* ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Данная страница "Технология экологического развития и воспитания детей 4-5 лет" содержит: основные положения данной технологии, конспекты НОД, презентации, фото, паспорта проектов и другие методические разработки, реализованные в процессе воспитательной и образовательной деятельности по экологическому развитию детей 4-5 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология экологического развития и воспитания детей 4-5 лет
Пояснительная записка
Цель:
Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к объектам природы.
Задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;
- воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;
- развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);
- формирование элементарных навыков рационального природопользования.
Методы:
- Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
- Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
- Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.
Принципы:
- Материал в течении учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний, впечатлений, интеллектуальных и практических умений;
- Реализация через разные виды практической деятельности: выращивание растений, зимнюю подкормку птиц, ведение календарей природы, проведение опытов, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведение акций. В них широко используются сказки, игры, игровые обучающие ситуации, вызывающие у детей положительные чувства и эмоции.
Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Такое отношение вполне может быть сформировано у ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.
В средней группе детей продолжают учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Необходимо уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного и животного мира.
Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год.
Технология - это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения.
В результате применения технологии в конце года повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.
Общая направленность технологий экологического образования в ДОУ как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:
- Ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года;
- Организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений, практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ, природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов, деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами, изобразительной (изодеятельность, игра, конструирование);
- Широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;
- Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми : создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
- Систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;
- Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;
- Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Особенностью технологии является планирование:
мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь учебный год.
Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий.
Именно поэтому время проведения многих мероприятий в технологиях предопределено : циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами - ранней весной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений и т. д. Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике - они дополняют и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.
Формы работы:
1.Наблюдение
Существуют общие требования ко всем видам наблюдений:
- Цели и задачи наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
- Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления ребят.
- В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
- Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявления вопросов разной степени сложности, пробуждающих мышление ребенка.
- Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.
- Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).
- В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
- В детском саду необходимо создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой.
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.
Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.
Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.).
Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
2. Реализация НОД
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явленииях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
3.Акции
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию могут быть включены такие акции, как: «Покормите птиц», предновогодняя «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Береги природу» и др. Значение акций в экологическом воспитании чрезвычайно велико : участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.
Важное место в современной технологии экологического образования занимают темы Леса, Воды. Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес — это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем. В зимние месяцы и в мае раскрывается тема Воды: дети уточняют представление о ее свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.
Значение технологии экологического воспитания в всестороннем развитии ребенка:
Современные технологии экологического воспитания обеспечивают всестороннее развитие ребенка.
Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи — диалог, описание, объяснение, рассказ. Конкретная забота о растениях уголка природы, участие в акциях природосбережения помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изо деятельности.
Физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
Кроме того, большое значение имеет внедрение и использование ИКТ технологий.
В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает положительную динамику в экологическом воспитании дошкольников.
Методическая литература:
Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада».
Вострухина Т.Н. Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
имени профессора Н.Е. Жуковского»
ДЕТСКИЙ САД №7
Проект
«Осень-чудная пора»
средняя группа
Выполнили воспитатели:
Попругина А.В
Качионас Е.В.
г.о.Жуковский
2020 гг.
Паспорт проекта «Осень-чудная пора»
Авторы проекта: воспитатели Попругина А.В., Качионас Е.В.
Тип проекта: познавательный, творческий
Сроки реализации проекта – краткосрочный (7.09.2020г. – 18.10.2020г.).
Участники проекта: (групповой) воспитанники, воспитатели группы, родители, музыкальный
руководитель, инструкторы по физической культуре, педагог доп. образования по
худ./эст. развитию.
Актуальность темы:
«Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Сухомлинский В.А.
После летних каникул мы столкнулись с тем, что дети мало наблюдают за тем, что происходит вокруг. Они все больше внимания стали уделять своим сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии, наблюдательности. Уже доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Поэтому необходимо разработать проект, направленного на обогащение детского опыта новыми впечатлениями, знаниями об осени, умение детьми выражать свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Реализация данного проекта позволит расширить и систематизировать знания детей об изменениях происходящих осенью в растительном и животном мире, о взаимосвязи в изменении погоды и одежды людей, труда.
Любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, вдыхать этот чудесный чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с природой.
Цель: Формировать и развивать умение детей видеть и наблюдать характерные явления осенней природы и погоды, умение понимать и устанавливать связь между ними; развивать творческие способности детей в разных видах деятельности.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о понятии «время года – Осень», познакомить с сезонными; изменениями в природе происходящими осенью.
- Расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов и явлений;
- Вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе;
- Развивать интерес и бережное отношение к своему здоровью;
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети:
- Закрепят знания и представлений об осени, её признаках и дарах.
- Расширится речевой запас на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- Будет укреплено сотрудничество педагогов, детей и их родителей в процессе проектной деятельности;
Будут созданы:
- Развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствующая закреплению знаний детей о времени года – осень;
- Коллективная работа из осенних листьев «Жар – птица»;
- Макет поделок из природного материала «Сказка осеннего леса»
- Необходимые условия для организации совместной деятельности детей с воспитателями и родителями;
- Праздничное настроение у детей и их родителей;
- Повышен интерес у родителей к жизни детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. (7.09.2020г.-12.09.2020г.)
- Выбор актуальной темы.
- Поставка цели и задач по выбранной теме.
- Привлечение специалистов (музыкальный работник) для реализации разделов проекта.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Создание модели реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по теме.
2 этап – основной (практический). (12.09.2020г. – 11.10.2020г.)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению и систематизации знаний у детей об изменениях происходящих осенью в растительном и животном мире, о взаимосвязи в изменении погоды и одежды людей, труда.
3 этап – заключительный. (11.10.2020г. – 18.10.2020г.)
- Оформление результата проекта в виде презентации и видео.
- Организация и участие родителей в создании макета из природного материала «Сказка осеннего леса»
- Проведение досугового мероприятия «Есть друзья у осени».
Формы реализации проекта:
- НОД.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Досуговая деятельность.
