Консультация для родителей

Бокова Инна Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

     Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь - это новое окружение, новая обстановка, новые люди, одним словом адаптация. Слово "Адаптация" означает приспосабливаться на новые для ребёнка условия. Процесс часто проходит с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются такие изменения как:

  • Четкий режим дня;
  • Отсутствие родных рядом;
  • Постоянный контакт со сверстниками;
  • Необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
  • Резкое уменьшение персонального внимания.

 Адаптационный период- серьёзное испытание для ребёнка 2-3 года жизни. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы решают в детском саду все вместе : воспитатели, младшие воспитатели и родители. Самая главная задача создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Каждый малыш привыкает по- своему, у кого-то адаптация проходит в легкой форме три - четыре недели, у кого-то в средней форме до двух месяцев, у кого-то тяжёлая адаптация до шести месяцев.

Для того, чтобы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребенка, нужно сделать её постепенной, так как каждый ребенок привыкает по своему. Я для вас подготовила некоторые рекомендации.

Уважаемые родители:

  1. Постарайтесь быть терпеливыми к себе и к своему ребёнку. Прислушивайтесь к советам и просьбам воспитателей.
  2. Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.
  3. Одежда в группе для данного возрастадолжна быть удобна шорты, брючки без застёжек и лямочек, носочки хлопчатобумажные, ребёнку проще будет самостоятельно одевать.
  4. Сократите просмотр взрослых телепередач, а больше уделяйте внимание своему малышу читайте: сказки, стихи, потешки, пойте детские песенки. Проявляйте с малышом творческую деятельность (рисуйте, лепите). У ребёнка сформируется усидчивость.
  5. Расширяйте "социальный горизонт" ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу. Имея такой опыт, ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
  6. Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребёнку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родителибудут относиться к такому важному событию, как посещение ребёнком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Не скупитесь на похвалу, говорите малышу какой ты молодец , хороший, смелый.
  7. В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре)малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
  8. В детскийсад можно брать с собой любимую игрушку, мамин платочек, книжку, ребёнку будет легче находиться в группе связь с домашним домом.
  9. Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнка детскогосада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детскогосада должна быть ограничены двумя часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
  10. Ребёнок должен приходить в детский сад здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,

например, предстоит оставаться в садике полдня или даже на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка:

  • Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
  • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Проектная деятельность в детском саду»

Цель и задачи родительского собрания.

Цель: познакомить родителей с проектной деятельностью, помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей и взрослых.
  2. Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.
  3. Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности

4. Налаживание эмоционального контакта.

5. Использовать инновационные формы работы с родителями.

Ход собрания:

1. Вступительное слово, «Приветствие».

Здравствуйте, уважаемые родители. Наше собрание я хочу посвятить

проектной деятельности в детском саду.

Вчера я провела небольшое анкетирование среди родителей. Получила такие результаты (презентация слайд 1)

Давайте же с вами разберемся, что же такое проектная деятельность в доу.

1.Тренинг « Ладошка».

А надо ли вам разбираться? Может, вы и так всё знаете? Вот, например, простое упражнение. Попробуйте сделать хлопок одной рукой. Получается? (все пытаются использовать в качестве опоры разные предметы). Да, способов много, но настоящего хлопка без второй руки не получится. Попробуем ещё раз? (все хлопают, поворачиваясь к соседу, но по-прежнему только одной рукой). Получается хлопок? Какой вывод мы можем сделать? 

Совершенно верно так же и здесь детский сад это одна рука, а родители семья это вторая рука, сам хлопок это и есть наш с вами труд, который направлен на развитие и обучение детей. И без взаимодействия обоих сторон особого результата не будет.

Одной из более успешных форм такого взаимодействия является проектная деятельность (презентация слайд 2). Мы при минимальном вашем участии уже реализовали в прошлом году проект по театрализованной деятельности «Сказка Репка». Сначала же, позвольте, немного познакомить вас с методом проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

2. Проектная деятельность (презентация слайд 3).

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей очень высокая: каждый ответ педагога, да и любого взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают взрослые. Метод проектов как раз, направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

(презентация слайд 4)

В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию

Проект – это совместная, со взрослыми, деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду – это специально организованный воспитателем комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.


Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в дальнейшем позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Работа по проектной деятельности строится по формулепроект = дети + семья + педагоги.

(презентация слайд 5,6)

Три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
1. Подражательско-исполнительский (3,5–5 лет)
2. Развивающий (5–6 лет)
3. Творческий (6-7 лет)

Проекты подразделяются:

  • По количеству участников:

- индивидуальные

- групповые

  • По содержанию:

- монопроекты (одна образовательная область)

- интегративные (две и более образовательные области)

  • По продолжительности:

- краткосрочные (1-4 недели)

- среднесрочные (до 1 месяца)

- долгосрочные (полугодие, учебный год)

  •  По доминирующему виду проектной деятельности:

- игровые

- информационные

- исследовательские

- творческие

(презентация слайд 7)

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

• исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

• ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

• информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

• творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздникадетского дизайна, например «Театральная неделя»).

(презентация слайд 8)

Этапы проекта:

1 этап Выбор темы проекта.

2 этап Планирование

В планировании деятельности помогает «Модель 3 вопросов»«Что знаем?»«Что хотим узнать?»«Как узнать?». На этом этапе планируется конечный продукт, уточняются виды деятельности, направленные на реализацию проекта.

3 этап Реализация проекта

Организация деятельности детей в соответствии с темой проекта, у детей в ходе этой деятельности формируются специфические знания, умения, навыки.

4 этап Завершение проекта.

Представление, презентация детьми продукта своей деятельности.

Анкета для родителей

  • Знаете ли вы о проектной деятельности?


  • Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?


  • С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?


  • Нужна ли вам информация по данной теме?


  • Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?


  • Окажете ли вы ему помощь?






Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Польза и вред компьютера и телевизора»

Подготовительная работа:

-разработка памятки      для родителей "Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка";

-изготовление приглашений на собрание для родителей;

-предварительное анкетирование родителей;

-составление памяток- подсказок для проведения тест-игры.

Оборудование:

оборудование для презентации

жетоны двух цветов, листы бумаги и ручки для родителей (для выполнения заданий в группах)

1.Организационная часть

При входе в группу каждый родитель берёт со стола жетон (квадратик) одного из двух цветов и занимает согласно избранному цвету место в одной из двух  родительских групп.

