* ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (с исп. нетрадиционных техник рисования)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (с применение нетрадиционных техник рисования)
Пояснительная записка
Цель: воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.
Задачи:
- развитие художественного восприятия;
- формирование эстетических чувств и эмоций;
- развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;
- приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
- развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;
- формирование основ художественно-творческой культуры личности.
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и мы выделяем Компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент
- Развитие психических процессов - эстетическое сознания, памяти, творческого воображения;
- развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка;
- эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент
Формирование у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент
Знакомство с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.
Практический компонент
Овладение ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.
Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно - творческая деятельность, ведь искусство - это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.
Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей: образного мышления, эстетического восприятия, воображения, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность, эмоционального отношения к предметам эстетического характера, мелкой моторики рук.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Использование нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
- Разрешите, я вам расскажу немного о них.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
- рисование ладошками.
- рисование по мокрому листу бумаги
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + гуашь
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки;
- монотипия предметная.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование солью, песком, манкой;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- кляксография обычная;
- пластилинография
- граттаж.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Методическая литература:
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий»
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Букет для мамы
Дымковская роспись
Жар-птица
Корзина грибов
Опята на пеньке
Осеннее дерево
Осенний букет
Ежики
Береги природу
Осень
Матрешки
Медаль для папы
Медведь в берлоге
Осенний лес
Вксенний букет
Березка
Зимняя елочка
Жар-птица
Лес для ежика
Лето
Одуванчики
Павлин
Ветка сирени
Снегири на ветке рябины
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: «Воздушные шары»
Рисование с использованием элементов не традиционных техник рисования
Цель: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов круглой и овальной формы.
Задачи:
- Знакомить детей с приемами изображения предметов круглой и овальной формы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать стремление добиваться хорошего результата;
- Материалы: воздушные шары круглой и овальной формы; краски акварельные; цветные карандаши и альбомные листы на каждого ребенка.
Оборудование: Краски гуашь, разного цвета, бумага для рисования, кисти толстые, стаканчики для воды, салфетки, воздушные шары, ватные палочки, трубочки котельные.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята (прячет за ширмой воздушные шарики) отгадайте, что у меня в руке
Я за ниточку держу
Радужный фонарик
И боюсь, что улетит
Мой воздушный... (шарик)
Воспитатель: (достает шарики разной формы). Правильно – это воздушные шары.
А вы любите воздушные шарики?
Дети: Да
Воспитатель: Почему? Дети отвечают
Вы знаете, для чего нужны воздушные шарики?
Дети: Для украшения праздника, для игры, для хорошего настроения
Воспитатель: Какие бывают воздушные шарики?
Дети: круглые, овальные, разноцветные….
Воспитатель: Всех радуют воздушные шарики и маленький котенок (картинка) их любил тоже. Послушайте историю про котенка и шарики. (сопровождает иллюстрациями)
Жил был котенок, веселый и добрый
Он очень любил играть
Однажды он нашел воздушные шарики и очень обрадовался
Стал котенок с ними играть. Он их подбрасывал лапками, ловил
Но у котенка были очень острые коготки и…. его шарики лопнули
Котенок очень расстроился, у него не было больше воздушных шариков
А когда он лег спать, то котенку приснился волшебный сон
Вокруг него летало много разных разноцветных шаров
Воспитатель: Понравилась вам эта маленькая история? Дети отвечают
Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю нарисовать для этого маленького котенка много разных шаров, что бы он с ними играл и веселился.
И еще они украсят нашу выставку в раздевалке.
Рисовать сам шар будем гуашевыми красками, толстой кистью
А хвостик шарика и веревочку дорисуем карандашом.
А сначала давайте представим, что мы все маленькие котята и поиграем в эти воздушные шарики.
Физкультминутка: игра с шарами под музыку
Воспитатель: Весело было?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот и котенку было весело. И мы должны ему помочь и нарисовать много шариков. А что бы они получились красивыми, давайте приготовим наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Воздушный шарик»
Пальцы обеих рук в щепотки и соприкасаются подушечками.
Надуваем быстро шарик, в этом положении дуть на них,
Он становится большой. пальчики принимают форму шара.
Вдруг шар лопнул, пальцы в разные стороны
Воздух вышел - потрясти пальцами, опущенными вниз.
Стал он тонкий и худой.
Воспитатель: Теперь мы будем их рисовать. Вместе со мной.
Воспитатель показывает порядок выполнения рисунка
Посмотрите, какой формы нарисованы шары?
Дети: Круглой и овальной
И мы нарисуем круглые и овальные шары
А цвет вы выберите сами любой, какой вам больше нравится
Перед вами лежит лист бумаги
- Возьмите кисточку в руки (напомнить как правильно держать кисть)
- Нарисуйте кистью в воздухе круг.
