Главные вкладки
Опыт работы
Опыт работы «Использование блоков Дьенеша в развитии детей»
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Знакомить детей с блоками Дьенеша я начала с конца года в первой младшей группе. А со второй младшей группы я составила перспективный план работы с сентября по май с постепенным усложнением материала и игровых заданий.
Принцип программы «от простого, к сложному. Вся работа планировалась в игровой форме.
Использование в совместной деятельности педагога и детей логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей : блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине; способствуют развитию у детей логического мышления, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. Игры с блоками помогают развить у дошкольников умение выявлять разнообразные свойства, называть их, удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи : дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д; помогают развивать психические процессы дошкольников : восприятие, внимание, память, воображение. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_cherkasova_tv_4.pdf | 2.72 МБ |
master_klass_bd_s_roditelyami.docx | 19.55 КБ |
ood_poteryannye_busy.docx | 15.52 КБ |
plan_samoobr._bloki_d.docx | 29.74 КБ |
kartoteka_igr_bd_ml_gr.docx | 30.83 КБ |
ood_druzya_dlya_snegovika.docx | 16.37 КБ |
razvitie_matematicheskih_sposobnostey_starshih_doshkolnikov.docx | 15.9 КБ |
razvitie_lichnosti_starshih_doshkolnikov_sredstvami_hudozhestvennogo_tvorchestva.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
«Логические блоки Дьенеша».
Цель: ознакомление родителей с логическими блоками «Дьенеша» и их использованием в развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
- Помочь родителям овладеть необходимыми приемами работы блоками Дьенеша которые позволят им решать вопросы развития у детей анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
- Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Ход мастер – класса.
Добрый день, уважаемые родители!
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Развитие логического мышления возможно посредством игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог ЗолтанДьенешдля подготовки мышления детей к усвоению математики.Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.Дьенеш показал нам, что это довольно интересная и занимательная наука.
- С логическими блоками дети выполняют много действий: меняют местами, убирают, выкладывают, ищут, делят, сравнивают.
- Пособие впервые познакомит детей с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция.
- Блоки помогут обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
В методической изданиях это пособие можно встретить под названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Логические блоки помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиям. К таким действиям относятся: выявление свойств, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».
«Что такое блоки Дьенеша».
Посмотрите на наборы, которые лежат перед вами. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме,цвету, размеру и толщине.
В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
С блоками Дьенеша могут играть дети с 2 лет и до начальной школы. Усложняются только задания, вводится кодировка свойств.
В работе детей 1 младшей группы используются альбомы :«Удивляйка» 1,2,3,4,а также альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких « Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят как плоскостные изображения превращаются в объемные.В работе с детьми средней группы используются альбомы «Лепим небылицы»,» Вместе весело играть» - упражнения необходимо подбирать с учетом возможностей детей и их желаниями.
Практическая часть.
Я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которыми вы можете заниматься вместе с детьми дома.
Игры для детей с 2 до 3 лет
- "Найди такой же" (классификация по одному признаку).
- «Покажи блок такого же цвета как этот.»
- «Найди блок такой же формы»
- «Помоги животным разделить блоки»
- «Накормим мишек печеньем»
Игры для детей 4 – 5 лет
- «Найди не такую»
- «4-й лишний»
- «Найди клад»
- « Игра с одним обручем»
- «Чего не хватает»
- «Игра с двумя обручами»
- «Заселим в домики».
Давайте рассмотрим некоторые варианты игр
Найди лишнее.
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя. Придумайте ряд фигур сами.
Сложи фигуру по образцу. Придумайте свой образец фигуры, которую мог бы сложить ребенок.
У кого в гостях кошка?(закономерность).
Попробуйте сами заселить дом фигуры с определенной закономерностью.
Продолжи цепочку. Придумайте свою цепочку фигур, объясните закономерность.
В более старшем возрасте работа с блоками Дьенеша усложняется. Используются схемы, которые были показаны раньше. Например, попробуйте понять, о какой фигуре идет речь.
Еще более сложная игра: составление грузовика из фигур, отобранных по определенным признакам.
Уважаемые родители, методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач.Самое главное то , что блоки Дьенеша – это путь к успешному освоению детьми математических представлений. А чтобы совместные занятия с детьми приносили радость, хочу дать вам несколько советов:
- Занимайтесь вместе – это веселее, это поможет вам поделиться с ребенком своим опытом и мастерством.
- Покажите, что вам интересно заниматься, играть, творить вместе с вашим ребенком.
- Будьте внимательны к своему ребенку, обсуждайте с ним задачи, цели, прислушивайтесь к его мнению.
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
Главное не забывать хвалить ребенка, даже если он сделал что-то на ваш взгляд незначительное.
Желаю всем удачи!!!
Список источников
- Логика и математика для дошкольников под ред. З. Михайловой. – Спб.: Детство-Пресс, 1996.
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем – Спб.: Корвет, 2005.
- «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Потерянные бусы» в младшей группе детского сада с блоками Дьенеша
Цель: Создание социальной ситуации развития для формирования элементарных математических представлений с помощью блоков Дьенеша.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умения детей различать предметы по геометрическим формам;
- Формировать умения составлять из геометрических фигур изображение;
- Совершенствовать знания основных цветов;
Формировать умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета.
