Взаимодействие с объектами социальной среды
Взаимодействие с объектами социальной среды является не маловажной составной частью работы психолога. Данное направление работы, как правило, не входит в функциональные обязанности специалиста и выходит за рамки образовательной организации или системы образования в целом. Несомненным преимуществом взаимодействия с объектами социальной среды является формирование имиджа педагога в обществе, а так же налаживание партнерских отношений с организациями города.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТКР "ОХА"
Взаимодействие с ТРК "Оха" осуществляется в рамках цикла просветительских телепередач "Здоровье". Тематика выступлений формируется в соответствии с запросами телезрителей. Запросы публикуются в социальных сетях (Одноклассники.ру, ВКонтакте).
- https://nsportal.ru/video/2018/04/tv-oha-rubrika-o...Выступление по телеканалу ТВ "Оха" в эпизоде программы "ОХАпка" "Секрет счастья"
- https://nsportal.ru/video/2018/04/tv-oha-rubrika-z...Выступление по телеканалу ТВ "Оха" в телепередаче "Здоровье" "Раннее развитие: во что играть с ребенком"
- https://nsportal.ru/video/2018/04/tv-oha-rubrika-z...Выступление по телеканалу ТВ "Оха" в телепередаче "Здоровье" "Раннее развитие"
- https://nsportal.ru/video/2018/04/tv-oha-rubrika-z...Выступление по телеканалу ТВ "Оха" в телепередаче "Здоровье" "Первый раз в детский сад"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВЛЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ "СОЮЗ ЖЕНЩИН РОССИИ"
Взаимодействие с данной организацией осуществляется в рамках сопровождения конкурса "Маленькая принцесса". Подобный конкурс проводиться в нашем городе впервые. Его основная цель - укрепление семейных ценностей. Участницами конкурса являются девочки 8-9 лет. Им предстоит пройти ряд этапов:
- Отборочный этап для которого необходимо подготовить творческий номер;
- Репетиционный этап предполагает подготовку в заключительному шоу, а так же:
- экскурсия в художественную школу;
- экскурсия в музыкальную школу;
- мастер-класс от сотрудников Центральной библиотеки;
- творческий час "Творим вместе" с учащимися Рос-нефть класса МБОУ СОШ №1.
- Заключительный этап (финальное шоу). Финальное шоу предполагает несколько конкурсных испытаний:
- Дефиле "Принцессы прибыли на балл"
- Конкурсное испытание "Визитная карточка"
- Конкурсное испытание "Что? Где? Когда?"
- Конкурсное испытание"Полёт фантазии"
- Конкурсное испытание "Мой талант"
- Конкурсное испытание "Персонаж любимой сказки"
- Конкурсное испытание "Выход в вечерних нарядах"
Для создания положительного настроя участников первым этапом психолого-педагогического сопровождения конкурса стало знакомство родителей участниц друг с другом. Для этой цели были подобраны тренинговые упражнения, которые помогли родителям познакомиться друг с другом, обозначить свои ожидания от конкурса, а так создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в родительской группе. Помимо знакомства была проведена беседа о влиянии внутренней позиции родителя на эмоциональное состояние ребенка и о важности правильного распределения своего времени.
Следующим этапом сопровождения является работа непосредственно с участницами конкурса. Основная задача работы с группой детей - снятие психоэмоционального напряжения. Поскольку конец учебного года сопряжен с интенсивной учебной нагрузкой (итоговые контрольные работы) и заключительными мероприятиями в системе дополнительного образования (отчетные концерты, спектакли и т.д.) подготовка к конкурсу является дополнительным стрессом для девочек. Что бы преодолеть напряжение и избавиться от накопившейся усталости с участницами конкурса проводятся тренинговые упражнения и ресурсные психотерапевтические техники.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЦЕНТРОМ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ "АКУНА МАТАТА"
Взаимодействие с центром поддержки образования "Акуна Матата" осуществляется в рамках занятий в паре "Мама + малыш" для детей от 6 месяцев до 2 лет. Основной целью занятий является повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах раннего развития ребенка.
Основной упор в работе с детьми раннего возраста ставится на развитие моторных функций, сенсорно-перцептивной и двигательной сферы.