- Опускаем кисть в воду, обмакните о края банки
- Наберите краску любого цвета
- Поставьте кисть в точку и ведите круг по бумаге, как в воздухе
- Закрашивайте середину шара
- Моем кисть, обмакиваем
- Нарисуем овал в воздухе
- Выбирайте краску, поставьте кисть на бумагу и ведем как воздухе по овалу
- Закрашивайте середину
- Кто нарисовал, нарисуйте еще шарики, круглые и овальные на свободном месте листа
- Подуйте на рисунок, что бы краска подсохла
- Теперь шарики можно украсить рисунками другого цвета. Ватной палочкой сделать на шариках горошки или трубочкой – колечки
- Возьмите карандаши и нарисуйте хвостик шарикам и веревочку.
Дети дорисовывают шары.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась
Рефлексия
Что мы сегодня рисовали?
Какой формы бывают шары, какого цвета?
Что вам понравилось на занятии?
Для чего же нужны воздушные шарики?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: «Тучи по небу бежали»
(аппликация-мозаика с элементами нетрадиционных техник рисования)
Цель: Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики
Задачи:
- Вырезать узкие полоски синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура дождевой тучи.
- Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа
- Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.
- Воспитывать самостоятельность уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Предварительная работа: наблюдение за тучами и облаками; беседа о сезонных изменениях в природе, о значениях дождя. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с изображением дождя; рисование капелек; дидактические игры с окрашиванием воды «Капелька за капелькой». Работа над звуковой культурой речи, развитием фонематического слуха.
Материалы, инструменты, оборудование:
Узкие полоски синего, серого, голубого– для модульной аппликации-мозаики; листы бумаги белого, желтого, розового, светло-голубого цвета – для фона; ножницы, клей, простые карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, ватные палочки, гуашь голубого цвета.
Аппликация-мозаика «Тучи», выполненная воспитателем.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие картины я вам принесла. (показывает детям репродукции картин или книжные иллюстрации, изображающие дождь).
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю
(читает стихотворение Л.Мезинова «Кукла Фёкла»:
Тучи по небу бежали,
Тучи солнышку мешали.
Рос грибок и цвел цветок,
И с цветком играл щенок,
И сидела около, чья-то кукла Фёкла.
Струйки с неба побежали.
Стёкла в доме задрожали.
Мок цветок, и мок грибок,
Мок щенок, и мокла
Чья-то кукла Фёкла.
Возле дома, у крылечка,
Скачут капли, льётся речка…
Дождь цветку умыл глазок.
Он грибку расти помог.
С головы до самых ног
Стал пушистее щенок,
И сидела сохла, чья-то кукла Фёкла.
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?
Дети: Да
Воспитатель: Про что в нем говориться?
Дети: Про дождь, куклу, цветок.
Воспитатель: Из чего же льется дождь?
Дети: Из туч.
Воспитатель: А теперь посмотрите (показывает детям многоцветную аппликацию-мозаику «Тучи»), как вы думаете, из чего сделаны эти необычные тучи?
Дети высказывают свои догадки.
Воспитатель: Такая картина называется мозаика. Делается она из множества разноцветных кусочков бумаги. Мы сегодня с вами будем настоящими мастерами и сделаем такие необыкновенные тучи.
Только сначала давайте представим, что мы с вами попали под дождь.
Физкультминутка «Тучи»
Приплыли тучи дождевые Шагают на месте.
Лей, дождь, лей! Хлопают в ладоши.
Дождинки пляшут, как живые. Шагают на месте.
Пей, рожь, пей! Прыгают на месте.
И рожь, склонясь к земле зелёной, Шагают на месте.
Пьёт, пьёт, пьёт. Хлопают а ладоши.
А дождь такой неугомонный, Шагают на месте.
Льёт, льёт, льёт. Прыгают на месте
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места и посмотрите, как я буду делать тучу.
(показ выполнения работы)
- берем узкие полоски бумаги синего, серого, голубого цвета;
- разрезаем все полоски на квадраты
- берем лист бумаги светло-голубого цвета – это небо, по которому сейчас поплывет большая дождевая туча;
- берем синий карандаш и рисуем тучу – большую, почти на весь лист;
- покрываем клеем верхнюю часть тучи и быстро, пока клей не подсох, выкладываем мелкие кусочки цветной бумаги (если кусочки лежат отдельными кучками, вверху приклеиваем голубые квадраты);
- потом покрываем клеем среднюю часть тучи и опять быстро выкладываем серого цвета;
- затем покрываем клеем нижнюю часть тучи вновь и выкладываем квадраты синего цвета;
- рисуем капельки дождя синим цветом (карандашом)
Воспитатель: что бы у нас все получилось надо размять наши волшебные пальчики
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с
мизинца, правая – с большого пальца
Вышел дождик погулять. беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук
Шёл неспешно, по привычке,
А куда ему спешить? «шагают» средним и указ. пальчиками обеих рук
по столу
Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» ритмично ударяют то ладонями,
то кулачками по столу
Дождь вздохнул тихонько: часто и ритмично бьют в ладоши
- Ох! один хлопок
И ушёл. Газон засох. ритмичные хлопки по столу
Воспитатель: Приступаем к созданию необыкновенных туч.