Развивающие:
- Способствовать развитию зрительного и слухового внимания, логического мышления;
- Способствовать развитию речи, мышления, памяти, мелкой и общей моторики;
- Содействовать развитию умения обобщать и делать выводы;
- Содействовать развитию познавательного интереса;
- Способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в коллективе.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию умения слушать и слышать воспитателя.
- Содействовать воспитанию доброжелательного взаимоотношения со взрослыми, сверстниками;
- Способствовать воспитанию желания помочь сказочным героям.
Предварительная работа: игры и задания с блоками Дьенеша.
Материалы и оборудование: набор блоков Дьенеша каждому ребёнку; сказочный герой (игрушка); демонстрационный материал (схемы бус), стулья («автобус»); музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Дети здороваются
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Сегодня, когда я пришла к нам в группу, я увидела письмо. Не знаю, что с ним делать?
Дети: Надо его прочитать!
Воспитатель и дети открывают и читают письмо.
Воспитатель: Письмо от лесного жителя. Приезжайте, поскорей мне срочна, нужна ваша помощь!
Воспитатель:
- Нужно срочно отправляться в лес!
Дети: Да!
Воспитатель:
- Как же мы доберемся до леса?
Дети: Можно поехать на машине, на автобусе, на поезде и т.д.
Дети слышат звук подъезжающего автобуса.
Воспитатель:
- Смотрите, ребята, автобус подъехал! (автобус из стульчиков, на спинках которых приклеены фигуры).
Воспитатель:
- Чтобы сесть в автобус нужны билеты (билетами будут блоки Дьенеша).
Воспитатель:
- Билеты у меня в сумке. Ребята сколько билетов у меня в сумке?
Дети: много
(Воспитатель раздает детям билеты)
Воспитатель:
- Сколько билетов у тебя в руке? А у тебя ? Ит.д. А у меня в сумке сколько билетов осталось?(Дети отвечают)
Воспитатель:
- Чтобы занять свое место, вам нужно найти фигуру такого же цвета, размера и формы. Будьте внимательны!
Дети и воспитатель садятся в автобус (музыкальное сопровождение)
Воспитатель:
- Ребята, вот и приехали мы в лес!
Дети и воспитатель выходят из автобуса. (слышны звуки леса). Замечают в лесу зайчика, он плачет.
Воспитатель:
- Давайте спросим у зайчика, почему он плачет?
Дети: Зайчик, почему ты плачешь?
Зайчик: Я хотел подарить своим зайчатам бусы, но веревочка порвалась, и они рассыпались. И я не знаю, что теперь делать! Ребята, помогите мне собрать бусы.
Воспитатель:
- Поможем зайчику собрать новые бусы?
Дети: поможем!
Воспитатель:
- Здесь столько много «бусинок» (деталей)! Как называются эти детали?
Дети: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
Воспитатель:
- Как же мы будем собирать бусы?
(Дети выполняют практическую работу с помощью педагога)
Зайчик: Спасибо, ребята, какие красивые бусы получились!
Физкультминутка «Зайка беленький сидит»
Зайчик: Ребята за то, что вы помогли мне, на лесной полянке я приготовил для вас интересную игру «Найди свой домик».
Воспитатель и дети благодарят зайчика, проходят на лесную полянку.
Воспитатель:
- Ребята, как называются эти фигуры?
Дети: Круги, квадраты, треугольники.
Воспитатель:
- Чем эти фигуры отличаются друг от друга?
Круг можно катать. Квадрат можно катать? (ответы детей)
Воспитатель:
- Что есть у треугольника, и нет у круга? (ответы детей).
Дидактическая игра «Найди свой домик» (музыкальное сопровождение)
Дети берут по одной геометрической фигуре, проходят на полянку и внимательно смотрят, какие фигуры живут в каких домиках. Под музыку танцуют, как только музыка закончится, находят свои домики с соответствующими фигурами.
Зайчик:
- Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы играли!
Воспитатель: А теперь нам нужно возвращаться в детский сад.
3. Рефлексия
Дети и воспитатель прощаются с зайчиком, садятся в автобус, возвращаются обратно в «детский сад» (музыкальное сопровождение).
Воспитатель:
- К кому мы ездили в гости? Что случилось у зайчика? Чем мы ему помогли? Из чего мы делали бусы? Вы, рады, что помогли зайчику? (ответы детей).
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
в подготовительной группе
«Развитие логического мышления у старших дошкольников
посредством использования блоков Дьенеша
при подготовке детей к обучению в школе»
Структура плана | Содержание структурных компонентов |
Цель профессионального самообразования | Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе |
Изучение психолого-педагогической литературы | - Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 -Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая « Логика и математика для дошкольников» Санкт- Петербург 2008г. -З.А. Михайлова, Т.Н. Бабаева « Методические советы к программе «Детство» Санкт- Петербург 2008г. -Е.Н. Панова « Дидактические игры – занятия в ДОУ» (старший возраст) ТЦ « Учитель» Воронеж 2006г. -А.А Столяр « Давайте поиграем» Москва «Просвещение» 1996г. -Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» Санкт-Петербург 2017г. |
Разработка программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса | Разработка цикла мероприятий; включение в работу с родителями, в учебный процесс различных игр, игровых упражнений, дидактических заданий, связанных с использованием блоков Дьенеша с целью развития логического мышления у детей. |
Участие в системе методической работы | Отчёт в форме сообщения с презентацией на педагогическом совете. |
План работы с детьми подготовительной группы на 2019-2020 уч.г.
