Самообразование, повышение квалификации.

Дарима Даниловна Мудаева

        Самообразование - путь повышения профессионального мастерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование педагога-библиотекаря: пути и формы.

Мудаева Д.Д.

педагог-библиотекарь.

Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению.

С.И.    Ожегов       дает        такое        определение    самообразованию:

«приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Педагогические    словари     трактуют     понятие     «самообразование»

несколько шире:

«Самообразование целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники культуры и т.п. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления».

Таким образом, если процесс образования:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • совершенствует какие-либо качества или навыки,

… то речь идет о самообразовании.

Успех самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:

  1. Осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний
  2. Обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа.
  3. Умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;
  4. Желание решить проблему.

Есть так же и ряд неизбежных факторов, способствующих активизации процесса самообразовательной деятельности. Например, при написании своих целевых программ по развитию и поддержке детского чтения вам пришлось переработать много источников, отработать навыки составления проекта, тематического планирования и прогнозирования конечного результата, а затем научиться представлять и защищать свои наработки.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Направления самообразования библиотекаря.

Специфика библиотечной работы в образовательном учреждении такова, что для эффективной деятельности он должен владеть знанием основ библиотечного дела, педагогики и психологии, владеть библиотечными технологиями, иметь достаточно высокий уровень культуры, знать приемы риторики, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков современный библиотекарь не может эффективно организовать информационно-библиотечное обслуживание педагогов и школьников.

Попробуем перечислить основные направления, в которых библиотекарь может совершенствоваться и заниматься самообразованием:

  • профессиональное (библиотечное дело)
  • педагогическое (ориентированное на учеников и учителей)
  • методическое (библиотечные технологии, формы, методы и приемы деятельности)
  • информационно-компьютерные технологии
  • психологическое (имидж библиотеки и библиотекаря, общение, искусство влияния,        лидерские качества и др.)
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное)
  • историческое
  • политическое
  • охрана здоровья
  • интересы и хобби

Источники самообразования библиотекаря

В чем заключается суть процесса самообразования? Библиотекарь самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Литература (профессиональная, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Газеты, журналы
  • Интернет
  • Телевидение
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Курсы повышения квалификации
  • Дистанционное обучение
  • Платные курсы
  • Семинары, методические объединения, мероприятия по обмену опытом, конференции
  • Мастер-классы
  • Экскурсии, путешествия, театры, выставки, музеи, концерты и др.

         В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому, и другому одновременно.

Формы и виды самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые.

В индивидуальной форме инициатором является сам библиотекарь, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Одной из индивидуальных форм является личный портфолио.

Групповые формы в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивают обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим библиотекарем. Чаще всего групповые формы организуются муниципальной методической службой и, к сожалению,

в отношении        библиотечных работников в современной школе часто являются единственным стимулом к самообразованию.

К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала библиотекаря, можно отнести такие виды обучения, как участие в работе интернет-семинаров и конференций, общение в форумах и т.д. Такие формы обучения дают возможность познакомиться с материалами по теме семинара или конференции, воспользоваться предложенными материалами для внедрения в собственную практику, позволяют участвовать в обсуждении докладов, сообщений без отрыва от школы и библиотеки.

Давайте сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту библиотекаря:

  • Работа над индивидуальной методической темой;

Чтение конкретных профессиональных периодических изданий;

  • Чтение и просмотр профессиональной литературы;
  • Чтение и просмотр художественной и прочей литературы;
  • Обзор        в        Интернете        информации        по        вопросам        библиотечных технологий и деятельности библиотек в образовательной сфере;
  • Систематический просмотр определенных телепередач;
  • Посещение        МО,        семинаров,        тренингов,        конференций        и        др. мероприятий по обмену опытом;
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
  • Формирование портфолио;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий;
  • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии;
  • Общение с коллегами в поселке, районе и в Интернете;

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый библиотекарь составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования библиотекаря обязательно необходим список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования на определенном этапе? Это:

  • повышение эффективности библиотечной деятельности (улучшение расчетных
  • показателей работы библиотеки: охвата библиотечным обслуживанием,        читаемости,        посещаемости,        обращаемости, книгообеспеченности);
  • разработанные или изданные пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов библиотечной деятельности;
  • доклады, выступления;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии в деятельности библиотеки;
  • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов разработок;
  • проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта об исследуемой проблеме (методической теме).

Методическая тема

Работа над индивидуальной методической темой (далее – МТ): – важный аспект в самообразовательной деятельности. Каждый библиотекарь является членом одного из внутришкольных методических объединений педагогов; в рамках МО фиксируется тема, заслушиваются отчеты. Кроме того, индивидуальная методическая тема фиксируется районным методическим объединением библиотекарей. Желательно, чтобы она была некоторым образом созвучна единой теме (проблеме), над которой работает все районное методическое объединение.