Тем детям, которые не владеют ножницами, воспитатель дает готовый для наклеивания материал – квадраты бумаги разного цвета. Напоминает, что из туч обычно идет сильный дождь – ливень или накрапывает мелкий дождик.
Спрашивает, какой дождь хотят изобразить дети, и с помощью каких художественных материалов они это сделают.
Уточняет и в случае необходимости показывает отдельные приемы рисования.
Дети наклеивают тучи в технике мозаики, дождь (капли) изображают голубой краской, используя ватные палочки.
Оформление выставки для родителей «Тучи по небу бежали».
Рефлексия:
Что мы сегодня с вами делали?
Как мы это делали?
Кто запомнил, как называется картина, которая составляется из многоих маленьких частей?
Что больше всего запомнилось, понравилось?
Что было трудным для вас?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в нетрадиционной технике рисования (гуашь, сахар)
Тема: «Елочка в снегу»
Цель:
- Знакомить с нетрадиционной техникой рисования поролоновым тычком и гуашью, с последующим посыпанием сахарным песком.
Задачи:
Образовательные:
- учить видеть характерные особенности деревьев в зимнее время года
- познакомить детей с новым способом изображения (нанесение краски на изображение поролоновым тычком, ватной палочкой)
- познакомить с различными материалами для придания рисунку выразительности (использование сахара).
Развивающие:
- развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию.
- зрительное и слуховое внимание, память, воображение, эстетическое и образное восприятие, сенсорные умения, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру
- помогать детям, почувствовать всю красоту природы.
- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, желание экспериментировать в своей работе, аккуратность, инициативу.
Здоровьесберегающие:
Следить за осанкой детей, соблюдать режим двигательной активности на протяжении всего занятия; развивать потребность в двигательной активности.
Обогащение словаря:
пушистая, снежная, радостная, запорошенная снегом, искристый, блестящий, морозная.
Предварительная работа:
- познавательные беседы о времени года – зима;
- наблюдение за деревьями во время прогулок;
- чтение и разучивание стихов о деревьях и о зиме;
- рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме;
- наблюдения за деревьями, снегопадом.
- Приготовление заготовки для открытого занятия (рисование зеленой ели, с помощью кисти, гуашевой краски зеленого цвета и пластмассовой вилки).
Используемые методы:
Словесные: чтение сказки
Практические: показ приёмов рисования, самостоятельная деятельность детей
Наглядные: сопровождение сказки показом искусственной зеленой ели, привлечение детей в сказку во время физкультминутки.
Материал:
Демонстрационный:
искусственная ель, снежинки пластмассовые d 15см.,
игрушка би ба бо (заяц серый), белый мех
Магнитофон с записью музыки для динамической паузы и самостоятельного рисования детей.
Раздаточный:
- тонированные листы бумаги синего цвета формата А5;
- листы белой бумаги А4;
- на каждого ребенка бумажный поднос с:
гуашевая краска белого цвета;
ватная палочка;
поролоновый тычок (спонж);
сахарный песок в пластмассовом стакане;
пластмассовая ложка;
салфетка.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия:
Приветствие
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу на занятие пришли гости.
Мы рады всех видеть, давайте улыбнёмся им и поздороваемся.
Дети здороваются
Воспитатель: Присаживайтесь на лавочки (дети садятся)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня у нас будет занятие – рисование.
Но прежде, чем я вам расскажу, что, как и чем мы будем рисовать отгадайте мою загадку:
Воспитатель:
За окошком снег кружит,
По дорожкам стелется.
Это вьюжит-ворожит
Зимушка-метелица.
Напустила холода.
Обернулась в лед вода.
Все вокруг преобразила
В белый цвет все нарядила
Серебристым все сверкает
Кто знает, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Правильно зимой. Зима не только холодное время года, но и чудесное, полное сказочных превращений и историй. И сегодня я хочу вам рассказать сказку о маленькой лесной красавице, елочке. (показывает искусственную елочку, на верху круглое грустное «лицо»)
Воспитатель: Хотите послушать?
Дети: Да
Воспитатель: Посмотрите, елочка у нас сказочная и у нее есть настроение.
Какое сейчас у нее настроение?
Дети: печальное, грустное.
Воспитатель: А вот почему она такая печальная, хотите узнать?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте послушаем ее сказочную историю.
Воспитатель: Жила была в лесу маленькая елочка. Весной, летом, осенью ей было тепло и весело. Вокруг росли ее подружки – маленькие, зеленые елочки. У нее был лесной друг, зайчик (поставить). Елочка под своими пушистыми ветками всегда заботливо его прятала от злого волка и хитрой лисы.
Но осень закончилась и пришла зима, наступили холода. Зайчик приготовился к зиме.
Он свою серую шубку поменял на - какую? Дети: белую (одеть на зайца белый мех).
И елочка ждала от зимы белую шубу.
Воспитатель: А из чего шуба у елочки зимой?
Дети: Из снега?