Дата | Деятельность с детьми |
Сентябрь | - Для формирования умений выявлять и абстрагировать в предметах свойства: 1.Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру). Найдите все такие фигуры, как эта, по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру). Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы (такие же по форме, но другого размера). Выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной формы, но разного размера, и.т.д. 2.Упражнение «Паровозик». Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах. От произвольно выбранной фигуры построить цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме (форме и размеру). 3. Упражнение «Второй ряд». Выложить в ряд 4-5 фигур. Построить под этим рядом второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета (формы, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т. д. |
Октябрь | 4. Игра «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в мешок. Дети на ощупь достают все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок. Дети достают фигурку из мешка и характеризуют ее по одному или нескольким признакам, или называют форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. 5.Игра «Домино». В этой игре одновременно может участвовать не более 4 детей. Фигуры делятся между участниками поровну, и каждый делает по очереди свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового цвета, но другого размера; такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. 6. «Раздели фигуры», «Угощения» (умение выявлять свойства предметов: цвет и форма). В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса: • Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное. Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное) Раскладывают конфеты: • Заяц любит только круглые, а мишка только синие. Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке. Для игры понадобятся 2 игрушки (н-р, мишка, заяц или др.): Разделите фигуры между мишкой и зайкой так, что бы: а) У мишки оказались все красные, зайцу достались все не красны; б) У мишки оказались все круглые; зайцу достались все большие 7.Игра «Кто быстрее соберёт» (умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на карточки – схемы свойств.) |
Ноябрь | -Знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. На втором этапе для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) 1.Игра «Все в ряд». Каждому ребёнку даётся карточка с восемью клетками, где в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства. 2. Игра «Житейские истории». Дети должны оказать помощь героям стихов Агнии Барто. «Чинить» грузовик, «отвезти продрогшего зайку домой», выложив их из блоков. Детям необходимо выбрать нужные блоки по знакам –символам, т.е. декодировать информацию; приготовить транспорт к выезду в районы бедствия, восстановить разрушенный город и др., пользуясь схемой. 3.Игра «Садовник» Дети высаживают цветы на разные клумбы в соответствии со знаками символами. 4.Игра «Нелепицы» Дети из блоков выкладывают животных, так же используя кодовые обозначения. |
Декабрь | -После освоения этих умений задание усложняется Теперь дети должны будут самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Игры: «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место». Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи. В последующих заданиях усложняется задача - развивается умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки в игре "Мышки-норушки" помогают заинтересовать ребенка в отборе блоков - «запасов на зиму» в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые... |
Январь | -Освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не». Игра «Помоги Незнайке». В этой игре требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму и так далее. (Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький). Игра «Помоги фигуркам выбраться из леса». Сначала устанавливаем, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбираем фигурки (блоки) и по очереди выводим их из леса. При этом рассуждаем вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети должны декодировать (расшифровывать) информацию, производя логические операции «не», «и», «или»; ориентироваться в пространстве, озвучивая, куда идут –вправо или влево. |
Февраль | -Освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами отрицания. Игра «Рыбалка». Дети раскладывают блоки в обручи в соответствии с указанными свойствами. В зелёный обруч не Кладём не синих и не квадратных рыбок. В жёлтом обруче красные и треугольные и.т.д. После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного иотсутствию второго. Упражнение «Найди лишнюю фигуру». Выкладываем три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине. Упражнение «Подбери недостающие фигуры» Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. |
Март | Игра «Поиск затонувшего клада». Ищем затонувшие камни, а для поиска каждого камня нужно решить 4 примера, и по полученному ответу определить свойства камня. Выполнение этой игровой ситуации требует развитого внимания, памяти, самоконтроля. |
Апрель | Игры с обручами способствуют формированию у детей четкого представления о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Игра с одним обручем На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча -все красные блоки, а вне обруча -все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча. Игра с двумя обручами На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать-внутри синего обруча,-внутри красного обруча,-внутри обоих обручей,-вне красного обруча, -внутри синего, но вне красного,-внутри красного, но вне синего,-вне синего и красного обручей. Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча -все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:-Какие блоки лежат внутри обоих обручей?-Внутри синего, но вне красного обруча?-Внутри красного, но вне синего? -Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств -формы и цвета. Игра с тремя обручами В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего-все квадратные, а внутри желтого -все большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат: внутри всех трех обручей; ¬ внутри красного и синего, но вне желтого обруча ¬внутри синего и желтого, но вне красного обруча ¬внутри красного и желтого, но вне синего обруча ¬внутри красного, но вне с инего и вне желтого обруча ¬внутри синего, но вне желтого и красного обруча ¬внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча ¬вне всех трех обручей? В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим). |
Май | Компьютерная игра «Игры с блоками Дьенеша» . Игра предназначена для использования в работе с интерактивной доской или компьютером. Озвучивается задание и ребёнок, следуя инструкции выполняет действия, оперируя полученными знаниями раннее. Дошкольники должны действовать руками, передвигая фигуры в нужное место по заданию. |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДИКТИЧЕСКИХ
ИГР ДЛЯ 2 МЛАДШЕЙ
ГРУППЫ ПО БЛОКАМ ДЬЕНЕША
Сентябрь
Дидактическая игра «Давайте познакомимся»
Цель: побуждать правильно называет весь объем свойств у предмета.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Дидактическая игра «Дружат» - «не дружат»
Цель: побуждать находить сходство и различие между предметами.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Цель: побуждать группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Октябрь
Дидактическая игра «Собери бусы для куклы»
Цель: побуждать находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
«Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».