2. Актуальность выбранной темы.

Я предлагаю вам отгадать загадки и сформулировать тему нашего собрания

1. Маленькая, удаленькая по коврику бежит, стрелочка дрожит. (Мышка) .

2. Две сестрички-невелички возле домика живут, громким голосом поют. (Колонки) .

3. Конопатая девица томится в светлице, кто к ней подступает, тот и кнопки нажимает. (Клавиатура).

4. Гляжу в тебя, как в зеркало, до головокружения, а вижу только букв движенье. (Монитор) .

5. Стоит коробка с парой кнопок, кто мимо пройдёт - всяк поклонится. (Системный блок) .

6. Без рук, без ног, из домика берёт и в руки подаёт. (Принтер).

        Компьютеры  и телевидение прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Часть родителей не возражает против просмотра телепередач и компьютерных занятий или игр, но и не поддерживает увлечение ребёнка (не покупает гаджеты).

 Другая часть оказывает активную поддержку - дает деньги на обновление домашнего  ПК, на покупку  дисков, программ, может дать дельный совет в этой области.

Есть мамы и папы, полностью отвергающие такую форму времяпрепровождения для своего ребенка.

 Но есть и еще одна категория родителей: они не запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребенка.

3. Работа в командах.

Родители делятся на 2 команды. Проводится игра по правилам игры «Хорошо - плохо».

Задания командам:

1 команда - обоснуйте высказывание «Компьютер - помощник, друг»

2 команда -  обоснуйте высказывание «Компьютер - приносит вред, враг»

Команды совещаются. Каждая команда записывает свои решения на листе бумаги.

Представители команд зачитывают ответы. Воспитатель подводит итог работы в командах.

Результатом работы команд может быть примерная таблица:

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Расширение кругозора, словарного запаса, знание иностранных языков

Вред здоровью при неправильной организации рабочего места (зрение, осанка)

Развитие познавательных интересов (памяти, мышления, воображения,логику.)

Влияние на психику (криминальные новости, ужастики, «стрелялки»), развитие жестокости

Обучение в интересной форме

Отучает быть подвижным, активным, ухудшение физической подготовки

Экономия времени на поиск информации

Предмет ссор в семье, игровая зависимость

Стимуляция познавательной активности детей, развивают знание компьютера

Уменьшение роли родителей в воспитании детей

4. Результаты опроса детей группы

1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

Каждый день – 80%

В выходные дни – 20%

2. Ты смотришь телевизор один или вместе с семьёй?

Смотрю один – 64%

С братом или с сестрой – 21 %

Всей семьёй – 15%

3. Ты смотришь всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

Мультфильмы и фильмы – 100%

4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие предметы ты заказал бы доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

Еду – 21%

Игрушки, книги – 79%

Интересные ответы детей на вопросы:

1. Что ты любишь смотреть по телевизору?

2. Твой любимый мультфильм?

3. Что родители запрещают тебе смотреть?

4. Для чего нужен компьютер?

5. Результаты опроса родителей.

1. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться компьютером?

Да – 69%

Нет – 31%

2. Сколько времени проводит ребенок за компьютером в день?

15 мин – 15%

30 мин – 8%

1 час в неделю – 8%

1-2 часа в день – 23%

0 час – 15%

3. Как ваш ребёнок проводит время за компьютером?

Варианты ответов:

Играет в игры – 23%

Игры детские – 15%

Смотрит мультфильмы или фильмы – 54%

4. Какие игры предпочитает?

Рисование, изучение букв – 8%

Развивающие игры – 8%

Клуб Винкс – 8%

5. Вы довольны, что ваш ребёнок увлечён компьютером?

Да – 23%

Нет – 23%

Не увлечён – 15%

6. У вас есть беспокойство по поводу увлечения ребёнка компьютером?

Да – 8%

Нет – 78%

7. Ваше мнение: Компьютер – это:

а) враг – 8%
б) друг – 62%
в) другое – 38%

6. Давайте рассмотрим подробнее положительное и отрицательное влияние компьютера.

Отрицательное влияние компьютера.

Посмотрим на проблему с точки зрения здоровья ребёнка.

1.При работе с компьютером усиливается нагрузка на зрение. Ребенок вынужден улавливать мельчайшие предметы, следить за их передвижением, реагировать на неожиданно появляющиеся предметы. В результате нагрузка на зрение становится колоссальной. При частой работе с компьютером несформированный глазной аппарат 
ребенка не справляется с такой нагрузкой, и зрение начинает падать. Исследования медиков показали, что снижение зрения наблюдается у 80 % детей, пользующихся компьютером, и лишь у 15 % детей, не играющих в компьютерные игры.

        Детские врачи уже обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга. В результате у детей, увлекающихся компьютерными играми, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные приступы. А не так давно в Японии разразился скандал, связанный с тем, что компьютерная графика в мультфильме спровоцировала у маленьких японцев массовые эпилептические припадки! (В 1997 году более семисот детей в Японии перенесли эпилептические припадки при просмотре эпизодов популярного мультфильма Покемоны. Впоследствии детям был поставлен диагноз светочувствительной эпилепсии - формы болезни, вызываемой визуальными стимулами, в частности красочным цветовым мерцанием. )

При организации игры ребенка с компьютером нежелательной нагрузки можно избежать, если соблюдать следующие правила:

• Центр экрана должен быть установлен на высоте 15 – 20 см ниже уровня глаз. Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60 – 70 см, но не ближе 50 см.

• Комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена.

• Работать за компьютером не более 30 минут в день - время одной игры рассчитывается по формуле: возраст ребёнка помноженный на 1, 5.

• После игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

• В течение недели ребенок может работать за компьютером не более 3 раз.

2. Необходимо также сказать о нарушении осанки. Необходимость длительное время сохранять одну и ту же позу создает большую нагрузку на одни и те же мышцы. В результате происходит деформация еще неокрепших костей и появляется искривление позвоночника.


3. Следует отметить:  у детей, играющих в компьютерные игры  длительное время, появляется лишний вес. Игра захватывает ребенка целиком, в результате много времени ребенок находится в неподвижном состоянии. И у него формируется малоподвижный образ жизни и как следствие, лишний вес: а это в свою очередь нагрузка на сердце и печень.