Воспитатель: Правильно. Зима должна нарядить елочку в снежные одежды. Но зима пришла в лес злая, привела с собой лютый мороз и страшный сильный ветер, а снега совсем не принесла.
Елочке было очень холодно и страшно. Она вся дрожала.
Зайчик к ней прискакал, но сквозь зеленые ветки его было хорошо видно и лисе и волку. Елочка стояла в лесу одинокая и грустная. Она очень боялась замерзнуть без снега и превратиться в ледяную елку, которая весной растает.
Тогда решила она позвать на помощь ветер.
- Ветер, ветер, ты везде летаешь и знаешь, где тучки снежные в небе плывут. Найди их и приведи к нам в лес. Пусть они своими снежинками все здесь засыплют и от мороза меня укроют.
Полетел ветер далеко, высоко, но никак не мог найти ни одной снежной тучи.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем ветру и превратимся сами в снежную тучу.
Дети: да
Воспитатель: Тогда берите снежинки (берут снежинки по 2 шт.) и превращаемся в снежную тучу
Физкультминутка: (под музыкальное сопровождение)
Мы снежинки, мы пушинки (помахать снежинками)
В туче снежной мы живем (соединить вместе)
Весело танцуем (покружиться)
Радостно поем
Вправо (снежинки вправо)
Влево (снежинки влево)
Вверх (снежинки вверх, встать на носки)
И вниз (снежинки вниз, сесть на корточки)
А теперь все закружились (покружиться)
Как подул вдруг ветерок
И по кругу нас увлек (бегут по кругу)
Мы порхали (снежинки вверху, вправо, влево)
Мы летали
И на елочку упали (положить снежинки на елочку)
(перевернуть «лицо» на радостное)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, какая у нас получилась елочка?
Дети: белоснежная, блестящая, сверкающая, радостная.
Воспитатель: Мы нарядили ее в белый снежный наряд.
Мы помогли елочке, и сказка хорошо закончилась. Елочке стало тепло под снегом, и зайчик вернулся под снежные ветки.
Воспитатель: А почему елочке стало тепло? (Ведь снег деревья защищает от чего?)
Дети: От мороза.
Воспитатель: А ведь елочка живет в лесу и она там не одна. У нее рядом много подружек. Помните, мы с вами сами нарисовали елки (показать, заранее нарисованные рисунки елки). Это подружки елочки и им еще холодно. Потому что на на ветках чего нет?
Дети: Снега
Воспитатель: Давайте мы с вами их тоже укроем снегом. А вот как мы его изобразим, я вам расскажу и покажу, когда вы сядете за столы.
Проходите за столы (дети садятся за столы).
Практическая часть:
Воспитатель: Посмотрите перед вами лежат ваши рисунки с уже нарисованными елками.
-Давайте вспомним, чем мы их с вами рисовали
Дети: красками, кисточкой, вилкой
-Чем обычно рисуют картины художники?
Дети: кистью, руками, красками….
Воспитатель: Рисовать можно различными способами и инструментами.
У нас сегодня сказочное занятие и поэтому мы будем рисовать снег необычным способом и необычными инструментами
-Посмотрите, что перед вами на подносах.
Дети: Краска белая, ватная палочка и поролоновый тычок, мисочка с сахаром, ложка.
Воспитатель: Да, мы будем рисовать поролоновым тычком (тычковать), снег на ветвях елки и сугробы под елкой. А сахарным песком будем сыпать на краску. Для того, что бы снег получился как настоящий, блестящий.
Ватной палочкой, белой краской и сахаром сделаем снежинки.
Воспитатель: Посмотрите, как я это сделаю:
-Что бы нарисовать снег на ветках, я беру поролоновый тычок, держу его за палочку, опускаю в баночку с белой краской (показ)
-Держу вертикально, набираю краску
-Теперь прикладываю к веткам елки, вот так (показ)
-кладу тычок на поднос, беру ложку, набираю половину ложки сахарного песка и сыплю на краску (показ)
Воспитатель: Теперь нарисую сугробы
-Для этого снова набираю краску (показ). Набираю побольше.
-И прикладываю под елкой, закрываю все белой краской (показ)
-И снова все засыпаю сахаром.
-Кладу тычок на тарелку.
-И вот елочка стоит в снегу и у нее на ветках снег.
Вокруг елки нарисую снежинки
-Для этого возьму ватную палочку, наберу белую краску и буду прикладывать вокруг елки, вот так (показ). Набираю побольше.
-И сыплю на снежинки сахар из ложки.
Кладу ватную палочку на тарелку.
Готовые работы, аккуратно поднимем, лишний сахарный песок ссыплется на белый лист бумаги (показать, поднять вертикально)
Воспитатель: Сейчас мы начнем рисовать, а что бы получилось очень красиво, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»:
Зелененькая елочка Пальцы рук переплетены и выпрямлены.