Воспитатель показывает карточку с обозначением свойств (кроме отрицания), а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.
Дидактическая игра «Помогите Мишке собрать фигуры»
Цель: побуждать определять символику свойств.
Материал: игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
Дидактическая игра «Два обруча»
Цель: побуждать разделять фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести указкой).
Правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Дидактическая игра «Хоровод»
Цель: побуждать классифицировать блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Ноябрь
Дидактическая игра «Отрицание цвета»
Цель: побуждать подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размет, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: - не красную и не синюю;
- не синюю и не желтую;
- не желтую и не красную;
- прямоугольную, не синюю и не красную;
- треугольную, не желтую и не красную;
- квадратную, большую, не желтую и не синюю;
- прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую;
- треугольную, тонкую, не синюю и не желтую;
- круглую, толстую, не синюю и не красную.
Дидактическая игра «Отрицание формы»
Цель: побуждать использовать детали в соответствии с символикой отрицания формы.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: - не прямоугольные, не круглые, не треугольные;
- не квадратные, не прямоугольные, не круглые;
- не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;
- не треугольные, не круглые, не квадратные.
Дидактическая игра «Отрицание размера»
Цель: побуждать называть размер предмета, показывать предмет.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание размера, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что они обозначают.
Упражнение на закрепление:
«Покажи фигуру»: - квадратную, красную, не маленькую;
- треугольную, желтую, большую;
- прямоугольную, желтую, не большую;
- треугольную, синюю, не маленькую.
Дидактическая игра «Отрицание толщины»
Цель: побуждать выделять свойства предмета в соответствии с символикой отрицания толщины.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание толщины, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки, которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают.
Упражнение не закрепление:
«Покажи фигуру» - не тонкую;
- не толстую;
- треугольную, желтую, не большую;
- круглую, красную, не толстую и т.д.
Декабрь
Дидактическая игра « Загадки без слов»
Цель: побуждать расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов». «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».
Загадываются три совместных свойства:
Например: - форма, размер и толщина;
- цвет, форма, размер;
- цвет, форма, толщина и др.
Дидактическая игра «Найди клад»
Цель: побуждать выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины), круги бумажные (клады), карточки – символы.
Ход игры.
Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – символы, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад, на каждое правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
Дидактическая игра «Волшебные камни»
Цель: побуждать называть расположение предмета «внутри» и «вне» круга.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, обруч.
Ход игры.
«Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».
1. Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.
2. Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т.д.
Январь
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: побуждать проявлять внимание, анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. Работает в парах.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок.
Побеждает тот, кто соберет больше фигур.
Дидактическая игра «Где, чей гараж»
Цель: побуждать классифицировать по общим свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблицы две штуки.
Ход игры.
У воспитателя две большие таблицы, на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина (соответственно одному свойству блока). Дети по очереди ищут гараж для своих машин.
Дидактическая игра «Засели домики»
Цель: побуждать правильно классифицировать свойства.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением домиков.
Ход игры.
У детей на пару две таблицы (1 – двухэтажного дома, 2 – трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки – подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.
Дидактическая игра «Цветок»
Цель: побуждать классифицировать блоки по трем признакам: цвету, форме и размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить карточки – символы. Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
Февраль
Дидактическая игра «Угадай–ка»
Цель: побуждать выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)
Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы.
Ход игры.
В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства.
Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – символ (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.).
Дидактическая игра «Где спрятался Джерри?»
Цель: побуждать логически мыслить, кодировать информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки - символы, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).
Ход игры.
Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для этого ему может понадобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек.
Март
Дидактическая игра «Дорожки»
Цель: побуждать выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков или условные обозначения).
Ход игры.
На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены три домика – дома Наф–Нафа, Ниф–Нифа и Нуф–Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.
Дидактическая игра «У кого в гостях Винни–Пух и Пятачок»
Цель: побуждать использовать приемы анализирования, сравнения, обобщения.
Материал: Карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических
фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом. У какой фигуры в гостях Винни–Пух и Пятачок? Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определит, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.
Дидактическая игра « Два обруча 2»
Цель: побуждать разбивать множество по двум совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуется три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри синего – все круглые.
А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие:
- двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые);
- какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые; треугольные; квадратные).
Апрель
Дидактическая игра «Кошки – мышки»
Цель: побуждать правильно называть свойства фигур, использовать эти знания в игре.
Материал: маска кошки, жетоны для мышей и кота (из пособия «Праздник в стране блоков»)
Ход игры.
Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним «кошачьи» жетоны.
Хоровод движется со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
И разгонит хоровод.
На последнем слове, «хоровод» кот быстро надевает один из четырех жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все мыши его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается ловить. После слов «1,2,3,4,5 – начинаю догонять», - кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится «котом».
Дидактическая игра «Какую фигуру я задумал?»
Цель: побуждать загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.
Ход игры.
Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные смогли отгадать, ребенок выставляет карточки с обозначением трех свойств.
