Наблюдения

  • Наблюдение за небом

    Цели:

    продолжить знакомство с различными природными явлени­ями;

    — научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, об­лака, тучи).

    Ход наблюдения

     

    Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чис­тое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода? (Пас­мурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи ясные.

  • Наблюдение за проезжающим транспортом

    Цели:

    • закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);

    • отмечать большое разнообразие машин, их назначение;

    — воспитывать уважение к труду.

    Ход наблюдения

    При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую ма­шину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначе­ние — привозит продукты в детский сад. Далее понаблюдать за про­езжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузо­вые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Ско­рая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать о их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

    На улице нашей машины, машины —

    Машины-малютки, машины большие.

     

    Спешат грузовые, фырчат грузовые, Торопятся, мчатся, как будто живые. У каждой машины дела и заботы Машины выходят с утра на работу.

  • Приметы ранней весны

    Цели:

    • закреплять знания о времени года;

    • изучать приметы ранней весны.

    Ход наблюдения

    В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые об­лака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

    Скоро-скоро быть теплу —

    Эту новость первой

    Барабанит по стеклу

    Серой лапкой верба.

    Надоела нам зима, уходи зима сама!

    В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

    И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

    Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

  • Наблюдение за березой и елью

    Цели:

    • расширять представления детей о деревьях;

    • воспитывать желание защищать и оберегать природу.

    Ход наблюдения

    Тонкая березка, ростом невеличка,

    Словно у подростка, у нее косички!

    Деревце на славу за год подросло!

    До чего ж кудряво, до чего бело!

    Живет в лесу красавица, зеленая, колючая.

    Под Новый год нарядная к нам в комнату войдет.

    Меня всегда в лесу найдешь,

    Пойдешь гулять и встретишь:

    Стою колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем.

  • Наблюдение за набуханием почек на деревьях

    Цели:

     закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений
    в природе;

     вызывать радостные чувства.

    Ход наблюдения

    Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

    Набухают почки,

    Пробиваются листочки,

    Начинают муравьи

     

    Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков

  • Наблюдение за птицами весной

    Цели:

    • познакомить с жизнью птиц весной;

    • воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

    Ход наблюдения

    С приближением весны к кормушке больше не прилетают си­нички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

     

    Ка

    Наблюдение за насекомыми

    Цельформировать реалистические представления о природе.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

    С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

     

    • Как выглядит муха?

    • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые
      подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подуше­
      чек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удер­
      жаться практически везде.)

    • Почему мух называют вредными насекомыми?

    • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

    • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

    • Где мухи откладывают свои яйца? ( В навозе, мусоре.)

    • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

    • Для чего мухам служит хоботок? (Для захватывания пищи.)

    • Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они
      могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

    пли падают с крыши, 

    Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.

  • Наблюдение за транспортом

    Цельрасширять знания о транспорте.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны,
      лесовоз, автобус.)

    • Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.) В чем сходство легковых и грузовых машин? (Уних есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)

    Едем, едем мы домой

     

    На машине легковой.

  • Наблюдение за птицами

    Цельрасширять знания о птицах, прилетающих на участок дет­ского сада.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)

    • Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)

    • Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)

    Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше(иногда на деревьях). Воробьи прыгают — как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.

  • Наблюдение за собакой

    Цельрасширять знания о животном мире.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на во­просы.

    С хозяином дружит,

    Дом сторожит,

    Живет под крылечком,

    А хвост — колечком. (Собака.)

    • Кто это? (Собака.)

    • Какая по величине? (Большая, маленькая.)

    • Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.)

    • Кто заботится о собаке? (Хозяин.)

    Прочитать детям рассказ К. Ушинского «Играющие собаки» и обсудить его.

    Трудовая деятельность

    Наведение порядка на территории. Цели:

     

    • учить сгребать опавшие листья и на носилках относить их в
      яму для компоста;

    • объяснять, что листья за зиму перегниют в яме и получится
      удобрение.

    • Наблюдение за состоянием природы

      Цели:

      формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети лег­ко одеты и играют с песком и водой);

      • обогащать и активизировать словарь;

      • вызвать радостные переживания от общения с природой.

      Ход наблюдения

      Очень добрым, очень светлым. Золотистым, ясным днем

      Мы поедем в гости к лету,

      В гости к солнышку пойдем. Земляникой и цветами

      Встретят нас и лес и луг,

      Наши песни вместе с нами

      Будут птицы петь вокруг.

      Рано утром яркий лучик

      Зазвенит в густой листве,

      Речка плавать нас научит,

       

      Ветер — бегать по реке. К. Ибраев

    • Наблюдение за солнцем

      Цели:

      — формировать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;

      — поддерживать радостное настроение.

      Ход наблюдения

      В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

      Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

      Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду, ит солнышко и тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогрева­ет всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они Поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют

       

      на стене. Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее. Убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.