  1. Цель работы над темой самообразования - систематическое повышение библиотекарем своего профессионального уровня.
  2. Значение

Работа над единой методической темой:

  • является обязательной для всех работников образовательного учреждения, ведущих образовательную и воспитательную работу с детьми;
  • МТ        служит        одной        из        основных        форм        повышения        квалификации библиотекарей;
  • МТ позволяет наиболее активно        влиять на развитие различных        форм самообразования.
  1. Задачи
  • повышение        уровня        научно-теоретической        подготовки        и        мастерства библиотекаря;
  • овладение        новыми        формами,        методами        и        приемами        библиотечной деятельности;
  • изучение        и        внедрение        в        практику передового        библиотечного        опыта, новейших достижений и новых библиотечных технологий;
  • развитие инновационных процессов.
  1. Особенности
  • работа над МТ носит циклический характер;
  • в ее разработке могут принимать участие педагогические работники школы, участники профессионального сообщества (РМО библиотекарей), библиотечный актив.
  • МТ зависит от специфики индивидуальных интересов библиотекаря.
  1. Порядок работы над темой самообразования
  • определение научно-методической темы (в зависимости от затруднений, методической темы школы, единой темы РМО библиотекарей);
  • изучение разработанности данной темы;
  • подборка материалов из профессиональной литературы, ресурсов интернет;
  • подготовка картотеки (раздела картотеки профессиональной литературы);
  • разработка индивидуального плана работы над методической темой;
  • разработка и накопление материала по теме;
  •         выступления, творческие отчеты по теме самообразования (на методическом совете школы, ШМО, РМО, педагогических чтениях, семинарах, конференциях);
  • проведение открытого мероприятия, семинара, мастер-класса;
  •         представление результатов работы над методической темой в различной форме (доклада, реферата, статьи в журнале, индивидуальной рабочей программы, методического пособия, научно - методической разработки).
  1. Сроки
  • от 3 до 5 лет;
  • с разбивкой по годам;
  • с подведением промежуточных итогов;
  • с внесением коррективов в ходе работы над темой.
  1. МТ определяется
  • интересами и возможностями библиотекаря;
  • актуальностью в современных условиях;
  • единой темой РМО или школы;
  • затруднениями в деятельности;
  • региональными особенностями;
  • типом образовательного учреждения и профилем библиотеки;
  • степенью разработанности данной проблемы в теории и практике.

Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии библиотекарь, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Начинающему специалисту в этом сложном деле, как правило, необходима помощь заместителя директора ОУ, методиста. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер.

По окончании работы над темой библиотекарь готовит отчет с анализом, выводами и рекомендациями (для коллег).

Примерная схема отчета по работе над темой самообразования

(в период реализации мероприятий практического этапа)

  1. Обоснование выбора темы, актуальность.
  2. Цель и задачи работы над темой, сроки.
  3. Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
  4. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения библиотекарем проблемы в конкретных условиях (план мероприятий).
  5. Какой предполагается результат и форма его представления.

Совет: отчет о работе библиотекаря над темой самообразования требует наглядной демонстрации продуктов труда библиотекаря (докладов, рефератов, разработок мероприятий, авторских программ, методических разработок и т.д.) и продуктов труда его читателей (читательских дневников, сочинений, рисунков, поделок, участия в конкурсах различного уровня и т.д.).

Портфолио библиотекаря

Работа библиотекаря – творческая, кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не видна. Народ не понимает, чем можно в библиотеке целый день заниматься, тем более, в школьной.

Метод «Портфолио» позволяет нам на профессиональном уровне рассказать о наших собственных достижениях, наработках, о нашем видении своей профессии и месте

библиотеки в современной школе.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Его основной смысл – показать все, на что способен библиотекарь как специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения (удовлетворительные и не очень) с тем, чтобы сделать выводы и шагать дальше.

Портфолио – это накопитель достижений.

  • Он отражает динамику нашего профессионального развития, служит  формой обсуждения и самооценки результатов работы.
  • Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
  • Существуют различные виды портфолио, и называются они по- разному. Например,
  • портфолио-собственность (собирается для себя)
  • портфолио-отчет (для других),

Таким образом, заставить человека заниматься самообразованием нельзя. Саморазвитие – это признак профессионала высокого класса. Но развивать способности к самообразованию, на мой взгляд, можно и нужно.

А именно:

  • учитывать изменения в библиотечной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ, изменений в системе образования, актуализации вопросов, связанных с детским чтением;
  • постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску.
  • искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.



Предварительный просмотр:

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа

Индивидуальный план

самообразования педагога-библиотекаря

ФИО: Мудаева Дарима Даниловна

Стаж работы: 9 лет.

2020г

План самообразования

педагога-библиотекаря.

Тема самообразования: «Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию читательской компетенции и информационной культуры учащихся».

Цель: Повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала школьного библиотекаря.

Основные задачи работы библиотеки:

•        Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.

•        Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности.