Ощущение и восприятие - начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире. Стоит отметить некоторые особенности развития данной сферы у младенцев:
- ведущую роль в развитии сенсорно-перцептивной сферы играют зрение и слух;
- развитие сенсорно-перцептивной сферы зависит от уровня развития моторных функций ребенка и способствует последнему;
- развитие моторных функций, в частности действия хватания, приводит к интенсивному манипулированию предметами и становится условием их восприятия;
- адаптация руки к захвату предмета в соответствии с его формой свидетельствует о выделении ребенком формы и размера предметов;
- развиваются межанализаторные связи - зрительно-слуховые и зрительно-двигательные координации;
- начинает формироваться первое познавательное действие - обследование предметов.
В дальнейшем на эту базу надстраивается развитие всей познавательной сферы ребенка. В раннем возрасте важно стимулировать стремление ребенка исследовать окружающий мир поскольку это богощает его сенсорный и перецептивный опыт, дает толчек для развития психических пзновательных процессов. Для этого необходимо насыщать окружающую среду малыша различными стимулами. Однако следует придерживаться некоторых основных правил и учитывать возрастные особенности ребенка. Эту полезную и важную информацию узнают родители, посещая занятия "Мама + малыш".
Описание группы. Каждая группа состоит из 5-6 детей. Дети объединяются в группы, близкие по возрасту (6-11 мес., 12-18 мес., 19-24 мес.). Направление работы в каждой группе отличается и зависит от возраста, интересов и возможностей детей.
Приоритетные направления работы в разных возрастных группах:
- 6-11 мес. Приоритетное направление - развитие двигательной сферы и моторных функций, обогащение пассивного словаря, стимулирование восприятия простыми стимулами.
- 12-18 мес. Приоритетное направление - активизация восприятия зрительными, тактильными и звуковыми стимулами, стимулирование исследования предметов и окружающей среды, развитие двигательной сферы и моторных функций, обогащение пассивного словаря.
- 19-24 мес. Приоритетное направление - формирование сенсорных эталонов, представлений о простых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, красный, синий), стимулирование исследования предметов и окружающей среды, сравнение предметов окружения с сенсорными эталонами, развитие двигательной сферы и моторных функций, обогащение пассивного словаря.
Отличительные особенности занятий:
- Формирование консультаций исходя из запроса группы либо на основе конкретной ситуации;
- Изготовление развивающего материала из подручных средств;
- Родители - активные участники развивающего процесса;
- Продуктивная деятельность (лепка, аппликации, рисование);
- Разнообразность развивающих стимулов;
- Двигательные упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики;
- Использование стишков, песенок и потешек;
- Расширение социальных контактов родителей (в особенности мам);
- Возможность взаимодействия детей в группе сверстников на регулярной основе.
Еще одной не маловажной отличительной особенностью занятий является развивающий инструментарий (игры и стимулы). Весь инструментарий является авторским. Он разработан и реализован мной с помощью доступных средств и предметов домашнего обихода. Это позволяет родителям изготовлять похожие игры в домашних условиях самостоятельно. Кроме того, подобные "развивашки" могут включать элементы, интересующие конкретного ребенка и делать игру еще привлекательнее для малыша.
Такой подход к развивающему инструментарию был выбран не случайно. В нашем не большом городе ассортимент развивающих игр и игрушек для детей не велик. А удаленность и частые плохие погодные условия приводят к тому, что доставка из интернет - магазинов составляет в среднем один месяц. Поэтому многие не сложные игры целесообразнее делать своими руками.
Режим работы группы. Каждая встреча проходит на протяжении 60 минут:
- 20-30 минут - непосредственно занятие с детьми;
- 15-20 мин - консультация с родителями во время свободной игры детей;
- 15 минут - прощание, уход домой.
Примеры развивающих игр
"Конфета с сюрпризом"
"Тянем-потянем"
"Разноцветный коврик"
Тактильные вкладыши "Треугольник"
"Геометрическое лото"
"Веселые прищепки"
"Шумовые коробочки"
"Тактильные елочки"
"Сенсорные коробки"
"Радужные стаканчики"
"Боулинг"
"Геометрические фигуры"
"Сенсорный коврик"
"Тактильные карточки"
Продуктивная деятельность
Знакомство с пластичным материалом "Тесто"
Раскрашивание простых трафаретов
Знакомство с пластичным материалом "Масса для лепки"
Аппликация "Кошка в окошке"
Рисование "Цветные штампы"
Знакомство с клеем
Аппликация "Черепаха"
Апптикация "Мозаика"
Раскрашивание сложного трафарета