4. С психологической точки зрения, компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами, а некоторым детям полностью заменяет общение со сверстниками. Подавляющее большинство компьютерных игр развивает только быстроту реакции ребенка, но не развивает воображение, мышление. Содержание игр провоцирует проявление детской агрессивности, жестокости, повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.

Детских психиатров волнует то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик. Недаром такие дети ничем другим не интересуются, становясь как бы придатком к компьютеру.

Поговорим о развитии детей с помощью компьютера.

Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального, перестает интересоваться окружающим миром.

Особенно уязвимы в этом отношении дети: они еще не сформировались и легко поддаются влияниям. А мир компьютерных игр так заманчив, красочен! Его усиленно рекламируют, кто может устоять перед таким соблазном?

Дети, по крайней мере, не могут. И в последние годы все больше родителей сетуют на то, что их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегая традиционными играми, чтением книг, рисованием и общением с друзьями и родителями.

Обратимся к  морально-этической стороне компьютерных игр.

Компьютерные игры буквально нашпигованы всякой нечистью: монстрами, скелетами, привидениями, киборгами, злобными орками, людоедами... Ну а дети под предлогом борьбы со злом настраиваются, я бы даже сказала — программируются, на садизм.

Неудивительно, что многие дети, насытив свою фантазию этими страшными образами потом начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться одни в комнате. Воспитательный эффект от таких компьютерных игр, мягко говоря, сомнителен, ибо их смысл почти всегда сводится к убийству.

Положительное  влияние компьютера.

Поговорим теперь о пользе компьютерных игр. Есть развивающие игры, которые обучают малышей совмещать цвета, воссоздавать по памяти картинки, составлять предметы из геометрических фигур и т. п. Компьютер помогает ребенку научиться читать, изучать иностранные языки. Есть компьютерные энциклопедии, преподносящие ребенку знания в занимательной игровой форме. Широкой популярностью пользуются и так называемые интерактивные книги, напоминающие пластинки с любимыми сказками, но включающие в себя также игры, тренирующие память и внимание, предлагающие выполнить различные интересные упражнения на развитие навыков чтения, знакомящие юных пользователей с английским языком.

Дошкольникам и младшим школьникам можно предлагать «пазлы»: это развивает пространственное и логическое мышление.

Да и чисто развлекательные игры не однородны. В детских «квестах» действуют герои мультфильмов, там никого не надо убивать, в этих играх много по-настоящему смешного. А смысл игры сводится к достижению цели путем решения логических задачек. Скажем, тебе надо открыть входную дверь, а в твоем распоряжении только веревка и ключи от машины. Что делать? — Ты внимательно смотришь на экран и замечаешь грузовик. Так... А что если привязать веревку одним концом к дверной ручке, другим к кузову, завести мотор и тронуться с места?

Подобные игры развивают не только абстрактное мышление, но и чисто бытовую смекалку, готовят детей к ситуациям, с которыми те могут столкнуться в реальной жизни. Между прочим, в «квестах» и мир более дружелюбный. Во-первых, он не делится только на своих и чужих, там много нейтральных персонажей, которые занимаются своими делами и не вовлечены в перипетии сюжета. А во-вторых, сообщников у ребенка больше, чем противников.

Но нельзя забывать о том, что если мы сажаем ребенка за компьютер и предлагаем компьютерные дидактические игры, то мелкую моторику мы не развиваем. Какие бы ни были замечательные эти дидактические игры, как бы родители и разработчик игр ни говорили, что: «Ладно, он теперь фигуры знает, цвета знает и все такое» – у него ручки не работают, значит, у него речь вовремя не сформируется правильно. А не сформировалась речь – у него мышление правильно дальше не сформируется, и куча других последствий.

7. Работа в командах

Задания командам:

1 команда – какими качествами должен обладать будущий первоклассник? (3-4 качества)

Во-первых, он должен хотеть учиться и иметь интерес к обучению, а интерес к обучению в первую очередь зависит от инициативности и творческой активности ребенка.

ахович

Во-вторых, ребенок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний, которые в психологии называют понятийным мышлением. Обратите внимание - это совсем не специальные школьные навыки и умения (чтение, письмо и счет).

В-третьих, у первоклассника должно быть сформировано умение подчинять свои действия некоторым правилам, которые предъявляет учитель.

В-четвертых, особое значение для успешной адаптации первоклассника имеет состояние его здоровья. Частые простудные и некоторые хронические заболевания, общая ослабленность организма и различные нарушения осанки могут осложнить этот период. Таким детям значительно труднее, чем здоровым сверстникам, на протяжении долгого времени концентрировать внимание, так как сказывается ограниченность физиологических ресурсов.

2 команда – наделите ребёнка качествами личности, которые являются для вас значимыми, приоритетными? (3 качества)

Целеустремлённый , воспитанный, дружелюбный

Команды совещаются. Каждая команда записывает свои решения на листе бумаги.

Представители команд зачитывают ответы.

Задания командам: продумайте, как телевизор или компьютер могут помочь в формировании этих качеств.

Представители команд зачитывают ответы. Воспитатель подводит итог работы в командах.

8. Правила безопасного использования компьютера для ребёнка дошкольного возраста

Родителям необходимо установить правила пользования компьютером.

А они должны быть достаточно жесткими: шести-семилетние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут.

Ваш ребенок, конечно, проявит недовольство, но ему надо популярно объяснить, что подолгу сидеть перед дисплеем вредно для здоровья. Услышав знакомую мотивировку, он, скорее всего, не будет сильно возмущен этими ограничениями. В конце концов, вы же следите за тем, чтобы он (хотя бы приблизительно!) соблюдал режим дня, читал и писал в хорошо освещенном помещении, не утыкался носом в телевизор, чистил зубы, не ел много сладкого и проч. и проч. Главное, чтобы это не выглядело как наказание.

Не ставьте компьютер в детской. Это опять же предрасполагает к бесконтрольному пользованию. А если вы будете каждые две минуты заглядывать в комнату, проверяя, чем занимается ваш ребенок, он сочтет, что вы за ним шпионите.

Приведу  советы родителям дошкольников, которые дала кандидат психологических наук, педагог-психолог Татьяна Пивненко.

Советы таковы:

Внимательно выбирайте игры и программы, предназначенные для детей. Оцените, есть ли там агрессивные образцы поведения, чему учит игра, какие модели поведения в ней заложены и т.п. Покупайте больше добрых и обучающих игр.

 Оставляйте ребёнка с компьютером не более чем на полчаса, делайте перерывы. С самого начала отслеживайте, чтобы у ребёнка не возникли привыкание и зависимость от компьютера.