Май
Дидактическая игра « Угадай фигуру»
Цель: побуждать кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, два набора карточек – символов с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
Ход игры.
Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх загадывается только одно, какое – то свойство фигуры, затем два. Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.
Дидактическая игра «Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: побуждать логически мыслить и рассуждать.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблица.
Ход игры.
Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки – совсем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.
Дидактическая игра «Построим дома»
Цель: побуждать разбивать множество по трем и четырем свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Материал: набор логических блоков Дьенеша, три игрушки (заяц, волк, лиса).
Ход игры.
Перед детьми в кругу расставлены игрушки. Нужно помочь им поделить блоки для строительства своих домиков.
Сначала взрослый помогает детям обозначить места для блоков, которые подходят всем игрушкам (1), волку и зайцу (2), зайцу и лисе (3), лисе и волку (4); которые никому не подходят (5).
Предлагает разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы дети легче запомнили правило, рядом с игрушками можно положить карточки – символы.
После практического решения задачи дети называют, какие фигуры оказались общими для всех игрушек (круглые, большие, синие); какие фигуры оказались только у волка (круглые, маленькие, не синие); у волка и лисы (круглые, синие, маленькие); у зайца и лисы (большие, синие, не круглые); Какие фигуры не кому не подошли (маленькие, не круглые, не синие).
Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, взрослый обращает его внимание на другие группы блоков, которые имеют указанные свойства; затем просит его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.
При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети. Каждый раз указывается другое сочетание свойств – оснований разбиения блоков.
Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца все – треугольные, у лисы все – маленькие или у волка – все большие, у зайца – все синие, у лисы – все толстые или у волка – все желтые, у лисы – все красные, у зайца – все квадратные и т.д.
Если в результате раскладывания блоков некоторые места окажутся пустыми, взрослый побуждает детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулирует доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими?)
Просмотрено: 100%
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Друзья для снеговика»
ФЭМП
Младшая группа
Тема образовательной деятельности: "Друзья для снеговика".
Интеграция образовательных областей: "Познание"(формирование элементарных математических представлений),"Коммуникация",
"Социализация", "Физическая культура".
Цель: Расширить и обогатить элементарные математические знания путем поисков исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
-Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Основные признаки предметов (цвет, форма).
-Закрепляем умение сравнивать геометрические фигуры(кругов) по величине. Результат сравнения обозначать словами: "большой-маленький".
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, наблюдательность.
Развивать умение вести диалог.
Развивать общую и мелкую моторику рук.
Развивать познавательный интерес, мыслительные операции.
Воспитательные задачи:
Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Воспитывать любознательность и интерес к новому.
Вид деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская.
Материал и оборудование: Игрушки (заяц, медведь, белка); елка, игрушечные снежки, кубик, снеговик, письмо.
Раздаточный материал: Карточки-схемы, блоки- Дьенеша.
Ход :
Вводная часть:
Здравствуйте ребята. Посмотрите к нам пришли гости, давайте мы их тоже поприветствуем скажем: «Здравствуйте».
Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад мне встретился почтальон. И дал письмо. Я не стала его открывать без вас, давайте сейчас мы вместе его с вами прочитаем.
Воспитатель читает письмо
Здравствуйте ребята. Это письмо пишет вам снеговик. Мне хочется с кем-нибудь проиграть, повеселиться, но я один снеговик в лесу. Приходите ко мне в гости.
Ваш друг Снеговик.
Ну что ребята, нас в гости приглашает к себе Снеговик. Хотите его повидать? Тогда я вас приглашаю в лес. Но для начала скажите мне какое сейчас время года? (зима) правильно. Дети, а вы любите зиму? (Да).
За окном повеселело
Выпал снег пушистый, белый
лег на крышу и дома,
В гости к нам пришла- зима.
Тогда отправляемся в зимний лес.
(Перед детьми сидит в сугробе медведь с кубиком).
В: -Дети, а кто нас здесь встречает? (Медведь).
Правильно. А что есть у медведя? (Кубик).
Какие вы молодцы. Сколько у мишки кубиков? (Один)
Каким цветом кубик? (Красным) Правильно.
Дети, на какую геометрическую фигуру похож кубик? (На квадрат)
(Воспитатель индивидуально спрашивает на какую фигуру похож кубик).
Молодцы! Давайте вернем мишке кубик и пойдем дальше.
(Перед детьми сидит в сугробе заяц со снежками).
В: -Дети, посмотрите кто здесь живет? (Заяц).
Посмотрите, какой он грустный.
Что случилось заяц?
Он сказал, что, у него все снежки рассыпались и теперь не может их собрать. Ребята как мы можем помочь зайке? (ответы детей)
Правильно собрать все снежки. Давайте соберем все снежки и положим зайке в корзину. Готовы? Тогда начинаем.
Подвижная игра: «Снежки»
-А сколько зайчик слепил снежков? (Много). Молодцы
(Воспитатель берет в руки один снежок и спрашивает у детей: сколько у меня снежков в руке? (один) а сколько снежков у зайки в корзине? (много)
Дети, на какую геометрическую фигуру похожи снежки? (На круг).
(Воспитатель индивидуально спрашивает детей на какую фигуру похож снежок)
-Молодцы. Давайте отправимся дальше гулять по зимнему лесу.
(Перед детьми сидит белка под елочкой).