Колючие иголочки, иголочки, иголочки. Руки перед собой, кулачок – пальцы вверх, вниз
Ветки распушила, распушила, распушила Пальцы врозь, кулачок 3 раза
Снежком припорошила, припорошила Погладить себя обеими руками
Воспитатель: (Имя) с чего начнешь работу? (тычком нарисую снег)
(Имя) после нанесения краски что сделаешь? (посыплю сахаром)
(Имя) чем будешь брать сахар? (ложкой)
Воспитатель: Приступаем к работе. А свои готовые работы мы будем прикреплять на доску (показать)
Воспитатель: Работы готовы. Аккуратно несите их на общий стенд.
Дети приносят работы, ссыпают лишний сахар на белые листы бумаги и прикрепляют работы на общий стенд. Получается зимний лес.
Воспитатель: Посмотрите, когда мы собрали вместе ваши рисунки, как красиво получилось
Похож наш лес на зимний лес, заснеженный?
Дети: Да
Воспитатель: Блестит у нас снег?
Дети: Да
Рефлексия
Воспитатель:
-Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники.
-Что вы сегодня слушали (Сказку про елочку)
-Что с елочкой случилось (Ей было холодно)
-Почему? (было холодно, а снега не было)
-А мы с вами помогли елочке? (Да)
-Как (укрыли снежинками)
-Что мы сегодня рисовали? (Снег)
-Чем рисовали (поролоновым тычком и ватной палочкой, сыпали сахаром)
-Чем вам больше всего понравилось рисовать? (отв.)
-Что было для вас трудным? (отв.)
-Что вам больше всего понравилось в занятии? (отв.)
Воспитатель: Все молодцы, занятие наше закончено. Спасибо нашим гостям. Давайте с ними попрощаемся (До свидания)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
с использованием нетрадиционных техник рисования(отпечаток листа)
«Осеннее дерево»
Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток»
Задачи:
- Ознакомление с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток»
- Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, наглядно-образного и словесно - логического мышления
- Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе
Материал: листья деревьев, бумага для рисования, баночка с водой, гуашь, кисть.
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение:
Лето кончилось и, вот,
Осень золотая
Нас встречает у ворот,
С щедрым урожаем.
Все деревья и кусты,
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь,
Превратила листья.
Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Какого цвета осень? Посмотрите на картину
Дети: Желтого (золотого), оранжевого, красного, бордового (багряного)
Воспитаетель: Правильно, все листья на деревьях окрашены в эти цвета.
Давайте с вами немного поиграем, представим, что мы осенние листочки!
Физкультминутка «Листочки»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (Плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Продуктивная деятельность (объяснение воспитателя и самостоятельная деятельность детей под руководством взрослого)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем передавать красоту осеннего дерева с помощью необычной техники рисования, которая называется «отпечаток».
На листе мы сегодня рисовать не будем, а будем разукрашивать настоящий лист дерева, и делать его отпечаток на листе бумаги.
Посмотрите сначала, как это буду делать я. А потом мы сделаем вместе со мной.
Показ выполнения работы:
1 Берем лист, посмотрите, у него есть темная сторона и светлая. кладем на белый лист бумаги темной стороной вниз, светлой стороной к себе.
2 Берем кисть, набираем гуашевую краску сначала желтого цвета, красим. Затем оранжевого цвета, красим. Добавим красного, красим.
3 Теперь убираем кисть. Берем листок за палочку и аккуратно кладем его краской на голубой лист.
4 Пальчиками слегка нажимаем.
5 Снимаем. Похоже на крону дерева.
6 Потом коричневым мелком рисуем ствол
С детьми рассмотреть лист, определить сторону для рисования
Воспитатель: Прежде, чем мы начнем с вами выполнять работу, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковое упражнение «Листья осенние»
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. (Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки).
С клёна – кленовый, (Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.)
С дуба – дубовый, (Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу).
С осины – осиновый, (Указательный и большой соединить в виде колечка).
С рябины- рябиновый. (Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны).
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят! (Хлопки в ладоши).
Воспитатель проводит индивидуальную работу. Опрашивает детей что за чем они будут выполнять работу.
Самостоятельная деятельность детей.
В конце занятия все работы прикрепляются в большую картину. Рассматриваются вместе с детьми.
Воспитатель: Вот и у нас сегодня было чудо-рисование и получилась целая картина из осенних деревьев. Посмотрите, какая красота.
Рефлексия:
Что мы сегодня делали?
Что вам понравилось рисовать?
На что получились похожи наши отпечатки?
Какое дерево получилось?
Что больше всего вам сегодня понравилось?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Опята на пеньке» (лепка)
Цель: Закрепить умение лепить знакомые предметы
Задачи:
- Закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы).
- Развивать мелкую моторику рук.
- Знакомить с разнообразием грибов.
- Знакомить с правилами безопасности на природе.
- Развивать чувство любви к природе.
Материалы: картинки грибы, пластилин белый оранжевый, деревянные грибочки на каждого.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко. Что вы видите вдалеке?
Дети: сосны, ели, лес.
Воспитатель: В лесу растут не только деревья, а вот, что еще я предлагаю вам отгадать.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
Дети: гриб
Воспитатель: Кто знает, когда мы ходим в лес за грибами?
