов
Формирование УУД Игра Формируемое УУД «Кто прав?» Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач); Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Игра Формируемое УУД «Аукцион слов» Познавательные УУД (умение выбрать нужную информацию); Регулятивные УУД (умение оценивать свой и ответ собеседника)
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 Вашему вниманию будет представлен доклад на тему «Дидактическая игра - как средство формирования Универсальных Учебных Действий (УУД)»
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре группы: СЛАЙД 2
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
СЛАЙД 3
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование - установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
СЛАЙД 4
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие виды умений:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
СЛАЙД 5
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
СЛАЙД 6
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных УУД являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению дидактических игр в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
На современном этапе развития педагогической науки нет единой классификации дидактических игр.
Проанализировав содержание дидактических игр, можно выделить плюсы использования дидактических игр на уроках:
- игра снимает напряжение, но повышает чувство ответственности перед одноклассниками;
- игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;
- игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- игра — один из приемов преодоления пассивности учеников;
- игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.
СЛАЙД 7
«Кто прав?» Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач), Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Слайд 8
«Аукцион слов (выражений)» Познавательные УУД (умение выбрать нужную информацию), Регулятивные УУД (умение оценивать свой ответ и ответ собеседника)
«Что лишнее?» (звук, буква, фигура, животное) Познавательные УУД (сравнение по определенному признаку), Коммуникативные УУД (умение высказать свое мнение, умение слушать собеседника)
«Небылицы»
«Магазин»
«Начни…Закончи…»
Предварительный просмотр:
Компетентности учителя, обусловленные введением ФГОС
Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?
Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно - деятельностный, тем более -компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.
Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:
- готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
- мотивация на работу с учащимися;
- способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
- знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
- владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
- знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания;
Содержание компетенции учителя определяется такими характеристиками, как:
- Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
- Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.
- Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
- Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.
- Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)
- Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).
- Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.)
- Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.
Предложенная классификация не является единственной.
Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основной образовательной программы:
- осуществлять личностно - деятельностный подход к организации обучения;
- выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (далее- ПРООП);
- разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.
Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы:
- иметь соответствующие концепции ФГОС, представления о планируемых результатах освоения и основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;
- иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета.
- иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы ) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности .
Компетентность учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основной образовательной программы:
- эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:
- достижение планируемых результатов освоения образовательных программ;
- реализации программ воспитания и социализации учащихся;
- эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условия реализации ФГОС;
- индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;
- собственного профессионально-личного развития и саморазвития;
- эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Качества профессиональной компетентности педагога готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию; способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности; знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи;
уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы; уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка; уметь правильно выделять трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика;
уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД); уметь анализировать существующие программы; уметь выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям
Учитель должен обладать обладать всем тем, в чем нуждается ученик… Омар Хаям
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей. Из всего выше сказанного можно сформулировать основные задачи работы с родителями.
Основными задачами работы школы с родителями являются:
- необходимость направлять работу на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей,
-усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.
Для достижения поставленных задач, необходимо использовать следующие формы работы
Некоторые формы работы классного руководителя с родителями
| Индивидуальные | Групповые | Коллективные |
Традиционные Помогают в психолого- педагогической поддержке родителей, в знакомстве с процессом обучения |
|
|
|
Новые Помогают установить партнерские отношения, помогают в знакомстве с содержанием различных учебных программ |
|
|
|
Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе.
К традиционным формам работы относятся родительские собрания, конференции, консультации, посещения на дому
Нетрадиционные формы: дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги, Дни открытых дверей, совместное ведение «Портфолио» (учащиеся, учитель, родители) с введением ФГОС.
Правила взаимодействия с родителями
Работа учителя начальных классов и школьного психолога с родителями учащихся, в связи с требованием времени и новых образовательных стандартов, начинается до начала обучения в школе - в период Предшкольной подготовки. Ведется индивидуальная и групповая работа с родителями будущих первоклассников психолога и педагога, проводятся родительские собрания в д/саду, ЦВР, где мы знакомим родителей с современными требованиями к уровню подготовки детей, образовательной Программой, даем рекомендации т. д.
Работу учителя начальных классов с родителями с 1 по 4 классы можно разбить на три последовательных по времени этапа.
Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями об особенностях здоровья ребенка, его увлечениях, интересах, предпочтениях в общении в семье, поведенческой реакции, мотивации учения, моральных ценностях семьи
Второй этап охватывает период до выпуска школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог ставит цели:
· повышать уровень педагогических знаний родителей;
· направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;
· помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;
· укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;
· расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов).
Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.
Родители учащихся начальных классов в основном активны, но остаются и такие родители, которые не очень охотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия, поэтому работать есть ещё над чем.
И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей. Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.
Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
Предварительный просмотр:
Виды универсальных учебных действий
(по материалам ФГОС НОО)
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.