В:- Дети, посмотрите кто нас ждет?(Белка)
Скажите, а где сидит белка? (Под елкой)
-Правильно. А как вы думаете на какую геометрическую фигуру похожа елка? (на треугольник)
Молодцы.
Ребята посмотрите какой красивый мешочек у белочки. Как вы думаете, что в нем лежит? Давайте проверим. Там лежат разные фигуры. Белочка предлагает нам поиграть в игру «Волшебный мешочек» вам нужно будет засунуть ручку в мешочек, нащупать какую-нибудь фигуру и отгадать ее, только фигуру не доставай из мешочка. Вы готовы?
Дети поочередно подходят к мешочку, ощупывают фигуры, называют его. Воспитатель фигуру демонстрирует, дети определяют, верно ли назвал ребенок.
Игра «Волшебный мешочек»
Дети, за то, что вы так хорошо играли, нам белочка дарит этот мешочек с фигурами. Что мы ей за это скажем? Правильно, спасибо.
-Дети, вам не холодно в лесу? (Да) Давайте с вами погреемся.
Проводится физкультминутка: "Зимой".
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки
Ножками потопаем,
И себя похлопаем.
(перед детьми сидит снеговик)
Здравствуй снеговик. Как только мы получили твое письмо, сразу решили к тебе прийти. Что ты загрустил?
С: я совсем недавно появился в этом лесу и еще не нашел себе друзей.
В: Ребята снеговик расстроен, что у него нет друзей.
Нам нужно помочь снеговику. Я вам предлагаю пройти за столы и построить снеговиков.
Игра с блоками Дьенеша:" Друзья для снеговика".
(Дети проходят за стол, у каждого ребенка заранее приготовлена схема-карточка с изображением снеговика, а также фигуры из которых дети будут строить снеговиков).
В: Дети, скажите кто нарисован на картинке? (снеговик)
Посмотрите, из какой фигуры нарисован снеговик? (Круг)
У Снеговик сделан из большого и маленького круга. А еще какая геометрическая фигура изображена у него на голове? Правильно треугольник. Какого он цвета?
А маленький круг какого цвета? (Красный)Какого цвета большой круг? (Синий) Правильно. Молодцы.
А на голове треугольник какого цвета?
Ребята у вас у каждого на столе лежат схемы где изображен снеговик. А также есть фигуры, из которых он построен. Вам нужно построить снеговика. Взять нужную фигуру и наложить ее на схему.
(Дети собирают снеговиков из блоков Дьенеша по схемам- карточкам)
(Снеговик благодарит детей)
Заключительная часть:
Ну что ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось, как мы с вами погуляли? Мне тоже. Вы сделали много добрых дел. Показали какие вы добрые и внимательные.
Предварительный просмотр:
План по самообразованию в старшей группе
«Развитие математических способностей старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша
Структура плана | Содержание структурных компонентов |
Цель профессионального самообразования | Повышение профессиональной компетентности по развитию математических способностей старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша |
Изучение психолого-педагогической литературы | - Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 -Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая « Логика и математика для дошкольников» Санкт- Петербург 2008г. -З.А. Михайлова, Т.Н. Бабаева « Методические советы к программе «Детство» Санкт- Петербург 2008г. -Е.Н. Панова « Дидактические игры – занятия в ДОУ» (старший возраст) ТЦ « Учитель» Воронеж 2006г. -А.А Столяр « Давайте поиграем» Москва «Просвещение» 1996г. -Б. Финкельштейн, Л. Лабутина Альбом «Праздник в стране блоков» Санкт- Петербург, ООО « Корвет»
|
Разработка программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса | Разработка цикла мероприятий; включение в работу с родителями, в учебный процесс различных игр, игровых упражнений, дидактических заданий, связанных с использованием блоков Дьенеша с целью развития математических способностей детей. |
Участие в системе методической работы | Отчёт в форме сообщения с презентацией на педагогическом совете. |
План работы с детьми старшей группы на 2018-2019 уч.г.