 Ни в коем случае не заменяйте личностное общение и совместную деятельность с ребёнком компьютерными занятиями и т.п.  Стремитесь понять, с какой целью ребёнок сидит за компьютером, для чего он работает с той или иной программой или играет в определённую игру.


Следите и создавайте условия для того, чтобы у ребёнка, кроме общения за компьютером, было полноценное общение с родителями и со сверстниками в реальном времени и пространстве. Ни один компьютер не заменит любовь родителей.

Итак, основные правила пользования компьютером:

- в игре не должно быть текстовой информации

- шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный

- изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей

- темп движений на экране не быстрый

- нежелательно применение системы оценок в баллах

- программа должна иметь логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок

- ребенок может играть за компьютером не более 10 минут в день

- лучше играть в первой половине дня
- комната, в которой ребёнок играет,  должна быть хорошо освещена
- мебель должна соответствовать росту ребенка
- расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см
- после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз
- игровую деятельность сменить физическими упражнениями

- отслеживайте, чтобы у ребёнка не возникли привыкание и зависимость от компьютера.

Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Роль сказки в развитии детской эмоциональности.

Д ети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.

Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят» реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастичный, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема побеждена.

Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в Ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д.

Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями.

Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлична или даже вредна. В данной книге не ставится целью проанализировать эту проблему, это тема глубокой теоретической работы. Здесь хочется остановиться лишь на нескольких наиболее популярных сказках. Одной из самых ранних из них является «Курочка Ряба». Помните: «Жили-были Дед да Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил – не разбил. Баба била не разбила. А Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет Дед, Баба плачет, а курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое...»

Очень милая, распевная, убаюкивающая сказка. Давайте посмотрим, какова же ее функция в плане психо-эмоционального развития ребенка.

Для 1–1,5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: «дед», «баба», «мышка», «курочка» – делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей. А вот 2-годовалому ребенку уже знакомы слова «бил», «плачет», «упало», «разбилось». Внутренний негативный смысл этих слов, связанный уже с личным опытом малыша, делает сказку подсознательно тревожной, неосознанно напрягающей эмоциональное восприятие ребенка. Обратите внимание, с каким грустным выражением лица 2 – 2,5-летний ребенок дослушивает эту сказку. И даже, казалось бы, оптимистичное обещание курочки снести другое яичко не радует ребенка. Что же он чувствует, откуда такое интуитивно-осторожное восприятие безобидной сказки? Скоро это станет совсем понятным. Отметим только, что 3-летний ребенок и более старший слушает эту сказку с полным безразличием. А теперь давайте разберемся, в чем же на самом деле смысл этой древней, по-настоящему мудрой и эмоционально насыщенной сказки.

Во-первых, эта сказка была предназначена взрослым и, являясь частью богатого русского народного взрослого фольклора, в первоначальном варианте звучит и толкуется немного иначе. В Древней Руси даже дети знали и понимали ее символический смысл. Золотое яйцо – символ смерти получали старые люди, когда им приходило время умирать. Пестрая курица – посредник между небом и землей обозначала возможность выборов и времен. И поэтому те, кому удавалось разбить золотое яйцо, оставались жить, а простое яичко символ новой жизни. Сказка как бы успокаивала взрослых, давала им возможность не горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью, продолжение ее в детях. Теперь вам понятна тревожность 2-летнего ребенка. А почему же она не воспринимается эмоционально 3-летним? Да потому, что в восприятии современного малыша, дезинформатична. Он, уже научившись усваивать элементы причинно-следственных связей, не в состоянии увидеть в ней, не зная истинного ее смысла, логики происходящего и эмоциональною переживания героев. Ребенок ещё может допустит, что курочка снесла золотое яичко. Ему не совсем понятно, почему же Дед и Баба стали его бить. Они – сильные – не разбили, а маленькой Мышке с хилым хвостиком это удалось. Стране, ну ладно, ведь в сказках все бывает. А и дальше совсем непонятно. Почему же они плач, ведь сами же его били-били, они же хотели этого? Ребенок окончательно запутывается в ходе событий и не понимает, что ему делать – сочувствовать или радоваться.

Именно поэтому данная сказка 3-летнему ребенку не только не полезна, но и вредна. Она не позволяет ему прочувствовать эмоциональное состояние героев, не оставляет в душе ребенка никакого следа.

А всеми уважаемый «Колобок»? В самом раннем возрасте он безобиден, потому что рассказываемый нараспев мамой или бабушкой, он успокаивает своей плавностью, от него очень хочется уснуть.

В 2,5 года что-то в этой сказке настораживает. В 3 года ребенок может заплакать оттого, что хитрая Лиса съела Колобка. В этом возрасте подсознательно улавливается ребенком негативный предостерегающий смысл сказки. Некоторые психоаналитики так ее толкуют.

Долго жили Дед и Баба без детей. И вот захотелось Деду сыночка. Где-то что-то они поскребли, нагребли и сделали Колобка. Нет бы на него сидеть и любоваться, так они его в одиночестве оставили на окне, да и забыли про него напрочь, до конца сказки. Скучал-скучал бедный Колобок, спрыгнул он с подоконника и покатился один-одинешенек в лес символ тайн, страхов и неожиданностей. Все ему по дороге угрожали, но Колобок, как мог, пытался сохранить свою жизнь. Однако мал был еще и неопытен, естественно, что его мудрая взрослая Лиса и съела. Вот так и закончилось грустное одинокое детство нелюбимого сына Колобка. Весело ли вам от такой сказки? Вот и малышу тревожно.

П римером правильного половозрастного выбора может быть рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Милая сказка полезна и интересна девочкам в 3 – 4 года. Мальчики эту сказку жалуют реже. Красивая, послушная, кроткая – все эти качества необходимы для развития в девочке женственности. Наказанием за непослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности, которые случились с бабушкой из-за того, что Красная Шапочка не послушала Маму. И только какие-то люди со стороны, случайно проходившие мимо, спасли ситуацию. Мораль сказки глубока – девочка должна слушаться маму, не то на пути ее повстречается зло (страшный волк), и мама уже ничем не поможет. В 4,5 – 5 лет в психо-сексуальном развитии девочки наступает стадия принятия и любви к лицу противоположного пола, в частности к отцу. Если в этом возрасте настойчиво рассказывать сказку о горьких последствиях встречи девочки с существом мужского пола – страшным, кровожадным, голодным, то есть большой риск, что в подсознании девочки сформируется модель негативного отношения к мужчине и во взрослом поведении эта модель может проявиться в виде нарушения взаимоотношений с мужчинами, в страхе и недоверии к ним.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.