План реализации проекта
Направление работы | Содержание работы | Ответственный | ||||||
Сентябрь 3 неделя Тема: Осень | Сентябрь 4 неделя Тема: Овощи | Октябрь 1 неделя Тема: Фрукты | Октябрь 2 неделя Тема: Я вырасту здоровым | |||||
С детьми | ||||||||
Познавательное развитие: | Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. | Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. | Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. | Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Плакаты о пользе даров осени для здоровья. | Воспитатели | |||
НОД: ОО «Познание» Приложение 1 | «Разноцветные краски осени» (Восрухина 83) | «Дары осени» | «В саду и в огороде» | «Что полезно для здоровья» «Овощи, фрукты – полезные продукты» | Воспитатели | |||
Беседы: Приложение 1 | «Осень. Что ты о ней знаешь?» «Какого цвета осень». «Приметы осени» | «За грибами в лес пойдем» «Что такое урожай?» «Что нам дарит осень» «Почему я люблю (не люблю) осень?» | «Что где растет» «Что можно приготовить из овощей и фруктов» «Овощи и фрукты в знакомых сказках» | «Польза витаминов» «Беседа о грибах» | Воспитатели | |||
Цикл наблюдений: Приложение 1 | - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) -за красотой и богатством осенних красок - за цветником - за перелетными птицами - за насекомыми - за деревьями, растущими на территории детского сада | Воспитатели | ||||||
Целевые прогулки: Приложение 1 | «Ищем приметы осени» | «Деревья и кустарники нашего детского сада» | «На каких деревьях поспели плоды» | «Как изменились клумбы» | воспитатели | |||
Речевое развитие: Рассказывание детей по темам: Приложение 1 | «Мы гуляли на участке» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. | «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. | «Я люблю фрукт…, потому что он…» Рассматривание иллюстраций с фруктами, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. | «Что я видел на прогулке» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. | Воспитатели | |||
Словесные игры: Приложение 1 | «Опиши словами осень!», «С какого дерева листок, «Будь внимательным»(найди ошибки в рассказе. | «Будь внимательным»(найди ошибки в рассказе), «Доскажи слово (281) | «Опиши словами овощ» «Опиши словами фрукт» «Что приготовим из…» | «Доскажи слово» «Найди ошибку» | Воспитатели | |||
Чтение художественной литературы: | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», К. Бальмонт «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Скребицкий «Четыре художника», «Осень» Пословицы, поговорки, загадки об осени | К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев», «Война грибов с ягодами» (обр. В. Даля); В. Сутеев «Под грибом» Пословицы, поговорки, загадки об осени | Н.Носов «Огурцы» Русская народная сказка «Репка», «Мужик и медведь», В. В. Сутеева «Яблоко», стихотворение Юлиана Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…». Пословицы, поговорки, загадки об осени | С. Афонькина «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?», «Полезная и вредная пища», С. Афонькин «Как победить простуду?», «Откуда берется болезнь?», «Движение и здоровье»: | Воспитатели | |||
Социально – коммуникативное развитие: Приложение 3 Сюжетно-ролевые игры: Дидактические игры: Игры – драматизации: Настольно – печатные игры: Подвижные игры: | Собираемся на прогулку в лес». «Собираем кукол на прогулку» «Летает, не летает» «Времена года» «Узнай по описанию» «Чудесный мешочек" «Найди дерево по описанию» «Знатоки осенней природы» «Репка»,
«Времена года», «Урожай» «Осенние листочки» (мет.лит.2 стр.285) «Рябина и птицы» (прил.) «Беги к тому, что назову» (прил.) | «Овощной магазин» «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!» «Что было бы, если из леса исчезли…» «С какой ветки детки?» «Следопыты». Игра «Пантомимы» «Прогулка в лес» «Времена года», «Урожай» «Найди, где спрятано» (мет.лит.2 стр.287) «Съедобное - несъедобное!», «сень в гости к нам пришла и с собою принесла (прил.) | «Готовим полезный обед» «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?» «Что сажают в огороде» «Угадай по описанию» «Что изменилось» «Полезная или вредная еда». Ю. Тувим «Овощи» «Найди пару» «Где что растет» «Варим борщ и компот» «Собери урожай» «Фрукты и овощи» (прил.) | «Айболит» «Грибная полянка» «Умею, не умею» «Чудесный мешочек» «Найди, что покажу» «Найди опасные предметы» «Под грибом» «С какой ветки детки» Пазлы по теме недели «Грибник» (мет.лит 2 стр.281) «Вершки и корешки» «Найди овощ» (прил.) | Воспитатели | |||
Трудовая деятельность: | Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария) уборка опавшей листвы подготовка клумбы группового участка к зиме укрывание корней деревьев опавшей листвою » Беседы по ОБЖ | Воспитатели | ||||||
Художественно-эстетическое развитие Приложение 1 Рисование: Конструирование из природного материала | Аппликация: «Деревья осеннего леса» (обрывная) «Осенняя роща» (коллективная работа оттиском листьев) Сбор листьев | Аппликация: «Заюшкин огород» (Лыкова Репка или огурцы, помидоры (мет.лит.9) Высушивание листьев | Лепка: «Фрукты на тарелке» (Комарова «Яблоко спелое, красное» (мет. лит.8) Коллективная работа «Жар-птица» | Лепка: «Осторожно-мухомор!» «Листопад» | Воспитатели Педагог доп. образования по х/э деятельности | |||
Оформление макета «Сказка осеннего леса» из природного материала | Воспитатели | |||||||
Самостоятельная художественная деятельность: | Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью», разукрашивание раскрасок по теме «Осень» | Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью», разукрашивание раскрасок по теме «Осень» | Раскрашивание по теме «Овощи – фрукты», рисование с помощью трафарета | Раскрашивание по теме недели рисование с помощью трафарета | Воспитатели | |||
Слушание музыкальных произведений: | П. И. Чайковский «Осенняя песнь» | Вивальди «Осень» | Т. Морозова «Разноцветная осень» | С.Майкапара «Осенью» | Воспитатели | |||
Музыкальное развитие: | Разучивание песен «Здравствуй осень золотая», «Огородная, хороводная», «Листья осенние». Музыкальная игра «Собери листья по цвету», «Соберем урожай». Разучивание танцев: «Под дождем», «Песню осени споем». Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» | Досуговое мероприятие «Есть у Осени друзья» Приложение 4 | Музыкальный руководитель воспитатели | |||||