Дата | Деятельность с детьми |
Сентябрь | -Упражнение «Разложим ягоды по тарелочкам». -Дидактическая игра «Магазин» -Упражнение «Построим два забора». -Дидактическая игра «Найди клад». -Упражнение «Аквариумы для рыбок» (По карточке - инструкции) |
Октябрь | -Упражнение «Построим дорожку к домику для ежонка» -Дидактическая игра «Продолжи ряд». -Упражнение «Поможем геометрическим фигурам сесть в свою машину». -Дидактическое упражнение «Поможем геометрическим фигурам найти свои вагончики в поезде». -Упражнение «Поможем гномикам разложить овощи по ящикам». -Игра «Найди пару». (по форме и величине). -Упражнение «Разложим овощи для салата по баночкам» (карточки-рецепты) |
Ноябрь | -Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки-символы свойств и карточки символы отрицания свойств). -Дидактическая игра «Цепочка». -Упражнение: «Разделим фигуры на группы». -Игра на внимание «Какой фигуры не достает на карточке» -Упражнение: «Разгадаем загадки». -Дидактическая игра «Второй ряд». |
Декабрь | -Упражнение «Поможем сказочным героям выбраться из леса». -Дидактическое упражнение найди недостающую фигуру. -Упражнение «Поможем разложить конфеты и подарки деда --Мороза по коробкам». -Дидактическая игра «Чудесный мешочек». -Ситуация упражнение «Ёлочная гирлянда для незнайки». |
Январь | -Упражнение «В гостях у Доктора Айболита».(карточки-символы) -Дидактическая игра: «Укрась ёлочку». (карточки-символы) -Дидактическая игра «Цепочка» -Упражнение «Поставим Роботам недостающие кнопочки». (Найди форму недостающих фигур в каждой таблице). -Дидактическая игра «Найди клад». |
Февраль | -Упражнение. Самостоятельная работа. (Дети самостоятельно выделяют признаки-основания классификации и обозначают их с помощью карточек символов свойств). -Дидактическая игра «Какой фигуры недостает?» -Упражнение «Поможем Кузе дойти до домика Лесовичка». -Дидактическая игра «Волшебное зеркало» (выкладывание фигур в обратном порядке соответственно карточке). -Дидактическая игра «Угадай - ка». |
Март | -Упражнение «Украсим группу к празднику» (Раскладывание блоков по правилу, записанному в таблице). -Дидактическая игра «Прятки» -Упражнение «Чего не хватает» ---Дидактическая игра «Найди пару другого цвета» -Упражнение «Построим детскую площадку». (Выкладывание из блоков Дьенеша построек) -Упражнение «Закодированное письмо» -Дидактическая игра: «Найди недостающую фигуру». -Дидактическая игра «Домино» |
Апрель | -Упражнение «Новые модели звездолётов» (По таблице дети создают новые модели звездолетов для космических путешествий Звездочета). Дидактическая игра «Четвертый лишний». - Игра на внимание «Найди что изменилось» --Упражнение «Развезем конфеты по магазинам» (карточки-схемы). Дидактическая игра «Прятки». -Упражнение «Выбери конфетку» (карточки- схемы, замена одного признака). |
Май | -Логическая игра «Домино» -Упражнение «Замени деталь» (замена одного свойства в карточке). -Дидактическая игра «Найди клад». -Упражнение. Самостоятельная работа. (Дети выкладывают на столе из логических фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по записанным правилам, производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своих карточках). Дидактическая игра «Прятки» (словесное обозначение свойств) |
Предварительный просмотр:
Развитие личности старших дошкольников
средствами художественного творчества
в условиях детского сада и семьи
В статье автор рассматривает систему работы по развитию изобразительной деятельности у старших дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Для реализации задач в изобразительной деятельности автор акцентирует внимание на создание условий для работы с семьёй в данном направлении.
Автором делается вывод о том, что следуя совместной работе детского сада и семьи, дошкольники приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности, добиваются хороших результатов в данной деятельности.
Данная статья может быть полезна воспитателям детских садов.
Формирование личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении и саморазвитии, сотрудничестве и сотворчестве.
Современные дети в век интерактивных технологий очень мало проявляют интерес к изобразительной деятельности. Следовательно, у них не в полной развивается творческое восприятие окружающего мира, самостоятельность и активность в познании, которые в будущем будут необходимы для достижения серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. У большинства детей не сформированы умения по владению инструментами, материалами, недостаточно развита моторика, что влечёт за собой ряд проблем в школьном обучении. Недостаточность посещения развивающих кружков, художественных выставок для детей дошкольного возраста, отсутствие интереса и желания родителей – также тормозит приобщению детей к изобразительной деятельности. А потребность современного общества сейчас в сформированных людях с такими развитыми качествами, как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. То есть, это качества, которые закладываются на базе детского творчества.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является «…развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…»
Ведущей педагогической идеей в моей деятельности является создание эффективной системы работы как в стенах детского сада, так и в домашних условиях, способствующей развитию творческой личности. Воспитание любви к прекрасному… Это значит, необходимо знакомить детей с различными видами творчества, художественными материалами, помочь раскрыть и увидеть детям мир необычного, вызвать интерес к происходящему вокруг, привить любовь к окружающему, побудить из простого создать шедевр; создать условия для развития индивидуальности, творчества, увлечённости детей занимательным делом - выдвинуть эстетическое воспитание на новые позиции. В такой работе основная функция принадлежит, естественно, педагогу, но без поддержки родителей результат будет не велик.
Для реализации задач в изобразительной деятельности, привития интереса к самостоятельной творческой деятельности необходимо создать условия для работы с воспитанниками и родителями в данном направлении.
В нашей группе имеется уголок по изодеятельности, в котором находятся необходимые материала для развития творчества. В дополнении к уголку мы оформили «центр увлекательных дел», в котором имеются сенсорные материалы (мозаика, конструкторы «Липучки», магнитный, металлический), музыкальные инструменты, различные виды театра, природный материал, элементы костюмов и декорации, чтобы дети могли самостоятельно заниматься на выбор любым делом индивидуально или вместе со сверстниками, поскольку желание заниматься каким-то видом изобразительной деятельности может возникать у детей в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что в результате регулярных упражнений. у детей развиваются умения самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности, Занимаясь изобразительной деятельностью, дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.
В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Обязательно знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя детей с предметами народно-прикладного творчества, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других. А чтобы заинтересовать родителей, организую совместные с родителями походы на различные выставки, в музей.