В них главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Автор считает, что для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.

Появление «темных сил» смягчается элементами света (месяц, звезды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.

Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.

Сочиняйте и рассказывайте!

Примером замечательных сказок, развивающих чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро являются энергетические сказки, придуманные Светланой Павловной Кремневой, педагогом-практиком.

Рассказывать эти сказки рекомендуется с двух лет.

Сказка о дочери Грома и Тучи

В некотором царстве-государстве жил да был дядюшки Гром. Он жил в большой и очень неуютной пещере. Зимой он спал так крепко, что даже забывал ворчать, хотя то было для него самое любимое занятие.

Но вот наступила Весна, дядюшка Гром проснулся и очень-очень заскучал. Яркое веселое Солнце, которое все и всегда видит с высоты, заметило его грусть и сказало: «Ты грустишь потому, что живешь один. Тебе надо подыскать невесту и жениться. Тогда некогда будет грустить».

Дядюшка Гром обрадовался такому совету: «Послушай, Солнце, ты бываешь везде, заглядываешь во все уголки матушки Земли. Найди мне, пожалуйста, невесту!» Солнце с удовольствием согласилось и сразу отправилось на поиски: оно очень внимательно разглядывало матушку Землю, смотрело в озера и реки, желая найти там невесту для дядюшки Грома. От такого пристального взгляда в реках и озерах стала нагреваться вода и подниматься паром вверх, превращаясь в густой туман. Туман поднимался в высокое голубое Небо и, подсвеченный солнечными лучами, превратился в розовые, белые, голубые Облака. Откуда ни возьмись, появился забияка Ветер. Он-то и согнал эти разноцветные облака в большую фиолетовую Тучу. Туча была величава и красива. «Чем не невеста для дядюшки Грома?» – подумало Солнце и попросило: «Послушай, Ветер, проводи, пожалуйста эту красавицу к дядюшке Грому!» Резвый Ветер согласился и немедленно доставил Тучу к пещере. Гром выглянул из своего жилища и замер... Он увидел великолепную, освещенную Солнцем, запутанную в розовое кружево Тучу. Он даже не смог по своему обыкновению поворчать. «Ра-тара-та! – Проворковал Гром. Какая Вы очаровательная и прелестная! У Вас, похоже, очень серьезный характер, Мне это тоже нравится. Не хотели бы Вы выйти за меня замуж?» Туче очень понравились слова дядюшки Грома, его вежливость и восхищение. Она, конечно же, согласилась, только если он всегда будет таким влюбленным и внимательным.

«Милый Гром, мне надоело жить в этой сырой пещере, пойдем, прогуляемся по голубому Небу, на других посмотрим, себя покажем!» – сказала однажды Туча Грому. «С удовольствием, – пр-р-ророкотал Гром, – пр-ройдемся, пр-ро-гуляемся». Они были прекрасны: Величавая Туча и добродушный Гром на голубом Небе. Все любовались ими и говорили: «Смотрите, смотрите, какая Туча идет! Сейчас будет Гром!» А задира Ветер завертелся, закружился и прокричал: «Что это вы разгулялись без дела, пора и вам поработать!» – и что есть силы дунул на Тучу. Туча размахнула своими крыльями, пролилась теплым дождем. А Гром, испугавшись за свою красавицу, грозно одернул озорника: «Ра-ра-ра-ра-ра, не пр-ри-ставай!» Но Туча сказала: «Это моя работа – поливать поля, умывать цветы». «Пр-ре-красная у тебя р-ра-бота!» – пророкотал Гром!.

В это время Солнце спросило у них: «Почему Вы живете до сих пор одни? Вам нужно иметь дитя! Маленького сына или дочку». «И пр-равда, давно пор-р-ра, – обрадовался Гром. – Я хочу, чтобы у нас была красная-оранжевая-желтая дочка!» «Нет, – запротестовала Туча, – только, как я, зелено-сине-фиолетовая!» Они бы очень сильно поссорились, но тут на выручку пришло доброе Солнце. Оно сказало: «Не ссорьтесь, я подарю вам дочку такую, какой хочешь видеть ее ты, Гром, и ты, Тучка!»

И произошло Чудо! Солнце коснулось своим сияющим лучом до краешка Тучи и кудрявого локона Грома, и в тот же миг родилась разноцветная Радуга. В ней было семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий я фиолетовый!

Все живое на матушке Земле замерло от удивления, восхищения и восторга! Все любовались дочерью Тучи и Грома – великолепной и веселой Радугой.

С тех пор люди знают, что в Радуге семь цветов, и называют их спектром.

Вот какая сказка! Понравилась она тебе? Тогда нарисуй дочь Грома и Тучи!

Сказка о птицах

Давно-давно, в стародавние времена в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам, да радоваться. Но не тут-то было... Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож! Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле мудрому Солнцу: «О, великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!» Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости – какая жизнь?!

Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семцветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.

Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям – красные перышки, горихвосткам да зябликам – оранжевые, щеглам да иволгам – желтые, зеленушкам – зеленые, а зимородкам – голубые, сойкам – синие, голубям и горлицам – фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка...

Сказка про Кляксу

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и покрасилась. В яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встретился, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса!»

Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ею свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!» (Желтый и синий цвет, смешиваясь, дают зеленый.)

Очень обиделась Клякса. Взяла она остатки синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась, размазала краску вокруг себя, и вдруг дупло стало очень уютным и Красивым.

В это время пролетала Сова-мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну.

Замечание: Рассказывая сказку, можно одновременно рисовать Кляксу и «наряжать» ее в разные цвета.


Источник: psylist.nethttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/10/30/s_5f9c7dd9ce477/1552889_1.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/10/30/s_5f9c7dd9ce477/1552889_2.jpeg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Влияние современных мультфильмов на психику ребенка»

Чтобы найти для себя хоть чуточку свободного времени, современные родители часто усаживают своих детей перед экранами телевизоров или мониторов. Ребенок, с интересом смотрящий в экран, вызывает чувство умиления и восторга у родителей : «Молодец! Как внимательно следит за сюжетом!» Что же кроется на самом деле за этим интересом? На самом ли деле просмотр принесет пользу малышу? И вообще, насколько безопасны современные анимации?