Дети: осенью
Воспитатель: Вы знаете, какие бывают грибы?
Дети: съедобные и не съедобные
Воспитатель: Съедобные грибы - это белый, подберезовик, подосиновик, лисичка. (показ картинок, рассматривание).
Несъедобные – это мухомор, поганка. (показ картинок, рассматривание). Они опасные.
Без взрослых трогать руками никакие грибы нельзя.
Воспитатель: Грибов много и они все разные. Мы сегодня с вами будем лепить грибы. А какие, сейчас отгадаем.
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются...
Дети: опята
Показать большую картину опят на пне.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Опята, маленькие грибы. Они растут на пнях большой семьей. По одному они не растут.
Поэтому мы с вами будем лепить гриб опенок и прикрепим их на этот пенек, что бы у нас получилось как в настоящем лесу.
А сейчас превратимся в лесных гномов и сходим с ними за грибами.
Физкультминутка «Гномы – грибники»
Утром гномы в лес пошли. шаг на месте
По дороге гриб нашли. наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе
А за ним-то раз, два, три - наклоны туловища из стороны в сторону
Показались ещё три! руки вперёд, затем в сторону
И пока грибы срывали, наклоны вперёд, руки к полу
Гномы в школу опоздали. руки к щекам и покачать головой из стороны в
сторону
Побежали, заспешили бег на месте
И грибы все уронили! присесть
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места и возьмите в руки грибочки.
Рассмотрите их, какая у гриба шляпка, какая ножка.
На что похожа ножка гриба?
Дети: на столбик
Воспитатель: А шляпка круглая и вогнутая внутрь, похож гриб на зонтик
Прежде, чем начать лепить подготовим наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная
Подберезовик, опенок, с мизинца правой руки.
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. большой палец левой руки
Пусть останется в лесу отставляют грозят ему.
Воспитатель: Теперь начнем лепить гриб. Начнем лепить с ножки.
Какого цвета пластилин нам понадобится для ножки гриба?
Дети: белый.
Возьмите белый пластилин, погрейте его в ладошках. Сожмите сначала в одной руке, теперь в другой. Пока он станет мягким.
Кладем кусочек пластилина между ладонями и движениями вперед/назад раскатываем столбик. Ножка гриба готова. Отложите ее в сторону.
Воспитатель: теперь слепим шляпку. Какого цвета пластилин нам понадобится?
Дети: Оранжевый.
Воспитатель: Берем кусочек оранжевого пластилина. И согреваем его в ладошках, как и белый.
Как только он станет мягким, раскатываем шарик. Помещаем его между двумя ладошками и катаем круговыми движениями (показ)
Теперь кладем шарик на одну ладошку в центр, другой рукой покажите мне жест «хорошо» (пальцы в кулак, большой вверх). И теперь большим пальцем нажимаем на скатанный шарик, вдавливаем.
Воспитатель: Получилась вот такая шляпка (показ)
Прикрепляем шляпку к ножке
Гриб готов.
Дети доделывают работу. И каждый прикрепляет на пень (брусок от спиленного дерева).
Рассматривают, обсуждают.
Рефлексия:
Что мы сегодня делали?
Что лепили?
Какие грибы бывают?
Все грибы можно есть?
Что узнали нового, интересного?
Что было сложно?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: «Птичка клюет зернышки из блюдечка» (лепка)
Цель: Закрепить умения детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления).
Задачи:
- Развивать чувство формы;
- Воспитательные задачи;
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе;
- Продолжать воспитывать активность, инициативность, бережное отношение к демонстрационному материалу.
Материалы: карточки с изображением птиц, пластилин серый, коричневый, черный, крупа гречневая, дощечки для лепки на каждого ребенка, стеки, тарелочки, вырезанные из картона, магнитофон, запись «Звуки птиц».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, как много на свете самых разных птиц. Какие? Дети дают возможные варианты.
Воспитатель обобщает ответы детей: Которые улетают на зиму в теплые края, как называются?
Дети: Перелетные (называют)
Воспитатель сопровождает ответы детей картинками с изображением птиц.
Воспитатель: Птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Не перелетные (называют)
Воспитатель: Птицы, которые живут в лесу?
Дети: Лесные (кукушка,сорока, дятел)
Воспитатель: Птицы, которые живут в городе?
Дети: Гродские (воробьи, синицы, голуби)
Тех птиц, которые живут рядом с человеком, и домашним и диким, зимующим в городе люди всегда помогают и зимой и летом.
Давайте с вами поиграем, будем превращаться в перелетных или зимующих птиц.
Игра «Птицы»
Дети встают на ковер – это «город». Воспитатель называет птиц (известные для детей). Если она перелетная, то дети должны «долететь» (добежать, размахивая руками) до окна и вернуться обратно. Если птица не перелетная, то дети садятся на корточки, делают из пальчиков «клювик», «клюют» зернышки.
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам, которые остаются с нами зимовать пережить морозы?
Дети: покормить их.
Воспитатель: Чем мы кормим птиц?