Восприятие художественной информации требует определённой подготовки воспитанников под руководством педагога. Я стараюсь организовывать интересную и содержательную работу во всём педагогическом процессе (в совместной деятельности с детьми и в самостоятельной деятельности детей), нахожу разнообразные поводы для накопления опыта восприятия и общения: наблюдения, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование; использую творческие задания: «Оживи предмет», «Сходства и различия», «Найди разное», «Что необычного», раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление – высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т.д. Стараюсь накапливать художественно-познавательный опыт ребёнка через проживание им самим различных ситуаций: «что было бы..», «представь…». В своей работе применяю задания на развитие восприятия, внимания, наблюдательности, воображения, образного мышления: «Кто больше увидит», «Найди ошибку», «На что похоже», «Дорисуй детали», «Найди лишнее», «Придумай сказку», в которой героями могут быть средства выразительности – пятна, линии, изобразительные материалы. Подобные задания использую и с родителями в специально-организованных деловых играх. Только после того, как родитель сам окажется в роли ребёнка, он сможет донести до него информацию, рекомендуемую педагогом.
Для формирования умелости рук, совершенствования техники изображения, развития точности движений руки использую в работе различные игры, систему развивающих упражнений на постановку и движение руки – проведение линий, штрихов, формообразующие движения, разные виды мазков, рисуночные игры, пальчиковые игры. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.
Правильно спланировать виды изобразительной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми и проведённые консультации с родителями. Накануне проведения художественной деятельности интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребёнок. Использую методический приём напоминание («Какой замечательный праздник был недавно! Какие замечательные открытки вы смастерили для малышей!»). Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип – атмосфера должна способствовать появлению желания заниматься изобразительной деятельностью и обеспечивать свободный выбор материалов, без этого творческий процесс невозможен.
Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщаю о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу её осуществления. Например, обращаюсь к воспитанникам: «Постарайтесь придумать и сделать из природного материала такую поделку, какую мы ещё не делали. Этими поделками оформим выставку «Дары осени». Или, «Пофантазируйте! Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы ещё этого не делали». Такой подход в работе помогает активизировать творческое воображение детей, вызвать положительный отклик.
Обязательно в своей работе применяю такой прием индивидуального подхода к ребёнку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность.
Для решения основной задачи – развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности мне помогает правильная оценка результатов детских работ. В отличие от оценки, которая даётся на занятии, основной акцент здесь делаю на наличие в работе элементов нового, творческого начала. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Однако не забываю и о других детях – всех хвалю, в каждой работе пытаюсь найти что-то положительное.
Работая с группой детей, наблюдая за ними в процессе деятельности, заметила, что некоторые дети больше времени проводят с изобразительными материалами, самостоятельно выбирают тему для своего творчества. Работы у этих воспитанников отличает своеобразие в изображении, умение дополнять работу деталями, использование необычной цветовой гаммы, комбинирование в работе различных изобразительных материалов, природных материалов. Соответственно, такие работы вызывают интерес, восторг, как воспитанников, так и взрослых (педагогов, родителей). Положительные эмоции усиливаются при организации практического применения работ. Лучшие работы мы используем для украшения группы, фойе, музыкального зала детского сада, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей, оформляем тематические выставки для детей и родителей.
Хорошим стимулом для развития интереса у детей к изобразительной деятельности являются индивидуальные персональные выставки воспитанников, что способствует желанию других детей проявить себя в творчестве. Вместе с детьми мы рассматриваем работы, делимся впечатлениями от увиденного: какая работа понравилась? Почему? Предлагаем автору работы поделиться опытом, как выполнялась работа, какие художественные материалы для этого понадобились? Дети в процессе такого обсуждения учатся анализировать работу, у них возникает желание творить!
Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненные совместными усилиями родителей и детей. В моей группе есть творческие семьи, которые представляют на наши выставки свои работы. Это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание найти что-то новое, необычное, принести пользу людям. Дети приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.
Моими союзниками в работе являются родители. Чтобы вовлечь родителей в активную работу с детским садом по изобразительной деятельности, я провожу не только просветительскую работу в виде бесед, консультаций «Нетрадиционные методы рисования», «Чем занять ребёнка дома», «Поделки из подручного материала», «Ожившие коробочки», «Страна оригами», «В мире красок», «Сколько интересного вокруг», «Изобрази, что ты видишь», «Фантазируем вместе с детьми», «Очень-очень все старались, мастерили, кто что мог! И в итоге получился замечательный итог!», «Развитие моторики посредством рисования», но и различные практические мероприятия с непосредственным участием родителей (мастер-классы): печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, рисунки из листьев, рисунки из ладошки, рисование на молоке, рисунки песком, поделки из природных материалов, поделки из бросового материала и другие. Применение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности вызывает интерес не только у детей, но и у родителей. К тому же, рисование, в любом его проявлении, является хорошим средством для снятия психического напряжения.
Рекомендую родителям в семье осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его интересы и желания, вместе с ребёнком наблюдать, обсуждать происходящее вокруг, поддерживать его в своих начинаниях. Всё это способствует стремлению ребёнка воплощать свои художественные наклонности и интересы в творческие работы.
Следуя такой работе, мои воспитанники приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус, сформировалось чувство цвета, координация глаза, владение инструментами для творчества. Дети добиваются хороших результатов в изобразительной деятельности, используя их в игре.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пос. М.: Академия, 2000.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. Пос. для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Коробова В.Я Роль художественно –эстетической деятельности дошкольников в развитии творческой личности. М.: Академия, 2016