Мультипликационный фильм – это разновидность искусства, основным элементом которого является техника мультипликацииМультипликация на сегодняшний день – это высокодоходный бизнес, ориентированный, прежде всего, на получение прибыли, и часто этическая сторона вопроса лежит лишь на совести людей, управляющих этим бизнесом. Чтобы понять, что именно впитывают наши дети, глядя на экран, мы, взрослые, должны в этом искусстве уметь разбираться.

Смотреть ли мультфильм вместе с ребенком?

Если мультфильм незнаком, посмотрите его сами, удостоверьтесь в его безопасности, и только потом предлагайте крохе. Когда ваш малыш впервые смотрит анимацию, присутствие взрослого необходимо! Кто, как не родитель разъяснит сюжет, даст оценку персонажам, выскажет свое мнение по поводу увиденного! Помимо разъяснений о мультфильме, дитя получит бесценное время общения с родителями. Он узнает мнение папы и мамы о главном герое мультфильма, что поможет ему составить свое мнение о нем и решить, нужно ли ему подражать. Родители помогут разобраться на примере мультика, как поступать хорошо, а как плохо. То есть малыш активно вовлекается в воспитательный процесс.

А после просмотра обсудите просмотренный фильм вместе. Пусть сын или дочурка перескажет сюжет, даст оценку персонажам, повторит слова веселой песенки! Это разовьет его речь, память, он будет учиться анализировать, обобщать, высказывать свое мнение.

Мультфильм – источник информации для детей

Не все взрослые, ставшие родителями, отдают себе отчет в том, какое влияние оказывает на ребенка информация, поступающая с экрана телевизора или монитора. Они считают мультфильмы для детей развлечением. На самом деле влияние мультяшных героев на воспитание малыша настолько велико и огромно, что сбрасывать его со счетов нельзя.

Любая информация, которую несет мультфильм, окажет влияние на малыша, отразится на его речи, поведении, настроении, а в конечном итоге, понимании и восприятии окружающего мира.

Также необходимо уточнить, что не все родители понимают особенность усвоения информации их детьми. Дело в том, что в силу своего возраста и особенностей мышления, малыши любую информацию воспринимают буквально, не способны проанализировать и осмыслить ее. Поэтому любой анимационный фильм должен быть максимально полезным и максимально безопасным для них.

Если любимый мультяшный персонаж бьет другого сковородой по голове, то не удивляйтесь, если ваше чадо попытается сделать то же самое. Если вы против такого «развлечения», то необходимо научиться разбираться в огромной массе современных российских и зарубежных мультфильмов.

Хороший мультик : как отличить?

1. Хороший мультфильм всегда учит добру. Сюжет мультфильма логически выстроен и «запутан» в соответствии с возрастом малыша, т. е. ребенок трех-четырех лет с удовольствием перескажет его.

2. Персонажи мультипликационного фильма нарисованы красиво и максимально приближены к реальности. Малышу не составит труда узнать в них знакомых животных, людей, предметы, они не выглядят непропорциональными монстрами.

3. Отрицательный персонаж всегда наказывается. С его помощью в мультфильме легко показать поведение, которое не принято в обществе (например, проявление неуважения к старшим, жадность, трусость, лень, объяснить, почему такое поведение не приветствуется и в завершении обязательно перевоспитать отрицательного персонажа. В таком случае ребенок получает наглядный воспитательный урок.

4. В хорошем мультфильме всегда присутствуют две противоположности: добро и зло. Эти два понятия четко разделены и легко узнаваемы ребенком. Они оказывают определенное влияние на главного герояЭти противоположные понятия показаны на примерах: как помогает дружба, взаимовыручка, любовь (в мультфильмах «Самый большой друг»«Кот Леопольд») и как вредит злость, жадность, зависть (в мультфильмах «Остров сокровищ»«Сказка о жадности» и т. д.) Дети до определенного возраста не могут анализировать и подходить философски к понятиям добра и зла. Следовательно, четкость и ясность в изображении хорошего и плохого необходима. Из мультфильма с четким их разделением, ребенок получит понятие об основных ценностях принятых в обществе. Победа добра над злом очень важна для маленьких зрителей, ведь тогда они убеждаются на примерах, что следование добрым, справедливым принципам помогает добиться желаемого, а если будешь злым, плохим, то будешь осужден и непринят в обществе.

5. В хорошем мультике роль отрицательного персонажа должна быть однозначной: он должен вызывать неприязнь, осуждение. По его внешнему виду малыш должен четко определить: этот герой – отрицательный. Во время развития сюжета он обязательно должен быть побежден добрым героем или перевоспитан под влиянием добра. Такой пример четко покажет ребенку, что хорошо, а что плохо и научит делать выводы. Если ваши дети смогут отличить добро от зла в фильме, то они смогут это сделать и в реальной жизни.

6. Хороший мультфильм не содержит пошлостей, не готовит воспринимать безвкусицу и грубость за норму.

7. Если мультипликационный фильм содержит в себе историю любви, то она должна быть показана возвышенно, одухотворенно, целомудренно. Сюжет не должен вызывать у ребенка раннего интереса к сексу. Все, что касается физического межполового влечения, то оно должно быть скрыто до определенного возраста.

8. В хорошем мультфильме речь героев правильная, не содержит бранных слов и жаргонов. Даже, на первый взгляд, в самых безобидных мультиках порой проскакивают такие выражения. Дети сразу запоминают «интересные» слова. Родители говорят одно, а мультики показывают, что ругаться можно, в результате ребенок находится в недоумении, авторитет родителей может пошатнуться.

9. Важное значение для восприятия имеет яркость цветов и мерцание экрана. Чем младше ребенок – тем «спокойнее» должен быть экран. Те же требования предъявляются и к звуковому оформлению: музыка к фильму должна быть красивой, легкой, без резких возбуждающих звуков.

10. Важно, чтобы мультфильм озвучивали несколько актеров живыми голосами, меняя интонацию в зависимости от ситуации. Также будет полезно, если главный герой озвучивает свои переживания, идеи, мысли, оценку своих поступков.