Дети: мы в кормушки насыпаем птичкам семечки, крошки хлеба, зернышки.
Сегодня мы будем лепить птичку, которая клюет зернышки из блюдечка. (показывает готовую композицию).
Воспитатель: Посмотрите, как мы будем лепить птичку.
Из каких частей состоит птица? Дети называют.
Воспитатель: Какого цвета бывают птицы?
Дети: разного.
Воспитатель: Да, птицы бывают разного цвета. Но мы сегодня будем лепить всем знакомого маленького воробья. Какого он цвета?
Дети: коричневый, серый.
Воспитатель показывает и объясняет приемы лепки:
- Я беру комочек пластилина и подружусь с ним. А дружить я буду так: положу его на одну ладошку, а другой ладошкой закрою. Поднесу к одному ушку ладошки, затем к другому. Потом тихо шепну : «Будешь со мной дружить?». Комочек пластилина стал мягким, значит, мы подружились, теперь и лепить можно.
- Теперь, когда пластилин стал теплым и мягким,
- нужно разделить комочек на 2 неравные части. Одна часть должна быть больше другой (показ) Мы это сделаем стекой.
- Берем маленький комочек и круговыми движениями скатаем шар (показ) .Это будет голова птички
- Из комочка побольше - слепим овал – это туловище. (показ. как из шара сделать овалоид)
- Теперь овал с шаром нужно соединить, поэтому мы прижимаем их друг к другу. Место соединения сглаживаем пальцами.
Воспитатель: Что еще осталось сделать у птицы?
Дети: клюв, глазки, хвост, крылья.
Воспитатель: Правильно ребята.
- Мы прищипываем на части головы и получился у птицы клювик (показ);
- Сзади туловища прищипываем, а затем оттягиваем и получается хвост. (показ);
- Глазки сделаем из гречки, а крылья с помощью стеки. (показ).
Вот и готова птичка. Пока вы будете лепить я вам раздам вот такие бумажные блюдечки. И когда ваша птичка будет готова, вам нужно будет насыпать птичке зернышки. Их вы сделаете из черного пластилина.
Зернышки большие или маленькие?
Дети: Маленькие.
Значит от черного кусочка пластилина надо отрывать маленькие кусочки, скатывать их пальчиками в шарики.
Воспитатель: Теперь приготовили пальчики и разомнем их, что бы они стали ловкими и сильными.
Пальчиковая гимнастика: «Считаем птиц»
Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, на каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. опять сжимают и разжимают кулачки
Воспитатель: Наши пальчики готовы и приступаем к лепке.
(индивидуально просит детей напомнить что, зачем будут делать.)
Дети выполняют работу (музыкальное сопровождение «Звуки птиц». Воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднения в выполнении лепки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые птички получились. У всех они разные и каждый постарался слепить побольше зерен для своей птички. Молодцы.
Рефлексия:
Что мы сегодня лепили?
Каких птиц изображали в игре?
Что больше всего понравилось?
Что было для вас сложным?
Воспитатель: Мы сегодня на прогулке обязательно насыплем в кормушку настоящих зерен для птиц, которые прилетают к нам на участок.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе
Тема: «Яблоко и слива»
Составила: воспитатель Попругина А.В.
Цель: Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы.
Задачи:
- Учить приему скатывания шара и овала;
- Учить передавать особенности каждого предмета;
- Учить выделять особенности формы и цвета предмета;
- Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа;
- Воспитывать самостоятельность;
- Развивать воображение, творческие способности детей.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Связь с другими занятиями и видами деятельности: настольно-печатные, дидактические игры, в которых используются овощи и фрукты или их изображение.
Материал: игрушка мышка с «волшебным мешочком» (яблоко и слива), пластилин, доска для лепки, стека, яблоки, сливы (муляжи/настоящие), тарелочки, поднос.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются.
Воспитатель: Теперь посмотрите на меня и послушайте, вот что интересного я вам сегодня скажу и покажу. Сегодня утром я на столе увидела нашу мышку. У нее в мешочке опять что то спрятано. А показывать она не хочет, пока мы не отгадаем загадки про то, что она спрятала.
Интересно, что спрятала мышка?
Дети: Да
Тогда давайте отгадаем.
Воспитатель:
Слушайте 1 загадку: Кислое и сладкое С кожицею гладкою. Сочное, душистое С мякотью лучистою. Людям всем полезно. Лечит от болезней! Даже птичкам зябликам Вкусно. Это ж ... (Яблоко) Достать, показать | Слушайте 2 загадку: Синий, вкусный, сочный плод, Он на дереве растет. Аппетитна и красива, Просится в корзину… (Слива) Показать |
Дети: Это яблоко и слива.
Воспитатель: Яблоки и сливы – это что?
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, на чем растут фрукты?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: Где растет много фруктов, называется фруктовый сад.
Когда же собирают урожай фруктов?
Дети: Осенью
Воспитатель: Правильно урожай собирают осенью. Давайте мы с вами покажем, как собирают фрукты. Вставайте в круг и повторяйте за мной.