•        Совершенствование библиотечных технологий.

•        Целенаправленное информирование по проблеме гуманизации образования, саморазвития достоинства личности ребенка.

•        Внедрение дифференцированно-ориентированных  методов  и форм обслуживания читателей;

•        Постоянное изучение информационных потребностей педагогов и учащихся с целью эффективного формирования информационного массива;

•        Дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение банка педагогической информации, формирование  электронного каталога .

Работа над темой начата в 2020 году

  Цели:

1) изучение методов и средств обучения основам информационной культуры учащихся разных возрастных категорий;

2)овладение методиками построения занятий и организации самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации;

3)изучение практического опыта  проведения занятий с различными возрастными категориями учащихся;

4)изучение возможностей  новых информационных технологий в повышении информационной культуры учащихся.

  Обучение на курсах в системе повышения квалификации.

год

Темы курсов

количество часов

Место  прохождения курсов

Форма отчета о результатах подготовки

2020

«Методика преподавания ОРКСЭ»

16

Автономная некоммерческая организация дополнительной профессионального образования «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» г.Петрозаводск.

Удостоверение

РК 3101002614.

Выдано23 августа 2020г.

2022

«Профкадры. Адаптация учебных материалов для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

144

ООО «Учебный комбинат «Профкадры»

г.Москва

26.05.2022-26.07.2022

Удостоверение

РГ 01175

Выдано: 26.07.2022г.

23 ноября 2022 г.

Вебинар:

ФПУ 2022. Развивающие учебно-методические

комплекты по начальному образованию: выбор

возможностей

1

«Просвещение»

Сертификат

8 декабря 2022 г.

Вебинар:

ФПУ 2022: отвечаем на часто задаваемые вопросы

1

«Просвещение»

Сертификат

ноябрь 2022г.

«Автоматизированная информационная система мониторинга и заказа учебников для образовательных организаций»

«Просвещение»

Работа в АИС «Книгозаказ»

с 2022г.

2023

«Инновационные формы работы с читателями в современной библиотеке»

36

ООО «Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов»

 Удостоверение  ПК №0043470

Выдано: 17 мая 2023г.

Направления самообразования.

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы, их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми библиотечными технологиями через профессиональные  издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах педагогов-библиотекарей.

4.Знакомиться с новейшими достижениями библиотекарей-библиографов в области развития творческого мышления читателей, библиотековедения.

 регулярно  

    

 

Психолого-педагогические

  1. Совершенствовать свои знания в области психологии читателей и педагогики.
  2. Работать над имиджем библиотеки и библиотекаря.

 Регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания в области библиотечного дела.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами проведения библиотечных  уроков по ФГОС

3. Принимать активное участие в работе муниципального объединения школьных библиотекарей.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работах.

5. Изучать опыт работы лучших библиотекарей  района, республики.  

6. Посещать мероприятия, библиотечные уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев, библиотечных уроков, интересных приемов и находок

 Регулярно

 

Информационно-технологические

технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в свою работу.

2. Использовать  Интернет для подготовки занятий и мероприятий.

Регулярно

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Регулярно

Участие в системе школьной методической работы

Мероприятие

Сроки

Форма

1

Участие в организации и проведении методических недель гуманитарного цикла

ежегодно, согласно плану научно-методической работы школы

открытые уроки, внеклассные мероприятия

2

Участие в методических семинарах

ежегодно, согласно плану научно-методической работы школы

доклады, выступления, мастер-классы

3

Участие в муниципальных и региональных конкурсах педагогического мастерства

ежегодно

подготовка конспектов уроков, исследовательских проектов

4

Проведение открытых уроков

согласно плану  научно-методической работы школы

публикация материалов урока

5

Подготовка  «Портфолио учителя»

ежегодно

пополнение портфолио

Циклограмма по самообразованию.

Ежедневно

  • Заполнение Дневника библиотеки
  • Обслуживание читателей
  • Выполнение библиографических справок
  • Работа с библиотечными каталогами

Еженедельно

  • Получение  почты

По графику

  • Проведение библиотечных мероприятий
  • Проведение библиотечных уроков
  • Оформление выставок
  • Сверка фонда библиотеки со списком экстремистской литературы

Каждую четверть

  • Организация работы с учебным фондом
  • Организация работы с фондом художественной и отраслевой литературы
  • Посещение районных  библиотек

Один раз в полугодие

  • Посещение семинаров
  • Обучение в он-лайн вебинарах
  • Проверка  состояния учебников у учащихся

Один раз в год

  • Заказ на федеральные и региональные учебники
  • Редактирование программы самообразования (при необходимости)
  • Составление плана работы на новый учебный год
  • Списание устаревшей литературы
  • Участие в муниципальных и республиканских конференциях
  • Оформление учебной литературы
  • Выдача учебной литературы
  • Приемка учебной литературы
  • Ремонт книг и учебников
  • Редактирование электронного каталога