Физическое развитие и здоровьесбережение Приложение 2 Беседы: Динамические паузы: Пальчиковые упражнения: Гимнастика для глаз Дыхательные упражнения | «Как одеваться осенью?» «Клен», «Листопад 1» «Мы листики осенние» «Осенние листья» «Осень 1» «Алые цветы» Найди глазками бабочку….цвета». с листьями | Если хочешь быть здоров!» «Урожай», «Овощи» «Овощи» «Капуста» «Салат» «Следим за падающим листочком» с листьями | «Чем полезны фрукты и овощи» «Яблоня» «Садовник» «Апельсин» «Фруктовый ладошка» «Яблонька» Найди глазками бабочку….цвета». с листьями | «Дождик» «За грибами» «Грибы» «Осень 2» «Компот» «Следим за падающим листочком» с листьями | Воспитатели | |||
Спортивный праздник на улице «Веселые старты» | Инструкторы по физической культуре | |||||||
С родителями | ||||||||
Консультация для родителей Приложение 4 Совместная деятельность | «Как сделать осеннюю прогулку интересной» Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам; | «Игры на прогулке» «Что почитать детям об осени» Создание фигурок из природного материала для макета «Сказка осеннего леса» | «Поделки из природного материала» «Овощи и фрукты ценные продукты» Подготовка досугового мероприятия «Есть друзья у осени» | «Как одевать ребенка осенью». «Здоровый образ жизни» Доуговое мероприятие «»Есть друзья у осени» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Итоги и анализ реализации проекта
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание и активизировать исследовательскую деятельность детей средней группы «Катерок» по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Способствовало творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Так же накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, коллективных композициях и творческих работах с родителями.
Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей улучшилось развитие мелкой моторики рук, умение мыслить, фантазировать.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список методической литературы:
- Планирование работы воспитателя ДОО
- Образовательный процесс . Планирование на каждый день. По программе «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, .А.Васильевой Сентябрь- ноябрь. Средняя группа Автор-составитель Н.В.Лободина Издательство «Учитель». Волгоград. 2018.-333с.
- Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. Автор - С.Н.Николаева М-Мозаика-Синтез 2010.-144с
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Автор- О.Б.Дыбина М-Мозаика-Синтез 2011.-80с.
- Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. Автор- С.Н.Николаева М-Мозаика-Синтез 2010.-144с.
- Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Автор- О.А.Соломенникова М-Мозаика-Синтез 010.-80с.
- Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. (Развиваем речь) Автор- О.С.Ушакова М.:ТЦ СФЕРА,2010.-192с.
- Изобразительная деятельность в средней группе детского сада, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Автор- И.А.Лыкова М:Карапуз-Дидактика,2009.-144с.
- Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, .А.Васильевой Сентябрь- ноябрь. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Автор- Сост. О.В.Павлова «Учитель». Волгоград. 2018.-333с.
- Конструирование из природных материалов в детском саду Ярославль.. В помощь воспитателям и родителям). Автор- И. В. Новикова Академия развития, 2009. — 96 с
- Пальчиковая гимнастика автор-О.В.Узорова Е.А.Нефедова М:ООО изд.АСТ, 2004.-127с.
- Игры на развитие ловкости. Коллекция детских русских игр. Автор- Е.А.Покровский СФЕРА., 2010.-128с.
- Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие Автор-И. Аверина Айрис-Пресс, 2009 г.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Автор-А.Никитина Издательство: Каро, 2016 г
- Макетирование в детском саду // Молодой ученый .Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф.. — 2017г.
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева Детство-Пресс. — 2010г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТАБЛИЧКИ
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
имени профессора Н.Е. Жуковского»
ДЕТСКИЙ САД №7
Проект
«Радужная неделя»
средняя группа
Выполнили воспитатели:
Качионас Е.В.
Попругина А.В
г.о. Жуковский
2020 гг.
Паспорт проекта «Радужная неделя»
Авторы проекта: воспитатели Качионас Е.В., Попругина А.В
Тип проекта: познавательный, творческий
Сроки реализации проекта – краткосрочный 2 недели (15.05.2021-28.05.2021г.)
Участники проекта: (групповой) воспитанники, воспитатели группы, родители.
Актуальность темы:
Цвет в жизни ребенка очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаивают, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях. Так же детство – это мир любознательных почемучек. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством разнообразных свойств, которые ребёнку предстоит учиться открывать для себя. Мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. А так как в современное время много различных мультфильмов и игр для детей, в которых все окрашено в нереальные цвета, то следствие просмотров таких мультфильмов дает некоторым детям уверенность в том, что именно таких цветов бывает окружающая действительность. Что в дальнейшем приводит к непониманию реальных цветов окружающего мира.
Поэтому мы решили разнообразить пребывание детей в детском саду, включив в основную игровую деятельность детей изучение цветовой гаммы радуги, научить различать оттенки и опознавать цвета в окружающем ребенка мире и воспроизводить ее в художественно-эстетической деятельности.
Знакомство с цветовой гаммой поможет усвоить ребёнку больше информаций об окружающем мире, развить память, внимание и художественный вкус.
Цель: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя; создание благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
Задачи:
- Закреплять знания цветового спектра у детей.
- Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.
- Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
- Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
- Привлечь детей к созданию сюжетной композиции.
- Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
- Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.
- Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
- Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, из которых состоят предметы.
- Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас ребят.