Физкультминутка «Фрукты»
Прекрасен наш осенний сад. (дети разводят руки в стороны)
В нем слива есть и виноград. (показывают сначала кулачки, потом колечки)
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши. (машем кистями рук)
А к ночи веет холодок, («ёжимся от холода»)
И желтый лист шуршит у ног. (топаем ножками)
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем. (машем ручками к себе)
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем. (машем ручками вверх)
Воспитатель: Молодцы. Вот мы набрали с вами фруктов. А для чего они?
Дети: Что бы есть. Они полезные. В них много витаминов.
Воспитатель: А что же можно приготовить из фруктов?
Дети: Варенье, компот, сок, пюре.
Воспитатель: Молодцы. Хорошо, когда много фруктов. Из них много можно вкусного приготовить. Только у нас много фруктов или мало?
Дети: Мало.
Воспитатель: У нас всего одно яблоко и одна слива. Давайте с вами сегодня слепим много яблок и слив. Что бы у нас фруктов было много.
Присаживайтесь за столы.
Дети садятся. (обратить внимание на осанку и ноги под столом)
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим яблоко.Скажите мне, какой формы яблоко?
Дети: Круглое.
Воспитатель: А какого оно цвета бывает?
Дети: Красное, желтое, зеленое.
Воспитатель: Я блоки бывают и красные, и желтые, и зеленые, и даже с разных сторон у одного яблока могут быть все эти цвета. Посмотрите (обратить внимание на углубление в яблоке) яблоко не совсем круглое. У него есть углубление. Здесь у яблока есть или была веточка, на которой оно росло на дереве.
Воспитатель: Посмотрите теперь на сливу. Какой она формы?
Дети: Овальная.
Воспитатель: Если смотреть с одной стороны, то слива овальная. Какого цвета слива?
Дети: Синего.
Воспитатель: И обратите внимание, с одного бока слива разделена полоской на две части.
Теперь посмотрите, как я буду лепить яблоко и сливу. Чего начинали лепить
Показ лепки
Воспитатель: Что бы слепить круглое яблоко, я выберу пластилин (например красный).
Положу его в одну ладонь, сильно сожму, переложу в другую, опять сильно сожму.
Для чего я это делаю?
Дети: Что бы пластилин стал мягким.
Воспитатель: Правильно, так я согрею пластилин.
Теперь кладу его между двумя ладонями и буду катать шарик круговыми движениями. (показ).
Мы получили шар. А нам надо, что бы получилось яблоко.
Для этого я двумя пальцами с двух сторон слегка нажму (показ). Получились углубления.
И с одной стороны вставлю веточку. Получилось яблоко?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь слеплю сливу. Возьму пластилин синего цвета.
Согрею его. И сначала опять скатаю шар между ладонями.
Но слива овальной формы. Для этого я готовый шар покатаю ладонями вперед, назад. Не сильно (показ). Получилась слива?
Не совсем. Надо еще сделать полоску.
Чем мы ее можем сделать?
Дети: Стекой
Воспитатель: Правильно, можно сделать стекой.
И слива тоже росла на ветке. Поэтому тоже вставлю веточку. И положу на тарелочку.
Поставлю на нашу полку для лепки.
Вы, когда слепите, тоже принесете свои фрукты на тарелочке сюда. У нас получится много яблок и слив.
Воспитатель: Теперь немного разогреем пальчики.
Пальчиковое упражнение для разогрева
Мы погреемся немножко (трём ладоши)
И похлопаем в ладошки, (хлопаем)
Мы ладошки разогреем, (опять трём)
Каждый пальчик мы согреем:
Этот самый маленький, (стучим по мизинцам большим пальцем)
Этот самый слабенький, (стучим по безымянным большим пальцем)
Этот самый длинный, (стучим по средним большим пальцем)
Этот самый сильный, (стучим по указательным большим пальцем)
Ну, а это – генерал (сгибать, разгибать большой)
Испугался – убежал! (спрятать большой палец в кулачок)
(раздать разогретый пластилин разного цвета)
Воспитатель: теперь выбирайте себе пластилин такого цвета, какое хотите, что бы было яблоко.
Индивидуальная работа:
Все выбрали какого цвета будет ваше яблоко?
……….с чего начнешь? (разогрею пластилин)
Разогрели, что …….дальше будешь делать? (катать шарик)
………как из шара сделаешь яблоко? (сожму пальцами и вставлю ветку)
……..напомни, какого цвета пластилин надо оставить для сливы? (синий)
Воспитатель: Приступаем к лепке. Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь.
Самостоятельная деятельность детей.
Рефлексия:
Воспитатель: Посмотрите, сколько получилось яблок и слив.
- Яблоки и сливы – это что? (фрукты)
- С чего мы начинали лепить (с шара)
- Что бы получилась слива, что мы делали с шаром (катали пластилин вперед, назад)
- Что можно сделать из яблок и слив? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Все постарались. Теперь у него много фруктов.
Наше занятие закончено.