Плохой мультик : на что обращать внимание

1. Далеко не все современные анимационные фильмы для детей ориентированы на воспитание в ребенке положительных черт характера. Некоторые из них оказывают негативное влияние : демонстрируют агрессию, жестокость, негативное отношение к слабым, неуважение к старшим и т. д. После просмотра таких «шедевров» ребенок начинает проявлять агрессию, жестокость. Незамысловатые сюжеты таких мультфильмов тормозят развитие воображения, логической памяти, способность концентрировать внимание. Отсутствие грамотной речи в мультике навредит малышу в становлении речевых навыков.

2. У таких мультфильмов нет логичной сюжетной линии. Ваши сын или дочь не смогут рассказать, о чем мультфильм (например, «Винкс», герои имеют внешность, далекую от реальной, они изображены уродливо, непропорционально (например, «Футурама»). Для детей внешность героев очень важна, ведь они идентифицирует себя с ними. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение. Резкие угловатые супергерои могут восприниматься девочками как образец будущего мужчины, а большеглазые таинственные и загадочные героини – как идеал для мальчиков.

3. В таких мультфильмах отрицательные и положительные герои не определены четко. На всем протяжении просмотра малышу трудно разобраться кто из персонажей положительный, а кто отрицательный. Не понимая этого, крохе трудно дать оценку герою и выбрать объект для подражания.

4. Поступки отрицательных героев не наказываются, а их дурное поведение приводит к достижению целей (например, в мультфильме «Маша и медведь» капризы героини Маши достигают целей – она получает желаемое).

5. В плохом для воспитания детей мультфильме могут быть показаны родители с негативной стороны. Например, их изображают жалкими, недалекими. А главный герой приходит к заветной цели через отрицание их воли. Такой момент воспитывает в подрастающем поколении неуважение к старшим, желание идти против добрых советов старших членов семьи.

6. Часто в таких анимациях можно услышать грубую речь, жаргонную.

7. Пропагандируется неуважение к общественным общепринятым идеалам и нормам поведения.

8. Мужские персонажи показаны изнеженными и слабыми; женские – мужественными, напористыми. После просмотра такого мультфильма фраза «девочек нужно защищать» звучит непонятно для ребенка.

9. Если говорить об оформлении, то краски в таком мультфильме ядовито –яркие, а частые вспышки и мерцание экрана гипнотизируют взгляд, музыкальное сопровождение выбрано резкое, громкое.

10. Монотонные мультфильмы способны «убить» в ребенке эмоции, снизить заинтересованность окружающим миром.

11. Присутствие сцен агрессии и насилия. Следует избегать мультфильмов, где герои проявляют повышенную агрессию по отношению друг к другу, постоянно дерутся, наносят вред окружающим, а также демонстрации атрибутов смерти (орудия убийств, кладбища, кровь, черепа)Ребенок после просмотра, подражая главным героям, может проявить агрессию и жестокость в реальной жизни. Ему еще трудно разобраться, кто хороший, а кто плохой. И он выбирает ту стратегию поведения, которая кажется ему более логичной.

12. Плохое поведение героев. В мультике персонажи могут обижать, грабить, убивать и при этом не подвергаться осуждению и наказанию. У маленьких детей складывается представление о вседозволенности, разрушаются эталоны хорошего поведения, снимаются социальные запреты (можно делать все что угодно и ничего за это не будет).

Если вдруг вы увидите, что ваш ребенок смотрит подобные сцены, не выключайте ежесекундно телевизор, а, наоборот, присоединитесь к просмотру. Только теперь важны ваши комментарии. Отмечайте каждый проступок героя«Как он ужасно поступил, правда?»«Ох, я бы за такое в угол оставила» и так далее.

13. На экране демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи. Тут важно объяснить маленькому непоседе, что только в мультфильмах герои остаются целыми и невредимыми, а в жизни подобные трюки могут закончиться серьезными травмами.

14. Многие современные мультики показывают мужественных женщин, которые носят мужскую одежду, проявляют волевые черты характера и демонстрируют силу. В дошкольном возрасте происходит половая идентификация детей. Просмотр таких сцен может оказывать негативное влияние на поведение ребенка, согласно которому девочка думает, что это она должна «добывать пищу, и ходить на войну». Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое.

Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов может спровоцировать синдром дефицита внимания.

Следует учитывать, что регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных картинах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы. Родителям необходимо тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией.

Многие родители обращали внимание, как меняется поведение детей после просмотра современных мультфильмов.

«Маша и Медведь»

Маша – человек, девочка и она дает абсолютно четкие модели поведения, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает Маша жуть что. После просмотра нескольких серий мультфильма «Маша и Медведь» ребенок начинает повторять действия Маши, сопоставлять себя с героиней как единое целое. Ребенок начинает драться, падать на пол в истерике, чтобы получить желаемое.

«Покемоны»

Далеко не новый мультфильм, но это не делает его менее опасным для современных детей. Особенно стоит запретить его чрезмерно впечатлительным детям, склонным к подражанию и повторению поступков. Известны случаи, когда дети, как и покемоны, прыгали с высоты, из окон, пытались повторить трюки, которые сопровождались серьезными травмами.

«Аниме»

Несет в себе огромную опасность для психики ребенка! У детей, просмотревших несколько серий аниме, повышается чувство тревоги, обостряются и появляются новые страхи, проявляется необоснованная агрессия к окружающим. Особенно ярко все перечисленное выражается на детях, находящихся в сложной психологической ситуации.

«Губка Боб»

На протяжении всех сезонов Губка Боб и его друг Патрик засовывают себе в уши и носы различные вещи, поедают несъедобные предметы (например, фонарики, бьют друг друга по голове кувалдой…Маленький ребенок обязательно захочет повторить «подвиги» любимых мультяшных героев. Этот мультфильм напрямую ведет ребенка к его деградации как личности.

«Монстр хай»

В принципе, весь мультфильм (а также, куклы, созданные на его основе и которые продаются в магазинах) – это плод воображения больной фантазии на тему некрофилии, так как здесь вс посвящено загробному миру: кладбище, смерть, гробы, черепа и т. д. К ярко выраженной загробной теме следует прибавить вызывающий внешний вид мультгероинь и кукол : высокие каблуки, вульгарную одежду, яркую косметику – вс это направлено на пробуждение в детях ранней и извращенной сексуальности, разрушение целомудрия.