- Найти и подобрать опыты для получения радуги в экспериментальных условиях.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Ожидаемый результат:
- По окончанию проекта дети:
- правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни,
- умеют находить предметы заданного цвета вокруг себя,
- знают дни недели и их последовательность. развиты элементарные навыки исследовательской деятельности (опытным путем могут проводить эксперименты для получения радуги);
- сформированы знания о радуге, радужном спектре;
- Сформированы умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Будут созданы продукты деятельности:
- Развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствующая закреплению знаний детей о цветах радуги;
- Коллективная композиция из работ детей «Радуга-дуга»;
- Необходимые условия для организации совместной деятельности детей с воспитателями и родителями;
- Посажена клумба «Радужная полянка»;
- конспекты занятий, дидактические, сенсорные игры;
- цветные физкультминутки; консультация для родителей «Как влияют цвета на поведение детей».
- Повышен интерес у родителей к жизни детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. (15.05.2021г. – 18.05.2021г.)
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по теме.
2 этап – основной (практический). (17.05.2021-24.05.2021г.)
Основной этап.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Распределение цветовой гаммы по дням недели
Дни недели и цвета | Стихи |
Пятница | Семь цветов, всех радуя, обнялись: Красный — это солнышко Поутру. Жёлтый — одуванчики на лугу. Есть у нас оранжевый — апельсин. А зелёный куст растет — у осин. Голубого неба цвет — над тобой. Синий — море синее за кормой. А ещё у радуги фиалок цвет, Маме фиолетовый подари букет. Автор: Огурцова Л. |
Понедельник: красный, оранжевый, жёлтый | А у нас секретов нет |
Вторник: зелёный | Цвет зелёный у листочка |
Среда: синий и голубой | А небесную лазурь |
Четверг: фиолетовый | Солнцем будит ото сна |
Пятница: | Краски сегодня ужасно устали: |
Методические рекомендации:
Каждый день предлагаем детям одеться в одежду, содержащую какой-нибудь цвет радуги
1 день - красный, оранжевый, желтый
2 день - зеленый
3 день - синий, голубой
4 день - фиолетовый
5 день - разноцветный
Рисование или аппликация, лепка, рекомендуемые в эту неделю :
Понедельник: Божьи коровки, маки, клубника, малина,
Апельсины, мандарины, морковка, лиса,
Солнце, подсолнух, одуванчики, цыплята
Вторник: Огурец, трава, деревья, кузнечик.
Среда: Небо, море.
Четверг: Фиалки, сливы, жимолость.
Каждый день – прикрепление поделок на радугу, нарисованную карандашом на ватмане.
Проведение опытов по смешиванию красок: желтую и красную, синюю и желтую, синюю и красную (получаем оранжевую, зелёную, фиолетовую)
В последний день на прогулке в кашпо высаживаются цветы цветов радуги.
3 этап – заключительный. (25.05.2021г.- 28.05.2021г.)
Подведение итогов
Оформление проекта в призентации
Формы реализации проекта:
- НОД.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Досуговая деятельность.
План реализации проекта
Дни недели | Образовательная деятельность |
Понедельник Тема «Радуга» (организационное) |
|
Вторник Тема: Красный Оранжевый Желтый |
|
Среда Тема: Зеленый |
|
Четверг Тема: Голубой синий |
|
Пятница Тема: фиолетовый |
|
Понедельник Тема: «Радуга» (обобщение) |
|
Итоги и анализ реализации проекта
Предварительный этап длился 3 дня:
была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели:
В процессе реализации проекта для усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.
Ведущую роль, в нашей проектной деятельности, имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета, т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети научились более точно выделять цвета предметов, называть оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усвоились, систематизировались, обогатились. С помощью игры дети получили новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизировался и обогатился цветовой словарь.
Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, коллективных композициях и творческих работах с родителями.
В процесс проекта были привлечены и родители, которые помогали в оформлении и реализации проекта. У родителей укрепился интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей. У детей улучшилось развитие мелкой моторики рук, умение мыслить, фантазировать.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности.
Список методической литературы:
- Планирование работы воспитателя ДОО
- Образовательный процесс . Планирование на каждый день. По программе «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, .А.Васильевой Сентябрь- ноябрь. Средняя группа Автор-составитель Н.В.Лободина Издательство «Учитель». Волгоград. 2018.-333с.
- Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. Автор - С.Н.Николаева М-Мозаика-Синтез 2010.-144с
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Автор- О.Б.Дыбина М-Мозаика-Синтез 2011.-80с.
- Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. Автор- С.Н.Николаева М-Мозаика-Синтез 2010.-144с.
- Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Автор- О.А.Соломенникова М-Мозаика-Синтез 010.-80с.
- Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. (Развиваем речь) Автор- О.С.Ушакова М.:ТЦ СФЕРА,2010.-192с.
- Изобразительная деятельность в средней группе детского сада, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Автор- И.А.Лыкова, М:Карапуз-Дидактика,2009.-144с.
- Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, А.Васильевой Сентябрь- ноябрь. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Автор- Сост. О.В.Павлова «Учитель». Волгоград. 2018.-333с.
- Пальчиковая гимнастика автор-О.В.Узорова , Е.А.Нефедова М:ООО изд.АСТ, 2004.-127с.
- Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Автор- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. М.:ТЦ «Сфера», 2001.
- Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду .Автор- Иванова А. И. М.: Сфера, 2004.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.
- Любовь к природе воспитываем с детства.Автор- Николаева С. Н. М.: Мозаика – синтез 2002.
- Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие Автор-И. Аверина Айрис-Пресс, 2009 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Д/с №7 ФГУП ЦАГИ г.о. Жуковский
Досуговое мероприятие на прогулке в рамках проекта «Радужная неделя»
Тема: День радуги (Посадка цветов «Радужная клумба»)
Для детей 4-5 лет (средняя группа)
Составила: воспитатель Попругина А.В.
Дата проведения: май
Цель: Обобщить знания, усвоенные в ходе проекта «Радужная неделя» через различные виды детской деятельности.
Задачи:
- доставить детям радость;
- формировать и развивать эмоциональную сферу ребёнка через различные виды детской деятельности;
- развивать танцевальные навыки, чувство ритма, умение действовать в соответствии с игровым сюжетом;
- укреплять здоровье, развивать крупную моторику, ловкость;
- воспитывать эстетические чувства, любовь к природе;
-совершенствовать знание цветов радуги.
Образовательные области: «Познание», «Художественно-эстетическая», «Речевое развитие», «Физическое», «Музыкальное», «Экологическое развитие».
Деятельность детей: игровая, художественно-эстетическая, трудовая.
Место проведения: участок для прогулок.
Участники: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
Оборудование:
- магнитофон;
- карточки-подсказки;
- рассада цветов (все цвета радуги) (заранее спрятать в те места, на которые будет указывать подсказка) на каждого ребенка;
- вазон для посадки цветов;
- лейки;
- обручи 6 шт., 6 кегли 6 шт., маленькие мячики в контейнере.
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычная прогулка.
Скажите, о чем мы с вами так много говорили в последние дни?
Дети: о радуге, о цветах радуги.
Воспитатель: Мы много говорили о таком красивом и необычном явлении, как радуга.
Что же такого необычного в радуге? Какая она?
Дети: Красивая, разноцветная, яркая.
Воспитатель: Когда появляется радуга?
Дети: Когда светит солнце и идет дождь
Воспитатель: Сколько цветов у радуги?
Дети: 7
Воспитатель: Где же мы с вами можем встретить цвета радуги?
Дети: Везде.
Воспитатель: Мы можем встретить их везде. И дома, и на улице, и в природе.
Посмотрите на наш участок, на наши растения, как вы думаете у нас на участке какого цвета все растения? Какого цвета больше всего?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Действительно, зеленого. И вот сегодня мы вам предлагаем сделать наш участок веселее и посадить в этот большой вазон (показать) разноцветную «радугу» из цветов. Согласны?
Дети: Да
Только пока у нас цветов нет. Они все спрятались. И нам с вами надо их отыскать. А помогут нам в поиске подсказки, которые мы с вами получим, если выполним задания.
Готовы искать цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начнем. Первое задание самое легкое. Надо вспомнить все цвета радуги по порядку и нарисовать их, что бы получилась радуга (показать мелки и мольберт).
А вспомним мы цвета с помощью специальной напоминалки. Помните ее?
Дети: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Воспитатель: А напоминалка эта хитрая. Помните? Надо в каждом слове услышать и назвать первый звук. И с этого звука начинается название цвета в радуге.
Первое слово: Красный. Первый звук К. Значит, цвет начинается на звук К – Красный.
Второе слово: Оранжевый. Первый звук? (О). Значит цвет начинается на О -…..
(По порядку дети проговариваются все цвета радуги. Дети сами выделяют голосом звук и называют цвета. Дети рисуют на мольберте мелками дуги радуги).
Воспитатель: Молодцы, справились. Теперь мы можем взять и посмотреть подсказку (подсказка с картинкой песочница, на ней 3 загадки про красный, оранжевый и желтый цвета).
Воспитатель: Что бы открыть подсказку надо отгадать загадки.
У малины и клубники, Помидора и брусники Вкус, конечно, очень разный, Ну а цвет похожий … Дети: Красный | Апельсинчик трогал Леша, Ласково поглаживал: – Ты красивый и хороший, Круглый и Дети: Оранжевый | «Одуванчиковый» цвет, Его светлей и ярче нет. Дети: Желтый |
Воспитатель: Значит мы сейчас узнаем, где спрятались красные, оранжевые и желтые цветы. (открывает картинку «песочница»)
Дети с воспитателем находят в песочнице, спрятанные цветы красного, желтого и оранжевого цвета.
Воспитатель: Но нам нужно найти цветы всех цветов радуги.
Следующую подсказку мы получим, если сыграем в игру «Солнышко и дождик».
Вам нужно внимательно слушать музыку, пока играет мелодия, дети прыгают, бегают, играют. Как только услышите, что пошел дождь, вам надо быстро спрятаться в домики (обручи). Готовы? Начали.
Игра «Солнышко и дождик» (муз. сопровождение: веселая музыка и звук дождя)
Воспитатель: Молодцы, весело поиграли. Берем подсказку и отгадываем загадку:
Спрятан этот цвет в листочках И в гороховых стручочках. Даже огурец соленый Тоже летом был… Дети: Зеленый |
Воспитатель: Правильно, зеленый. Посмотрим, где же спрятались зеленые цветы. (картинка «горка»). Дети отгадывают, где искать и с воспитателем находят под горкой цветы.
- Варианта (на выбор):
1 вариант: С музыкальным руководителем:
Музыкальный руководитель: Ребята, я открою сейчас вам один секрет. Все растения, и особенно цветы любят красивую музыку. Если им включать музыку или красиво петь, то растения и особенно цветы будут расти и будут очень красивыми. Это так на самом деле. Давайте сейчас вместе красиво споем и станцуем. Тогда получим следующую подсказку и найдем цветы.
Песня и танец
Воспитатель: Вот и заработали мы с вами последнюю подсказку.
Какие же цветы и где спрятались еще от нас?
2 вариант: Следующее задание сложнее. Что бы получить подсказку надо до него добраться через препятствия: обойти кегли, перепрыгнуть кочки, попасть маленьким мячом в круг.
Игра под музыку (препятствия)
Воспитатель: Молодцы теперь смотрим, какие же цветы и где спрятались.
3 вариант: Или карусель (муз игра «Карусель»)
Воспитатель: Молодцы теперь смотрим, какие же цветы и где спрятались. Отгадываем загадки:
На картинке небо ясным Дети: Голубой | Такого цвета море, иней, И небо тоже. Это… Дети: Синий | Увидав его под глазом, Драчуна жалеют сразу, А вот баклажан и слива С ним довольны и счастливы. Дети: Фиолетового |
Воспитатель: Правильно – это голубые, синие и фиолетовые.
Смотрим (картинка «кладовка»). Надо же куда забрались.
Воспитатель достает цветы.
Воспитатель: Вот теперь у нас есть все цветы для «Радужной клумбы»
Давайте их посадим.
Дети с воспитателями сажают цветы (муз. сопровождение песня «Радуга желаний»)
Рефлексия:
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая клумба у нас получилась. Понравилось вам сегодня прогулка?
Что мы с вами искали? Цветы
Каких цветов мы нашли цветы?
Как называется наша клумба? Радужная
Почему она так называется? Потому, что она всех цветов радуги
Воспитатель: Молодцы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как и из чего сделано пособие «Времена года» 1.Сделать трафарет (вытянутый в ширину) 2. Выпилить из фанеры (жесткого картона) Соединить детали круг - подставка 1 2 3.Сделать объемный ствол из длинной втулки/4части 4.Покрасить в соответствующие цвета каждый сектор 5. Нарисовать ветви 6.Оформить различными элементами
«Времена года» Пособие
Дети сами оформляют новый сезон года
Для занятий по развитию элементарных математических представлений
Для занятий по развитию речи
Для занятий по художественно- эстетическому развитию
Паспорт Наглядно-Дидактическое пособие «Времена года»
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.» Антуан дн Сент-Экзюпери
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Описание проекта: Долгосрочный Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой. Сроки реализации: 2017 г.- 2018 г. Участники проекта: воспитатели, дети, родители Интеграция образовательных областей: Здоровье, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Чтение художественной литературы
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Познакомиться с разнообразием живых организмов луга. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Создать на участке ДОУ луговую поляну. Познакомить детей с названиями луговых растений и их внешним видом. Активизировать совместную познавательную, творческую деятельность детей и родителей. Провести экскурсию, в целях ознакомления, педагогов и воспитанников детского сада.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: АПРЕЛЬ МАЙ ПОДГОТОВКА К ПОСЕВУ
ПОСЕВ ЛУГОВЫХ ТРАВ
ПЕРВЫЕ ВСХОДЫ
ИЮЛЬ НАШ ЛУГ
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА НАШИХ ДЕТЕЙ « ЛЕТО » ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ ФЦКМ: « РАСТЕНИЯ И НАСЕКОМЫЕ ЛУГА » ) ( РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ )
В ходе проекта было проведено: Тематические беседы с детьми Тематические занятия по художественно-изобразительному творчеству Тематические дидактические и подвижные игры Тематические вечера загадок и сказок Чтение художественных произведений по теме проекта Консультации для родителей по безопасности детей на природе
Предварительный просмотр:
«В ГОСТЯХ У ЛЕСОВИЧКА»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ-ПРОГУЛКИ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Воспитатели: 1 - Ведущая
2 - Лесовичок
Цель прогулки:
- Развивать интерес детей к живой природе
- Формировать элементарные обобщенные представления о деревьях и птицах
- Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой
Виды деятельности детей в ходе прогулки:
- Коммуникативно-познавательная
- Двигательно-игровая
Оборудование:
- Термометр
- Обручи физкультурные
- Шишки еловые, сосновые
- Материал для эксперимента (2 стакана с водой: простая и сладкая)
- Замороженные ледяные фигурки
- Корм для птиц
Предварительная работа: Беседа на тему, почему деревья не замерзают зимой.
Подготовка опыта с водой: 2 стакана с водой. В один дети насыпают сахар и размешивают. Оба стакана выносят на улицу, на мороз и оставляют на сутки.
Ход прогулки:
Восп- ль: Ребята, мы с вами вышли на улицу. У нас с вами зимняя прогулка
- Посмотрите на свою одежду.
- Как мы с вами оделись, тепло или легко? ( Дети: Тепло)
- Что на вас одето? ( На ногах – сапожки, на руках – варежки, сверху – куртки, на голове – шапки, шарфы)
- Почему мы так тепло сегодня оделись? (потому, что холодно)
Восп- ль: Мы все тепло одеты, потому что на улице холодно, морозно.
- Только, когда мы собираемся на улицу, мы еще не знаем холодно или тепло там. С помощью какого прибора мы можем узнать холодно или тепло на улице? (термометра)
- С помощью термометра. Посмотрите, какой у нас большой, красивый термометр есть на садике. (подвести к термометру)
- Посмотрите, на нем есть рисунки.
- Что вверху нарисовано? (Цветы, солнышко, бабочки)
- Когда это бывает? (Летом, когда тепло)
- Внизу, что нарисовано? (Домик в снегу)
- Когда это бывает? (Зимой, когда холодно)
- В середине термометра есть специальная трубка, и в ней бегает полоска, которая нам показывает какая температура на улице. Чем выше останавливается полоска, тем ближе к солнышку, тем теплее на улице.
-Посмотрите, где сейчас полоска? Низко, ближе к снежному домику. (загадка)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (Зима)
- Правильно – Зима.
-А если зимой долго стоять на месте, то можно замерзнуть. Что бы нам не замерзнуть, давайте проведем разминку. Повторяйте за мной
Физкультминутка:
На дворе у нас мороз. (щеки потереть)
Чтобы каждый не замерз (плечи потереть, похлопать)
Надо ножками потопать (топают ногами.)
И ладошками похлопать. (хлопают )
С неба падают снежинки (поднимают руки над головой.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
И покажем дома маме (вытягивают руки, ладони вверх, как будто протягивая что-то.)
А вокруг лежат сугробы, (разводят руки в стороны.)
Снегом замело дороги (руки справа на лево)
Не завязнуть в поле чтобы (шагают, ноги высоко поднимают)
Поднимаем выше ноги.
Восп-ль: Молодцы.
- Мы с вами согрелись и можем продолжать наше зимнее путешествие. Не отставайте, слушайте и смотрите внимательно. Нас на пути нас ждет сюрприз.
- Посмотрите вокруг, какое все белое. Пушистое. Недаром зиму называют волшебной, сказочной порой. Наши кусты, деревья, цветы уснули до весны, а зима накрыла белым покрывалом.
(выйти с детьми в центр)
- Посмотрите вокруг, сколько деревьев растет в нашем саду.
-Вы узнаете это дерево? (Береза) (показать на березу).
- Как вы узнали, что это береза? (ствол белый в черных пятнах и полосках)
- Посмотрите на березку, есть на ней листочки? Нет
-Правильно, сняла на зиму свой наряд березка и накрыла ее ветви зима, снежным покрывалом
- Давайте подойдем к этому дереву (подвести к рябине)
-Узнаете это дерево? (Рябина)
- Это рябина. Рябина бывает с красными ягодами, а бывает с черными. Наша рябина черноплодная. Посмотрите, на ее ветках еще остались ягодки, они черного цвета.
- Кто знает, для чего рябинка оставляет ягодки зимой на своих ветках? (Для птиц)
- Зимой птичкам много надо есть, что бы не замерзнуть.
-Посмотрите на ветки рябины, есть на них листва? (Нет)
-И рябина на зиму сняла свой наряд, ее зима тоже заботливо накрыла снежным покрывалом.
- Ребята, а какие же деревья не снимают свой наряд ни зимой, ни летом. Круглый год они одним цветом? (Елка) (подвести к елкам).
- Посмотрите, какие это красивые высокие деревья. Только у елей ветви покрыты полностью иголками, так же как летом, потрогайте их.
- А теперь, отгадайте еще одну загадку:
Из коры их пёрышки, а под ними зёрнышки,
И с еловых веточек, ждут зимою белочек.
Кроме остреньких иголок , что растёт на ветках ёлок?
(шишки)
- Правильно, шишки. На наших елках они на самом верху. Я поближе покажу вам шишки. (показать)
- Шишки из коры, в них находятся семена и созревают они у елки зимой. Высыпаются семечки из шишек на снег и ждут весны, что бы прорости.
Восп-ль: Прислушайтесь, кто-то нас зовет. Ребята, посмотрите какой сюрприз! Это Лесовичок.
Появляется Лесовичек.
- Давайте поздороваемся с ним (Лесовичок, здравствуй)
Лесовичок: Здравствуйте ребята
Я очень мудрый старичок. Зовут меня Лесовичок
Я командую всем лесом, с величайшим интересом
А вы хотите со мной погулять? (Да)
Тогда пойдемте. Я вам покажу много всего интересного. Подходят к сосне
- Кто знает, как называется это дерево? (сосна)
- Ой, посмотрите, под сосной сколько шишек. Как вы думаете, кто же их так распотрошил?
- Отгадайте мою загадку:
Кто с высоких темных сосен чешую от шишки сбросил
И в кусты, через пенек промелькнул, как огонек (белка)
Лесов: Правильно. Это белка. Белки зимой питаются семечками от шишек. Тяжело им зимой, мало еды, вот и прыгает она с сосны на елку, с елки на сосну и добывает себе еду.
- А скажите мне дети, что делают деревья зимой? (спят)
- Как мы можем помочь деревьям пережить морозную зиму?
- подсыпать снег к корням.
Лесов: Ребята, я гулял и нашел 2 стакана: в одном лед, вода замерзла, а в другом не замерзла. (показывает стаканы с водой)
-Как же так. Как вы думаете, почему в одном стакане вода замерзла, а во втором стакане не замерзла? (Она с сахаром)
- Сладкая вода не замерзает. Поэтому и корни зимой у деревьев не замерзают, потому, что в них есть сок. А в соке есть сахар.
- Пожелаем нашим деревьям спокойного зимнего сна.
Лесов: А мы с вами отправляемся дальше. (идем на участок )
- Скажите ребята, кому еще зимой тяжело и нужна наша помощь? (птицам)
- Каких птиц вы видели на территории детского сада? (синиц, воробьев, снегирей, ворон)
- Давайте с вами сыграем в игру, которая называется «Птички в гнездышке»
Игра:
- Что бы играть, нам надо установить правила игры. Слушайте внимательно:
Что умеют делать птицы: летать, прыгать на 2 лапках, клевать зернышки. Правильно.
- Вы сейчас превратитесь в птичек. Вот ваши гнездышки (показать обручи на снегу)
По моему сигналу вы вылетаете из гнездышек и разлетаетесь во все стороны, делая движения, которые я буду говорить.
По моему сигналу, все птички должны вернуться в свои гнездышки. Начинаем:
(движения по тексту)
Вот летели птички, птички-невилички (разбежались)
Все летали, все летали, крыльями махали (машут руками)
На дорожку сели, зернышек поели (сели на корточки, «клюют»)
Клю клю, как я зернышки люблю
Перышки почистили, что бы были чище (руками гладят себя)
Прыгаем по веткам, что б сильней быть деткам (прыгают)
Вдруг собачка прибежала и всех птичек распугала (дети бегут в обручи)
Проводится 2 раза
Восп-ль: Лесовичок, наши ребята знают стихи про птиц:
Девочки хором: Непоседа, невеличка Желтая почти вся птичка Любит сало и пшеничку А зовут ее (синичка) | Мальчики хором: Кто не знает снегиря, |
Лесовичок: Ребята, а вы помогаете птицам зимой? (да)
Восп-ль: Лесовичок пойдем мы тебе покажем, какая на нашем участке есть кормушка (подходят к кормушке)
Лесовичок: Сенички и воробушки питаются зернышками и семечками, а снегири ягодами и семенами.
- А вы чем кормите птиц? (семечками, хлебными крошками)
- Давайте насыпем птицам крошек (дети с Лесовичком насыпают в кормушку корм)
Лесов: Какие вы молодцы! Внимательные. Заботливые, дружные. Подарю я вам на память серебряные льдинки. Ими вы украсите ваш участок.
(украшают льдинками постройку на участке)
Лесовичок: Мне пора прощаться с вами. Я приду к вам весной, посмотреть, что случиться с вашими льдинками.
-До свидания ребята. (До свидания)
Восп-ль: Ребята, лесовичок наш ушел и наша прогулка подходит к концу.
- Понравилась вам прогулка? Да.
- Что мы с вами сегодня узнали нового интересного?
- Про термометр – С его помощью можно узнать тепло или холодно на улице?
- Для чего елке шишки – из них высыпаются семечки и прорастают в новые елки, семенами шишек питаются белки
- Почему деревья не замерзают – В них течет сладкий сок.
- Что едят птички зимой – семечки и ягоды.
- Много интересного и нового мы узнали сегодня на прогулке.
- Молодцы. Прогулка наша закончена.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Фея луга» ( тема: насекомые)
Для детей средней группы (4-5 лет)
Составила: Попругина Анастасия Викторовна.
Воспитатель детского сада №7 «Кораблик» , г. Жуковского Московской области.
Задачи: Закрепить представление детей о приметах весны. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки.
Материал:
Кукла «Фея Луга» (в наряде, отделанном цветами, бабочками, с крыльями, в венке из цветов)
Картинки: бабочка, пчела, муравей, улей, муравейник.
Плакат с изображением луга ,
Плакат с изображением разных насекомых
Большая коробка (поляна) с муляжами насекомых
Раскраски (разных насекомых)
Цветные карандаши
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
Ручки помогают (дети кладут руки на колени)
Ножки не мешают (дети ставят ножки под стульчик спина прямая)
Глазки смотрят ( внимание на воспитателя)
Ушки слушают (внимание на воспитателя)
Воспитатель: Ребята давайте вспомним Какое сейчас время года ?
Отв детей: Весна
Воспитатель: А кто знает, какой месяц весны сейчас?
Отв детей : Апрель
Воспитатель: Правильно, Апрель - это второй месяц весны,
Март закончился, снег растаял и наступил Апрель
Солнышко светит ярче, пригревает все теплее
А что вы замечаете в природе?
Отв детей: Птицы прилетели , на деревьях набухли почки, появилась первая травка и первые цветы.
Воспитатель: Под теплым солнышком травы и цветы пробиваются очень быстро. Они растут везде: и в городе, в полях, в лесу.
Есть такое место, где нет деревьев, а есть большое поле и на нем растет самые разные травы и много цветов.
Это место называется Луг (показать картинку луга)
У Луга есть хозяйка .А зовут ее Фея Луга
И сегодня она прилетела к нам в гости (показать куклу)
Ее королевство – это луг, со всеми его травами, цветами и маленькими жителями.
Травы и цветы мы видим с вами на картине, а вот какие жители живут в ее королевстве нам не видно. Они совсем маленькие и про них нам Фея принесла загадки.
Мы их с вами должны отгадать.
Первая загадка :
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и…. улетел
Отв. детей: Бабочка (показать картинку бабочки)
Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?
Отв детей: Крылья похожи на лепестки
Воспитатель: Какого цвета бывают бабочки. Кто знает?
Отв детей: называют разные цвета
Воспитатель: Правильно, бабочки бывают разных цветов. И поэтому их можно перепутать с любым цветком.
Отгадайте еще одну загадку загадку:
Хлопотлива и смела
Медоносная…….
Отв детей : пчела (показать картинку пчелы)
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим пчелу
Какого цвета пчела ?
Отв детей: Туловище пчелы в желтую и черную полоску
Воспитатель: Какие крылья?
Отв детей: Прозрачные.
Воспитатель: Посмотрите, какой у пчелы есть жало, которым она нас больно может ужалить, если ее разозлить.
Воспитатель: Что делает пчела?
Отв детей: Собирает нектар, для чего? Чтобы сделать мед.
Воспитатель: Кто знает, где живет пчела?
Отв детей (с помощью воспитателя): В улье. И не одна, а целой семьей, в улье живет много пчел.
Воспитатель: Давайте поиграем в пчелок
Физкультминутка «Пчелки»
Пчелка трудится весь день (руки на пояс. Повороты туловища)
И работать ей не лень (Руки в стороны, повороты)
От цветка летит к цветку (Руки в стороны, полет)
Клеит на брюшко пыльцу (Погладить живот)
Хоботком нектар сосет (Ладони труб, вдохнуть)
За день много наберет (развести руки в стороны)
Унесет нектар в тот улей (обхватить себя руками)
И назад вернется пулей (покружиться вокруг себя)
В сотах утрамбует мед (потопать ногами)
Скоро ведь зима придет (обхватить себя руками и потереть)
Будет пчелкам, чем питаться (погладить живот)
Летом надо им стараться (погрозить пальчиком)
Воспитатель: Садитесь на свои места, и посмотрим, кто же еще живет на лугу
Следующая загадка:
Погляди на молодцов
Веселы и бойки
Волокут со всех концов
Материал для стройки
Без работы хоть убей
Жить не может……..
Отв детей: муравей) (показать картинку муравья)
Какого цвета муравей?
Отв детей: Черного, он быстро ползает
А как называется дом у муравьев?
Отв детей: Муравейник. В муравейнике живет много муравьев и все они целыми днями трудятся. Приносят в муравейник палочки, веточки, листочки.
Воспитатель: Бабочка, муравей, пчела – как их можно назвать одним словом? - Насекомые
Посмотрите сколько бывает насекомых. (показать плакат с насекомыми)
Давайте их назовем (проговорить по плакату)
Воспитатель: Фея Луга принесла нам подарок, игрушечных насекомых.
(Достать коробку с муляжами насекомых)
Подозвать детей и дать им посмотреть и потрогать.
Воспитатель: Хозяйка луга очень любит своих жильцов и просит вас не трогать их руками.
Они хоть и маленькие, но когда их трогают руками, они начинают защищаться и жалят. Больно.
Поэтому настоящих насекомых трогать руками не надо. Ими можно любоваться и тихонько наблюдать за ними.
А теперь, посмотрите на нашу картину Луга. На ней совсем не видно насекомых. Я предлагаю вам разукрасить разных насекомых и прикрепить их на нашу картину. Тогда королевство Феи будет луг еще ярче и краше.
Раздать раскраски и цветные карандаши
Разукрашивание. Оформление коллективной работы на плакате.
Воспитатель: Молодцы. Получилось очень красиво. Фея Луга говорит вам спасибо и приглашает летом в свое королевство в гости, на Луг . На нашем участке будет свой маленький кусочек луга. И мы посмотрим, кто на нем поселится.
А теперь Фея прощается с вами. Занятие наше закончено.