Мультфильм «Свинка Пеппа» нацелен на:

• Формирование отрицательных моделей поведения

• Дискредитацию образа отца

• Воспитание избалованных и некультурных детей

Программирование на постоянный «глупый» смех

• Привитие «дурного вкуса» детям

Именно благодаря таким мультикам сегодня вс чаще встречаются дети, которые каждые несколько минут без какого-либо повода начинают истерически хохотать, ведут себя очень шумно и несдержанно, перенимая модели поведения героев современных мультиков.

«Винкс»

Начнем с очевидных моментов – это внешность главных героинь и всех персонажей мультфильма. Девушки изображены с аномально длинными ногами, глазами на пол-лица, выпирающими губами, распущенными волосами и в более чем откровенных нарядах. Сюда еще можно добавить высокие каблуки и огромные платформы, непропорционально широкие бедра, и чрезмерно узкую талию, толщиной с предплечье. Вывод напрашивается только один – все главные персонажи мультфильма своим внешним видом пропагандируют анорексию и пошлость.

Учитывая, что ребенок при просмотре мультфильма старается подражать главным героям не только в их поступках, но и внешне, то комплекс неполноценности и психологические проблемы из-за неспособности соответствовать подобным стандартам красоты обеспечены.

Что касается самого сюжета, то обычно первую половину 20- минутной серии феи развлекаются, общаются с женоподобными мальчиками, обязательно устраивают вечеринку и танцы. Танцуют они, кстати, с лозунгом «крути, тряси». Вторую половину серии феи дико кричат и сражаются с каким-то монстром или с темными ведьмами. Монстров феи всегда побеждают, а ведьмы, олицетворяющие главное зло в мультфильме, обычно остаются безнаказанными.

В таких мультфильмах, как «Красавица и чудовище»«В поисках Немо»«Корпорация монстров»«Храбрая сердцем»«Рапунцель»«Золушка»«Белоснежка»«Спящая красавица»«Русалочка»«Алладин»- сюжет построен на дискредитации образа матери, материнства и семьи. В них либо совсем нет мамы у главного героя, либо есть образ злой матери или мачехи, которые показаны обычно в тандеме с отцом, ни на что никогда не влияющим. Просмотр таких сюжетов может не только разрушить доверительные и теплые отношения матери и ребенка, но и в прямом смысле слова, настроить детей против своих родителей, спровоцировать их на агрессию и грубость в отношении близких. Даже при самой благоприятной обстановке в семье, ребенок, смотрящий мультфильмы, в которых мать показана глупой, нелепой, карикатурной, невольно напитывается духом неуважения.

«Смешарики» - бочка мёда с ложкой дёгтя

Положительные стороны:

1. По замыслу авторов, в сериале нет насилия и отрицательных персонажей.

2. Мультфильм яркий и динамичный, нравится детям.

3. Встречаются довольно трогательные и поучительные серии, такие как «Коллекция»«Телеграф» и другие. В отдельных эпизодах герои демонстрируют умение дорожить дружбой, взаимовыручку, доброту, трудолюбие, умение мечтать и верить в чудо, но преподносится это с расч том больше на взрослую аудиторию, чем на детей.

Отрицательные стороны:

•Подавляющее большинство серий мультфильма не учат ничему хорошему, так как герои не извлекают урок из произошедших событий, а образа взрослых или родителей, которые могли бы давать нравственную оценку поступкам Смешариков и нести воспитательную функцию, в мультфильме просто нет;

•Герои мультфильма ругаются : (ёлки-иголки, дурочка из переулочка, дурак, безмозглый, паршивый, никчёмный и так далее);

•Во многих сериях юного зрителя знакомят с разного рода зависимостями (например, к игровым автоматам). Так как поучительная мораль в этих сюжетах отсутствует, то подобное знакомство вполне может спровоцировать интерес у ребёнка к этим зависимостям;

•В серии «Новогодняя сказка» неосновной персонаж Тигриция ведет себя очень развязно, флиртует с несколькими героями;

•Сериал позиционируется, как без насилия, но в некоторых сериях герои сознательно подвергают себя и других опасности (серии «Ля»«Верь в меня, Ёжик»«Приятные новости»). Также, есть сцены, которые могут напугать ребён ка.

Если и смотреть «Смешарики», то только «Азбуку здоровья» и «Азбуку безопасности», так как в них есть поучительная составляющая (но, тем самым вы приучите ребёнка к этому бренду, а стоит ли). Основные же серии затрагивают темы, не предназначенные для детей, и несут негативный воспитательный посыл.

Мультфильм «Буба»

Главный герой – домовой, который выглядит как седой дедушка с острыми клыками и хвостом, как у чертёнка. Мультфильм яркий, красочный и динамичный и поэтому привлекает внимание деток. Домовой Буба постоянно прыгает, бегает, все ломает на своем пути, в одной из серий, к примеру, он разбивает ноутбук вдребезги. Поведение его безобразное и неприличное, и к тому же, безнаказанное. К слову, сам мультик еще и небезопасный. В одной из серий, он засовывает пальцы в розетку, страшно представить, что будет, если малыш повторит его действия после просмотра.

Каким образом мультики влияют на детскую психику?

Агрессивные, захватывающе-динамичные мультфильмы вызывают у ребёнка напряжённость, кратковременный смех, а после просмотра – излишнюю возбуждённость с проявлением словесной и физической агрессии. Наоборот, добрые мультики порождают у малышей массу позитивных эмоций, сопереживание, улыбки, а после просмотра – воодушевление, спокойное состояние.

Обезопасьте своего ребенка от негативного влияния современной киноиндустрии. Покажите ребенку мультфильмы своего детства : «Крошка Енот»«Мама для мамонтёнка»«Умка»«Бобик в гостях у Барбоса»«Кот Леопольд»«Карлсон»«Ну, погоди!»«Путешествие муравья»«Вовка в Тридевятом царстве»«Чуня»«Мойдодыр»«Федорино горе» и многие другие добрые советские мультфильмы. Они научат ребенка дружбе, взаимовыручке, доброте и ответственности за свои проступки. Смотрите мультфильмы вместе со своим ребенком. Это даст возможность не только контролировать качество фильма, но и сблизит вас с малышом, даст новые темы для общения. Ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение с взрослыми. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие, улыбки и объятия. На ребенка нужно находить время, пусть его будет не так и много.

Современным родителям, стремящимся воспитать своих детей честными, добрыми, отзывчивыми, справедливыми, необходимо знать и понимать, что такое современный мультфильм, какое воздействие он имеет и как оградить своего ребенка от негативного потока ненужной информации.


Предварительный просмотр: